Казанский театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

История возникновения Казанского театра интересна, и местами загадочна. Интересна прежде всего тем, что роль, местоположение театра, отношение публики к нему менялось с течением времени, и на это были разнообразные причины. Театр прошел значительный путь своего становления, прежде чем стать таким, каким он является в 21 веке. Об этом и сообщает данная работа, уделяя внимание не только зарождению и начальному этапу развития театра (до второй половины 19 века), но и причинам, по которым театр переезжал, а порой и просто исчезал на определенный период и восстанавливался через небольшой отрезок времени. Неизменным оставался лишь интерес казанской интеллигенции, как к самим театральным представлениям, так и к приобщению к мировому искусству в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Рождение казанской сцены………………………………………………………………………………..4
Участие Екатерины Второй в истории создания Казанского театра……………………………………………………………………………….5
«Есиповский» театр…………………………………………………………….6-7
Новая страница в истории театра…………………………………………...8-10
Заключение……………………………………………………………………......11
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

театр.docx

— 176.53 Кб (Скачать файл)

 

 

Титул

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Рождение казанской сцены………………………………………………………………………………..4

Участие Екатерины  Второй в истории создания Казанского театра……………………………………………………………………………….5

«Есиповский» театр…………………………………………………………….6-7

Новая страница в истории театра…………………………………………...8-10

Заключение……………………………………………………………………......11

Список литературы……………………………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           История возникновения Казанского театра интересна, и местами загадочна. Интересна прежде всего тем, что роль, местоположение  театра, отношение публики к нему менялось с течением времени, и на это были разнообразные  причины. Театр прошел значительный путь своего становления, прежде чем стать таким, каким он является в 21 веке. Об этом и сообщает данная работа, уделяя внимание не только зарождению и начальному этапу развития театра (до второй половины 19 века), но и причинам, по которым театр переезжал, а порой и просто исчезал на определенный период и восстанавливался через небольшой отрезок времени. Неизменным оставался лишь интерес казанской интеллигенции, как к самим театральным представлениям, так и к приобщению к мировому искусству в целом.

 

КАЗАНСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ  РУССКИЙ БОЛЬШОЙ

 ДРАМАТИЧЕСКИЙ  ТЕАТР ИМЕНИ В.И.КАЧАЛОВА

 

 

 

 

 

 

Рождение казанской  сцены

 

В 1723 году казанский митрополит Тихон открывает при Казанском Архиерейском доме "славяно-латинскую" школу для обучения детей духовного сословия. Набрано было 52 ученика, и это были первые учащиеся Казанской духовной семинарии, как позже стала называться эта школа. Обучались эти дети чтению, письму, латыни и четырем арифметическим действиям.

По отчету первого учителя  семинарии, Василия Яковлевича Свентицкого, следует, что в духовном учебном заведении "комедийные акции" и "интермедии" не только ставились, но и преподавались.

Итак, впервые казанская публика  познакомилась с искусством театра на спектакле учащихся «архиерейской школы» в 1728 году.

Позже театральные представления  стали даваться и в Зилантовом Успенском монастыре, куда на время переберется семинария при архиепископе Илларионе, руководившем Казанской епархией в 1732-1735 годах.

Другой архиепископ Сильвестр так же не имел ничего против театральных представлений. По его приказу выделялись из архиерейской канцелярии деньги, которые шли на участие студентов в представлениях.

В 1758 году была открыта гимназия, первая в провинции. Традиции школьного  театра продолжали существовать и в  этом учебном заведении.  В 1760 году Михаилом Ивановичем Веревкиным, драматургом, директором гимназии, было затеяно грандиозное торжество, приуроченное к пятилетию открытия Императорского Московского университета.

Одним из развлечений на двухдневном празднике были  театральные  представления, среди которых  давалась известная  «Школа мужей» Мольера. "И в Татарии Мольер уже известен! - писал в своем рапорте Веревкин. - Театр, ей-богу, такой, что желать лучше не можно... Актерам надавали денег столько, что я их теперь в непостыдное платье одеть могу".

После "Школы мужей" в гимназии ставились пьесы Сумарокова, Хераскова, Дмитриева, самого Веревкина.

 

 

Участие Екатерины  Второй в истории создания Казанского театра

 

Екатерина Вторая

Гимназические представления  становились все  более заметным культурным событием, о которых было сообщено Екатерине  Второй, которая  считала театр одним из важнейших  средств воспитания и просвещения.

«Государыня Императрица Екатерина  Вторая столь неусыпное принимала попечение об образовании здешнего разноверного края, к чему  почитала немаловажным средством и драматическое искусство,что в бытность свою в Казани в 1767 году благоволила спрашивать Губернатора Квашина-Самарина, продолжаются ли в гимназиях театральные представления, кои по неудовольствиям между Губернатором и Директором были остановлены, и на ответ, что оныя прекратились , изъявив крайнее сожаление, изволила заметить, чтобы они были возобновлены, и чтобы г. Губернатор сколь возможно старался наклонять к тому здешнее дворянство, которое  посредством сих представлений можно научаться и самому приятному обращению, необходимой в свете ловкости…»1

       По велению императрицы казанским губернатором, которым на тот момент являлся С.М.Баратаев, был организован первый профессиональный публичный театр в 1791  году. Именно эта дата является официальной датой создания Казанского театра. Под театр был арендован дом Мергасова-Челышева на Воскресенской улице. Дом этот, где проходили первые спектакли казанского театра, по счастью сохранился. Сохранился даже зал, в котором устраивалась сцена и располагались зрители. В нем теперь размещается казанский филиал торгово-экономического московского университета (на Кремлевской улице, против здания Верховного суда).

 «Есиповский» театр

 

 Дом Мергасова

    Театр просуществовал благополучно до 1796 года, но спектакли прекратились с кончиной Екатерины Второй, а после ухода в отставку князя С.М. Баратаева в 1797 году уехал из Казани В.Р. Бобровский, и труппа распалась.

      Сохранились  «Записки» одного из сотрудников   этого театра, актера и декоратора И.И. Протопопова, которые хранятся в Отделе рукописей Научной библиотеки Казанского университета. Из записок можно отметить, что театр пользовался успехом, ставились в нем и драмы, и оперы, поскольку был собственный капельмейстер П.И. Протопопов, писавший музыку к спектаклям. Так же из них мы узнаем, что Бобровский в 1800 году вновь вернулся в Казань и попытался собрать свою прежнюю труппу и возобновить представления.2Но к этому времени ему явился уже конкурент в лице казанского помещика и страстного любителя театра П.П. Есипова.

  Воспользовавшись приездом в Казань императора Павла Первого в 1798 году, Есипов продемонстрировал ему искусство своих актеров, доставленных по этому случаю в Казань, и испросил позволения организовать со своим театром постоянные представления в городе. Позволение было дано с условием, что Есипов выстроит для этого специальное здание. После согласования императорского разрешения во всех бюрократических инстанциях в 1802 году Есипов выстроил театр. Как свидетельствует хранящийся в Российском архиве древних актов план Казани в 1816 года, он стоял на углу современных улиц К. Маркса и Театральной, напротив учебного здания Казанского технического университета.

    

Как вспоминает писатель С.Т. Аксаков, бывший  студентом Казанского университета и активно посещавший спектакли есиповского театра: «Казань обязана П.П. Есипову полною благодарностью: Казань имела замечательный театр тогда, когда губернских театров, и то весьма плохих, в целой России было очень мало».3

    Подтверждает  это и адъюнкт Казанского университета  М.С. Рыбушкин  в своей «Краткой  истории города», даже «татара…сделались страстными любителями театра», что же касается Есипова, то о нем он замечает: «Сей страстный любитель и знаток драматического искусства употребил все старания об усовершенствовании своего заведения…и достиг своей цели до такой степени, что представления на его сцене до самых высших пиес уступали только столичным».4

   Однако вскоре Есипов разорился, и чтобы спасти дело, он был вынужден распродать свое имение. От пережитых волнений в 1814 году он скончался, а в 1815 году, после грандиозного пожара, спалившего пол Казани, прекратились спектакли, труппа разъехалась, а здание театра было продано и разобрано.

 

Павел Петрович Есипов с женой и сыновьями.

 

 

Новая страница в  истории театра

 

 Казань, однако, без театра обойтись уже никак не могла. Приглашались труппы со стороны, к этому времени уже начавшие разъезжать по России. За этими труппами весьма внимательно наблюдало Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии. В ответ на требование «присылать еженедельно в оное отделение объявления о представленных в вверенной Вам губернии театральных пьесах» казанский губернатор Е.В. Филиппов сообщал, например, в 1828 году о спектаклях «на вольном казанском театре, содержимом московским мещанином Москвиным».5

 В 1829 году в Казани работала труппа нижегородского купца Ф. Диттеля, в 1833 году труппа Иванова, а с 1833 года по 1842 годы работала труппа под руководством П.А. Соколова.

 Труппа Соколова разместилась первоначально на улице Воскресенской в доме Родионовой, стоявшей на том самом месте, где позднее размещался полицейский участок, в котором провел однажды ночь известный писатель В.А. Гиляровский, и  где теперь возвышается физический корпус университета. Из  дома Родионовой театр перешел затем в собственное помещение, выстроенное в виде большого деревянного корпуса на том самом месте, ныне стоит Театр оперы и балета им. М.Джалиля. Сохранился рисунок этого театра, весьма не презентабельного по внешнему виду, но внутри имевшего довольно вместительный зал на 550 человек и вполне приличную сцену.

 Жарким летом 1842 года Казань охватил в очередной раз страшный пожар, спаливший чуть ли не большую часть города. В огне погибло и здание театра со всеми декорациями и костюмами. Для изучения  дела и организации помощи погорельцам создана была правительственная комиссия, выделена была субсидия из государственной казны на строительство общественных зданий. Воспользовавшись обстоятельствами, новый казанский губернатор С.П. Шипов начал хлопотать об использовании части средств из выделенной субсидии на строительство в Казани каменного здания театра. Переписка длилась несколько лет. И в 1845 году на месте будущего театра заложили первый камень. Проект создал столичный архитектор И. П. Бессонов, назначенный в Казань главным архитектором.

 

 

  Случившееся несчастье отнюдь не убавило у казанцев страсти к развлечениям. Немалую роль в этом играла и начавшаяся со второй половины 19 века переориентация татарской духовной и экономической жизни с Востока на Россию. Распространение, пропаганда русского языка и литературы приобщили татар к мировой культуре. Это заслуга, прежде всего таких деятелей как И. Халфин,  Ш. Марджани, Х. Фаезханов, К. Насыри.

  И поскольку труппа П.А. Соколова после пожара в Казань решила не возвращаться, а обосноваться в Екатеринбурге, общественное внимание вновь сосредоточились на любительских спектаклях. Устраивались спектакли в пользу погорельцев.  Вскоре появилась в Казани и профессиональная труппа антрепренера Михайлова. Играли в некоем частном доме «под крепостью», то есть где то в окрестностях казанского кремля, и. «несмотря на всю непрезентабельность помещения, нищету декораций и костюмов, скудость и даже отсутствие самого искусства,- многие охотно посещали и этот театр».6

    С весны 1844 года в Казани обосновалась труппа Е.Ф. Стрелкова, которая давала спектакли в доме Власьева на Большой Красной улице. Именно этот театр посещали братья Толстые, жившие тогда в Казани неподалеку и учившиеся в Казанском университете. Дом этот хорошо сохранился, в нем размещается ныне институт гинекологии. Труппа Стрелкова продержалась до 1851 года.

   К этому времени  как раз закончено было в  Казани строительство каменного  театра. В 4-м,5-м, 6-м номерах «казанских  губернских ведомостей» за 1850 год напечатано объявление: « В Губернском городе Казани отдается в арендное содержание  вновь построенный каменный театр, заключающий в себе следующие помещения: сцена глубиною 21,  шириною 15 аршин, на 5 кулис с каждой стороны. Она устроена по образцу сцен Императорских столичных театров, с раздвижным полом, провалами, подъемом кулис и пр.  Декорации со всеми нужными пратикабелями имеется 15 перемен… В амфитеатре находится лож в двух ярусах 34.  Бенуаров 10, кресел 90. Мест за креслами 38,  парадис на 250 или 300 человек. Желающие взять театр в арендное содержание, могут являться лично, или присылать объявления в канцелярию г. Казанского Военного Губернатора с ясным обозначением, как всех условий и обязанностей, принимаемых на себя антрепренерами, так и самого состава труппы… Вместе с этим приглашаются на сцену Казанского театра актеры…»7.

   Завершение строительства  ознаменовано было балом, на  который собралось высшее казанское  общество. Назначение этого бала  состояло в показе публике  нового театра со всеми его  механическими ухищрениями, со  всеми сценическими ухищрениями. 

 Справедливости ради. Следует назвать и лиц, занимавшихся  «устройством» театра: это архитектор  И.П. Бессонов, автор проекта; распорядитель  строительства, городской архитектор И.В. Доленга-Грабовский; декоратор и инженер М. И. Живокини.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как сообщает официальный сайт театра им. Качалова,8 в 2012-м году театру исполняется 222 года. « В репертуаре театра русская и мировая классика, лучшие образцы современной драматургии, что в сочетании с жанровым разнообразием сделало наши спектакли привлекательными для зрителей Казани и Москвы, Франции, Египта, Финляндии и Турции, Болгарии и Македонии, Украины и Литвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Пскова, Сочи…Наше главное богатство – актеры. Самобытный, яркий богатыми дарованиями коллектив, где мастерство и опыт старшего поколения сочетаются с азартом и смелостью молодых».

 Преемственность поколений, богатая история – именно это позволило театру стать интересным во многих странах.

Информация о работе Казанский театр