СМОЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ
Негосударственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Санкт-Петербургский университет
управления и экономики»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ
И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит» Дисциплина: История
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ № 4
Выполнила:
ст-т(ка) гр. 19730-1-1
шифр зачетной
книжки 304/12
Потякова О.Н
Проверила:
Сергеенко Е.И.
Смоленск-2013
Вопрос №1. Каковы
причины и последствия церковного
раскола в России в середине XVII
в.?
Россия начала XVII в. –
централизованное феодальное государство.
Основой хозяйства оставалось земледелие,
в котором было занято подавляющее
большинство населения. В ведущих
отраслях производства видное место
начинают занимать более или менее
крупные предприятия, в основном
государственные: Пушечный двор, Оружейная
палата, Городовой приказ и Приказ
каменных дел с его кирпичными
заводами и т.д. Создание и развитие
крупных предприятий способствовало
росту разделения труда и усовершенствованию
техники. Характерной чертой развития
городского ремесла являлось появление
новых, все более узких специальностей.
Увеличивалось торгово-промышленное население
России. В Москву стекались иностранные
специалисты и купцы, что привело к возникновению
в Москве Немецкой слободы, торговых дворов
– Английского, Панского, Армянского.
Это свидетельствует о все возраставшей
роли торговли в экономике России того
времени. Рост ремесла и торговли был первым
признаком зарождения капиталистических
отношений в России, однако тогда еще не
наблюдались условия, которые были бы
способны кардинально изменить существующий
в стране экономический уклад, в то время
как экономика западноевропейских стран
стремительно развивалась в направлении
установления капитализма. В России не
было единого национального рынка, товарно-денежные
отношения основывались на продаже избыточного
продукта феодального натурального хозяйства.
Рыночные связи базировались на разделении
труда, связанном с различиями естественно-географических
условий. Начало XVII века в истории России
было ознаменовано крупнейшими политическими
и социально-экономическими потрясениями.
Это время историками было названо Смутой.
Отличительной особенностью Смутного
времени является то, что в него были втянуты
все классы русского общества: в смуте
участвовали дворянство, служилые люди,
городское и сельское население, казачество,
представители духовенства и чиновничества.
Результатом Смутного времени явилось
дальнейшее обнищание широких народных
масс, сокращение территории русских земель,
падение авторитета русского государства,
широкое проникновение иноземного влияния,
в том числе и религиозного, на жизнь и
обычаи населения.
Конечным итогом Смутного
времени явилось возникновение
новой династии царей. С выборами
Земским собором в феврале 1613
года царём России Михаила Романова
установилось монархическое государство
на более чем триста лет семьи Романовых.
Особенно обострились отношения крестьянства
с господствующей властью после принятия
Соборного уложения, принятого Земским
собором в 1648 году. Оно навсегда лишало
крестьян права менять своих хозяев и
установило бессрочный розыск беглых
крестьян. Тем самым было окончательно
оформлено крепостное право в России.
Были расширены права дворян на земли
и крестьян. Уложение установило жёсткие
наказания за преступления против царя
и церкви. Последующие годы после Смуты
и в целом весь XVII век характеризуется
собиранием русских земель под эгидой
Москвы. Особенно усиленным шло продвижение
России на северо-востоке (район Сибири),
продолжалась война с Польшей, Швецией
за освобождение исконно русских земель
- Смоленска, районов Прибалтики Белоруссии.
После разгрома интервентов (поляков),
окончания Смутного времени стали заметно
расширяться связи России с Англией, Голландией,
Ираном. Россия стала всё больше и шире
использовать передовые достижения Запада:
оружие, передовой опыт ведения военных
действий. Западные товары постепенно
проникают в города России, начал складываться
рынок. Русские купцы сначала робко проникали
со своими товарами на рынок Западной
Европы. Развиваются связи между отдельными
регионами страны. Появляется класс буржуазии
и работников наёмного труда. В Россию
стали приглашаться западные специалисты;
врачи, строители, умельцы железного дела,
рудознатцы и т. д. Образуется обширный
круг иностранцев, проживающие в построенной
иностранной слободе в Москве. Их поведение,
культура, одежда резко отличаются от
патриархального быта населения Москвы.
Кроме этого, начинает развиваться образование,
повышается процент грамотных среди населения.
Создаются первые учебные заведения, в
которых ведущую роль играют сначала иностранцы.
Наблюдается рост ремесленничества, образование
мелких мануфактур и заводов (производство
необходимых для населения и военных нужд
оружия и товаров).Передовая часть общества
видит преимущества иностранного быта,
мастерства, поведения и начинает перенимать
у них всё положительное, рациональное.
Влияние Запада коснулось и церкви. Одни
увидели в них угрозу Латынянства, т. е.
поглощения православной церкви Католической,
другие поняли, что необходима церковная
реформа. Это было связано с тем, что из-за
отсутствия тесных связей местных церквей
с центром, накопилось много различий
в понимании религиозной литературы, осуществления
религиозных обрядов. Появились воинствующие
религиозные деятели из духовенства, которые
яростно защищали патриархальный быт
народа, его религиозные взгляды и стремились
сохранить незыблемыми церковные обряды,
старинные духовные книги. Они выдвинули
лозунг: «Как жили наши отцы и деды, так
и мы должны жить». В конечном счете, эти
предпосылки в развитии религии привели
к расколу в православной церкви. В эту
орбиту были втянуты массы верующих, представителей
духовенства, пролито много крови, гибли
люди.
Роль церкви в жизнь российского общества
всегда была очень высока. Влияние церкви
проявлялось на все стороны духовной жизни
общества, семьи, уклада и быта русского
народа. В XVII веке церковь тесно срастается
с монархическим строем России. Она становится
опорой самодержавия, верной слугой и
выразителем его интересов. В самой
церкви сложился такой же уклад и взаимоотношения
во всей церковной иерархии, церковно-обрядовой
практики. Во главе русской церкви стоял
патриарх, наделённый большой церковной
властью. Впервые патриарх был избран
собором русских иерархов в 1589 году. Патриархи,
как правило, были крупными собственниками,
имели большой опыт религиозной деятельности,
активно участвовали в политической жизни
государства. Иногда, они свою власть «от
бога», ставили выше светской власти, власти
царя. По этой причине между царём и патриархом
возникали иногда сложные отношения. При
выборе нового патриарха самодержец всегда
стремился в его лице иметь своего сторонника
и помощника. Возрастание роли России
в этот период на международной арене,
подрыв влияния Православной церкви, связанной
с борьбой Османской империи с Византией,
создают предпосылки на роль лидера Вселенской
православной церкви. Царь и русский патриарх
начинают реально проводить политику
на решении этой задачи.
Церковь в XVII веке является не только выразителем
духовной, религиозной идеологии во всех
слоях общества, но так же крупным собственником.
Монастыри, приходы крупные церковные
деятели владели обширными земельными
угодьями, накопили большие материальные
ценности.Многие черты XVII века присущи
и настоящему времени, особенно после
совершения революции 1917 года. Устоявший
быт, сложившиеся общественные отношения
начали силой, кровью переделывать на
свой лад, а церковь, как таковую, практически
свели к нулю. Всё это принесло большие
страдания и муки русскому народу. Поводом для возникновения
раскола, как известно, послужила церковно-обрядовая
реформа, которую в 1653 году начал проводить
патриарх Никон с целью укрепления церковной
организации в России, а так же ликвидировать
все разногласия между региональными
православными церквями. Они составляли
Восточную православную церковь. В неё
входили Александрийский патриархат –
Египет, иерусалимский – Палестина, Константинопольский,
церковь восточных славян – Болгарии,
Румынии, Украины, Белоруссии и России.
С падением Константинополя, его захватом
в 1453 году Османской империей, роль ближних
азиатских православных патриархов
падает. Всё сильнее и сильнее падает роль
и Константинопольской церкви (Византийской),
как ведущего органа православия.
К началу XVII века русская православная
церковь (Московский патриархат) начинает
играть ведущую роль и патриарх московский
стремится занять лидирующее положение
в православной Восточной церкви (Вселенской).
Однако этому мешало ряд объективных обстоятельств.
В русской православной церкви с течением
времени накопилось много различий, отступлений
от канонов, особенно от Греческой церкви,
ибо вся религиозная литература писалась
и печаталась на древнегреческом языке.
С течением времени в русских церковных
книгах обнаруживается много ошибок, разночтений,
о которых с упрёком говорили иерархи
восточной церкви Москве, а так же некоторые
различия в проведении церковных обрядов.
Патриарх Никон и протопоп Аввакум были
главными идеологами двух течений в рамках
русской православной церкви — никонианства
и старообрядчества, возникших в середине
XVII в. и ознаменовавших собой церковный
раскол — одно из самых главных событий
русской истории указанного столетия,
во многом предопределившее последующую
историческую судьбу России.
Непосредственной причиной раскола русской
церкви на никониан и старообрядцев стала
осуществленная патриархом Никоном в
50-х гг. XVII в. реформа церковных обрядов
и исправление богослужебных книг. Протопоп
Аввакум и его сторонники выступили против
данной реформы, т.е. за старые обряды и
книги, оттого и были названы "старообрядцы".
Расхождение по поводу церковных обрядов
и богослужебной литературы составляло,
однако, лишь внешнюю сторону церковного
раскола. Если бы причина раскола заключалась
только в разногласиях относительно обрядов
и книг, он не был бы таким глубоким, не
привел бы к трагическому разлому русской
церкви, от последствий которого она никогда
не сможет оправиться, не вылился бы в
настоящую гражданскую войну внутри православного
русского общества. Глубинный смысл церковного
раскола в России в середине XVII в. заключался
в столкновении двух различных воззрений
на историческое будущее Русского государства,
его предназначение, сущность царской
власти в России. Главные идеологи обоих
течений — и Никон и Аввакум — выступали
за независимость церкви от государственной
власти, однако пути достижения этой независимости
представляли по-разному.
Таким образом, в сущности своей русский
церковный раскол середины XVII в. был расколом
в политической идеологии русской православной
церкви, конфликтом политических воззрений
никониан и старообрядцев, хотя внешне
представал в качестве раскола религиозного,
обрядового.
Как бы то ни было, церковный раскол стал
настоящей трагедией для русского общества.
Трагичным в нем было, помимо прочего,
и то, что в войну друг с другом вступили
самые активные, самые волевые, самые духовно
стойкие, одаренные умом и талантом представители
русского общества — люди, способные ради
своей веры пожертвовать не только мирскими
благами, но и даже жизнью своей.
Именно такими людьми были Патриарх Никон
и протопоп Аввакум.
Никон (в миру Никита Минов) родился в 1605
г. в Нижегородском уезде в крестьянской
семье. Духовное образование получил в
Макарьевском Желтоводском монастыре
(Костромская губерния). С 1625 г. служил
священником в одной из сельских церквей,
затем в одном из московских церковных
храмов. В 1630—1634 гг. Никон пребывал в одном
из монашеских скитов Северной Руси, после
этого 12 лет жил в Кожеозерском монастыре.
Здесь он в 1643 г. был рукоположен в игумены.
В 1646 г. во время деловой поездки в Москву
его представили только что взошедшему
на престол царю Алексею Михайловичу.
Царь после встречи с Никоном пожелал,
чтобы тот служил в Москве. В результате
Никон был возведен в сан архимандрита
Новоспасского монастыря, в котором находилась
родовая усыпальница рода Романовых. В
1648 г. он стал митрополитом Новгородским,
а спустя четыре года был избран на патриарший
престол.
К началу 50-х гг. XVII в. в окружении царя
Алексея Михайловича возникла мысль о
необходимости приведения русских церковных
обрядов и богослужебных книг в соответствие
с обрядами и книгами тогдашней греческой
церкви. За время, прошедшее с момента
принятия русским обществом христианства,
византийские церковные обряды претерпели
изменения, на Руси же они остались неизменными.
Идею указанной реформы проповедовали
царский духовник Стефан Вонифатьев, протопоп
Казанского собора Иоанн Неронов, поддерживали
воевода Ф. М. Ртищев, многие представители
московского духовенства и служилого
дворянства. Царь тоже увлекся данной
идеей. В рассматриваемое время вызрели
все предпосылки для вхождения в состав
Русского государства Украины, где православная
церковь уже приняла новогреческие обряды.
Приняты последние были и православной
церковью в южнославянских странах. Приведение
русских церковных обрядов в соответствие
с новыми греческими обрядами сближало
церковные организации России и Украины,
содействуя таким образом процессу государственного
объединения. Вместе с тем стремление
сблизить русскую церковь с другими православными
церковными организациями было реакцией
на агрессивную экспансионистскую политику
западной римско-католической церкви.
Идя навстречу греческой церкви, русская
отдалялась от церкви западной. Именно
такой смысл имели попытки патриарха Филарета,
деда царя Алексея Михайловича, согласовать
русские церковные обряды и богослужебные
книги с греческими. Наконец, рассматриваемая
церковная реформа отвечала и стремлению
царя Алексея Михайловича быть царем всех
православных христиан. Без унификации
церковных обрядов реализовать это стремление,
запрограммированное в официальной идеологии,
в концепции "Москва — Третий Рим",
было бы затруднительно. Избранный на
пост патриарха Никон должен был стать
орудием церковной реформы, задуманной
при царском дворе и являвшейся по своей
сущности политической реформой. И действительно,
едва вступив на патриарший престол, Никон
начинает данную реформу. Смысл затеянного
царем мероприятия им понят вполне. В первой
же своей речи Никон высказывает пожелание,
чтобы "Бог собрал воедино его благочестивое
царство" и чтобы русский царь стал
"царем вселенским и самодержцем христианским".
Однако сам Никон придал унификации церковных
обрядов русской и греческой церквей еще
и свой затаенный от царя смысл. С середины
XVI в. русская церковная организация пребывала
фактически под полной властью царя, который
волен был и ставить угодных себе митрополитов
(с 1589 г. патриархов), и смещать неугодных.
Никон увидел в сближении русской церкви
со Вселенской православной церковью
возможность укрепиться церковной власти
в России и стать в конечном итоге в самостоятельное,
независимое от власти царской положение.
Он понял, что до тех пор, пока пределы
власти церкви будут совпадать с границами
государства, церковь будет неизбежно
пребывать в подчинении государственной
власти, поскольку две самостоятельные
власти не могут существовать в одних
и тех же территориальных рамках. Таким
образом, и патриархом Никоном при проведении
церковной реформы преследовались политические
цели. Правда, цели, во многом противоположные
царским. В этом противоречии таилась
предпосылка будущего разрыва Никона
с царем Алексеем Михайловичем. И этот
разрыв произошел в конце 50-х гг. XVII в. Результатом
его стало демонстративное оставление
Никоном патриаршего престола в 1658 г. Церковный
собор 1666—1667 гг., подтвердив правильность
реформы обрядов, проведенной Никоном,
лишил его архиерейского сана и священства.
"...Да вменяется и именуется он отныне
простым монахом Никоном, а не патриархом
Московским", — гласил приговор Собора.
Приговором было определено назначить
ему местопребывание до конца его жизни
"в какой-либо древней обители, чтобы
он там мог в совершенном безмолвии оплакивать
грехи свои". Умер Никон в 1681 г.
Настоящим противником Никона была, как
показывает анализ его политических взглядов,
царская власть, превратившаяся, по его
мнению, в орудие антихриста. Внешне, однако,
все выглядело так, будто главную борьбу
своей жизни Никон вел против старообрядцев
— людей, не принявших его реформы церковных
обрядов и не согласившихся с исправлением
богослужебных книг. На самом деле Никон
не придавал большого значения самой по
себе обрядовой стороне реформы. Он допускал
употребление в церковных службах как
исправленных, так и старых, неисправленных
книг. Никон не объявлял старообрядцев
еретиками, данная оценка противников
церковной реформы была внушена Церковному
Собору прибывшими в Россию греческими
священниками. Рассмотрение идеологии
старообрядчества заставляет сделать
вывод о том, что во многих постулатах
старообрядцы, в сущности, сходились с
Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения
главного идеолога старообрядчества протопопа
Аввакума.
Жизнь этого человека представляет собой
настоящий роман. Он сам описал ее в своем
собственном "Житии". И главным образом
именно из этого его сочинения мы узнаем
об основных вехах его удивительной судьбы
и об основах его мировоззрения.
Родился Аввакум (в миру — Петров) в 1620
г. в Нижегородском уезде (так же, как Никон)
в семье сельского священника Петра. С
1644 г. он — дьякон сельской церкви, в 1644
г. поставлен в попы. В 1647 г. во время пребывания
в Москве Аввакум знакомится со Стефаном
Вонифатьевым и входит в его кружок "ревнителей
благочестия".С конца 1652 г. Аввакум —
протопоп Казанского собора в Москве. За резкое выступление против
церковной реформы Никона в 1653 году с семьёй
был сослан в Тобольск, а затем в Даурию.
В 1666 году царь вызвал его в Москву с целью
примирить с официальной церковью. Но
Аввакум не отказался от догм старой веры,
своих взглядов и продолжал настойчивую
борьбу с церковными нововведениями. В
челобитной царю, он обвинил Никона в ереси.
Вдохновленные выступления против Никона
привлекли к Аввакуму многочисленных
сторонников, в том числе и представителей
знати. Например, ссылка боярыни Морозовой
так красочно и талантливо показана в
картине художника Сурикова.
В 1664 году был сослан в Мезень. В 1666 году
вызвали в Москву и на церковном соборе
расстригли и предали анафеме. Он заключил
свою жизнь с твердыми убеждениями в своей
вере и правоте в Пустозёрском остроге.
15 лет просидел в своём деревянном срубе,
а затем был в нём и сожжён.
Это был талантливый и образованный человек
своего времени. Неистовый Аввакум – называли
его в народе. Трудно сказать, не будь «яростного»
протопопа Аввакума, вообще состоялся
ли бы раскол церкви, в том плане, какой
он приобрёл и размах формы позднее. Это
моё личное мнение. Его мужество, стойкость
за свои взгляды, веру, вызывает огромное
уважение у последующих поколений России.
Аввакум оставил после себя много произведений,
сочинённых им в ссылке. Главные из них:
«Книга бесед», «Книга толкований», «Житие».
Отстаивая в своих сочинениях старую церковь,
он обличал пороки представителей официальной
религии (чревоугодничество, разврат,
корыстолюбие и т.д.), жестокость, с которой
проводились церковные реформы.
Против Никона и его новшеств проповедовали
открыто во многих городах ревнители «старой
веры». Соблазн, становился так велик,
что необходимо было принять какие-либо
меры против недовольных. В 1666 г. царь решился
созвать в Москве собор русского духовенства.
Этот собор снова утвердил все нововведения
Никона и судил тех, кто восставал против
новшеств. Призванные на собор расколоучители
принесли повинную (даже Неронов); только
протопоп Аввакум и московский дьякон
Федор остались нераскаянными и были преданы
анафеме и сосланы. Когда, немногим позднее,
в конце 1666 и начале 1667 г., в Москве великий
собор с патриархами осудил Никона, этому
собору было представлено и дело о церковных
исправлениях. Великий собор совершенно
одобрил и утвердил и исправления, а на
тех, кто впредь начал бы прекословить
и в церковным исправлениям и велениям
великого собора, этот изрек анафему и
заранее отсек от церкви. Таким образом,
ревнители «старой веры» подвергались
отлучению от церкви и объявлялись еретиками
и раскольниками. Но это не помогло делу.
Протест продолжался. Соловецкий монастырь,
богатейший и славнейший на русском севере,
открыто отказался повиноваться соборам
и принят новшества. Когда увещания не
помогли, в Соловки было послано войско;
но монастырь затворился и оказал вооруженное
сопротивление. Началась осада монастыря,
длившаяся около восьми лет (1668—1676). Когда
монастырь был взят, монахи понесли тяжелое
наказание. Но их «стояние за старую веру»
сильно повлияло на настроение всего севера
и многим послужило примером. Во многих
местах раскол пустил глубокие корни и
держится до сих пор.
Лишенные общения
с церковью, староверы были поставлены
в большое затруднение тем,
что не имели своей иерархии
и священства. Одни из них всячески
заботились о том, чтобы залучить
в свою среду священников от
господствующей, «никонианской», церкви;
они образовали собою особый «толк» в
расколе - «поповщину». Другие положил
и, что по нужде можно обойтись и без священства,
предоставив исполнение церковных служб
и треб мирянам; такие назывались «беспоповцами».
Впоследствии беспоповщина разделилась
на много толков и сект, имеющих иногда
крайний изуверский характер.
К таким результатам привела церковная
реформа Никона, поддержанная и утвержденная
соборами русского и греческого духовенства,
даже такое отрицательное последствие
никоновской реформы, как раскол, имело,
с точки зрения археологии, истории, культуры
и некоторых других наук, свои «плюсы»:
раскольники оставили после себя огромное
множество памятников старины, а также
стали основной составляющей нового, возникшего
во второй половине XVII века, сословия –
купечества. Во времена Петра I раскольники
были и дешёвой рабочей силой во всех проектах
императора. Но нельзя забывать о том,
что церковный раскол стал и расколом
русского общества, разобщил его. Староверы
всегда подвергались гонениям. Раскол
явился национальной трагедией русского
народа.
Вопрос № 2 Каковы
особенности буржуазно-демократической
революции в России 1905-1907гг.? Почему она
потерпела поражение?
После великих реформ 60-70
годов XIX века в российское общество
вступило на путь модернизации всех сторон
жизни. Целью модернизации в России было
создание индустрии, опирающейся на новейшие
достижения науки и техники, способной
обеспечить выход страны на передовые
позиции в мире. Пореформенная эпоха
отмечена бурным развитием капитализма
как в промышленности , так и в сельском
хозяйстве. В стране происходило становление
рыночной экономики в 80-х годах
XIX веке завершился промышленный переворот.
Возникли новые отрасли производства
, росла сеть полезных дорог, в Россию активно
привлекался иностранный капитал. Государство
поддерживало российских промышленников
, увеличивая таможенную пошлину на импортную
продукцию, укрепляло финансовую систему
: ввели винную монополию, стало возможным
обеспечение свободного обмена бумажных
денег на золото, за это короткое время
с конца XIX века и до начало войны 1914
года число промышленных предприятий
в России увеличилось. Россия вступила
в стадию быстрой индустриализации. Высокая
концентрация производства
в условиях обострявшейся конкуренции
неизбежно вела к образованию монополии.
Монополии возникали в добывающей, легкой
промышленности, на транспорте, в торговле
и даже в спорте. Поначалу монополии имели
характер картелей или синдикатов.
В картелях, составляющих их предприятия
еще сохраняли значительную степень
как производственный так и коммерческой
самостоятельности, заключая между собой
временные соглашения о регулировании
объемов производства, условий сбыта,
найма рабочей силы. В большей степени
были связанны воедино предприятия в
синдикатах: здесь они , сохраняя производственную
самостоятельность, теряли самостоятельную
коммерческую. Ближе к 1914 году стали возникать
тресты и концерны. Промышленность
все в большей степени попадала в зависимость
от банков. Так постепенно складывалась
финансовая олигархия.
В начале XIX века создаются особые государственно
- капиталистические органы – Совещание
по судостроительству, съезд по делам
прямых сообщений и многие другие. Через
эти органы распределялись госзаказы
, предоставлялись льготы , субсидии
.
Еще одной характерной особенностью
социально- экономических отношений в
России было то, что отечественное промышленное
производство в значительной степени
базировалось , на иностранных капиталах.
Все происходившее в экономике-
образование монополий, складывание финансовой
олигархии, экспансия капитала , активное
участие государства в борьбе за передел
мира на сферы политического и экономического
влияния – свидетельство о том , что на
рубеже XIX- ХХ вв капитализм в России, как
и в других ведущих державах мира, приобрел
принципиально новый монополистический
характер. В аграрной сфере так же развивались
капиталистические отношения часть
помещиков начинали применять вольнонаемный
труд, использовали сельскохозяйственную
технику, совершенствовали приемы землепользования,
добивались в своих имениях повышения
урожайности, поставляя все больше зерна
на внутренний и внешний рынок. В крестьянской
сфере в процессе разложения общины постепенно
выделяется слой зажиточного крестьянства,
носителя новых капиталистических отношений.
В тоже время шестая часть крестьян распоряжалась
на условиях аренды половиной всех надельных
земель , использовала наемный труд , давала
треть всего товарного хлеба. К этому
слою примыкали деревенские жители , источником
богатств была не работа на земле ,
а торгово- ростовщические операции среди
односельчан. За всеми ними еще в дореволюционное
время закрепилось собирательное название-
кулаки. Аграрная сфера в России была
опутана массой феодальной пережитков,
затруднявших ее нормальное развитие.
Скудные крестьянские наделы были
к тому же обременены разнообразными платежами
– выкупными , подушной податью и другими.
Надежной опорой самодержавной власти
служило поместное дворянство .Царское
правительство оказывало постоянную
финансовую поддержку через дворянский
банк помещикам. Банки щедро выдавали
им огромные ссуды на льготных условиях.
Большая часть помещённого дворянства
видела в самодержавной власти
защитницу и готова была оказывать ей
поддержку. При появлении буржуазии в
России государство бескомпромиссно боролось
с притязаниями этого класса на власть
, а в сфере же экономической без труда
находило с ним общий язык . Немалую роль
в ее сдержанном отношении к царской власти
играл постоянный рост рабочего
движения фабриканты нуждались в силе,
способной навести порядок. В царской
России пролетариат не имел никаких прав
на создание профсоюзов, забастовок. Поэтому
был лишен возможности оказывать давление
на предпринимателей , отстаивать свои
интересы: получение достойной зарплаты
,пенсионного обеспечения. Российские
пролетарии оставались самыми нищими
в Европе. Отсутствовала «рабочая аристократия»
, направляющая рабочее движение в мирное
, реформистское русло. Пролетариат
оказался открытым для революционный
агитации. В начале ХХ века в центре
внимания царского правительства
оказывается рабочий вопрос. Представители
власти приходят к выводу, что растущее
рабочее движение представляет
опасность для существующего строя.
Все более очевидным становились несоответствие
между бурным индустриальным развитием
страны и архаической политической
системой. Стояла проблема создания
условий для развития гражданского общества
и правового государства. Интересам основной
массы населения страны не соответствовали
устремлениями правящей консервативной
дворянской верхушки. В стране обострялись
социальные конфликты. К критической
точке подошли и противоречия в деревне:
развитию сельского хозяйства мешали
малоземелье крестьянских дворов , путы
сельской общины. Но самой жгучей проблемой
было сохранение помещичьего землевладения,
до предела обострявшее антагонизм
между крестьянством и помещиками. Увеличивается
число забастовок рабочих против своих
хозяев. Выступление рабочих приобретает
все более организованный характер,
массовые аресты и ссылки не только
усмиряли, но еще больше разжигали рабочее
движение. В это время определенную поддержку
получает С.В.Зуботов, начальник московского
охранного отделения ,который предложил
взять рабочих под опеку правительства,
оказывать рабочим помощь в их стремлении
улучшить их экономическое положение.
Крах зубатовщины еще больше обострил
рабочий вопрос. Рабочие окончательно
разочаровываются в легальной экономической
борьбе и возлагают все надежды на
революционное движение. Толчком к
началу революции стало Кровавое воскресенье
9 января 1905 года, когда в Петербурге
войска расстреляли мирное шествие рабочих
к Зимнему дворцу с петицией к царю. Организатором
был священник Г.А.Гапон основал
собрание русских фабрично-заводских
рабочих Санкт- Петербурга, действующее
в духе забутовкой политики. В январе 1905
года в разгар стачки охватившей многие
десятки заводов столицы. Гапон предложил
устроить мирное шествие к Зимнему
дворцу для подачи царю петиции
о нуждах рабочих. В ходе обсуждения
текста петиции в нее помимо экономических
требований были внесены политические:
свобода слова и печати, созыв Учредительного
собрания. 9 января более 140 тысяч рабочих
двинулись от окраин к Зимнему дворцу.
Царь и его окружение восприняли
манифестацию как покушение на
устои самодержавного строя. Неожиданно
войска стали расстреливать мирно
идущих людей. 9 января рабочие,
которые еще утром молились за здравие
царя и его семьи, начали стихийное
восстание против царской власти. Кровавое
воскресенье вызвало всеобщий взрыв
возмущения в самых различных кругах
населения. Начались массовые забастовки,
кровавым расстрелом питерских рабочих
явно уличные демонстрации и митинги в
Петербурге, Москве, на Украине, Прибалтики
и других регионах. Весной – летом 1905 года
рабочие Иваново-Вознесенска
бастовали в течении 72 –х дней. Рабочие
во время забастовки создали Совет
рабочих депутатов , который взял
на себя руководство забастовочной борьбой
, но и начал выполнять функции местного
самоуправления. Стачка пролетариата
польского город а Ладзи в июне
переросла в баррикадные бои с войсками,
Революционная волна захлестнула и деревню
- крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков.
У большинства жителей России не было
опыта участия в политической жизни.
При всем грандиозном размахе революционное
движение носило стихийный характер.
Сильные эмоции, вызванные кровавым
расстрелом питерских рабочих явно
преобладали над разумом. Движению явно
не хватало организации , четко поставленных
целей. Серьезные проблемы возникали
и в связи с чисто технической стороны
дела: как не рвались рабочие в бой, воевать
им было нечем. Превратить стихийное рабочее
движение в организованную силу , способную
свергнуть самодержавие социал-демократы
в данное время не смогли . Они распространяли
в рабочей среде агитационную литературу
, налаживали контакты с настроенными
революционно рабочими создали организации
.в своей оценке ситуации , сложившейся
в стране большевики и меньшевики сходились
и те и другие считали что русская революция
носит буржуазно-демократичный характер
. в апреле 1905 г большевики взяли курс на
подготовку всеобщего вооруженного восстания
Меньшевики предпочитали мирные методы
борьбы. Революционное, прежде всего рабочее
движение преодолевает свою стихийности
,становится все более организованные
и целена равными тем самым все
более опасным для самодержавия . На борьбу
поднялось и крестьянство. Это движение
было , как правило стихийным , но настолько
массовым, что у власти просто не хватало
сил для на ведения порядка особенно
для самодержавия было проникновение
революционных настроение в армию и во
флот. В июне 1905 года вспыхнуло восстание
на броненосце князя Потемкин Таврический
. Осенью 1905 г революционное движение продолжало
нарастать .Отдельные забастовки в различных
регионах стали сливаться воедино , парализовав
всю страну . В на чале октября вслед за
железнодорожными в общероссийскую
забастовку включились рабочие ,затем
студенты интеллигенция чиновники. Забастовка
охватила более 120 крупных и небольших
городов , Железнодорожное движение
в России замерло .Не работал городской
транспорт .Во многих городах бездействовали
водопровод , освещение , телефон. Не выходили
газеты . Школы , театры . магазины .
были зарыты .Современники оценивали эту
ситуацию как всероссийская политическая
стачка Власть пыталась навести порядок
, но действовала робко и нерешительно
. Было очевидно , что каждый день приближается
победу противников самодержавие .И большевики
и эсеры успешно проделали серьезную работу
по организации рабочих в боевые окружены
сумели неплохо вооружится их, освоили
тактику уличных боев .Серьезное положение
осознана была и царей . Он начал совещание
с вашими чиновниками, в частности с 70
Вимме считавшим, что сбить , революционную
волну можно только введу в России законодательную
Думу .17 октября царь с большой неохотой
подписывал манифест , изменивший основы
государственного строя Российской империи.
Знаменуя собой серьезную победу революционного
движения, манифест внес раскол .Манифест
предоставил либеральным деятелем создать
легальные партии , в середине октября
прошел учредительный съезд конституционный
демократический (кадетский ) партии ,
подготовленный Союзом освобождения .В
своих рядах кадеты объединили прежде
всего представители интеллигенции
городской и земельный ,а также помещиков
, буржуазен, военных , чиновников .Кадеты
готовы были удовлетворятся конституционной
монархией. Более цельной и определяемой
по своему составу партией был Союз 17 октября
, В него вошли верхи крупный буржуазии
и помещики, сумевшие перевести свой хозяйства
на капиталистические рельсы . Эти партии
развернули активную борьбу за прекращение
революции с их точки зрения ,она выполняла
свою (функцию) задачу дав стороне законодательную
Думу на которую населению и предлагалось
возложить все надежды .
В конце 1905 года у революции появилось
могучие противники, одни из которых умело
действовать словами, другие беспощадно
делам. И все-таки революция продолжалось
во многих городах особенно крупнейших
вооруженным восстанием было руководимые
большевиками восстание в Москве . Для
его продевания власть вынуждена бросить
части регулярной армии. Московское
восстание выявило сильные и слабые стороны
революционного движение в России. Руководство
,организация явно отставала от размаха
движение масс. Манифест 17 октября
явно сыграл на руку царю.
Большая часть население с надеждой
ожидала созыва законодательной Думы
В 1907 году революция пошла на убыль. Еще
были забастовки рабочих крестьянские
волнения военных бунтов .Однако революция
теряла свою мощи цельность распадаясь
на отдельные выступление в различных
регионах А правительство перешло в решительные
наступление . Уже в феврале 1906 г был принят
закон ,который ограничивал свободу слова
и свободу печати .Активизируется охрана
.
Число заключённых увеличивается и превышает
75 тыс. человек.
Генералам даны широкие полномочие принимать
оружие при смирение расстреливать, арестовывать
при малейшем подозрении . В 1906 г выкупные
платежи ежегодные выплаты а счет займа
предоставленного в 1860-х и крестьянам
для выкупа ими земель у помещиков,
были уменьшены наполовину ,а с 1907 г
отменены всем.
Еще в декабре 1095 был принят закон регулирующий
стачки и забастовки, а по сути он их полностью
запрещал.
Основные причины
поражения революции
1. Не было обеспечено
единство действий всех демократических
сил в борьбе против самодержавия.
2. Недостаточно единодушно выступали
против самодержавия трудящиеся национальных
районов страны.
3. Армия в основном оставалась в руках
правительства и использовалась для удушения
революции, хотя в отдельных воинских
частях происходили довольно крупные
восстания.
4. Недостаточно дружно действовали рабочие
и крестьяне. В разных районах они не одновременно
поднимались на борьбу.
5. Победу царизму облегчили европейские
государства, которые оказали российскому
правительству большую финансовую помощь,
дав крупный денежный заем, использованный
для подавления революции.
Итоги первой русской
революции 1905-1907 гг.
Одним из главных итогов
революции 1905-1907гг. явился заметный сдвиг
в сознании народа. На смену патриархальной
России шла Россия революционная.
Революция по своему характеру была буржуазно-демократической.
Она нанесла удар по самодержавию. Впервые
царизму пришлось смириться с существованием
в стране таких элементов буржуазной демократии,
как Дума и многопартийность. Российское
общество добилось признания основных
прав личности (однако, не в полном объеме
и без гарантий их соблюдения). Народ получил
опыт борьбы за свободу и демократию.
В деревне установились отношения, более
сопутствующие условиям капиталистического
развития: были отменены выкупные платежи,
сократился помещичий произвол, понизилась
арендная и продажная цена на землю; крестьяне
приравнивались к другим сословиям в праве
на передвижение и место жительства, поступления
в вузы и на гражданскую службу. Чиновники
и полиция не вмешивались в работу крестьянских
сходов. Однако в главном аграрный вопрос
так и не был решен: крестьяне не получили
земли.
Часть трудящихся получила избирательные
права. Пролетариат получил возможность
образовывать профсоюзы, за участие в
стачках рабочие больше не несли уголовной
ответственности. Рабочий день во многих
случаях сократился до 9-10 часов, а в некоторых
даже до 8 часов. В годы революции 4,3 миллиона
стачечников упорной борьбой добились
повышения зарплаты на 12 – 14%.
Царизму пришлось несколько умерить русификаторскую
политику, национальные окраины получили
представительство в Думе. Однако противоречия,
вызвавшие революцию 1905-1907 гг., были только
смягчены, их полного разрешения не произошло.
Список использованной
литературы:
1. Мунчаев Ш.М., Устинова
В.М. История России: М.: Норма, 2008.
2. Дёмочкин А.В. Отечественная
история: электронное учебное пособие.-
СПб, 2010
1. Отечественная история XX век
Учебное пособие. Под ред. проф. А.В. Ушакова.
– М. «Агар», 1996
2. История Отечества Л.Н. Жарова,
И.А. Мишина Москва, “Просвещение” , 1992
г
3. http://www.his95.narod.ru/lec14_2.htm
4. http://ru.wikipedia.org/wiki
5. http://na-5ku.ru/stude/27/87824.html