Кавказская Албания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:27, реферат

Описание работы

Албания занимала территорию с севера на юг от крепости Чула до реки Арас; с запада на восток от Иверии, долины рек Алазани – Иори и крепости Хунаракерт (Hunarakar) до Каспийского моря. Уникальное географическое положение, обусловленное тем, что в районе города Дербента северо-восточные предгорья Кавказского хребта предельно близко подходят к Каспийскому морю, образуя узкий проход между Азией и Европой, способствовало высокому международному политическому статусу страны. С другой стороны этот важный геостратегический район служил ареной политических интересов многих государств и империй, что драматично отразилось на исторических судьбах албанских народов.

Файлы: 1 файл

кавказская албания.docx

— 70.05 Кб (Скачать файл)

Политика Рима и Ирана в судьбе Албании

 

 

 
К концу IV в. Закавказье стало зоной притязаний Сасанидского Ирана (шахиншах Шапур III) и Римской империи. Они начали дипломатическую борьбу за сферу влияния на Закавказье и разделили между собой Армению, Албанию, Иберию. В 385 г. Армения была разделена: западной (римской) Арменией стал править Аршак III, бывший до этого царем всей Армении, восточной Арменией – Хосров IV из рода Аршакуни. В западной части царская власть вскоре была упразднена (на юге правили удельные князья, «сатрапы», на севере – византийские гражданские чиновники – «комиты»). 
В 385 (387) г. правобережье реки Кур – Гугарк, Алдзаник, Корчайк, Нор-Ширакан, Ути и Арцах, ранее захваченные Арменией, были вновь присоединены к Албании; и они попали в Албанское марзбанство. Фавстос Византийский (I половина V в.) завершает свой труд рассказом о разделе 385 г.: «И у обоих (царей армянских, Аршака III и Хосрова. – Ф.Н.) много гаваров было отторгнуто; и тогда, и после того армянское царство разделилось, распалось, уменьшилось и потеряло прежнее величие». Это подтверждает и «Ашхарацуйц».

На востоке царство Аршакидов просуществовало до 428 г., когда шахиншах Бехрам Гур (420-439) низложил армянского царя Арташэса (422-428). Армянское царство было упразднено, а на этой территории создано марзбанство. В 450-451 гг. армянский царь потерпел поражение в антииранском выступлении.

По Б.А. Арутуняну, «в 428 г. из составе Армении был отторгнут только Утик, а Арцах и ряд других областей оставались в составе Армянского марзбанства… до поражения антииранского освободительного восстания армянского народа в 450-451гг.». С ним солидарен и А.А. Акопян, который кроме того, основывается на «Ганамак» – «Разрядную грамоту» (ок. 432 г.), «Список армянских епископств» Григория Просветителя, сохранившийся в составе «Истории Армении» Ухтанэса (385-428 гг.).

Таким образом, за время почти в 1000 лет, с III в. до н.э. до конца VIII в., границы Алпанского государства оставались почти стабильными. Этому способствовало мирная, немилитаристская, незахватническая политика албанских царей. Из истории не известно ни одного случая нападения Албании и экспансии ею земель какого-либо государства. Она лишь возвращала свои земли, захваченные другими странами. Повышенное чувство справедливости и свободолюбие, воинственность и верность слову, возвышенные критерии оценки чести и достоинства, готовность пожертвовать собой для защиты своей земли и отчизны – врожденные черты характера албан – лезгинских народов.

Важную стабилизирующую роль сыграла и географическая отдаленность Албании от Восточного Рима (Византии) и Ирана (парфянского и сасанидского). Длительное противостояние двух империй – Рима и Ирана и изнуряющие войны между ними ослабляли их влияние на далекую от них страну Албанию. Кроме того, важное геостратегическое положение, владение кавказским проходом Чула и важной торговой и военной магистралью, придавали Албании особый политический статус, и это позволяло стране сохранить государственный суверенитет и политическую независимость. Через алпанские ворота с севера вторгались северные кочевые племена, представляющие угрозу не только для Албании, но и для Ирана и Рима-Византии. Поэтому в охране прохода были заинтересованы не только албаны, не только армяне и грузины, но и крупные державы того времени – Персия и Рим-Византия. Владея основным форпостом в северной защитной системе – крепостью Чула, Албания становится влиятельной политической силой на Кавказе.

 

Северная Албания или Союз царств Лпиния

 

 

В исторической литературе встречается несколько форм названия Лпин: Лпиния, Лпинк, Лупения, Лепон, Лупан, Лапан, Лабан, Лбин, Либан… Эта область известна из греческих (Λιφεννιοι), латинских (Lupenii, patria Lepon), армянских (Лпинк, ашхарх Лпинк), арабских источников (ڵڍڊٲن Либан, ڵڍفڍنڍون Лифинийун). Исходя из анализа сообщений источников о лпинах и их локализации, можно сказать, что отдельного народа лпин (как и отдельного народа албан) не существовало, что «лпин» (как и «албан») является собирательным термином, а не этнонимом. Из-за разного географического положения, стратегического значения, а также разноудаленности от Рима и Ирана, две части Албании по обе стороны реки Кур имели разную степень зависимости от централизованной албанской государственной власти. Возможно, этим объясняется бытование разных названий двух частей Албании: южной – Алуанк (Агванк, Албания) и северной – Алпан (Лпин). В I-II вв. Северный Алпан (Лпин) подвергся нашествию массагетов. В эпоху своего рождения на приморской части Алпана (I /II – III вв.) в Маскутское царство входила и область Чула. Вероятно, после нашествия массагетов Лпином называлось все левобережье реки Кур, за исключением узкой приморской полосы, занятой маскутами. 
В Северный Алпан в разные исторические периоды входили царства Чула, Лек, Филан, Эрети, Гугарк, Касп (до I в.), Маскут (с I-II в.н.э. по 1-ю четв. IV в.), Хурсан, Квепелек, Шарван, Шаки, Чилб, Эчер.., а также области (гавары) Цур /Чур, Тапаспаран (со времени переселения Хосровом I Ануширваном VI в.), Гиль, Лег, Микан (Мукан), Вртан (соврем. Варташен), Цах (Цахур), Хон (Хнов), Рут (Рутул), Ярк (Ярк1), Агул (Яргул) и др… В 682 г. «город лпинов» посещало посольство епископа Исраэла, по дороге в город гуннов-балындуров Варачан. В VI-VII вв. в Северный Алпан (Лпин) хлынули тюркоязычные кочевники – гунны. Многочисленное войско гуннов во главе с Алп-Илитвером, напавшее на Албанию, располагалось «на полях Лпинии» . 
Очевидно, о Лпине говорили лишь в периоды, когда он становился самостоятельным царством, в периоды своего могущества. В полулегендарном рассказе о войне армянского царя Хосрова с первыми Сасанидскими царями Агатангелос сообщает, что в течение 12 лет на помощь армянскому царю приходили албаны, лпины, чилбы и каспы . Тот факт, что в источниках вкупе с Лпином перечисляются и другие северные области, говорит о политической самостоятельности и мощи этих областей. 
Вопрос локализации лпинов, их этнической принадлежности и языка в исторической литературе окончательно не решен. Одни исследователи (В.Г. Котович) локализуют Лпин в верховьях и центральной части р. Самур, другие (С.Т. Еремян, М.С. Гаджиев) – в долине р. Алазань. Третьи допускают, что, лпины были расселены от центральной части реки Самур по долине реки Алазань – с востока на запад. На карте Пентингера лупении указаны на южных склонах Кавказских гор, именно в долине Алазань. 
Перечисляя с востока на запад соседние с Арменией народы, Плиний пишет: «С другой стороны, начиная от границ Албании, по всему челу гор живут дикие племена сильвов (Silvi), а ниже – лупении (Lupenii), затем дидуры и соды» . Сведения Елише позволяют считать царство лпинов одним из могущественных христианских государств Закавказья; царь этой страны получает послание Ездигерда II Сасанида так же, как и армянский, иверский и албанский цари. Во время антисасанидского восстания 450-451 гг. войска Лпинии и Баласакана в составе армии марзбана Себухта помогало персам подавлять движение армян и албан (очевидно, закуринских). При укреплении прохода Чула (Дербент) Сасаниды использовали силы лпинов и чильбов, однако во время восстания алпанского царя Ваче лпины и чилбы примкнули к восставшим. Так как с Запада Северная Албания – Алпан /Лпин граничила с Иверией, именно в произношении пограничных нрадов название Алпан (Алупан) трансформировалось в Лпин (Лупен). В Восточной грузи по сей день сохранилась алпанская-лпинская топонимика. Дасхуранви размешает лпинов рядом с чилбами в гористых частях Дагестана. Маштоц распространяет христианскую проповедь «из селения Гис в области Утик в Албанию, в Лпинк и в Каспк до ворот Чора». Большой ученый и знаток своего края, албанский, а затем и армянский католикос, Макар Бархударян в жителях села Лагич видел потомков лпинов, живших в Сумгаитско-Девичинском междуречье. Джигбов (сильвов) он локализует между рекой Девичи и Кубой, а маскутов располагает между Дербентом, Каспийским морем и Малым Кавказом. Лпинов и чилбов ученый помещает в районе между современными городами Сумгаит и Куба. Некоторые исследователи полагают, что территория Лпина охватывал бассейн рек Гирдыман и Ахсу, Баласаканское поле и Чилб до Каспийского моря. По Б.А. Улубабяну, в данном перечислении под Лпином понималась территория еще обширнее, с охватом всего левобережья Куры до Главного Кавказа. С.Т. Еремян располагает лпинов в верховьях реки Алазани, а чилбов к северу от них, за Кавказским хребтом в долине реки Тушетская Алазань. Таким образом, хотя разные исследователи по-разному локализуют Лпин, но все они располагают его на левобережье реки Кур, и в некоторые исторические периоды границы царства Лпин почти полностью совпадают с Северной Албанией. 
Считаем, что «лпины /лбины», упоминаемые у разных авторов в различных формах, есть не этнический, а собирательный термин так же, как и «албаны». Отсюда и ложная версия о существовании якобы народов – албан или лпин, которые как отдельные этносы не существовали. Очевидно, названия «Албания /Алуанк» и «Лбин /Лупения» являются разными формами одного хоронима «Алпан /Алупан», связанного с именем лезгинского бога огня Алпана. Источником появления разных фонетических вариантов, скорее всего, явились разноязычие контактировавших с Алпаном народов. От южных контактов, сложились названия – Албания, Алуанк, Агуэн, Алуэн, Алван, Агванк и т.д., а от северных (северодагестанских племен и кочевого мира) название Алупана трансформировалось в Лупан – Лупен – Лпин – Лбин – Лпинк и т.п. Существование этнического сходства между хоронимами Албания и Лбиния пред¬полагал и С.Т. Еремян. Вероятно, вначале Лпиния имела и свое исконное название, которое со временем могло быть утеряно под воздействием общего термина Лпиния. 
В подтверждение версии, что Лпин есть искажение от названия Алупан, Алпан и означал территорию и население левобережья реки Кур, можно привести достаточное число албанских ономастических терминов, встречающихся в восточной Грузии – бывшей территории Албании. Из их числа этнотопоним Каспи (деревня недалеко от Тбилиси) напоминает каспов. Ойконим Лубион – название деревни в Иберии на границе с Албанией сопоставимо с этнонимом лупении /лупоны /лпины. Встречается еще ряд топонимов, в которых исследователи видят отложение этнонима лупении /лпины, это: Лабанкури, Лапанеби, Лапаниаткари, Лапниани, Лопота, Лопотис-хеви, Лопотис-цкали и др. На среднем течении реки Алазань зафиксированы топонимы Алвани, Аранта, Шилда, Челта, Ц1илбан, Ц1олбан, Кахи, Кахтубани /Кахисубани, соответственно сопоставляемые исследователями с албанами-ранами, сильвами-чильбами, кахами . Об этом говорит и академик И.А. Джавахишвили, который, основываясь на топонимические данные, полагает, что восточные провинции восточной Грузии некогда были заселены чеченскими и дагестанскими племенами . 
Дагестанский археолог М. Гаджиев локализует Лпинию в Алазанской долине и идентифицирует ее с Эрети грузинских и Шакки арабских источников. Кажущееся «умалчивание» источниками названных групп исследователь объясняет тождественностью этнотопонимов Лпиния, Эрети, Кахети, Шаки . 
По всей вероятности, этноним эрети /эрет1 «малые эры» и собирательное название лупении (албаны) не могут быть тождественными названиями. Более того, Эрети, Кахети, Камбечан, Шаки, вместе с другими северными областями, сами входили в состав Лпинии. Согласно источникам, в Лпинии обитали «албаны, лпины, леги» (леки) и другие этнические группы. В перечислении народов древним историкам вряд ли можно полностью доверять, ибо зачастую этническое название необоснованно связывается с названием области, страны и повторяются их разные варианты. Собирательные названия «албаны» и «лпины», будучи тождественными терминами, у разных народов могли иметь и некоторые региональные отличия: албаны (все население Албании или же, по армянской традиции, население правобережья реки Кур), лпины (по сути то же самое; в отдельных случаях – население северной части Албании /Алупана). Бытованию двух форм – «Албания /Алуанк» и «Лпин /Лупан» одного хоронима Албания (Алпан) могло способствовать и то обстоятельство, что в разные периоды времени, в зависимости от политики Рима и Ирана, правобережная Албания оказывалась включенной в состав Армении.

В результате арабской экспансии произошло политическое, экономическое, культурное и религиозное разделения Албании. Исламизированный Северный Алпан распался на мелкие самостоятельные княжества. Албанией в грузинской и армянской исторических традициях называлась уже христианская правобережная часть реки Кур, ибо левобережная исламская часть называлась своими этническими названиями (Лек /Лакз, Баб-ал-абваб /Чула, Табасаран, Шаки…). Все источники того периода отмечают пределы Албании от реки Арас до Чула (Дербент), от Иверии до Каспия. 
Со времени упразднения царства и превращения ее в марзпанство в персидских документах Албания именуется Араном. Из этих же источников этот термин подхватывают грузинская (Рани) и арабская (Арран) исторические традиции, и под этим термином иногда подразумевается только нижнее течение Куры и Аракса . На территории разрушенного албанского государства, в том числе ее северной части – Лпина, в арабское время, наряду с имеющимися, возникали и новые государственные образования. Эти политические образования назывались своими названиями, и название Лпин стало выходить из употребления. Но не из-за тождественности областей Лпин, Эретия, Кахетии, Шаки, как утверждает М.С. Гаджиев, а из-за распада государства Албания, в т.ч. и ее северной части Лпин как единой политической силы. Поэтому в грузинских и арабских источниках этого периода названия «Лпиния» мы не находим. Арабо-персидские источники помещают на месте Лпинка маленькую страну и царство Лайзан, а на место Чилбка – Шарван. Балазури упоминает оборонительную линия «садд ал-лбн» – «стену лбинов» для защиты от вторжения кочевников и локализует ее «между областью Ширван и воротами Алан». Очевидно, «стену лбинов» правильнее отождествлять со стеной Чула. Вместе с тем в источниках VII в. встречается употребление термина «Албания» в более узком смысле. Здесь важно вспомнить двоякое понимание страны Алпан (Албания) в армянских источниках: 1) как вся территория Албании (а позднее и Албанского марзпанства), право- и левобережье Куры от нижнего течения реки Арас до прохода Чола /Чула (Моисей Дасхуранви. ИА, «Повесть о Вачагане»; Армянская литература с конца V в.); 2) и как лишь правобережье Куры (в некоторых армянских источниках). Возможно, время ее упоминания М. Дасхуранви в триаде «Албания – Чула – Лпиния» соответствует времени, когда область Чула с приморской полосой до реки Кур была захвачена массагетами. Албанией в армянских и других источниках называлась правобережная часть реки Кур, а Лпинией – Северную Албанию (за исключением захваченной массагетами приморской полосы до реки кур), т.е. горная и предгорная часть. Видимо, Чула и Маскут в составе Лпинии не упоминаются потому, что до разгрома маскутов (IV в.) область Чула входила в состав маскутского царства, и ее границы совпадают с границами Маскута. После разгрома маскутов, Чула восстанавливает свою самостоятельность и прежние границы. Чула упоминается как сильное царство, контролирующее северный проход и всю торговую магистраль, по которой проходит «Великий шелковый путь». Приблизительно в сер. IV – нач. V в. маскуты уже ассимилировались среди лезгин, и от них осталось название Мушкур – приморская полоса от Самура до реки Кур. Если Лпинк – восточная часть левобережья или все левобережье, Каспк – приморский треугольник до ворот Чора, то Южная Албания (Алуанк) в данном контексте охватывает правобережье реки Кур. Очевидно, во II-III вв. вследствие вторжения маскутов в Алпан, приморская полоса Каспия, занятая маскутами, отторгается не только из состава Лпина, но всего Алпанского государства (в начале IV в., после разгрома маскутов, эта часть вновь возвращается в состав Албании). Тогда в Лпинию могла входить территория, ограниченная с юга Баласаканом, юго-востока – Каспком, с севера Алахундагом и хребтом Кокма, с востока и северо-востока Каспийским морем и областью Чула, с запада Чилбом (Шаки) до границ Иверии, на северо-западе включая долину Алазани и Иори до реки Кур вместе с Эрети, Кахети и Камбисеной – т.е. вся территория Северного Алпана. Поэтому об областях, входивших в состав Лпинии, в исторической литературе мало известий, так как вся история подается под одним названием – царство Лпинк. С принятием ислама северной частью Албании, когда южные албаны оставались христианами, произошло духовное разделение албан. Антропонимические исследования на территории Азербайджана показывают, что более половины населения современного Азербайджана имеют албанские этнические корни, т.е. это албаны принявшие религию ислама и язык тюркский. Население же Арцаха – Нагорного Карабаха – те же албаны, которым в VII веке, по наущению армянского католикоса Елии, арабы навязали армяно-григорианское монофизитство вместо византийского православия дифизитства. Особенно после упразднения Албанской Церкви в Гандзасаре в 1836 году деэтнизация албан усилилась; они постепенно ассимилировались в армянской культурной и языковой среде.

 

 

 


Информация о работе Кавказская Албания