Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:38, реферат
Причины активизации политики царизма на Северо-Западном Кавказе.
Во внешней политике великих европейских держав на протяжении всего XIX
столетия весьма важное место занимал восточный вопрос. «Всякий раз, когда
утихает на время революционный ураган, один и тот же вопрос непременно
вновь всплывает на поверхность — это вечный «восточный вопрос»,— писали К.
Маркс и Ф. Энгельс. Составной частью этой международной проблемы являлся
черкесский вопрос — вопрос о внешнеполитическом статусе Северо-Западного
Кавказа и исторических судьбах адыгских народов. Адыгские земли в 30—60-х
годах XIX в. оставались ареной острого соперничества России, Англии и
Османской империи.
поставлены в известность царская Россия, Турция, Англия и Франция. В состав
меджлиса входило 15 человек во главе с Хаджи Керендук Берзеком. Членами
этого меджлиса, названного «великим и свободным заседанием», являлись также
адыгский военный лидер Карабатыр Заноко (сын Сефер-бея), Измаил Дзиаш, Биш-
Хасан-эфенди.
Меджлис разделил подвластную ему территорию на 12 округов, создал
аппарат управления и ввел налоги. Каждые 100 дворов должны были выставлять
по 5 всадников для создания постоянного войска. Для меджлиса были построены
здания суда, молельни и кунацких.
Государство горцев возникло во время и в целях обороны от внешнего
вторжения. В основу его деятельности был положен принцип коллегиальности
управления и выборности в состав административных органов. Сочинский
меджлис сыграл важную роль
в сплочении военных сил
Дипломатические инициативы руководителей Черкесии.
Сочинский меджлис вступил в переговоры с царским правительством. В
сентябре 1861 г. царь Александр II принял представителей адыгов и убыхов во
время своего пребывания в Закубанье. Горцы соглашались перейти в русское
подданство, если им дадут возможность остаться в горах, на исконных местах
жительства. Однако царь заявил: «Я даю месячный срок — абадзехи должны
решить: желают ли они переселиться на Кубань или же пусть переселяются в
Турцию». Горцы отвергли эти жестокие требования. Военные действия
возобновились.
Меджлис обнародовал призыв к «священной» войне. Тысячи убыхских
удальцов прибыли на помощь абадзехам, против которых воевала русская армия.
В 1862 г. меджлис отправил посольство в Стамбул, Париж и Лондон для
исходатайствования помощи. Его возглавлял Измаил Дзиаш. По прибытии
черкесских посланцев в Великобританию, их стали возить по крупным городам
сторонники Д. Уркарта. Устраивались многочисленные митинги, на которых
высказывались требования общественности о помощи Англии кавказским горцам.
Однако призыв адыгов и убыхов о помощи остался безответным. Хотя и после
Крымской войны англичане подстрекали адыгов к борьбе с Россией, они не
оказали горцам поддержки в решающий час и бросили их на произвол судьбы. К.
Маркс указывал на «бесстыдное одобрение, притворное сочувствие или
идиотское равнодушие, с которым высшие классы Европы смотрели на то, как
Россия завладевает горными крепостями Кавказа»
Окончание Кавказской войны.
В последних боях с царскими захватчиками адыги проявляли упорство и
мужество. Они связывались друг с другом ремнями, чтобы ни один не посмел
подумать об отступлении, бросались в пропасть, чтобы избежать плена.
Храбрые горцы бились до последней капли крови.
Однако силы были неравны. Еще в 1860 г. под ударами царских отрядов
капитулировали натухайцы. Части Кавказской армии сжимали вокруг адыгов
кольцо кордонов. К лету 1863 г. в Черкесии были 14 русских кордонных линий:
Анапская, Адагумская, Абинская, Хабльская, Шебжская, Пшишская, Пшехская,
Белореченская, Абадзехская, Даховская, Нижне-Лабинская, Верхне-Лабинская,
Урупская, Нижне-Кубанская. В 1863 г. было сломлено сопротивление шапсугов и
абадзехов, а в марте 1864 г. сложили оружие убыхи. 21 мая 1864 г. в глухом
урочище Кбаада (ныне Красная Поляна) были проведены торжества царских войск
по поводу завоевания Западного Кавказа и окончания Кавказской войны.
Прогрессивные деятели всего мира сочувствовали освободительной борьбе
кавказских горцев и восхищались ею. «Храбрые черкесы снова нанесли русским
несколько серьезных поражений. Народы, учитесь у них, на что способны люди,
желающие оставаться свободными», — с такими словами обращался к читателям
«Коммунистический журнал» — орган руководимого К. Марксом и Ф. Энгельсом
«Союза коммунистов». Образы кавказских горцев, боровшихся за независимость
и свободу, показали в своих гениальных произведениях М. Ю. Лермонтов и Л.
Н. Толстой.
Вынужденное переселение адыгов в Османскую империю.
Финал Кавказской войны ознаменовался для адыгов подлинной национальной
трагедией — вынужденным переселением сотен тысяч человек в Османскую
империю. Главной причиной переселения было давление царизма. Царское
правительство стремилось «очистить» Северо-Западный Кавказ от коренного
населения, чтобы быстрее окончить войну и прочно закрепить за собой
завоеванные земли. «Переселение непокорных горцев в Турцию,— подчеркивал
генерал Н. И. Евдокимов,— без сомнения, составляет важную государственную
меру, способную окончить войну в кратчайший срок, без большого напряжения с
нашей стороны». Свою роль в
переселении сыграли также
определенных кругов Османской империи, ошибочная позиция известной части
местных феодалов и мусульманского духовенства.
Во время переселения от голода, лишений и болезней погибло большое
количество адыгов. Всего выселилось горцев, по официальным российским
данным, около 500 тысяч человек за время с 1858 по 1865 годы, из них до 470
тысяч адыгов. Однако есть основания считать эти данные заниженными.
Большинство переселенцев оказалось в Османской империи в тяжелом положении.
Они испытывали на земле султана жестокий гнет и угрозу ассимиляции.
Адыги, оставшиеся на родине стали жить в условиях колониального
режима, установленного царизмом на Кавказе. Численность их была невелика и
составляла в Кубанской области немногим более 60 тысяч человек. Эпоха
независимого развития древнего народа завершилась.