Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:07, реферат
Главным сочинением Маркса по политической экономии, является «Капитал». В этом труде, Маркс открыл экономический закон движения буржуазного общества и доказал неизбежность крушения этого общества и победы коммунизма
Основой капиталистического общества является товарное производство, именно поэтому анализ Маркса начинается с анализа товара.
Главным сочинением
Маркса по политической экономии, является
«Капитал». В этом труде, Маркс открыл
экономический закон движения буржуазного
общества и доказал неизбежность крушения
этого общества и победы коммунизма
Основой капиталистического общества
является товарное производство, именно
поэтому анализ Маркса начинается с анализа
товара.
Товар, во-первых, есть определённая
вещь, которая благодаря своим свойствам
удовлетворяет те или иные человеческие
потребности, и, во-вторых, товар - это вещь,
обмениваемая на другую вещь. Полезность
вещи делает её потребительной стоимостью.
Потребительная стоимость осуществляется
только в пользовании, в потреблении. Потребительные
стоимости образуют вещественную основу
богатства, какова бы ни была его общественная
форма. В обществе, построенном на товарном
производстве, они являются одновременно
носителями меновой стоимости. Меновая
стоимость (или просто стоимость) является
прежде всего отношением, пропорцией при
обмене известного числа потребительных
стоимостей одного рода на известное число
потребительных стоимостей другого рода.
Ежедневный опыт оказывает нам, что миллиарды
таких обменов приравнивают постоянно
самые различные, несравнимые друг с другом
потребительные стоимости одну к другой.
Но что же есть общего между этими различными
вещами, постоянно приравниваемыми друг
к другу? Если отвлечься от потребительной
стоимости товарных тел, то у них остаётся
одно свойство, а именно то, что все они
- продукты труда. В данном случае речь
идёт не об определённых, конкретных видах
труда. Они-то как раз качественно различны,
что и определяет особенности конкретных
потребительных стоимостей. Соизмеримыми
товары становятся потому, что все они
продукты труда вообще, затрат энергии
человека, его мозга, мышц, нервов и т.д.
Вся рабочая сила общества, представленная
в сумме стоимостей всех товаров, является
одной и той же рабочей силой. И отсюда,
каждый отдельный товар представляется
лишь определенной долей общественно-необходимого
рабочего времени. Величина стоимости
определяется количеством общественно-необходимого
труда или рабочим временем, общественно-необходимым
для производства данного товара. Поэтому
Маркс говорит, что «как стоимости, товары
суть лишь определённые количества застывшего
рабочего времени».
Досконально проанализировав двойственный
характер труда, воплощённого в товарах,
Маркс переходит к анализу формы стоимости
и денег.
Стоимость одного товара обнаруживает
себя в обмене на другой товар (Т - Т). На
первый взгляд кажется, что в акте обмена
товары играют одинаковую роль. На самом
же деле она различна. Один товар выражает
свою стоимость относительно другого
товара. Второй же товар, с помощью которого
первый выражает свою стоимость, выступает
в роли эквивалента, представляет собой
эквивалентную форму стоимости. Здесь
и заключено зарождение денег.
Исторически в роли эквивалента выступали
разные продукты. В условиях первобытнообщинного
строя, когда община лишь от случая к случаю
обменивала какой-либо свой продукт на
продукт другой общины, последний выступал
в роли эквивалента лишь в единичных актах
обмена. Такую форму стоимости Маркс назвал
простой, единичной или случайной.
С развитием разделения труда, когда оно
становится более устойчивым и охватывает
множество видов конкретного труда, в
обмен начинает втягиваться всё большее
количество продуктов. Здесь уже один
товар обменивается на ряд других товаров.
Это - полная, или развёрнутая форма стоимости.
Дальнейшее развитие общественного
разделения труда, рост товарного производства
и повышение регулярности обмена привели
к тому, что из множества товаров стал
выделяться один, на который всё чаще стали
обмениваться другие товары. Он означал
появление всеобщей формы стоимости. Товар,
обладающий способностью непосредственно
обмениваться на все другие товары, Маркс
назвал всеобщим эквивалентом. У разных
народов и на различных этапах истории
одного и того же народа в роли всеобщего
эквивалента выступали различные продукты
(шкуры, меха, скот, верблюды, слоновая
кость). С течением времени эта роль закрепилась
исключительно за драгоценными металлами,
серебром и золотом, что и привело к утверждению
денежной формы стоимости. Будучи высшим
продуктом обмена и товарного производства,
деньги затушёвывают общественный характер
частных работ, общественную связь между
производителями, объединенными рынком.
Маркс в рассматриваемых главах «Капитала»
подвергает чрезвычайно детальному изучению
различные функции денег, используя диалектический
метод познания.
На определённой (высокой)
ступени развития товарного производства
деньги превращаются в капитал. Если продажа
одного товара совершается ради другого,
то форма товарного обращения имеет вид:
Т - Д - Т. Здесь деньги обслуживают обмен
товаров и выступают в функции средства
обращения. Однако наряду с этой формой
имеется другая: Д - Т - Д то есть покупка
ради продажи (с прибылью). Прибавочной
стоимостью называет Маркс это возрастание
первоначальной стоимости денег, пускаемых
в оборот. Но прибавочная стоимость не
может возникнуть из товарного обращения,
поскольку оно знает только обмен эквивалентов,
не может она возникнуть и из надбавки
к цене, ибо взаимные потери и выигрыши
покупателей и продавцов оказались бы
уравновешенными, а речь идёт именно о
массовом, общественном явлении. Чтобы
превратить деньги в капитал и получить
прибавочную стоимость владелец денег
должен найти на рынке такой товар, который
способен создавать новую стоимость, притом
большую, чем он сам имеет. И этот товар
находится. Это - рабочая сила человека
Превращению рабочей силы в товар способствовали
два исторических процесса освобождение
людей труда от рабской и крепостной зависимости
и «освобождение» их от собственности
на средства производства.
Далее. Чтобы продавать свою рабочую силу
человек должен, во-первых, располагать
правом собственности на неё, быть лично
свободным, во-вторых, он должен быть лишён
средств производства. Ему незачем было
бы продавать свою рабочую силу, если бы
он мог сам произвести и вынести на рынок
продукт собственного труда
Итак, потребление рабочей силы есть труд,
а труд создаёт стоимость. Владелец денег
покупает рабочую силу по её стоимости,
определяемой подобно стоимости любого
товара, общественно-необходимым рабочим
временем, необходимым для её воспроизводства
(то есть стоимостью содержания рабочего
и его семьи). Купив рабочую силу, владелец
денег употребляет её в течение определённого
рабочего дня.
Представим, что рабочий день длится 8
часов. Тогда в течение 4-х часов (необходимое
рабочее время) рабочий создаёт продукт,
окупающий его содержание, а в течение
следующих 4 часов (прибавочное рабочее
время) он создаёт неоплаченный капиталистом
“прибавочный” труд или прибавочную
стоимость. Следовательно, с точки зрения
производства, капитал делится на две
части: постоянный (затрачиваемый на машины,
оборудование) - его стоимость без изменения
переходит на готовый продукт, - и переменный
капитал, расходуемый на рабочую силу.
Стоимость этого капитала не остаётся
неизменной, а постоянно возрастает в
процессе труда. А потому для выражения
степени эксплуатации рабочей силы капиталом
необходимо сравнивать прибавочную стоимость
не со всем капиталом, а только с переменным
капиталом. Норма прибавочной стоимости,
как называет это отношение Маркс, в нашем
приведённом примере 4/4 - т.е. 100%.
Маркс показывает две тенденции увеличения
прибавочной стоимости:
1. путём удлинения рабочего дня (абсолютная
прибавочная стоимость)
2. путём сокращения необходимого рабочего
дня и увеличения прибавочного (относительная
прибавочная стоимость).
Юрий Семёнов, историк и философ, считает[3]: