Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:35, доклад
Крестьяне составляли основную массу жителей Московской Руси. Они издревле делились на две категории: черносошных (или чернотяглых), живших на черных, государственных землях (верховным собственником их был великий князь), и крестьян, живших в вотчинах и поместьях бояр, дворян, церковных феодалов. Черносошные крестьяне, как и черные посадские люди, жили общиной, которая владела землями и на основе круговой поруки осуществляла платежи в казну.
Категории крестьянства на Руси
Крестьяне составляли основную
массу жителей Московской Руси. Они
издревле делились на две категории:
черносошных (или чернотяглых), живших
на черных, государственных землях (верховным
собственником их был великий князь), и
крестьян, живших в вотчинах и поместьях
бояр, дворян, церковных феодалов. Черносошные
крестьяне, как и черные посадские люди,
жили общиной, которая владела землями
и на основе круговой поруки осуществляла
платежи в казну. Источники называет их
ещё письменными или численными людьми,
потому что они все исчислены (учтены),
несут тягло и распоряжаются своей землей
не иначе, как с согласия общины и при условии
передачи новому владельцу (наследнику,
арендатору или покупателю) лежащего на
данном участке земли тягла.
Крестьяне, жившие в частновладельческих
вотчинах, строили свои отношения с владельцами
земли на условиях ряда – договора. Садясь
нa неосвоенную или запущенную землю и
беря обязательство расчистить поля и
луга, распахать пашню, построить дом и
т.п., крестьянин получал льготу (освобождение
от уплаты податей на 2, 5 и более лет) и
подмогу (ссуду) – деньгами или. что было
чаше, скотом, орудиями труда, семенами.
Ссуда денежная – серебром – дала название
крестьянам, ее взявшим, – серебренники.
Необходимость возврата ссуды при уходе
с насиженного места не только сдерживала
выход, но делала его практически невозможным,
ибо крестьянин после окончания льготных
лет значительную долю своего продукта
отдавал владельцу земли в виде подати
– своеобразной платы за пользование
ею. Разве что новый владелец, переманивший
крестьянина, уплатит за него серебро
и «откажет» его у старого хозяина.
Плата за пользование землей вносилась ежегодно в виде денежного или натурального оброка. В разных землях он был разный, состоял либо из части урожая, либо из определенного количества продуктов с выти (тяглой единицы). Так, в середине XVI в. крестьяне Соловецкого монастыря давали по 4 четверти ржи (1 четверть, или четь, – 3 пуда, один пуд – 16 кг.), 4 четверти овса, по сыру на Успеньев день (или 2 деньги), по 50 яиц, по хлебу и калачу – на Покров. Крестьяне, жившие в поместье сына боярского Микиты Леонова (всего 58 дворов, 325 вытей), в это же время давали ему такой доход: «деньгами 5 рублёв, 11 четей ржи. овса 222 чети, солоду ячного 50 четей и полчети, 28 четей пшеницы., круп гречневых 14 четей, гороху и конопель 14 четей., хмелю 28 чети; а мелкого доходу: 37 баранов, 37 полот (туш. – Л. и В. Б.), 74 куров, 37 зайцов, 37 тетереней, 37 сыров, 37 овчин, 37 поярков, 37 пятков льну, 4 пуда масла коровья, 12 пудов с третью меду, 37возов сена.» (Торопецкая писцовая книга 1540 г.). Надо думать, что в это число входил и государственный налог – государево тягло, которое, хотя и в меньшем размере, чем черносошные, «тянули» и владельческие крестьяне.
Часть крестьян (главным образом на плодородных землях), в местах, где имела место барская запашка, находились на барщине. Это личная рабoта в хозяйстве феодала. Она могла быть либо дополнением к оброку, либо заменяла его. По грамоте митрополита Киприана Константиновскому монастырю 1391 г. крестьяне, отбывая барщину, «церковь наряжали, двор тынили, хоромы ставили, пашню пахали на монастырь взгоном, убирали хлеб и сено, прудили пруды, сады оплетали, на невод ходили, хлебы пекли, пиво варили, лен пряли». Такие работы называли монастырским изделием. Царский Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином боярское дело.