Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 21:25, доклад
Вопросы, связанные с возрождением казачества, в том числе со стороны государства, до сегодняшнего дня продолжают обсуждаться на самых разных уровнях: Каким должен стать статус современного казачества? Какие формы его социально-экономической, политической жизни и «государственной службы» сегодня востребованы и приемлемы? Какие перспективы и конкретные пути возрождения казачества видит государство?
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского»
Кафедра
«Экономика и управление
на предприятиях малого и
ЭССЕ
На тему
«Казачье хозяйствование»
Студентка института
Москва 2014
Вопросы, связанные с возрождением казачества, в том числе со стороны государства, до сегодняшнего дня продолжают обсуждаться на самых разных уровнях: Каким должен стать статус современного казачества? Какие формы его социально-экономической, политической жизни и «государственной службы» сегодня востребованы и приемлемы? Какие перспективы и конкретные пути возрождения казачества видит государство? Не остаётся в стороне и наш регион. По инициативе губернатора области Леонида Полежаева 25 февраля в Омске состоится научно-практическая конференция «Сибирское казачество: история и современность», в работе которой примут участие представители власти, учёные и казаки. Примечательно, что эта конференция проходит накануне 150-летней годовщины с момента принятия третьего «Положения» (или, говоря современным юридическим языком, «Устава») о Сибирском казачьем войске, подписанного Императором Александром II 5 марта 1861 г. (по новому стилю 17 марта). Этот документ явился одним из ключевых в жизни Сибирского казачества. Кардинальные перемены затронули абсолютно все стороны жизни сибирских казаков. «Положение» юридически поставило точку на военно-поселенческом этапе в жизни Войска. С этого времени оно стало именоваться Сибирским казачьим. Была отменена постоянная 30-летняя служба казаков и определена 2-летняя периодическая, после которой им предоставлялось право пользоваться льготой в течение 3-4 лет. Так же был разрешён выход из казачьего сословия. Ввиду предстоящей конференции и приближения знаменательной даты, мы решили рассказать о хозяйстве и промыслах сибирских казаков двух предшествующих столетий.
В начале 80-х годов XIX в. сибирские казаки жили небогато. Сказывалась воинская служба. Возвращаясь домой на побывку на полгода, либо год казаки занимались хозяйством. Посевы хлеба производили не все. Люди посостоятельнее сеяли по 5-10 десятин, и очень немногие – по 15-20 десятин. Такие среди станичников считались богачами. Малоимущие казаки занимались рыбной ловлей, благо рыбы в Иртыше и озерах водилось тогда много. Многие из станичников занимались огородничеством, табаководством и скотоводством. Выращиваемые продукты сбывались как в Омске, так и в других крупных населённых пунктах. Табак у казаков охотно скупали казахи. Все это стоило баснословно дешево, например: пуд пшеницы уходил по 25-30 коп., воз огурцов или арбузов – по 1 р.-1 р.20 коп., а табак – от 2-3 до 5 коп., за фунт. Бедные, не производившие посевов казаки, летом «ходили» на соляные озера, в степь, где набирали соль, а зимой возили ее в крестьянские села и деревни, обменивая на муку и хлеб.
Как это ни странно, среди сибирских казаков, знавших, что такое оружие, и умевших с ним обращаться, охота не была развита в такой степени, как рыболовство. Хотя территория войска предоставляла для неё широчайшие возможности. Множество озер, болот, водоемов и речушек были благодатным местом обитания больших скоплений водоплавающей птицы. В лесах и степи водились зайцы, лисы, волки. Лесистые склоны гор Кокчетавского и Усть-Каменогорского уездов были гнездилищем дичи, косуль и медведей. несмотря даже на отсутствие контроля со стороны войсковой администрации, охота на зверей и птиц не пользовалась популярностью. На территории войска не обитали особо ценные виды животных или птиц, добыча которых могла бы стать прибыльным занятием, поэтому охота была лишь подспорьем для основной части казачьего населения. Но если сибирские казаки выбирали ее в качестве своего главного занятия, то в большинстве случаев это происходило от великой материальной нужды, когда не виделось иного способа добыть средства к существованию, тем более, что многие способы охоты не требовали каких-либо капиталов. Состоятельные казаки занимались охотой большей частью для развлечения, используя при этом возможность испытать резвость своей лошади в погоне за зверем.
Часто охота принимала хищнические формы и вела к значительному, иногда невосполнимому сокращению численности отдельных видов зверей и птиц. Например, летом во время линьки болотная и водяная дичь ловилась сетями в количестве, далеко превышавшем не только потребность охотника-птицелова, но и размеры возможного сбыта, что вело к истреблению дичи. Этому во многом способствовал и сбор весной яиц дикой птицы, хотя он и преследовался законом, но вдали от административных центров составлял обычное явление и оставался безнаказанным. В 60-е гг. XIX в. казаки почти полностью истребили косуль в горах у станицы Сандыктавской. Пользуясь глубоким снегом, они загоняли их стада в долину и иногда за один раз убивали более 200 голов. Несколько ранее там же были изведены маралы. Однако распространенные виды животных, сохранялись в значительных количествах и были традиционными объектами охоты. Как правило, добычей казаков становились медведи, волки, лисы, барсуки, маралы, косули, зайцы, сурки, хорьки, белки, горностаи, утки, гуси, тетерева, дрофы, куропатки, рябчики.
А 1814 г. был случай столкновения даже с… тигром, который, видимо, забрёл в Кокчетавский уезд с южных берегов озера Балхаш или с Алтайских гор. Дело было так. Во время проезда казака Землянухина по дороге из крепости Ямышевской в крепость Петропавловскую, неожиданно из кустарника выскочил тигр. Прыгнув на лошадь, он вырвал бок у нее и схватил наездника за левую руку. Урядник при этом не растерялся, выхватил пистолет, всунул в пасть зверя и выстрелил, отчего у тигра разорвало голову, однако хищник успел клыками раздробить Землянухину руку. Вплоть до 1880 г. в казачьих селениях, что на Иртышской линии во многих семьях, сохранялись живописные картинки, изображавшие в разных вариантах этот случай. Конечно же, подобные происшествия были редкими и обычные выходы на охоту проходили значительно спокойнее. Охотничьи трофеи служили подспорьем для собственного питания казаков, излишки же дичи, шкуры, мех продавались как в своих поселках, так и в ближайших городах или на сельских ярмарках. Кроме огнестрельного оружия, казаки использовали для охоты различные ловушки, западни, капканы, и даже яд для волков.
В годы первой мировой войны занятие охотой в войске вовсе пришло в упадок. Причиной этого было не только резкое сокращение мужского населения в станице, связанное с военной мобилизацией, но и массовое изъятие властями у казаков охотничьих винтовок – бердан, направляя их в запасные и тыловые казачьи подразделения, которые до начала 90-х гг. XIX в. состояли на вооружении войсковых частей.