Кем были белорусские святые

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:50, реферат

Описание работы

Вот это наши современные Дмитрии Донские и Александры Невские, борющиеся с тёмными силами невежества и безграмотности. А врачи в поликлиниках, работающие на две-три ставки? А шахтёры, идущие в разрушенные шахты как на битву? А пожарные, милиция, - эти мальчики немногим старше меня, и в мирное время, они всегда должны быть на передовой, где безобразно мешаются горе, смерть, кровь и душевное уродство. Да мало ли их, людей, чьих фамилий я не знаю, отдающих каждодневно и просто долг своей Отчизне, остающихся всегда на посту… Я понимаю это просто.

Файлы: 1 файл

Долг служения отечеству у христиан.docx

— 20.52 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

          Моё Отечество! Огромное и сильное, терпеливое и непредсказуемое, неповторимое и самобытное, темноглазое и светлоокое! Ты – удивительное смешение Запада и Востока. Твои Уральские горы, как поясок какого-то невероятного платья, разделяют нас на европейцев и азиатов, но в конечном итоге, мы одно целое, как крона дерева, ветви которого гармонично и странно переплели в себе разные культуры и религии. Не измерить Тебя "общим аршином", не окинуть взглядом, "не понять умом"! И только в маленьком и трепетном комочке – сердце, можно уместить Тебя, моё Отечество, в самом заветном уголке, подальше от недобрых взглядов и скоропалительных решений.

          Много на свете стран – красивых и разных, но… …где ещё найдёшь такие Берёзы, как в моём краю! Что только не делали с Тобой, моё Отечество: Терзали тебя и пытали и били, Топтали татары, фашисты казнили, В колючую проволоку одевали…(П. Кузьмин)

           Но ты живёшь! И благодаря…И вопреки… Возможно, сам Господь Бог распростёр над Тобою своё невидимое крыло. Вероятно, это Он собрал на 1/6 части света людей, готовых на всё ради Тебя. И, может быть, сам Всевышний "посылает нам искушение" и помогает "избавиться от лукавого". Да и как ещё можно объяснить ту огромную самоотверженность русского человека, с великой и доверчивой душой ребёнка и непредсказуемым характером, способного ради Тебя, моё Отечество, на самопожертвование – просто и без сомнений?

          Долг ли это? Или, может быть это любовь к своему Отечеству, любовь по-русски… Были разные времена, но всегда "долг служения Отечеству" русские люди понимали одинаково.Историки до сих пор ломают копья по поводу роли "личности в истории". Но, по-моему, только Великий народ может породить Великую личность. Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Александр Невский, Григорий Жуков и др. – это они, в разное время, но делали одно – боролись и побеждали, защищали и оберегали Тебя, моё Отечество. И вряд ли они думали и рассуждали о "долге служения…". Нет. Просто делали то, что считали нужным и правильным, естественным и необходимым и по-другому поступать не могли. Ты гордишься ими, моё Отечество, Ты помнишь о них! Но "долг служения Отечеству" - это не обязательно драться и воевать. Неужели в мирные дни он становится меньше или исчезает совсем? Разве можно не назвать подвигом работу наших педагогов? Умные и талантливые, отдавая все свои душевные силы и знания, получая крошечную зарплату, они всё-таки остаются рядом.

          Вот это наши современные Дмитрии Донские и Александры Невские, борющиеся с тёмными силами невежества и безграмотности. А врачи в поликлиниках, работающие на две-три ставки? А шахтёры, идущие в разрушенные шахты как на битву? А пожарные, милиция, - эти мальчики немногим старше меня, и в мирное время, они всегда должны быть на передовой, где безобразно мешаются горе, смерть, кровь и душевное уродство. Да мало ли их, людей, чьих фамилий я не знаю, отдающих каждодневно и просто долг своей Отчизне, остающихся всегда на посту… Я понимаю это просто.

         Долг – это когда каждый на своём месте занимается своим делом, и делает его хорошо. Кто-то учится; кто-то работает: за столом, за станком, на заводах, на фабриках, на полях; или играет в футбол; или ведёт сложные переговоры… Не важно что это, но обязательно, чтобы каждый чувствовал, что делает он одно общее, большое и важное дело, которое всем очень нужно и необходимо, и направлено оно, прежде всего, на благо, для процветания и воскрешения нашего огромного и чудесного Отечества!

 

 

 

 

 

 

Кем были белорусские  святые

           Смысл слова, обозначающего библейское понятия святости, восходит к значению «отделенный, отрезанный», или в переносном значении - «избранный»: «вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» . В более широком контексте святыми - избранными - назывались люди и предметы, посвященные Богу, и поэтому отделенные, отчужденные от мира, лучшие, непорочные. Так, святые - это люди, принесшие себя в жертву Христу, очищающиеся от грехов.

          Среди сонма святых выделяют: равноапостольских (тех, кто, подобно апостолам, просветили светом Христовым целые народы); мучеников и страстотерпцев; святителей - (церковных иерархов: святых патриархов, митрополитов, епископов), преподобных (монахов, благой жизнью своей наиболее уподобившихся Христу, отрекшихся от суетных благ земных) и праведных (проявлявших любовь христианскую в миру, отрекшихся от мирских искушения); среди праведных выделяют святых юродивых, которые, по слову апостола Павла восприняли подвиг сознательного самоуничижения.

          Люди, исходя из положений будничной, земной логики, часто могут не увидеть праведника, живущего рядом с ним. И, чтобы явить благодать подвижника, дабы была замечена всеми, Господь одаряет Своего избранного при жизни или по смерти чудотворениями. Но чудеса могут твориться и диаволом. И человек не имеет иной возможности отличить одни от других (этим искушались даже опытные Киево-Печерские подвижники), кроме как в сравнении этих чудес с теми, что сотворил Сам Иисус и которые описаны в Евангелии. Чудотворения и иные дары Святого Духа могут быть явлены после кончины подвижника (так обыкновенно и случается, если речь не идет о видениях и пророчествах) и уже сами по себе свидетельствовать о святости умершего. Первое из них - нетление тела подвижника, подтвержденное словами Писания: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия своего». «Мощами» называется не подвергшееся тлению тело умершего святого, прославившееся чудотворениями. Собственно говоря, само значение и происхождение слова указывает на то, что мощи способны - «мощны» - совершать Божией волей чудеса, чаще всего - чудо исцеления или защиты от опасности; в любом из этих случаев Господь по молитве святых через их чудотворные мощи отпускает человеку грехи, за которые прежде посланы были болезни и несчастья. Именно поэтому чудотворения при мощах праведников являются главным условием для начала их почитания: чудесами этими проявляется их угодность богу. Зачастую лишь после соборного церковного свидетельства о чудесах от мощей проводилось исследование жизни подвижника, затем составлялось его житие, слагались духовные служебные песнопения и создавалось его иконографическое изображение. Но, к примеру, святые мученики сразу причислялись к лику святых уже в силу самого их подвига - очищения мученической смертью.

          Причисление к лику святых - канонизация - проводилась в древней Руси архиереем ведома митрополита (позже - патриарха) и могло ограничиться устным благословением.

          3 апреля 1984 года по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Белорусских Святых в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в третий воскресный день после праздника Святой Троицы. Вскоре в здании Минского Епархиального Управления был освящен храм в честь Собора Белорусских Святых.

 

 

 

 

 

 

Долг служения отечеству  у христиан.

          Одним из наиболее ярких и самоотверженных подвигов в деле служения своему отечеству, у нас признается смерть за родину, главным образом — на войне. Христианин-воин, защитник родины и ее святынь, явно исполняет заповедь Христову: "нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих".

          Конечно, война сама по себе есть, безусловно, зло, крайне печальное явление, глубоко противное самым основам христианства. Нечего и говорить о том, как было бы отрадно, если бы люди перестали воевать друг с другом, и на земле воцарился бы мир. Но печальная действительность говорит совсем иное. И только разные мечтатели, далекие от действительности, и узкоодносторонние сектанты могут отрицать войну, и не допускать ее в действительную жизнь.

          Вне всякого сомнения — те, кто указывает на заповедь "не убий", справедливо говорят о том, что война есть нарушение этой заповеди. Никто против этого и не спорит. Однако, — мы видим из св. Библии, что в то самое ветхозаветное время, когда была дана эта заповедь, Израильский народ воевал по Божьему повелению, и с помощью Божией — побеждал врагов. Кроме того, мы уже приводили из Ветхого Завета заповедь о том, что человек, злословящий своих родителей, должен быть предан смерти.          Следовательно — заповедь "не убий" не распространялась, безусловно, на всякий случай отнятия жизни у человека. Этой заповедью запрещается только личная расправа одного человека с другим по его личному решению и произволу. Когда Господь в Новом Завете разъяснял глубокий смысл этой заповеди, Он указал, что ею запрещается не только убийство, но и вообще — нехристианский, напрасный гнев. Но он же, Господь, в беседе с апостолами о последних днях, говорил им: "услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть". Этими словами Его о неизбежности войны опровергаются все заявления отрицателей войны о том, что христианство отрицает войну, безусловно — до полного непризнания ее, и отказа участвовать в ней. Да, уже говорили мы о том, что война — отрицательное явление в человечестве. Однако она будет существовать — как иногда единственное на земле средство защиты правды, защиты попираемых святынь и прав народа — от захвата, от грубого вторжения и насилия. И только такие войны — во имя справедливости и восстановления порядка и правды — берутся христианским учением под свою защиту. Недаром читаем мы в Апокалипсисе о том, что война была даже на небе— когда св. Архистратиг Михаил и ангелы свергли с неба Божия изменника — диавола с его единомышленниками — падшими ангелами...

          Из жития преподобного Афанасия Афонского известен следующий случай. В его монастыре принял монашество грузинский князь Торникий, ранее выдающийся полководец греческих войск. В трудную для государства минуту — при войне с персами — Императрица Зоя вызвала Торникия для начальствования над войсками. Торникий наотрез отказался, ссылаясь на то, что он уже монах. Но преподобный Афанасий сказал ему: "мы все дети одного отечества и обязаны защищать" его. Наша обязанность — ограждать отечество от врагов молитвами. Но если Верховная Власть признает нужным употребить на пользу общую и руки наши и грудь, мы беспрекословно должны повиноваться... Если ты не послушаешь Царя, то будешь отвечать за кровь твоих соотечественников, которых ты не хотел спасти, и за разорение храмов Божиих"... Торникий повиновался, победил врага, и спас отечество от опасности. А св. равноапостольный Кирилл в беседе с магометанами о войне говорил им: "мы терпим великодушно свои личные обиды; но в обществе друг друга защищаем, полагая души свои за ближних своих, дабы вы, пленив наших сограждан, не принудили их к отречению от веры и богопротивным деяниям"... Наконец, кому из русских людей неизвестен пример преподобного Сергия Радонежского, который благословил на войну князя Дмитрия Донского (также благословил на сражение двух монахов – Осляблю и Пересвета – прим. МС), молился об успехе русского оружия, и поминал воинов, погибших на поле брани?..

          Конечно, участвуя в войне, человек может и грешить, и сильно грешить. Это бывает тогда, когда он вкладывает в свое участие в войне — чувство личной ненависти и мести, или же тщеславия и горделивых личных стремлений. И наоборот — чем меньше мысли о себе и больше готовности положить голову свою за других — тем ближе к мученическому венцу такой воин-христианин.

          Каждый мужчина на Руси был воином, муж-чина, чин-воинский. При крещении человек становился духовным воином — воином Христовым и давал обет воевать за Него до самой смерти. На Руси была традиция: старые воины на склоне своей земной жизни постригались в монахи. Например, у запорожских казаков было два монастыря. Смиренно и верно служили монахи Богу, ратно — Отечеству. Традиции эти продолжаются до сих пор, среди монахов очень много бывших военных, само послушание которых сродни воинскому.

          Профессиональные воины попадали в монастырь извне, из мира, и получали в монастырях духовную основу жизни. В то время в монастырях практиковались различные религиозно-мистические методы, принесенные с православием из Византии. Например, "исихия" (молчание) — духовная сосредоточенность в молитве, созерцание. Основа метода — соединение молитвы с телесным ритмом дыхания и сердца. После такой внутренней подготовки монахи-ратоборцы были способны на выдающиеся ратные подвиги.

 


Информация о работе Кем были белорусские святые