Киевская Русь и ее соседи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Киевская Русь - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века вступила в состояние раздробленности и фактически распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Монгольское нашествие на Русь (1237—1240) углубило дезинтеграцию русских земель, и Киев окончательно утратил свои номинальные столичные функции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Характер и основные направления внешней политики Руси…………..6
2. Русско-византийские связи…………………………………………….…8
3. Русь и Запад: начало взаимоотношений………………………………..12
3.1 Древняя Русь и наследие Византии……………………………………12
3.2 Удельная Русь и влияние степи………………………………………...13
4. Русь и кочевники………………………………………………………….15
4.1 Борьба Руси с печенегами……………………………………………….15
4.2 Борьба Руси против монголо-татарского нашествия……………….…17
Заключение…………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Киевская Русь и ее соседи.docx

— 45.82 Кб (Скачать файл)

Владимир  вернулся в Киев не только с женой  и войском, но и с новым митрополитом Киевским, назначенным византийским патриархом Сисиннием II. В 988 г. христианство было принято всей верхушкой русского общества. С самого начала христианство на Руси становится элементом династического самосознания. Из двадцати первых русских святых, просиявших на протяжении X-XI вв., десять были князьями. В XI в. князь Ярослав Мудрый эксгумировал тела своих предков князей Ярополка и Олега и перенес их прах в Десятинную церковь. Если Константина Великого называли тринадцатым апостолом, то Владимира I — апостолом среди князей.

Принятие  православия открыло широкий  доступ на Русь более высокой византийской культуре. С созданием Церкви на Руси появляются богослужебные книги, которые вначале была написаны на греческом языке. И здесь большую роль сыграла Болгария с ее установившейся столетней христианской традицией и христианской письменностью. Славянская письменность попадает на Русь из Болгарии, куда она была принесена в IX в. солунскими братьями Кириллом и Мефодием, которые перевели на славянский язык Библию и богослужебные книги. Из Византии на Русь ввозились богослужебные книги, предметы культа.

В 1204 г. Константинополь  был захвачен в Четвертом крестовом походе (1202-1204) крестоносцами, а в 1240 г. монголо-татарами был захвачен и сожжен Киев. Эти два события отбросили обе страны друг от друга на огромное временное историческое пространство, и даже память о прежних отношениях постепенно исчезала. Между ними осталась практически одна, но очень существенная связь: духовно-религиозная. Россия обязана Византии своим Православием, которое играло и продолжает играть огромную роль в ее судьбе и в контексте всей мировой истории.

XI-XIII века, когда пути двух стран расходились,  были для Византийской империи периодом сложных исторических катаклизмов. В XI в. значительно ослабляются позиции Византии на международной арене.

Русско-византийская дипломатия IX-XV вв. — сложная, противоречивая, с резкими колебаниями от вражды к миру, от мира к вражде, привела к тому, что Русь, Россия становится духовно-религиозной преемницей Византии, а Москва — третьим Римом. В этом аспекте можно сказать, что русско-византийские; отношения продолжают существовать в бесконечности времен.

 

3. Русь и Запад: начало взаимоотношений

3.1 Древняя Русь и наследие  Византии

 

История Древнерусского государства начинается с князя варягов. Славяне сами пригласили иноземцев управлять своей землей, потому что не было у них мира и понимания. Итак, уже на заре становления государственности всецело ощущается влияние Запада.

Воевода Олег покорил земли древлян, северян, радимичей, оградив их от набегов  хазар, и соединил Киев с Новгородом. Благодаря тому, что князь встал  во главе огромного объединенного  войска почти всех славянских племен, ему удалось совершить удачные походы на Царьград в 907 и 911 годах. Теперь Византия почувствовала достойного противника, с которым придется считаться. Шаг за шагом Киевская Русь все более признавала превосходство, привлекательность Византии и стремилась к ней как к наследнице античности. По известному выражению, Русь получила от Византии пять даров: религию, законы, видение мира, искусство и письменность. Обратимся к следующим правителям.

Реальность  князя Игоря не вызывает сомнений и споров историков. Игорь осуществил в 941 году на Константинополь, но потерпел поражение. Это был просто набег  вооруженных отрядов, малочисленной  дружины. Но уже в 944 году под предводительством  Игоря выступила значительная коалиция из славян, варягов и даже печенегов. Греки предпочли откупиться.

Многие  изменения увязываются с княжением  Ольги. Экономические и административные реформы укрепили Киевскую Русь. Закрепить  это положение Ольга решила через приобщение к христианской вере. Для этого в середине 50-х гг. X в. Ольга отправилась в Византию. Сделав первый шаг к сближению с христианским миром, деятельная Ольга обратила свои взоры на Запад. В 959 г. Ольга отправила посольство в Германскую империю для переговоров с воинственным Оттоном I. Это была обычная миссия для установления взаимовыгодных отношений.

Одним из примечательных моментов внешней политики Ярослава Мудрого является то, что  с ним стремились породниться  королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии, а, в конце концов, Ярослава стали называть царем, как самого византийского императора. А в 1051 г. «царь» без ведома константинопольского патриарха назначил главу Русской церкви.

3.2 Удельная Русь и влияние  степи

 

На всех этапах становления Руси с Востока  ее осаждали хазары, печенеги, половцы и т.д. Траурный колокол битвы при Калке обозначил появление степного противника. Русь два с лишним века была в прямой зависимости от орд Батыя и его наследников. И степь дала восточнославянскому этносу невообразимо много — неведомый Западу фатализм, стоицизм, широту души, способность легко сходиться и уживаться с соседями. От монголов русские приняли черты типичного туранского характера — религиозность, упорство в отстаивании своих взглядов, бесконечное терпение, стоическое восприятие жизни. Терпимость монголов к православной церкви способствовала усилению значения религиозного элемента в русской жизни. Москва стала прямой наследницей Золотой Орды не только в результате взаимного общения и зависимости, но и посредством последующей экспансии русских на Восток, когда они двинулись по пути монголов и дошли до их прародины и дальше. На протяжении трех столетий осуществлялся огромный и сложный этнокультурный и геополитический синтез, приведший в итоге к мощному геополитическому взрыву — созданию на пространстве Евразии территориально и государство могущественной России.

Влиятельные в 1920-е гг. евразийцы полагали, что  проблема выбора между Западом и  Востоком встала перед Россией еще  до того, как Запад стал мировым  лидером. Эта проблема появилась  в XIII в., когда перед русскими князьями возникла угроза с двух сторон. Так, князь Александр Невский, по мнению евразийцев, совершенно правомочно предпочел Восток Западу: «Александр увидел в монголах дружественную силу в культурном смысле, силу, которая помогла ему сохранить и консолидировать русскую культуру, сохранить ее идентичность от латинского Запада». Немецкие рыцари из католического ордена Ливонских меченосцев постепенно продвигались к русским границам с северо-запада. Причем, немцы могли постоянно пополнять свои войска, так как в XIII в. в Европе было огромное количество добровольцев. Приходилось бороться и с регулярными нападениями литовских отрядов на Новгород и Псков.

В 1252 году Александр Невский с военной  помощью Золотой Орды утверждается во Владимире. Выбор союзника объясняется просто: монголы несли рабство телу, а католицизм хотел поработить души. Поэтому, это один из самых популярных князей Древней Руси, провозглашенный русской церковью святым.

Правление Александра Невского было отмечено политикой  уступок Золотой Орде, и решительными действиями в отношении Запада –  с другой. Так, в 1257 году Александр с трудом уговаривает новгородцев пройти перепись населения и уплатить дань татарам. Вот что отмечает О. В. Творогов: «С татарами Александр стремился ладить и жестоко подавлял любые антитатарские выступления».

Можно согласиться  с выводом историков-евразийцев, что именно монгольское нашествие спасло Русь от превращения в колонию Запада: «Татары защитили Россию от Европы». Объективно отдаляясь от Запада, Русь получила благодаря свободе религиозного исповедания твердые основания для самостоятельного национального становления и самоидентификации даже при монголах.

 

 

4. Русь и кочевники

4.1 Борьба Руси с печенегами

 

За время  с 915 по 1036 г. киевские князья воевали  с печенегами 8 раз. Обычно печенеги нападали на Киев, когда он бывал  беззащитен. Соседство с печенегами заставило киевских князей отодвинуть южную границу Киевской земли  несколько к северу, почти к  самому Киеву, где по рекам Стугне, Ирпени и Трубежу Владимир построил для защиты от печенегов ряд крепостей.

В этих крепостях  посажены были отряды тех же печенегов, которые нанимались на службу к киевскому  князю и защищали русские границы  от нападения своих единоплеменников. Основная масса печенегов ушла к  Дунаю и за Дунай. По следам печенегов на запад шли другие племена — торки и половцы.

Конечно, эта борьба с печенегами не была легкой. Но, несомненно, печенеги для Киевского государства не представлялись непобедимыми. Киевское государство справилось с этой опасностью, сумело защитить себя, но это говорит не о слабости печенегов, а о силе русского народа.

Совсем  другое впечатление производили  те же печенеги на Византию. Отношения Руси, печенегов и Византии очень сильно переплетаются. Византийский император Алексей Комнен, доведенный печенежской и турецкой опасностью до отчаяния, обращается за помощью и на Запад, и на Восток.

Откликом  на этот призыв был первый крестовый  поход, имеющий в виду «первоначальный  план похода, по которому он, прежде всего, должен был направиться против печенегов  на спасение Константинополя». «В 1091 г. предполагалось, что западное рыцарство  явится... на берегах Босфора для  защиты Византийской империи и Константинополя, что император Алексей Комнен отдаст в руки франков судьбу своей империи и столицы... , довольный тем, что спасается от печенежского плена... Два половецких хана, в соучастии, быть может, с одним из князей русских решили вопрос иначе». Ханы эти Тугоркаи и Боняк, а русский князь — это тот самый Васильке Ростиславич, которого в 1097 году так жестоко и вероломно ослепили Давид и Святополк.

Печенеги  не вызывали на Руси никакой паники. Русь их успешно отбивала и осваивала, включая в состав подвластных Киеву народов.

Естественно, что торки не могли выдержать борьбы с печенегами, славянами и половцами и частью были перебиты в боях, частью по умирали во время бегства, одни от холода, другие от голода, третьи от болезней. Южные русские князья ходили на торков два раза. Часть торков вместе с печенегами стала служить киевским князьям.

В 1103 г. нанесено было половцам поражение, вслед за ним  еще три. Эти удачные для Руси походы были связаны с деятельностью  Владимира Мономаха, сумевшего организовать отпор степным кочевникам. Половцы  отодвинулись на Дон, Волгу и Яик. Но в конце XII и начале XIII вв. мы снова  видим половецкое наступление, снова  без перерыва идет с ними война  вплоть до появления татар.

Половцы представляли очень большую опасность  и для Византии, поэтому Византия старается поддерживать связь с Русью для совместной борьбы против половцев.

В XII веке, в связи с распадом Киевского  государства и ослаблением военной  мощи страны, половцам удается в  Причерноморье и Приазовье положить начало своему собственному государству — Дешт-и-Кипчак, границы которого простирались на запад до Днепра, на юге включали в себя Крым, на северо-востоке — Булгар и на юго-востоке — устье Волги. Это почти границы уже не существовавшего в то время Хазарского каганата.

Положение Киева и особенно Переяславля на границе со степью делало жизнь этих княжеств полной военных тревог.

Однако  Киевское государство имело достаточно сил, чтобы не только отражать врагов, но и превращать их в средство своей  защиты от этих же врагов. Печенеги, торки, половцы не только воевали с Киевом, но и входили с ним в различного рода мирные отношения; черные клобуки (каракалпаки) принимали иногда живое участие в делах Киевских и не раз заявляли готовность сложить свои головы за землю Русскую.

4.2 Борьба Руси против монголо-татарского  нашествия

 

Русь  и половцы продолжали вести изнурительную  взаимную борьбу, а тем временем над ними уже нависла новая  волна кочевников, более могущественная, чем все предыдущие. Путь монголо-татарских орд на запад начался от Амура. На первых порах они не представляли грозной силы.

В 1220 г. Чингисхан  направил 25-тысячное войско во главе  с опытными полководцами Джебе и Субедеем в район южного побережья Каспия и Северного Кавказа. Разбив грузинское войско и захватив город Тбилиси, монголы через Дербент вышли в степи Северного Кавказа. Тут их встретили объединенные полки половцев, яссов, черкесов и других племен. Первая битва не дала преимущества ни одной из сторон, и монголы решили разъединить силы противника — уговорить половцев оставить своих союзников. Богатые подарки и лукавые слова об общности происхождения сделали свое дело — половцы отошли в причерноморские степи. Разгромив племена Северного Кавказа, монгольские войска догнали половцев. В битве, происшедшей в 1222 г. на Дону, половецкие орды были разбиты; много половцев погибло, в том числе и ханы Юрий Кончакович и Даниил Кобякович. Хан Кобяк с остатками войска отступил к Днепру, надеясь на помощь русских войск.

В 1223 г. в  Киеве состоялся съезд южнорусских  князей. Князья решили помочь половцам. На Нижнем Днепре, в районе с. Хортица, начали собираться половецкие полки, дружины князей галицкого и волынского, черниговского и киевского, смоленского и курского, трубчевского и путивльского. Как отмечает летописец, тут собрались “невиданьная рати, и сущии с ними коньници”.

По договоренности с половецкими ханами русские  князья решили выступить навстречу монголо - татарам в половецкие степи. Перейдя Днепр, русско-половецкие передовые отряды встретились с авангардом монгольского войска. Русские полки вступили в бой неодновременно, и это имело губительные последствия.

Несмотря  на храбрость и героизм русских  воинов и князей (особенно отличился  восемнадцатилетний Даниил Романович), победили монголо - татары. Поражение русских войск было на сей раз особенно ощутимым, и летописец вынужден был признать, что “такоже не бывало никогда же”. В битве на Калке погибло шесть князей; по летописным данным из простых воинов вернулся только каждый десятый, а количество убитых киевлян достигло 10 тыс.

Информация о работе Киевская Русь и ее соседи