Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 11:52, контрольная работа
В период Смутного времени в России сложилась следующая ситуация: период правления Василия Шуйского большая группа дворян выехала в Польшу и договорилась о восшествии на российский престол Владислава, сына Сигизмунда. Был заключен союз с Польшей.
В это же время царь Василий Шуйский заключил политический союз со Швецией. В это время польские войска осаждали Смоленск, в котором было всего лишь 400 защитников против 10.000 осаждавших.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
2
1.
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ В XVII В.……………………...
2
2.
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ………………………………
8
3. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ …………………………………….
10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
13
В июле 1662 г. в Москве произошло последнее городское восстание XVII в. Выпуск медных денег по цене серебряных привёл к страшной дороговизне, от которой страдали главным образом низшие слои населения.
"Медный бунт" заставил правительство отменить своё решение.
Крестьянскую войну (1670-1671 гг. возглавил донской казак Степан Тимофеевич Разин (ок. 1630-1671 гг.). В первый период (1667-1669 гг.) движение Разина характеризовалось разбойными действиями казацкой вольницы (походы на берега Каспия и Царицын).
Во втором периоде (1670-1671 гг.) казацкое движение приобретает антифеодальный характер. К восстанию примыкают широкие массы крестьянства и народы Поволжья: чуваши, мари, мордва, татары. Восставшие захватили Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, но под Симбирском были разбиты правительственными войсками. Разина схватили на Дону и казнили 6 июня 1671 г. на Красной площади.
Война под предводительством Степана Разина обнаружила все черты, свойственные крестьянским войнам средневековья; стихийность, локальный характер, отсутствие зрелой политической программы. Призывая народ к борьбе против крепостников, Разин в то же время выступал за "хорошего царя".
В целом развитие страны после Смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны, заметно шагнуло вперёд хозяйство, но с другой стороны, резко ухудшилось положение народа, что выразилось в многочисленных городских восстаниях и крестьянской войне 1670-1671 гг. Постоянно падала роль сословно- представительных органов и возвышалась власть царя, приобретая черты абсолютной монархии.
Церковный раскол в России 17 века произошел не сразу и не вдруг. Его можно сравнить с затянувшимся, длительным нарывом, который был вскрыт, но не смог вылечить весь организм, и пришлось прибегнуть к ампутации небольшой части, чтобы сохранить часть большую. Поэтому 13 мая 1667 года на собравшемся в Москве православном соборе были осуждены и преданы анафеме все, кто продолжал сопротивляться новым обрядам и новым богослужебным книгам. Православная вера была движущей силой русского общества в течение нескольких веков. Российский государь считался законно избранным помазанником божьим только после благословления митрополита - главы русской православной церкви. Митрополит в российской иерархии был вторым человеком в государстве. Российские государи всегда советовались со своими духовными отцами и важные, судьбоносные решения принимали только с их благословения.
Церковные каноны в русской православной церкви были незыблемы и соблюдались очень строго. Нарушить их, значило совершить самый тяжкий грех, за который полагалась смертная казнь. Церковный раскол, который произошел в 1667 году, в значительной мере повлиял на духовную жизнь всего Российского общества, затронул все его слои – и низшие, и высшие. Ведь церковь была единым составляющим для российского государства.
Церковная реформа, инициатором и ревностным исполнителем которой было принято считать митрополита Никона, расколола российское общество надвое. Одни отнеслись спокойно к церковным нововведениям и стали на сторону церковных реформаторов, тем более что к сторонникам реформы принадлежал и российский государь Алексей Михайлович Романов, помазанник божий. Так что, идти против церковной реформы, было равнозначно идти против государя. Но нашлись и такие, кто слепо и истово верил в правильность старых обрядов, икон и богослужебных книг, которыми почти шесть веков оправляли свою веру их предки. Отступление от привычных канонов казалось им богохульством, а их убеждали, что это они со своими старыми канонами еретики и богоотступники.
Русский православный народ запутался и обратился к своим духовным наставникам за разъяснениями. Священники тоже не имели единого мнения о церковных реформах. Частично это было от их неграмотности в буквальном смысле. Многие не читали тексты молитв по книгам, а произносили их наизусть, выучив устно. Кроме того, всего менее века назад, Стоглавый церковный собор, состоявшийся в 1551 году, уже закрепил двойную аллилуйю, двуперстное крестное знамение и хождение крестного хода посолонь, как единственно правильное, вроде бы тем самым, поставив точку в некотором сомнении. Теперь же оказалось, что все это было ошибкой и на эту ошибку Русской православной церкви, которая позиционировала себя с единственной и истинной ревнительницей христианской православной веры во всем мире, указали греки, которые сами являлись отступниками. Ведь это они пошли на объединение с римско-католической церковью, подписав в 1439 году Флорентийскую унию, которую Русская церковь не признала, сместив Московского митрополита Исидора, грека по происхождению, который это соглашение подписал. Поэтому большая часть священников и сами не успевали за теми требованиями, которые были полностью противоположны понятным и привычным канонам.
Книги надо было заменить на новые , отпечатанные по греческим переводам, а все привычные, веками и поколениями на моленные иконы с двуперстным крещением и привычным написанием имени Сына Божьего Иисус, церковь требовала заменить на новые. Креститься надо было тремя перстами, произносить и писать Иисус, крестный ход осуществлять против солнца. Большая часть русских православных не захотела смириться с новыми канонами и предпочла начать борьбу за старую веру, которую и считала истинной. Не согласных с церковной реформой стали называть староверами и вести с ними беспощадную борьбу. Бросали их в темницы, сжигали заживо в срубах, если не могли сломить веру. Староверы уходили в северные леса, строили там скиты и продолжали жить, не отступая от своей веры.
XVII век - это время самых разных
по характеру, социальному составу,
требованиям восстаний, бунтов и
народных движений.
Многие из них были вызваны конкретными
обстоятельствами, часто ошибочными действиями
властей.
После Смуты правительство, испытывавшее
финансовые трудности и нуждавшееся в
средствах для ведения войн в целях возвращения
потерянных в Смуту земель, помимо постоянного
налога прибегало к чрезвычайным денежным
сборам, косвенным налогам. В разоренной
событиями Смутного времени стране уплата
чрезвычайных налогов часто бывала невозможна
из-за нищеты, неплатежеспособности населения
России. Недоимки в казну росли.
В 1646 году правительство Алексея Михайловича
вновь увеличивает косвенные налоги, подняв
цену на соль в четыре раза. Но вместо пополнения
казны вновь происходит сокращение доходов,
ибо народ оказался не в состоянии покупать
соль по новой цене. В 1647 году правительство
налог отменяет, но решено было взыскать
недоимки за три года любыми способами.
Это решение вылилось в июне 1648 года в
открытое восстание в Москве, получившее
название «Соляного бунта». Несколько
дней Москва была в мятеже: жгли, убивали,
грабили всех, кого считали виновником
народных бед. К горожанам присоединились
стрельцы и пушкари, часть дворян. Восстание
удалось подавить лишь с помощью подкупленных
стрельцов, которым увеличили жалование.
Восстание, испугавшее власти, во многом
способствовало созыву в 1649 году Земского
собора и принятию Соборного уложения -
нового кодекса законов.
«Соляной бунт» в Москве не был единственным.
В 1630 - 1650-х годах восстания произошли более
чем в 30 русских городах: Великом Устюге,
Воронеже, Новгороде, Пскове, Курске, Владимире,
сибирских городах.
Эти восстания не облегчили положение
народа. В середине XVII века налоговый гнет
возрос еще более. Денег требовали войны,
которые вела Россия со Швецией и Польшей,
нужны были средства и на содержание государственного
аппарата.
В поисках выхода из тяжелого финансового
положения русское правительство взамен
серебряной монеты с 1654 года по той же
цене стало чеканить медную. Медных денег
было выпущено так много, что они обесценились.
Дороговизна продуктов привела к голоду.
Доведенные до отчаяния посадские московские
люди летом 1662 года подняли восстание.
Оно было жестоко подавлено, но правительство
для успокоения народа вынуждено было
прекратить чеканку медных денег, которые
вновь заменялись серебряными.
В череде этих и других выступлений особо
выделяется движение Степана Разина, которое
в историографии советского времени принято
было называть «крестьянской войной».
Но даже если отойти от классового подхода
советского времени, все равно следует
отметить, что восстание Разина было крупнейшим
выступлением XVII века, с большими действиями
двух армий, военными планами и реальной
угрозой московскому правительству со
стороны восставших.
Усиление феодальной эксплуатации, оформление
крепостного права, рост налогового гнета
усилили бегство крестьян на окраины страны,
в недосягаемые для правительства районы.
Одним из мест, куда направлялись беглые
крестьяне, был Дон, где они становились
свободными людьми. В казачьих областях
с древних пор существовал обычай не выдавать
явившихся туда беглецов.
К середине 60-х годов на Дону скопилось
большое количество беглых.
В отличие от старых донских казаков эти
новоприбывшие люди (их стали называть
«голытьбой», «голутвенными казаками»)
жалования не получали. Пахать землю на
Дону казакам запретили, боясь, что земледелие
превратит казаков в крестьян и приведет
к закрепощению их Москвою.
«Голытьба» активно участвовала в походах
против Крыма и Турции, дававших богатую
добычу («походы за зипунами»).
В 1658 - 1660 годах турки и крымские татары
блокировали выход в Азовское и Черное
моря. Объектом нападения казаков все
чаще становилось побережье Каспия.
В 1666 году отряд в 500 казаков под предводительством
атамана Василия Уса предпринял поход
с Дона через Воронеж к Туле, чтобы предложить
правительству свои услуги в связи с войной
России и Польши, желая получить на военной
службе средства к существованию. В дороге
к отряду присоединилось множество крестьян
и посадского люда. Отряд вырос до 3 тысяч
человек.
Против усовцев было собрано большое,
хорошо вооруженное правительственное
войско, вынудившее повстанцев отойти
на Дон. Многие из участников похода Василия
Уса впоследствии влились в армию Степана
Разина.
В 1667 году «голутвенные казаки» отправились
к Каспийскому морю в «поход за зипунами»
во главе со С.Т. Разиным. Они захватили
Яицкий городок (ныне Уральск), сделав
его своим опорным пунктом. В 1668 - 1669 годах
разинцы подвергли опустошительным набегам
западное побережье Каспия, разбив флот
иранского шаха, и с богатой добычей вернулись
на Дон. Поход этот не выходил за рамки
обычного казацкого похода за добычей.
Весной 1670 года С. Разин начал новый поход
на Волгу, в котором приняло участие казачество,
крестьяне, посадское население, многочисленное
нерусское население Поволжья.
Основной целью похода была Москва, маршрутом
- Волга. Среди восставших были сильны
настроения наивного монархизма, вера
в доброго царя. Гнев их был направлен
против воевод, бояр, дворян, всех богатых
людей. Восставшие пытали, жестоко казнили,
жгли дома богачей, грабили их имущество,
освобождая простой люд от податей и крепостной
зависимости.
Восставшие захватили Царицын, Астрахань,
Саратов и Самару. Затянулось лишь взятие
Симбирска. Таким образом, восстание охватило
громадную территорию от низовьев Волги
до Нижнего Новгорода, от Украины и до
Заволжья.
Лишь весной 1671 года большим напряжением
сил 30-тысячной армии против 20-тысячного
войска С.Т. Разина правительство смогло
снять осаду Симбирска и разгромить восстание.
Сам Разин был захвачен зажиточными домовитыми
казаками, выдан правительству и летом
1671 года казнен. Отдельные отряды повстанцев
сражались с царскими войсками до осени
1671 года.
Анализируя причины поражения восстания,
исследователи, прежде всего, отмечают
невысокий уровень военной организации; разобщенность
восставших; разнохарактерность целей
и требований различных социальных и национальных
слоев участников вооруженной борьбы.
Восстание С.Т. Разина заставило правительство
искать пути укрепления существующего
строя. Усиливается власть воевод на местах,
были продолжены преобразования в армии;
начинается переход к системе подворного
обложения.
Одной из форм протеста в XVII веке стало
движение раскольников.
В 1653 году по инициативе патриарха Никона
в Русской православной церкви была проведена
реформа, призванная ликвидировать разночтения
в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие
столетия.
Началось исправление церковных книг
по греческим образцам. Вместо старорусской
была введена греческая обрядность: двоеперстие
было заменено троеперстием, символом
веры был объявлен четырехконечный крест
вместо восьмиконечного.
Нововведения были закреплены Собором
русского духовенства в 1654 году, и в 1655
году одобрены константинопольским Патриархом
от имени всех восточных православных
церквей.
Однако реформа, проводимая поспешно,
без подготовки к ней русского общества
вызвала сильное противоборство в среде
русского духовенства и верующих. В 1656
году защитники старых обрядов, признанным
лидером которых стал протопоп Аввакум,
были отлучены от церкви. Но эта мера не
помогла. Возникло течение старообрядцев,
создавших свои церковные организации.
В Русской православной церкви, таким
образом, произошел раскол. Старообрядцы,
спасаясь от преследования, уходили в
далекие леса и за Волгу, где основывали
раскольничьи общины - скиты. Ответом на
преследования стали акции массового
самосожжения, запощевания (голодной смерти).
Движение старообрядцев приобрело и социальный
характер. Старая вера стала знамением
в борьбе против усиления крепостничества.
Наиболее мощно протест против церковной
реформы проявился в Соловецком восстании.
Богатый и знаменитый Соловецкий монастырь
открыто отказался признать все новшества,
введенные Никоном, повиноваться решениям
Собора. В Соловки было послано войско,
но монахи затворились в монастыре, оказали
вооруженное сопротивление. Началась
осада монастыря, длившаяся около восьми
лет (1668 - 1676 г.). Стояние монахов за старую
веру послужило примером для многих.
После подавления Соловецкого восстания
усилились гонения на раскольников. В
1682 году были сожжены Аввакум и многие
его сторонники. В 1684 году последовал указ,
по которому староверов надлежало пытать,
а в случае непокорения - сжечь. Однако
и эти меры не ликвидировали движение
сторонников старой веры
В конце XVII века Россию потрясли стрелецкие
бунты. К этому времени, в связи с созданием
полков нового строя, роль стрельцов снизилась,
они потеряли многие привилегии. Стрельцы
не только несли военную службу, но и активно
занимались хозяйственной деятельностью.
Самоуправство стрелецких полковников,
частая задержка жалования, обязанность
платить налоги и пошлины с промыслов,
рост имущественного неравенства в их
среде - все вызывало недовольство стрельцов.
Этим недовольством ловко воспользовалось
боярство в борьбе за власть после смерти
Федора Алексеевича, спровоцировав стрелецкие
мятежи 1682, 1689 и 1696 годов.
Итогом мятежей, активного участия стрельцов
в политической борьбе около трона явилось
коренное реформирование армии, проведенное
Петром I и приведшее к расформированию
стрелецких войск.
Литература.
Информация о работе Эволюция государственного строя в XVII в. Церковный раскол. Народные движения