Казахстан в составе золотой орды. Ак Орда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:03, лекция

Описание работы

В 1235 г. на всемонгольском курултае в Каракоруме было принято решение о новом мощном походе в западном направлении, возглавил который второй сын Джучи – Бату (в русских летописях– Батый). В походе участвовал один из лучших монгольских полко-водцев Субэдей. В 1236–1237 гг. была полностью захвачена Волжская Булгария, после чего разбиты кочевые народы Степи. Осенью 1237 г. началось вторжение в русские земли. К 1241 г. покорены Северо-Восточная и Южная Русь. Дальнейшие походы прошли по территории Польши, Венгрии, Трансильвании, Молдавии, Валахии, Чехии, Хорватии, достигнув берегов Адриатики. В 1242 г. армия Батыя повернула назад.

Файлы: 1 файл

золотая орда.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

     Казахстан в составе Золотой Орды. Ак Орда 

    В 1235 г. на всемонгольском курултае в Каракоруме было принято решение о новом мощном походе в западном направлении, возглавил который второй сын ДжучиБату (в русских летописяхБатый). В походе участвовал один из лучших монгольских полко-водцев Субэдей. В 1236–1237 гг. была полностью захвачена Волжская Булгария, после чего разбиты кочевые народы Степи. Осенью 1237 г. началось вторжение в русские земли. К 1241 г. покорены Северо-Восточная и Южная Русь. Дальнейшие походы прошли по  территории Польши, Венгрии, Трансильвании, Молдавии, Валахии, Чехии, Хорватии, достигнув берегов Адриатики. В 1242 г. армия Батыя повернула назад. Среди причин, вынудивших Бату к отступлению, называют новое восстание кыпчаков в тылу, а также получение известия о смерти Угэдея. Однако Батый отказался участвовать в схватке за каракорумский престол, его больше беспокоила судьба собственного обширного улуса. С возвращения Бату в низовья Волги (1242–1243 гг.) обычно ведется отсчет истории Золотой Орды. Сначала она номинально являлась частью Монгольской империи. Обособление от общеимперской власти относится к началу 60-х гг. XIII в. и происходит при брате Бату Берке (1257–1266 гг.), воспользовавшимся утверждением в центре своего противника Хубилая (сына Тулуя), являвшегося, по мнению Берке, узурпатором. Золотая Орда была крупнейшим государством средневековья. Ее территория не оставалась неизменной, но в период максимального расцвета простиралась от Иртыша на востоке до Дуная на западе, включая в себя весь Дешти-Кыпчак. На юге ее граница в пределах Казахстана шла от предгорий Алтая, проходила вдоль северного берега озера Балхаш, через среднее течение Сырдарьи, южнее Аральского моря, включая Северный Хорезм и примыкавшие к нему плато Устюрт и полуостров Мангышлак. Северная граница на просторах Сибири находилась в среднем течении Оби. По мнению «евразийцев» и их последователей в состав Орды входила и Русь (по крайней мере, ее восточная часть), являвшаяся «лишь небольшой провинцией великой монгольской империи» (ХараДа-ван) и управлявшаяся на основе законов Чингисхана. Большинство современных российских авторов высказывается против существования какого-либо «симбиоза» Руси и Орды. Отмечается, что Русь непосредственно в Орду не входила (за исключением отдельных небольших земель), отделяясь от нее, как правило, буферными зонами. Русь сохраняла свою государственность, собственную администрацию, войско, церковь, но находилась в вассальной зависимости от Орды, выдающей русским князьям ярлыки на княжение. За деятельностью князей следили наместникибаскаки, осуществлявшие контроль за сбором даниордынского выхода»). Совершенно фантастическую версию взаимоотношений Руси и Орды, отталкиваясь, кстати, от Гумилева, выдвинули «гиперкритики», утверждающие, что никакого монгольского завоевания в принципе не было, а Орда – «собственное русское регулярное войско». Первой столицей Золотой Орды, основанной еще Батыем, стал г. СарайБату, или Старый Сарай, расположенный в низовьях Волги. Возможно, в первой половине XIV в. вверх по течению Волги на ее рукаве Ахтубе была заложена вторая столицаСарай алДжедидНовый дворец»), часто называемая «СарайБерке». В Золотой Орде функционировала улусная система. Еще при жизни Чингисхана бывшие владения Джучи разделены между его сыновьями, но окончательно они оформились при Бату. После успешных походов Батыя его улус стали составлять земли от Урала до Дуная, т.е. правое (западное) крыло Золотой Орды. Его брат ОрдаЕджен получил часть Восточного Дешти Кыпчака от Иртыша до рек Сарысу, Иргиза, Тобола, образующую левое (восточное) крыло. Между ними в центре владений Джучидов располагался улус еще одного брата БатуШайбана. В отношении улусов источники используют цветовые обозначения, причем сведения даются весьма разноречивые. По этому вопросу написана обширная литература. В данном издании улус ОрдаЕджена именуется «Ак Орда», т.е. «Белая Орда». Также называется и государство, располагавшееся в степях от Иртыша до Урала, в нижнем и среднем течении Сырдарьи, объединившее как улус Орды, так и улус Шайбана. Трудно сказать, когда Ак Орда стала самостоятельным ханством. Вероятно, ее полное обособление произошло около середины XIV в. По сообщению Рашид аддина «с самого начала» ее правители «являются независимыми государями своего улуса», хотя и считаются «заместителями» ханов Батыева улусаСиней (Кок) Орды. Иногда в литературе Ак Орда и Кок Орда рассматриваются как изначально отдельные государственные образования, лишь в начале 80-х гг. XIV в. объединенные в Золотую Орду.

        Сам термин «Золотая Орда» как обозначение государства не был его самоназванием, а заимствован из поздних русских летописей. В европейских источниках государство именовалось «страна команов», «Комания», «держава татар», «Северная Татария», а в восточныхспектр названий еще более широк: «Улус Джучи», «Улус Бату», «Улус Берке», «Дешти-Кыпчак», «Кыпчак», «Токмак», «Северная страна», «Узбекский улус» и др. Местное название государства, видимо, было просто «улус», а с конца XIV в.объединенная Золотая Орда именовалась «Улуг Улус» (Великий улус). Национальной структуре Золотой Орды присущи неоднородность и полиэтничность, но основную массу ее населения составляли кыпчаки, что вызвало естественную ассимиляцию монголов в местной тюркской культурно-языковой среде. В «ордынский период» на территории Казахстана доминирующим видом хозяйства по-прежнему оставалось скотоводство, существовавшее в трех вариантах: кочевом, полукочевом и оседлом (на юге, в бассейне Сырдарьи). Наиболее распространен был полукочевой тип скотоводства. Кочевое скотоводство в «чистом» виде с таборным типом кочевания особо характерно для Западного Казахстана. Основными видами скота, как и раньше, являлись овцы и лошади. Разводились также верблюды, козы, мулы, крупный рогатый скот. Часть населения скотоводческих регионов вела земледельческое хозяйство на зимовках (кишлаках). Основная выращиваемая здесь культурапросо. Призимовочное земледелие, разумеется, не могло удовлетворить потребности скотоводов в земледельческой продукции. Необходимость обмена стала одной из причин восстановления земледельческого хозяйства на юге Казахстана. Получило развитие как ирригационное (поливное), так и богарное (неполивное) земледелие. Преобладала арычная (канальная) система орошения. Использовались водоподъемные устройства (чигири). Выращивались зерновые (пшеница, ячмень, просо, джугара), огородные и бахчевые культуры. Существовали очаги развития садоводства и виноградарства (чарбаги). Земледельческие оазисы складывались, как правило, вокруг городов, постепенно возрождающихся со второй половины XIII в. Особенно заметным данный процесс становится в XIV в. Среди городов этого периода на юге Казахстана следует назвать Сыгнак, Отрар, Сауран, Ясы, Сузак и др. В то же время возрождение городов шло неравномерно, «прежний уровень развития городской жизни так и не был достигнут» (К. Байпаков). Города сохраняли свои функции центров ремесленной и торговой деятельности. Развивалось гончарное производство, обжиг кирпича, литейное, кузнечное, косторезное ремесло, стеклоделие, обработка камня, ткачество, ювелирное дело и др. По мере восстановления хозяйства расширяются торговые контакты не только между земледельческим, городским и скотоводческим населением в рамках региона, но и международная, особенно транзитная торговля. Уже Бату весьма активно стимулировал внешнюю торговлю, покровительствовал иноземному купечеству. По свидетельству источников, «купцы со всех сторон привозили ему товары; все, что бы ни было, он брал и за каждую вещь давал цену в несколько раз большую того, что она стоила». Оживляется постепенно и денежное обращение. Сначала роль денег выполняли золотыесухэ») и серебряныеястуг») слитки. С 1251 г. в Отраре выпускались посеребренные дирхемы с надписью «менгухани». Первым золотоордынским ханом, поместившим на монетах свое имя, был МенгуТимур (1266–1280). Попытка выпуска первых собственных монет акордынскими правителями относится к 1328 г. В хождении наряду с дирхемами в качестве мелкой разменной монеты использовались медные пулы. В обращении на территории Южного Казахстана находились монеты (динары, дирхемы, фельсы), отчеканенные в Отраре, отошедшем при Берке на время к Чагатаидскому государству.

    Социальноклассовая структура отличалась ярко выраженной неоднородностью и пестротой. Высшее аристократическое сословие образовали члены «золотого рода» Чингисхана: ханы и огланыоглан» означает «сын») – царевичи (дети, внуки и пр.) из дома Джучи. Вторую группу господствующего класса составляла категория лиц, обозначаемых монгольским термином «нойоны» (постепенно выходящим из употребления), либо арабским «эмир» («повелитель»), или старым тюркским «бек». В эту группу входили представители как местной тюркской, так и тюркизировавшейся монгольской знати. Особой привилегированной прослойкой являлись тарханы, пользовавшиеся рядом личных льгот. К военно-служилой знати относились бахадуры. На низших ступенях господствующего класса находились нукерывассалы крупной и средней знати, составлявшие ее ближайшее окружение и находившиеся на ее иждивении. Число нукеров определялось степенью богатства и знатности их сеньоров. Впоследствии термин «нукер» стал употребляться в значении «слуга». Особым покровительством пользовалось духовенство: священнослужители, которые, независимо от вероисповедания, освобождались от податей и повинностей. Имущественная дифференциация достигла значительных размеров. О крайностях бедности и богатства подробно повествует Рубрук. Крупным собственником был хан, который по словам Карпини «живет с полным великолепием». Источниками доходов ханов служили как собственно ханское хозяйство и многочисленные налоги, так и установленный «Ясой» порядок, по которому каждый солдат должен при дележе добычи уплатить сборщику причитающуюся хану долю. Основу экономической мощи знати образовывало владение уделамиулусами, илями и т.д., получение которых обязывало их владельцев выставлять определенное количество вооруженных воинов, зависящее от ранга владельца (темника, тысячника, сотника, десятника). Распределение уделов существлялось по иерархическому принципу. Доходы, получаемые от эксплуатации непосредственных производителей, шли на содержание владельцавоеначальника и его отряда. По мнению ряда авторов, территория улуса (юрт) находилась в условном феодальном владении его держателя, регулирующего использование пастбищ в пределах юрта по собственному усмотрению и обладавшего административнополитической властью над подчиненным ему населением. В оседлоземледельческих районах Южного Казахстана получили развитие различные формы феодального землевладения. Часть земель составляла личные наследственные владения ханской фамилииинджужемчуг»). Доходы с этих земель шли на содержание хана, его двора, гвардии, слуг и пр. При Чингизидах не только была сохранена, но и получила дальнейшее развитие военноленная система. С XIV в. основной формой землевладения становится сойургалусловное наследственное земельное пожалование, предоставляемое за военную или гражданскую службу и дающее его владельцу право налогового, административного и судебного иммунитета. В сойургал передавались не только оседлоземледельческие оазисы, но и города. Сойургалы раздавались из фонда общегосударственных земельмемлекии султани»), верховным собственником которых считался хан. Земледельческие имения суюргального типа имели многие представители кочевой знати. Как писал Рубрук, «важные господа имеют на юге поместья, из которых на зиму им доставляется просо и мука». Сохранялись и мильковые (мюльковые) земли, находящиеся в безусловной наследственной собственности, не связанной со службой государю. Мюлькадары иногда получали тарханные права, т.е. освобождались от налогов и пр. На завоеванных в свое время монголами территориях существовали вакфные владения, представляющие собой неотчуждаемую собственность (в том числе земельную) мусульманских учреждений и духовных лиц. Вакфы обладали иммунитетными правами. В Золотой Орде институт вакфа особо укрепляется после объявления ислама государственной религией в 1312 г. Широкое распространение иммунитетных прав, безусловно, ослабляло центральную власть, лишало ее части налоговых поступлений. Основную массу непосредственных производителей составляли карачу (т.е. «чернь», «простолюдины»). В основе своей это были скотоводы, ведущие индивидуальное хозяйство и владевшие скотом. Крестьянское население оседлоземледельческих районов, находящееся в зависимости от землевладельцев, именовалось собанчи и уртакчи. Для обозначения зависимого и податного населения источники используют термины «утба» («подданные») и «райя» (единственное число «райят»), означающие «стадо», «пасомые».

    Трудящееся население платило различные налоги в пользу государства и знати: копчурналог со скота (формально – 1% от поголовья), а также подушная подать; зякетпредписанный шариатом налог на имущество и доходы (со скота, земледельческой продукции, товаров); хараджпоземельный налог, исчислявшийся с единицы площади и зависящий от качества земли; тагар - натуральный сбор для снабжения войск; аваризчрезвычайный налог и др. Практиковалась передача права сбора налогов с определенной территории откупщикаммультазимам, что усиливало тяжесть налогового бремени. Основной повинностью населения, как и прежде, оставалась воинская. Согласно «Ясе» «каждый мужчина, за редкими исключениями, обязан службой в армии». Воин должен был явиться со своим оружием и обмундированием. Кроме того, «всякий, не участвующий лично в войне, обязан в течение некоторого времени поработать на пользу государства без вознаграждения».

    На завоеванных территориях были проложены почтовые тракты.

    Для содержания почтовых станций (ямов) учреждена ямская повинность. Кроме того, население несло постойную, гужевую, трудовую и др. повинности. К податному населению относились и городские жителиремесленники и торговцы. О положении ремесленников в городах Казахстана сведений в источниках мало.

Информация о работе Казахстан в составе золотой орды. Ак Орда