Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:31, реферат
Актуальность темы. По окончании Смуты Россия, потерявшая около половины своего населения, представляла собой разоренную, искалеченную польским нашествием и внутренними междоусобицами страну. Ее история в царствование первых трех Романовых – это история медленного и тяжелого восстановления, прерываемого серьезными общественными потрясениями.
Введение………………………………………………………………….……3
1 Социально-политическое положение России XVI – XVII вв……….……5
2 Правовое положение феодально-зависимого населения…………….…..11
3 Характеристика основных этапов юридического оформления системы крепостного права……………………………………………………….……15
Заключение……………………………………………………………………23
Библиографический список…………………………………………………..25
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
(Национальный
в г. Озерске
Факультет «Юриспруденция»
Кафедра « Правовые дисциплины»
Контрольная работа
По дисциплине: История отечественного государства и права
Юридическое закрепощение крестьян
Выполнил: студент гр. 131 ОзЗ
К.Д. Александрова
Проверил: С.В. Кузнецов
Озерск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Социально-политическое
2 Правовое положение феодально-
3 Характеристика основных этапов юридического
оформления системы крепостного права……………………………………………………….……
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..25
Введение
Актуальность темы. По окончании Смуты Россия, потерявшая около половины своего населения, представляла собой разоренную, искалеченную польским нашествием и внутренними междоусобицами страну. Ее история в царствование первых трех Романовых – это история медленного и тяжелого восстановления, прерываемого серьезными общественными потрясениями.
На рубеже XVI – XVII вв. в судьбах русского крестьянства наступил переломный момент, который отрицательно сказался на ходе русской истории в целом: в общих чертах оформилось крепостное право.
Термин "крепостное право" употребляется в исторической литературе в двояком смысле: в широком – как система феодальной эксплуатации, утвердившейся еще в Киевской Руси, и в узком – как особый этап в процессе крестьянского закрепощения, когда рядом законов централизованного, а затем абсолютистского государства была провозглашена практически неограниченная власть господ над крепостными. О втором значении термина и пойдет речь в данной работе.
Целью данной работы является ответ на вопрос: как юридически оформлялось крепостное право на Руси?
Данная цель определяет следующие задачи:
1) рассмотреть социально-
2) проанализировать правовое
положение феодально-
3) изучить основные этапы юридического оформления системы крепостного права.
Характеристика литературы.
Вопрос о закрепощении крестьян в России на протяжении более двухсот лет является предметом большой и оживленной дискуссии в исторической науке. В дореволюционной историографии были выработаны две концепции: так называемого указного и безуказного закрепощения. Сторонники первой –В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев и др. полагали, что исконно свободные русские крестьяне были лишены свободы и прикреплены к земле государственным указом, изданным по инициативе Бориса Годунова во время царствования Федора Ивановича.
Большая работа по изучению
вопроса о возникновении
1 Социально-политическое положение России XVI – XVII вв.
Административная система XVII в. представляется весьма запутанной и архаичной. Однако нет причин сомневаться в ее эффективности для своего времени. Она была традиционна, устойчива, многократно испытана на практике. Как показывает анализ развития сословных отношений и административного аппарата допетровской Руси, обе эти линии тесно между собою связаны – точнее, они представляют собой две стороны единого процесса. Формирование сословий происходит под непосредственным влиянием государства, а административные учреждения существуют постольку, поскольку обеспечивают функционирование данного сословного строя. В результате жизнь сословий и деятельность государства как бы переплетаются между собой. Это выразилось в формировании особого типа государственности – служилого государства.
В 1627 г. вышел Указ о запрещении раздавать дворцовые земли, фонд которых заметно таял. Много земель с крепостными захватили монастыри. Указы Филарета об ограничении и о запрещении земельных вкладов в монастыри на практике не соблюдались.
Земельные пожалования раздавались и дворянам. В отличие от знати они получали в поместья обычно небольшие участки. Особенно много черных и дворцовых земель перешло дворянам в 1613-1614 гг., когда новый царь награждал своих слуг, и в 1619-1620 гг., когда вернувшийся из плена патриарх Филарет жаловал земли за участие в военных действиях. В результате этого в течение первой четверти XVII в. в центре страны черные земли полностью исчезли.
В начале 1637 г. в Москве был созван Земский собор. Понимая, что их значение в политической жизни велико, служилые люди подали царю челобитную с требованием отменить урочные годы (пятилетний срок для сыска беглых крестьян, после которого поиски прекращались и фактически сохранялась хоть малая лазейка для выхода из крепостного состояния, пусть путем бегства), так как в течение пяти лет невозможно отыскать беглых, особенно если они скрываются во владениях монастырей и знати. Дворяне жаловались на судебную волокиту в приказах и просили устроить суд по городам. В ответ царь указал распространить на дворян льготу, полученную Троице-Сергиевым монастырем еще в 1613-1614 гг. Теперь сыск беглых производился в течение девяти лет (обычно с подачи челобитной воеводе или в приказ). Через несколько лет дворянам представилась новая возможность возобновить притязания на крестьян. Опасаясь народных волнений, Боярская дума в сентябре 1638 г. решила создать новый приказ Сыскных дел.
С укреплением позиций дворянства, поддерживавшего монарха, наметились тенденции к усилению самодержавия и росту бюрократического аппарата приказов. Это явилось основной предпосылкой учреждения абсолютизма в России. Стремление дворянства к власти сопровождалось ослаблением старой боярской аристократии (признаком чего стала отмена местничества в 1682 г.) и завершением длительной борьбы служилых людей за отмену условного характера поместного землевладения, уравнение его с вотчинами в правовом отношении. Обратной стороной объединения дворянства стало подавление всех других социальных слоев, прежде всего крестьянства, а затем купечества и горожан, правовое положение которых не создавало возможности для развития и свободных рыночных отношений.
Период сословно-
Наиболее крупным феодалом в стране был монарх. Большую роль в усилении его экономической мощи сыграла опричнина. Одним из ее результатов явилось то, что царь получил наиболее удобные земли, которые он использовал в качестве поместного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтересованное в централизации государства и усилении власти царя.
Класс феодалов, как и прежде, был неоднороден. К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия. Нижней, но наиболее многочисленной частью феодалов было дворянство. Общие эксплуататорские интересы объединяли его с боярством. Однако у дворян были и свои собственные потребности, отличавшиеся от боярских и порой противоречившие им. Мелкие феодалы жаждали новых земель, стремились к закрепощению крестьян, а поэтому поддерживали монарха и его активную внешнюю политику.
В этот период оформляется понятие подданства. Феодалы потеряли прежнюю привилегию выбирать: служить или не служить великому князю.
Крупным феодалом в этот период была церковь, которая имела огромные земельные владения, а также многие другие богатства. Большое число крепостных крестьян работало на землях, принадлежавших монастырям и другим церковным организациям. В руках церкви продолжали концентрироваться огромные земельные владения. Монархи пытались ограничить церковное землевладение, но все эти попытки оказались неудачными. Церковь продолжала накапливать богатства. Только в 1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых ограничений, которые касались роста церковного землевладения.
В годы разрухи, вызванной опричниной и войнами, началось массовое бегство крестьян от своих господ. Раньше крестьяне были прикреплены к земле хозяйством. В связи с этим они редко использовали предоставляемую законом возможность перехода от одного феодала к другому в Юрьев день. Теперь же, в условиях разорения, в поисках лучших мест они начали покидать свои земли. Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их закрепощение.
Сохранился и класс холопов, хотя их стало меньше, чем раньше. Их правовое положение оставалось прежним. К ним примыкала новая категория зависимого населения – кабальные люди. Они формировались из свободных (главный образом из потерявших земли) крестьян. Для того чтобы стать кабальным, требовалось обязательное оформление служилой кабальной грамоты, в которой закреплялось правовое положение кабального. Для составления кабальной грамоты необходимы были определенные условия (лицо должно достичь известного возраста, быть свободным от крепостной зависимости, от государственной службы и др.).
Холопы, посаженные на землю, именовались страдниками. Они обеспечивали обработку господской земли на основе барщины. Страдники, не имевшие собственного хозяйства, были мало заинтересованы в своем труде. Поэтому к барщине все больше начинают привлекать и крестьян. В этот период окончательно складывается система барщины наряду с прежней оброчной системой.
Расширение сословных
прав и привилегий дворянства сопровождалось
углублением бесправия
Характерная черта в истории крестьянства XVII в. состояла в стирании граней между его отдельными разрядами, всех их уравнивало крепостное право. Впрочем, некоторые различия между разрядами крестьян сохранились: помещичьи и дворцовые крестьяне принадлежали одному лицу, в то время как монастырские – учреждениям: Патриаршему дворцовому приказу либо монастырской братии. Существенные различия прослеживаются в праве распоряжения крестьянами: помещик мог их продать, обменять, передать по наследству или в приданое, в то время как дворцовый крестьянин мог изменить владельца только в результате пожалования, а вотчины духовных феодалов не подлежали отчуждению.
Особую категорию сельского населения составляли черносошные крестьяне. На протяжении столетия "черные", или государственные, земли подвергались систематическому расхищению и к концу века сохранились лишь в Поморье и Сибири. Главное отличие черносошных крестьян состояло в том, что они, сидя на государственной земле, располагали правом ее отчуждения: продажи, заклада, передачи по наследству. К столь же важным особенностям черносошных крестьян относится их личная свобода, отсутствие крепостного права.
Если за выполнение государственных
повинностей отвечал владелец и
государство передало ему значительную
часть административно-
Черносошные крестьяне платили самую высокую в стране подать. Единицей обложения до 1680 г. была соха, включавшая землю, площадь которой зависела от социальной принадлежности владельца: соха "черных" земель равнялась 500 четям в поле, монастырских – 600, а служилых людей по отечеству – 800 четям. Это отражало дворянский характер налоговой политики – чем больше четей входило в соху (соха служилых людей по отечеству была в 1,6 раза больше сохи черносошных крестьян), тем меньше был налог и тем, следовательно, большую долю мог извлечь себе помещик от эксплуатации крестьянина.
Развитие крепостного права отразилось и на судьбе холопов. Этот институт эволюционировал в сторону уравнения его положения с положением крепостных крестьян. К традиционным холопам относилась дворовая челядь, ремесленники, обслуживавшие барскую семью, приказные люди, общавшиеся с правительственными учреждениями и управлявшие вотчинами, а также военные слуги, сопровождавшие своего господина в походах. Труд холопов применялся в сельском хозяйстве: задворные и деловые люди обрабатывали господскую пашню, получая от барина месячину.
Новое в институте холопов состояло в том, что Уложение 1649 г. ограничило источники его пополнения, ими могли стать только вольные люди; крепостным крестьянам и служилым людям путь в холопы был закрыт. Другое новшество сглаживало различия между деловыми и задворными людьми, с одной стороны, и крестьянами – с другой. В годы проведения финансовой реформы 1678-1681 гг. деловые и задворные люди были положены в оклад наряду с крепостными. О сближении холопов с крестьянами и превращении их в единую закрепощенную массу свидетельствовал также общий порядок сыска беглых тех и других.