Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:12, доклад
Цель: раскрыть причины подъема в развитии ханства, определить особенности внешнеполитических отношений1. Расширение территорий. Возвышение ханства2. Внешнеполитические отношения Казахского ханства в начале XVI в.3. Внутриполитические события во второй четверти XVI в.4. Казахско-монгольские отношения в 30-50 годы XVI в.
Казахское государство в последней трети XV-XVI вв.Цель: раскрыть причины подъема в развитии ханства, определить особенности внешнеполитических отношений1. Расширение территорий. Возвышение ханства2. Внешнеполитические отношения Казахского ханства в начале XVI в.3. Внутриполитические события во второй четверти XVI в.4. Казахско-монгольские отношения в 30-50 годы XVI в.
!1 вопрос) Касым-хан.Возвышение ханства. Расширение территории.Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века при хане Касыме, который еще при Бурундуке стал фактически правителем, он положил начало правления потомков Джанибека. Касым официально стал править в 1511 году, после тою как потерявший авторитет Бурундук-хан с кучкой своих приближенных удалился в Маверенахр. Сам Бурундук подался к одной из дочерей в Самарканд, где и дожил свой век.Касым-хан (1511-1521 г.), воспользовавшись разгромом и гибелью Шайбани под Мервом в битве с шахом Ирана Исмаилом, укрепил свою власть в Южном Казахстане, в 1513 году он взял под контроль самый южный присырдарьинский город Сайрам и предпринял поход на Ташкент. Касым-хан поддерживал дружеские отношения с ханом Могулисгана чагатаидом Султан Саидом, который весной 1514 года покинул Семиречье и вторгся в Кашгарию, в Восточном Туркестане он основал новое государство с центром в Яркенде. Это укрепило власть Казахского хана в Семиречье. На западе под его власть откочевали группы родов из переживавшей кризис Ногайской Орды. Таким образом границы ханства на юге вышли на правобережье Сырдарьи, на юго-востоке включали значительную часть Семиречья, на севере и северо-востоке включали обширные степные просторы и доходили до гор Улутау, оз. Балхаш, до отрогов Каркаралинских гор, на западе до реки Яик.Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых в дипломатические связи с ним вступило Московское государство при великом князе Василии III (1505-1533 г.). В те годы казахи, как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе. О казахах оставил записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 годах. По сведениям историка Мухаммада Хайдара число подданных хана Касыма определялось миллионом человек, он вошел в историю как «собиратель казахских земель».После смерти Касыма в 1522 году ханом стал его сын Мамаш, который вскоре умер в сражении. В 1523 году ханом был провозглашен внук Джанибека, сын Адик-султана Тахир (1523-1533). Он не пользовался большим влиянием, отличался жестокостью, при нем начались смуты, бедствия и поражения во внешней политике.
2 вопрос) Казахское ханство во второй половине XV - начале XVI вв.Образование Казахского ханства. Как мы уже говорили в предыдущих Разделх, султаны Жанибек и Керей откочевали от Абулхаира и обосновались в Западном Жетысу. Правитель Могулистана Есен-Буга, занятый борьбой со своим братом Юнусом и попытками сохранить развалившееся государство, не имел реальных сил, чтобы остановить сторонников Жанибека и Керея и в 1459 г. был вынужден предоставить им территорию в долине реки Шу, Кочевники, поселившиеся в Жетысу, получили прозвище "казак", которое впоследствии распространилось на всех подданных Жанибека и Керея и постепенно превратилось в этноним. Ослабление Могулистана и неспособность могульских ханов сдерживать усилившийся в середине XV в. натиск ойратов поставили казахских султанов перед необходимостью создания собственного государства. В этих условиях в долинах Шу и Таласа в 1465 г. было провозглашено Казахское ханство, первым ханом которого стал Керей (1465-1474). Абулхаир, обеспокоенный усилением казахов, пытался организовать поход в Жетысу, но в 1468 г. умирает, после чего его государство перестало существовать. Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака.
Политическая жизнь казахских степей после распада государства Абулхаира характеризовалась попытками шайбанидов вернуться к власти, борьбой за присырдарьинские города. Мухаммед Шайбани, бежав в Туркестанский вилайет, начал собирать здесь своих сторонников, заручился поддержкой тимуридов Мавераннахра. Однако уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились казахские отряды. Старший сын Жанибека Махмуд занял Созак, а другой его сын Еренши - Сауран. Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани, который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в Бухару. В 1472 г. Шайбани заключает союз с Муса мырзой, правителем Мангытского Йурта, получил военную помощь тимуридов и начал новый поход на Сырдарью. Ему сдалась небольшая крепость Аркук, которую он сделал своей главной опорой в борьбе за присырдарьинские города. Вначале Мухаммеду Шайбани и Муса мырзе сопутствовал успех. Муса обещал даже провозгласить Мухаммеда ханом всего Дешт-и-Кыпчака. Союзникам удалось взять Сыгнак, но на этом их успех закончился. Из Западного Жетысу на помощь казахским отрядам прибыла большая армия под командованием султана Мурундыка -сына Керея. Встреча союзников с казахами произошла у перевала Сагунлык в Каратауских горах. Войска Мусы и Мухаммеда Шайбани были наголову разбиты, а несостоявшийся хан бежал в Мангастау. Таким образом, в 60-70 гг. XV в. были уничтожены последние следы государства Абулхаира и на политической карте Евразии появились три новых государства, населенных казахами. Степи от Едиля до Нуры и Есиля, Приаралья и Мангыстау занимало Мангытское государство, населенное родами мангыт, алшын, тама, керей, найман, кыпшак. Территории севернее Нуры, долины То-была, Есиля и Ертиса входили в состав Сибирского ханства, главной опорой которого были кереи, найманы, уаки и кыпчаки. Наконец, Жетысу, долины Сырдарьи и Сарысу составляли территорию Казахского ханства, населенного аргынами, дулатами, канглы и жалаирами. Борьба за сырдарьинские города. Молодое Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех казахских племен и присоединение присырдарьинских городов. Со смертью Муса мырзы большая часть ногайцев присоединилась к Казахскому ханству и его территория вышла на западе к Едилю. После смерти Керея в 1474 г. ханом стал его сын Мурундык (1474-1511). При его правлении были проведены значительные меры по централизации государственной власти, укреплению позиции ханства в западных и южных районах Казахстана.С начала 80-х годов начинается новый период войн с Мухаммедом Шайбани за присырдарьинские города. Эта борьба была осложнена вмешательством могульских ханов, пытавшихся овладеть Ферганой и средним течением Сырдарьи. Юнус хану в 1482-1485 гг. удалось овладеть Сайрамом и Ташкентом и вплотную приблизиться к владениям Мурындыка и Мухаммеда Шайбани. Последнему удалось на короткое время овладеть Сыгнаком. Казахи осадили Отрар, Туркестан, Аркук, вынудив Шайбани вновь бежать, на этот раз в Хорезм.
Могульский хан Султан Махмуд, правивший в Сайраме и Ташкенте, пытался расширить свое влияние в Туркестане и с этой целью в начале 90-х годов овладел Отраром и призвал в качестве союзника Мухаммеда Шайбани. Получив этот важный в стратегическом отношении город Шайбани смог овладеть Саураном и Туркестаном. В Сауране был посажен брат Мухаммеда Махмуд султан.
Казахские султаны, встревоженные союзом моголов с озбе-ками, вновь двинули войска в долину Сырдарьи. В последовавших двух битвах могулы были разбиты, а население Саурана, подняв восстание против озбекского гарнизона, открыло ворота перед казахами, выдав Махмуд султана со всем его окружением. Мурындык хан пытался с ходу овладеть Отраром, но это ему не удалось. Отрар, как и Туркестан, остался в руках Шайбани. Таким образом, к концу XV в. долина Сырдарьи оказалась разделенной между тремя государствами - Озбекским, Казахским и Могульским.
Хан
Косым. Опираясь на
Как сообщают источники, "между казахскими ханами и султанами не было никого, кто был бы так могущественен, как Касым хан, и что никто не думал о Мурындыке". Еще при господстве Мурындык хана вся полнота власти в Казахском ханстве находилась в руках Касыма. В год наступления Мухаммеда Шайбани в казахскую степь в 1510 г. под началом Касыма насчитывалось 200 тыс. воинов. В "Тарихи Рашиди" есть очень интересные сведения об этих событиях: "Мойын Мир Хасан, который являлся одним из эмиров Касым хана, услышав, что Шайбани совершил вторжение, собрав своих людей, выступил против этого сборища, и распустив слух, что движется Касым хан, сам издали выказывал себя, дабы подтвердить этот слух. Войны Шахибек хана (Шайбани -авт.) были совершенно уверены, что перед ними сам Касым хан, и побросав все, что они захватили и привезли с собой, в панике и смятении возвратились к Шахибек хану и доставили весть о приближении Касым хана. В одно мгновение Шахибек хан приказал бить в барабаны отбытия и двинулся, никого не дожидаясь, кто отстал, тот остался, кто успел, тот ушел. Разбитые и рассеянные в конце зимы они добрались до Самарканда". Между Мурындыком и Касымом шла острая борьба за власть, которая завершилась к началу второго десятилетия XVI в. победой Касыма. В 1511 г. Мурындык, лишенный авторитета, был изгнан и полновластным ханом стал Касым. С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жанибек хана.Первое десятилетие XVI в. было временем ожесточенной борьбы с Мухаммедом Шайбани, ставшим правителем Мавераннахра. Он предпринял несколько походов на казахские земли (1503-1504,1505-1506,1509-1510 гг.). Однако всякий раз ему приходилось отступать на юг. В конце 1510г. Мухаммед Шайбани был убит в сражении с иранским шахом и Касым поспешил воспользоваться этим случаем.
В 1513 г. казахские войска подошли к Сайраму. Правитель города Катта бек перешел на сторону Касыма и сдал ему город без боя. Касым пытался овладеть и Ташкентом, однако в бою с озбе-ками был ранен и отошел в степи. Так, за казахами были окончательно закреплены присырдарьинские города.
Удачно складывались отношения Касым хана с могульскими правителями. Основные районы Могулистана - Жетысу и При-тяньшанье были уже давно для них потеряны, так как входили в состав Казахского ханства. Могульские ханы фактически имели власть только в Юго-Западном Могулистане и постоянно искали союза с казахским ханом.
Расширились территориальные владения хана Касыма на западе. Мангытский Йурт переживал в то время тяжелый кризис. Мурзы, управители родов боролись между собой за власть. Часть родов и племен Мангытского Йурта откочевала под власть казахских ханов и султанов.
Таким
образом, во втором
Мечети и Медресе КазахстанаВ современном мире, по оценкам аналитиков, одна четвертая часть всех жителей планеты Земля исповедует Ислам. Абсаттар хаджы Дербисали,«World Discovery Kazakhstan», №01(12)2007 г.Аннотация На юге так называемый хилвет- подземная мечеть - принадлежал знаменитому подвижнику и праведнику, духовному отцу всех тюркских народов, великому мыслителю и поэту Ходже Ахмеду Ясави (1093-1167). Достигнув возраста пророка, 63-х лет, движимый чувством протеста против дальнейшей жизни во плоти, он добровольно обрек себя на более чем десятилетнее пребывание под землей. Без людей, но с Всевышним Аллахом. Здесь же, неподалеку, археологи нашли малый хилвет (XIV век), а также построенную в XV-XVI веках шильдехану. Таким образом, первые дома Аллаха издревле подталкивали людей к оседлости, обуславливая стабильность не только бытия, но и в известной степени мышления. Не случайно они впервые заявили о себе в Южном Казахстане, где была более развита культура строительства городов. Такова мечеть исмаила-ата в местности Турбат, а также аналогичные мечети в Туркестане, Сайраме, Отраре, зов которых прошел сквозь столетия и достиг наших дней. Сохранившиеся письменные источники свидетельствуют о том, что уже в начале средних веков началось строительство мечетей в окрестностях Отрара - местности Оксыз, Кедер; неподалеку от Туркестана - в Шаугаре, Суткенте, Карнаке, Икане, Сауране; вдоль Сыр-Дарьи - в Женде, Баршынкенте, Узкенте, Аркоке, Сыганаке; Баба-Ата, Кумкенте, Актобе, Саудакенте, Туймекенте, Созаке - с северной стороны гор Каратау; неподалеку от Исфиджаба (Сайрама) -в Манкенте, Джумишлагу, Хурлуге; вокруг Тараза - Атлахе, Хамукете, Жикиле, Адахкете, ниже расположенных Барсхане, Бехлу, Шелжи, Кулане, Мерке, Аспаре, Баласагуне, Суябе; в окрестностях гор Алатау - таких городах, как Чилик, Тургень, Талгар, Илебалык, Каялык; рядом с военными укреплениями и стоянками племен. Сохранились также письменные реликвии, принадлежавшие перу живших в X-XIII веках арабских путешественников, историков, летописцев. Эти авторы описывая, например, пути караванов в Тараз, помимо вышеупомянутых населенных пунктов, называют города Шараб, Будухкет, Тамтадж, Абарджадж, Джувикат. Казахстанские современные археологи(К. М. Байпаков) внесли некоторую ясность, соотнеся прежние древние названия с нынешними. Шараб, например, отождествляется с местностью Торткол, что в Тюлькубасском районе, рядом с селом Балыкши; Будухкет -с поселком Казатлык (ныне Азатлык). В окрестностях города Арысь также существовали некогда города Йаганкент и Карасман (Караспан), что в Южно-Казахстанской области. Аль-Макдиси, в частности, повествуя о Джумишлагу, пишет о нем как о городе крупном, с развитой инфраструктурой, где размещались огромные войска сарбазов и где местной достопримечательностью была мечеть с куполами, разместившаяся в отдалении от базара. Описывая город Баладж (Баб-Ата) у подножия гор Каратау, он отмечает, что это маленький город, стена его разрушена, соборная мечеть находится на рынке. Автор упоминает также и о мечети с куполами в близлежащей к Отрару земле, в старом и большом городе Бурух (Бузык тобе). Он указывает, что Бурух - старый, большой (город), соборная мечеть расположена на рынке... Известный востоковед В.В. Бартольд в исследованиях о современном Южном Казахстане опирается на работы арабских и персидских историков,летописцев и путешественников и ясно высказывается о наличии здесь мечетей. Так, он пишет о том, как в X-XI веках мечеть с куполами в городе Усбаникас, что неподалеку от Исфиджаб-Сайрама, побуждала жителей к духовности и «взывала к морали».
«В Фарабе мечеть расположена внутри шахристана», - попутно замечает он, обращая внимание читателей на мечети с куполами в Кедере, Уасидже (Оксизе) под Отраром и в Шаугаре, Сауране около Туркестана. Ибн аль-Хаукап также повествует о мечети с куполами в Суткенте, в который собираются тюрки из разных племен. В библиотеке Института Востоковедения Академии наук Узбекистана хранится рукопись (автор и время написания неизвестны) «Трактат об Аль-Байде и святом городе Исфиджабе», из которой мы узнаем, что некий, выдающийся умом, Маулана Имад ад-Дин Исфиджаби родом из Джумишлагу похоронен у ворот мечети Казийан в Сайраме-Исфиджабе. Из этого источника мы узнаем, что в свое время в Сайраме функционировали мечети, условно обозначенные, очевидно, по именам святых: Ыдырыс хазрет, Кыдыр хазрет, аль-Гайб. Но вернемся к аль-Макдиси. Побывав в Таразе, он восхищается его основательностью и разумным устройством: «Тараз -большой укрепленный город, с множеством садов, густо заселенный, у него имеется ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот Медины большая река, за ней часть города, через нее есть переход. Соборная мечеть среди рынков». Архивы содержат информацию о том, что пятьюдесятью километрами ниже Тараза, в Туймекенте, в X веке процветал некий город с красивой мечетью в центре. Повествуя о городах, расположенных вдоль реки Талас, аль-Макдиси с любознательностью ученого и путешественника акцентирует внимание на главной местной достопримечательности: «В Жикиле мечеть с куполом возвышается в центре базара... Внутри базара располагаются мечети в Барысхане и Бехлуде... Мечеть с куполами стоит в медине в «Атлахе». В Хамукете мечеть с куполом нашла место рядом с городскими дувалами. За защитные укрепления города вынесена мечеть с куполами в Шелжи...». В тех ранних домах Аллаха находили приют и душевное успокоение простой ремесленный люд и знатные эмиры, ученые, поэты, мастера и рядовые воины-сарбазы. В мечети собирались и оттачивали высокое искусство спора имамы и теологи, знатоки Ислама факихы (богословы-законоведы), мударрисы (учителя-наставники)и кази (судии), мухаддисы (хадисове, и рауи (сказители-летописцы Здесь, не смыкая глаз, трудились над сокровенным словом переписчики. Погружаясь в пучины мысли, взлетали над обреченностью земного существования, преклоняя свои чела перед великой тайной всего сущего. Наличие достаточно большой количества мечетей по плотности на душу населения и, как следствие, интенсивная религиозная жизнь сохраняла на территории Казахстана несколько столетий - вплоть до монгольского нашествия. Надо учитывать, что будучи поначалу своеобразным просветительским центром, мечети постепенно вырастали в очаги духовного преобразования. Почти все вышеперечисленные мечети в XIII веке были разрушены и преданы огню, но сохранились их следы, позволяющие воссоздавать более-менее полную картину. В настоящее время продолжают поступать новые свидетельства. К примеру, в 2003 году археологи нашли в Западном Казахстане останки мечети, датируемой XIII веком. Несомненна особая, подвижническая роль представителей мусульманского духовенства, миссионеров и проповедников, последователей Хаджи Ахмеда Ясави, взявших на себя нелегкий труд – нести учение Ислама в массы. Ведь для толкования высказывании (сур и аятов) Священного Корана простым людям требовались не только глубокие познания, но и терпение. И это не могло не дать свои плоды. В частности, представители ханской династии Золотой Орды были ревностными последователями Ислама. Особенно высокий уровень его процветания наблюдается в период правления Узбек-хана (1312-1341). Да, мечети, некогда возвышавшиеся изукрашенными куполами в Отраре и Сайраме, Сауране и Сагынаке, Таразе и Баласагуне, несколько столетий молча взывали к потомкам. Да, они молчали о многом. Сколько промелькнувших сквозь время жизненных драм и событий видели эти стены?.. Интересно, что некоторые узоры в дворцах Баласагуна повторяли орнамент мечети Хивы. Хамдаллах Мустауфи аль-Казуини (1280-1350) пишет, что в Баласагуне было 40 купольных мечетей, 200 мечетей-зауия и 20 ханак. В трудах самобытного средневекового историка Мухаммеда Хайдара Дулати (1499-1551) мы находим аргументированное утверждение о явственных следах, оставленных мечетями в Могулистане (Семиречье - Северная Киргизия, Жамбылская область, Южный Казахстан), вокруг Тараза «городов, минаретов, медресе». О том, сколько блестящих ученых, выдающихся личностей подарил миру город Бапасагун, говорит в своей книге «Мулхакат ас-Сурах»(Дополнение к «Ясности языка») замечательный семиреченский историк Жамал Карши (1230-1315). М.Х. Дулати, сообщая о мавзолее одного из первых ханов Семиречья Тоглык Тимура, любуется его высоким куполом, изукрашенным затейливым узором и замечает: «В памяти сохранилось одно полустишие из этих надписей: «Это здание - дело мастера шербафа-ткача». Этот мастер был из Ирака, так как в этой стране ткачество называют шербаф. Говоря о многочисленности городов Могулистана, М.Х. Дулати особенно выделяет высоту строений, «частью полностью сохранившихся» во времена здравствования автора и далее пишет: «В Джуде (Чу), в одном месте имеются следы большого города. В нескольких местах сохранились минареты, купола и медресе. Поскольку никто не знает названия этого города, то моголы называют его Минара. Там еще есть купол и каменная плита, на которой почерком наспех выдолблено: «Это могила великого человека доискавшегося истины, и совершеннейшего шейха, сосредоточившего в себе передаваемые и постигаемые умом (истины), знатока основ и ответвлений законоведения, Имама Мухаммеда, баласагунского законоведа, скончавшегося в 711 (1311-1312) году. Написал это Умар ходжа Хаддад». И в самом деле, если вы отправитесь по шоссейному маршруту Алматы - Тараз и остановитесь возле указателя «280 км», то внимательно оглядевшись вокруг, увидите развалины крепостного дувала, видимо, некогда окружавшего город Баласагун. В XIV-XV веках поистине роковая судьба Мавереннахра соприкоснулась с Хромым Тимуром (1336-1405). В «Зафар наме» автор Шараф ад-Дин Али Йазди (XIV-XV века) повествует о том, что в 1405 году, идя в поход на Китай, знаменитый полководец остановился в Отраре и видел мечеть, размещенную в одном из покоев роскошного дворца акима Бердибека. При раскопках Отрара были найдены следы этой мечети. В 1397-1405 годах Хромой Тимур на том месте, где находился прежде мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, построил новый мавзолей. Примечательно то, что одна из больших комнат его воссоздана по аналогии с мечетью во дворце Бердибека в Отраре. Источники свидетельствуют не только о разрушительной стихии монголов - не менее опустошительными были и феодальные распри и раздоры, которые сводили на нет многие социальные и духовные достижения наших предков. Об этом есть строчки в «Бабур-наме» прославленного Мухаммеда Захир ад-Дин Бабура (1483-1530): «На севере, хотя раньше и были такие города, как Алмалык, Алмату (Алматы - А.Д.) и Янги, название которого пишут в книгах Отрар, но теперь из-за нашествий моголов и узбеков, они разрушены, и там совсем не осталось населенных мест». Начатые в 60-х годах XX века археологические раскопки, красноречиво говорят о том, что после монгольской экспансии южный Казахстан сумел-таки выжить, буквально возродиться из пепла. Особенно преуспел Отрар, став крупным экономическим и культурным центром. Возрождение Отрара сопровождалось расцветом городов поменьше, Сыганака, Туркестана, Созака и других. Полнокровная жизнь Отрара резонансом отозвалась, например, в активности городов северной части Каратау: Культобе, Тастобе, Биляльтобе, Шортобе, Жуантобе. В 1392 году, пишет акад. К. М. Байпаков, Хромой Тимур принимал в Караспане посла от Тохтамыша, а летописец Хафиз Таныш пишет о том, что в 1581 году здесь стояли войска хана Абдуллы. Само собой разумеется, что города, принимавшие столь высокородных эмиров, не могли не иметь функционирующих мечетей. Вдоль Великого Шелкового пути стояло множество мечетей, преданно хранивших духовные сокровища народа. Затейливые узоры и письмена на стенах мечетей отражали вечно юную жажду прекрасного. И в этом - притягательность солнечного искусства древних художников. В конце средних веков эти города, не выдержав натиска разрушительных набегов, превратились в груду развалин. Исчезли их «лица»,остались лишь безымянные холмы, которые на долгие века погребли под собой сияющие купола мечетей.
Информация о работе Казахское государство в последней трети XV-XVI вв