Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:21, реферат
Данная курсовая работа является попыткой, самостоятельно, более глубоко и творчески изучить один из вопросов в истории нашего государства, а именно, вопрос казачества. На примере развития казачества в России мы можем проследить, как становилось их общество, постепенно перерастая из простых воровских ватаг в казачье братство, а в последствии в самое независимое общество Российского государства.
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
Наше общество осуществляет переход к чему-то еще до конца не осознанному ни по конечным целям, ни по конкретным задачам, ни по конкретным путям и методам такого перехода. Ясным остается только одно: настоятельно необходимо отказаться от тоталитарной командно-административной системы и перейти к демократической, основанной на личной свободе. Личная свобода, как это доказано многовековой практикой, возможна только тогда, когда решения принимаются со знанием дела, то есть с обоснованным предвидением их ближайших и отдаленных последствий, с предвидением их возможных экономических, социальных и правовых результатов прежде всего для того, кто принимает эти решения.
Данная курсовая работа является попыткой, самостоятельно, более глубоко и творчески изучить один из вопросов в истории нашего государства, а именно, вопрос казачества. На примере развития казачества в России мы можем проследить, как становилось их общество, постепенно перерастая из простых воровских ватаг в казачье братство, а в последствии в самое независимое общество Российского государства. Когда при формировании и слиянии многих культур во едино появлялось нечто, не похожее на другие культуры. При изучении литературы и источников касающихся вопросов этой темы, легко просматривается, что только свободолюбивые, смелые и гордые люди смогли сами, и не осознавая этого построить лёгкое подобие демократического общества. Казачество -особое военное сословие в царской России - имеет многовековую историю. История России собственно связана с так называемым вольным казачеством, именно вольным. И казалось бы одно только слово, вольный, но как много, благодаря своей вольнице они смогли привнести в развитие и укрепление могущества государства Российского. Первыми людьми отважились ходить на татарские улусы (области) казаки. Самостоятельно объединились в Великое войско Донское, ставшее, как и Войско Запорожское. Казачество не только обороняло рубежи России, но и расширяло территории Московского государства. Казачий атаман Ермак Тимофеевич, преодолев с отрядом казаков Уральские горы, положил начало освоению Сибири. В 1648 году казачий атаман Семён Дежнев на нескольких кочах, или как их ещё называли стругах, обогнул Чукотский полуостров. Его именем назван мыс - самая восточная точка России. Всех заслуг казачества перед Россией не возможно перечесть. Но осознавая важную роль казачества в обороне русских границ, московское правительство всё же не могло мириться с казачьим своеволием. И с тем фактом, что многие беглые люди находили приют на Дону и в других казачьих общинах. И после подчинения Петром Великим казачьих Войск изменяется и уклад жизни. И казаки становятся авангардом Российской армии. Но уже не имея той вольности и свободы, но даже при тех привилегиях, которые всё же сохранились у казаков они были верны России и тому кто давал им эту свободу, что и было видно во время Октябрьской Революции, когда основная часть казаков встала на сторону Императора.
Только изучая историю своего государства, мы сможем построить общество сопоставимое с нашей культурой удовлетворяющее большинству социальных групп населения. Данная курсовая работа, попытка рассмотреть вопрос казачества по разнообразным источникам, как склонных к казачеству, так и с неприязнью относящихся к казачеству, для проведения определённого анализа.
§1. XV - XVII Â.Â.
ÇÀÐÎÆÄÅÍÈÅ ÊÀÇÀ×ÅÑÒÂÀ
È ÏÅÐÂÛÅ ÓÏÎÌÈÍÀÍÈß.
В тяжёлое, подневольное время, когда три четверти Русской земли платило Дань татарам и боялось татарского набега, защитниками Руси от татар, первыми смелыми борцами за свободу Руси, первыми разведчиками, проникшими далеко вглубь татарской земли и на татарские набеги ответившими своими набегами, первыми людьми, явившимися в татарские юрты и снявшими цепи с русских пленников, томившихся в неволе, были казаки.
Так, на земле, занятой в последствии донскими казаками, жили задолго до нашей эры скифы и сарматы - дикие народы и среди них имели свои торговые города греки. Потом много лет шла война и скифов сменили хазары. Они жили несколько столетий по берегам Дона, их потеснили печенеги, а печенегов сменили половцы. В то время, когда и печенеги, и половцы занимали земли нижнего Дона впервые стали приходить туда русские. Наконец половцев сменили татары. Во время владычества татар на Дон идут одиночные смелые русские люди, которые селятся там, силою удерживаются в донских степях и получают название казаков.
Никто точно не знает, откуда пошло само слово "казак", известно несколько вариантов происхождения этого слова:
но ни одно из этих толкований, не может быть признано безусловно правильным.
Так или иначе первое упоминание летописи в 1444 г. о появлении казаков, обитавших по Червлёному - Яру, имеется в рассказе о набегах Ордынского царевича Мустафы на Переславль - Рязанский. Речь шла о так называемых городовых казаках, которые были обязаны нести гарнизонную и пограничную службу в укреплённых линиях по восточным и южным границам Руси. Именовались они по названию того города, где служили, имели собственных лошадей и снаряжение, освобождались от податей и получали за свою службу денежное жалованье и землю. Однако история, собственно, казачества связана в основном с так называемым вольным казачеством, появление которого, большинство учёных относят к началу ХVI в.
Московскому князю для борьбы с татарами, для покорения других русских княжеств нужно было войско. Раньше это войско составляли приближённые к князю люди, посвятившие себя воинской службе и входившие в княжескую дружину. Дружинники были отборным войском князя. Главную же силу князя, его рать составляли люди крестьянского сословия, которых брали от сохи, и от того их и называли посошными людьми.
Князья награждали своих дружинников за храбрость, за верную службу землями, дарили им поместья вместе с живущими на них крестьянами. Но за это они требовали, чтобы каждый дружинник, или, как их при московских князьях называли - боярин, по первому призыву своего князя "являлся людным, конным и оружным". То есть, приходил бы сам на коне и приводил с собою конных вооружённых людей. Как известно, крестьяне были вольны и имели право переходить от одного боярина к другому, но в связи с этим у одного боярина людей оказывалось больше, чем у другого, что не позволяло выполнить княжеский наказ и это послужило одной из причин закрепления крестьян за землями (крепостные).
И вот, наиболее сильные и мужественные, свободолюбивые, те, которые не могли забыть своей воли, уходили из родных деревень и шли искать счастья на юг, в "диком Поле", в вечной борьбе с татарами. Беглые люди встречались с остатками смелых хазар, печенегов и половцев, скрывавшихся от татар в лесах и степях, соединялись вместе и положили основание донскому казачеству.
Позднее, в Москве потребовали исповедования православной веры по тем книгам, которые исправил патриарх московский Никон, при царе Алексее Михайловиче. Потребовали троеперстного крестного знамения, вместо двуперстного, как крестились ранее, уничтожались иконы старого письма. За сложение двух перстов при крестном знамении, за службу по старинному уставу, за поклонение дедовским иконам люди жестоко преследовались. Люди не желавшие примирится с новой верой, их называли старообрядцы, уходили на Дон, что в свою очередь служило ещё одним источником пополнения казацких ватаг. Казаки, вольные люди не спрашивали какую веру исповедует пришедший к ним, лишь бы веровал в Христа. При присоединении к казакам, приходивший (исповедовавший ислам, буддизм или др. веру) обязан был принять христианскую веру. В казачьи ватаги приходили татары, турки, греки, немцы, евреи. Отсюда впоследствии на Дону стали появляться фамилии: Грековых - от греков, Татариновых - от татар, Жидченковых, Жученковых - от евреев, Персияновых - от персов, Калмыковых - от калмыков, Мещеряковых - от мещерских татар и т.д.
Это время было самым тяжёлым для казаков, но и, одновременно, жили они свободно. Казацкая поговорка тех времён наиболее точно отражает состояние казачьей жизни того времени "хоть жизнь собачья, так слава казачья". Гордились казаки этой славой.
ÍÀÁÅÃÈ, ÏÎÄÂÈÃÈ, ÇÀÑËÓÃÈ.
1538 год - Первое упоминание летописи о вольных (воровских) казаках в Южных пределах Руси в ответе на жалобу нагайцев: " и вам гораздо ведомо лихих где нет. На поле ходят казаки многие: казанцы азовцы, крымцы и иные баловни казаки; а и наши Украин казаки с ними смешавшись, ходят и те люди, как вам тати, так и нам тати и разбойники"...
Конечно, при прочтении таких строк, у любого Русского человека должно вызываться в душе не поддельное, искреннее чувство гордости за своих предков, так, как казалось бы, ещё сто лет до этого упоминания, ни кто на Руси и подумать не мог бы, что кто то осмелится пойти в военный поход по нагайским степям. Но прелесть этих строк не в том, что казаки грабили наших "вчерашних" врагов, а в том, что во время своих походов, они попутно освобождали и невольников (пленных) удерживаемых нагайцами и это достойно уважения. Но к сожалению это отдельный вопрос и столь малые "рамки" курсовой работы, не дают возможности отразить все стороны именно освободительной деятельности казачества.
Как было сказано ранее, казаки воинственные люди. Во время похода они выработали свой способ действий, называвшийся "лава". В тактике своего военного искусства они многое почерпнули от татар (метод нападения в конной атаке, в атаке с воды). Достаточно интересно происходил сбор в поход. Казак решивший пойти в поход за добычей, выходил к станичной избе, бросал свою шапку и зазывал других казаков в поход, солидарные с ним казаки бросали свои шапки по верх его трухменки 1. Определялся походный атаман и приступали к тщательной подготовке в поход, причём, в приготовлении участвовали не только уходящие, но и остающиеся казаки. Во время похода на татар, персов, турок или за пушным зверем казаки называли себя охотниками.
В этой вольной ватаге, во время похода, дисциплина и порядок были образцовые. Походный атаман мог казнить смертью за малейшее непослушание. Беспрекословно повиновались и выборным есаулам и сотникам. Но по окончании похода и по возвращении домой, опять все были равны.
Те же не многочисленные группы, называвшие себя казаками, но промышлявшие на территории России, вольное казачество называло разбойниками.
Достаточно часто казаки уходили и в морской поход. По р. Дон выходили в Азовское море, из Азовского моря в Чёрное - это был их обычный путь. Вот как описывал казацкие струги наказной атаман Войска Донского генерал - лейтенант Самсонов: "Для морских походов казаки строили себе большие, длинные лодки без палубы. На лодках были паруса, вместимостью по 60 - 100 человек, борта обшивались камышом, для защиты от пуль и большей устойчивости лодок. На дно укладывались бочки с пресной водой и запасами еды." Морские набеги казаков заставили турок укрепить находившийся в устье р. Дон город Азов и по реке установить укрепительные сооружения. Но как видно в упоминаниях летописи о Донских казаках, эти меры предпринятые турками не останавливали казаков2.
1549 год - в жалобе князя Нагайского Юсуфа к царю Иоанну IV: "казаки его в трёх, четырёх местах города поделали, с Азова оброк снимают и воду пить не дают", на что Иоанн отвечал: "наших казаков на Дону нет никого, а живут на Дону из наших государств беглые люди, ... на дону живут разбойники, без нашего ведома, ... мы и прежде посылали истребить их, да люди наши достать их не могут"... .
Ó×ÀÑÒÈÅ ÄÎÍÑÊÈÕ ÊÀÇÀÊΠÂÎ ÂÇßÒÈÈ ÊÀÇÀÍÈ È
ÓÑÒÀÍÎÂËÅÍÈÅ ÄÎÍÑÊÎÃÎ ÂÎÉÑÊÀ.
В то время Русь оправлялась от татарской неволи. Смоленск, Москва, Рязань, Новгород были независимы друг от друга. Князья правившие этими городами, часто враждовали друг с другом. Но постепенно стал усиливаться Московский князь. Он покорил себе соседних князей, смирил Новгород, усилился, завёл порядочное войско.
В 1547 году великий князь Московский Иоанн IV Васильевич венчался в Москве царским венцом, став Царём всея Руси. На то время, границы его царства на юге, доходили до верховьев Дона, на востоке, немного не дошли до Волги, на севере, захватывали Новгород и на западе, остановились у Смоленска. Желая расширить своё царство, молодой шестнадцатилетний царь Иоанн IV Васильевич решил завоевать татарское Казанское царство и тем самым, навсегда покончить с татарской неволей, в которой двести лет томились русские люди.
Два раза подходил Иоанн с войсками к Казани, и оба раза не удачно. Третий поход Иоанн объявил летом 1552 года. В этом походе, первый раз заодно с русскими войсками, участвовали Донские казаки вместе с конницей князя Курбского. Существует так же предание, что тогда же царь Иоанн IV пожаловал войско Донское первой своей грамотой, которой закрепил все земли, занятые донцами, за донскими казаками.2
После взятия Казани начались постоянные взаимоотношения Московского царя Иоанна IV Васильевича с донскими казаками. Царь начинает писать грамоты "на Дон в Нижние и Верхние юрты, Атаманам и Казакам" с приказами провожать своих послов, едущих к татарам. До наших дней дошла грамота от 3 января 1570 года, о царском жаловании Донским казакам в грамоте, привезённой на Дон боярином Иваном Новосильцевым - факт послуживший к установлению с сего числа старшинства Донскому войску.
Но на этом, постепенно начинает угасать, не заметно для самих казаков их вольная жизнь именно в том виде, в котором она была изначально и которой они гордились долгие годы.
ÏÅÐÂÛÉ ÓÑÒÀÂ È ÓÑÒÀÍÎÂËÅÍÈÅ ÒÅÐÑÊÎÃÎ,
ÓÐÀËÜÑÊÎÃÎ È ÑÈÁÈÐÑÊÎÃÎ ÂÎÉÑÊÀ.
16 февраля 1571 года - издаётся первый "устав сторожевой станичной службы", составленный боярином князем Воротынским, по которому впервые точно проводилась градация казаков: на городовых или полковых и на сторожевых, или станичных.