Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 09:24, контрольная работа
Более тысячи лет назад, в середине X в., византийский император Константин VII Багрянородный написал для своего сына книгу «Об управлении империей», которая должна была преподать наследнику престола основы политической мудрости византийцев. Книга эта сохранилась, и мы узнаем из нее об отношениях между Византийской империей того времени и соседними народами.
Киевская Русь и Византия
Более тысячи лет назад, в середине X в., византийский император Константин VII Багрянородный написал для своего сына книгу «Об управлении империей», которая должна была преподать наследнику престола основы политической мудрости византийцев. Книга эта сохранилась, и мы узнаем из нее об отношениях между Византийской империей того времени и соседними народами.
В X в. Византия была могущественным государством. Под властью императора находились Малая Азия, южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря, некоторые земли южной Италии, а также Херсонес и окрестные области в Крыму. Крымские владения византийцев подвергались нападениям кочевников-печенегов. В своем сочинении Константин Багрянородный советует сыну добиваться, чтобы русские враждовали с печенегами и тем самым отвлекали этих кочевников от нападений на византийские земли.
Впервые византийцы познакомились с Русью еще в начале IX в., когда русские корабли-однодеревки (лодки, сделанные из цельного дерева) появились у северных берегов Малой Азии. В 860 г. русские даже держали некоторое время в осаде столицу империи Константинополь.
Во времена Константина Багрянородного русские купцы совершали регулярные плавания в византийскую столицу. В июне однодеревки выходили из Киева и спускались по Днепру. У днепровских порогов купцам приходилось разгружать лодки и перетаскивать товары по берегу; в это время воины следили, не приближаются ли печенеги. Наконец русские добирались до острова св. Георгия в устье Днепра и здесь под гигантским дубом приносили жертву своим языческим богам. Затем они выходили из устья Днепра в открытое море и, плывя вдоль болгарских берегов, достигали Константинополя.
Константинополь был большим городом с населением свыше 200 тыс. человек, недаром его называли «царицей городов» (по-гречески «город» женского рода).
Стены его омывались водами Мраморного моря и залива Золотой Рог — прекрасной естественной гавани, вход в которую в случае опасности преграждали железной цепью. Главная улица, украшенная статуями, крытыми галереями, колоннами, вела к площади, где находились храм св. Софии, Большой дворец и ипподром. На площадях и улицах Константинополя можно было видеть вельмож, одетых в роскошные шелковые и льняные ткани, арабских купцов в черных плащах и красных сандалиях, послов из далеких стран.
Но Константинополь был не только городом дворцов и храмов, ювелиров и торговцев шелком, городом, о роскоши которого ходили легенды. Это был также город невиданной нищеты, со множеством маленьких улочек и переулков, где в жалких лачугах ютилась беднота и мастерские кожевников распространяли удушливый запах. В городе не хватало воды. Нередко не хватало и хлеба, и купцы взвинчивали цены. Это вызывало волнения голодной городской бедноты. Зимой, когда дул холодный северный ветер, бедняки мерзли в убогих жилищах, а у многих не было и такого крова — они ночевали на улицах.
В 907 г. в поход против Византии выступил князь Олег. Он собрал огромное войско. В походе участвовало около 2 тыс. судов. Когда флот Олега появился у Константинополя, византийцы преградили ему доступ в гавань, а сами укрылись за мощными стенами. Тогда русские воины начали опустошать окрестности города. Предание гласит, что Олег повелел вытащить на берег суда и поставить их на колёса, после чего его флот при попутном ветре двинулся под парусами к стенам Константинополя. Византийцы были вынуждены вступить в переговоры. Олег потребовал, чтобы впредь русским купцам было предоставлено право беспошлинной торговли во владениях Византии, чтобы им выдавались бесплатно продовольствие и все необходимое для жизни в Константинополе в течение шести месяцев, а также припасы на обратный путь. Византийцам ничего не оставалось делать, как принять эти требования. Между киевским князем и византийским императором был заключен соответствующий договор. По преданию, воины Олега прибили свои щиты к воротам константинопольских стен, отметив так свой успех. Олег вернулся в родные края победителем. Он привез с собой много золота, драгоценностей и различных товаров. Через четыре года, в 911 г., послы князя Олега вновь побывали в Константинополе и заключили новый договор, который подтвердил все прежние льготы. Император щедро одарил послов золотом, дорогими тканями и богатыми одеяниями.
Преемник Олега, князь Игорь, предпринял новый военный поход против Византии. В 941 г. огромный флот направился к берегам византийской столицы. В походе, по преданию, участвовало около 10 тыс. ладей. Император выслал навстречу флоту Игоря свои корабли. И вновь «греческий огонь» избавил столицу от грозной опасности: византийцы уничтожили большинство русских ладей. Тогда воины Игоря начали разорять поселения на берегах Босфора. Однако и здесь их постигла неудача в сражении с византийцами.
В 944 г. киевский князь предпринял еще один поход на Константинополь. На этот раз его силы двинулись к столице Византии двумя путями — морем и сушей. Император предложил покончить дело миром. Вскоре в стане русского князя, на берегу Дуная, был заключен новый договор между Византией и Киевской Русью. Ой подтвердил условия прежних соглашений. Однако по договору 944 г. русские купцы были вновь вынуждены уплачивать торговые пошлины. Игорь принял на себя обязательство защищать владения Византии в Крыму, а император дал обещание оказывать в случае необходимости военную помощь киевскому князю.
И все же отношения между
Киевской Русью и Византией продолжали
оставаться напряженными. Стремясь их
улучшить, княгиня Ольга, правившая
после кончины своего мужа, князя
Игоря, решила побывать в столице
Византии. Поводом для визита стало
ее желание быть обращенной в христианство
в Константинополе. Поездка княгини
имела важную государственную цель:
Ольга рассчитывала провести переговоры
о развитии торговых и политических
отношений между двумя
В 968 г. войско русского князя
Святослава перешло Дунай и вступило
на территорию Болгарии. Казалось уже,
что пределы Русского государства
будут расширены до границ Византийской
империи. Лишь после упорной борьбы
тяжеловооруженной коннице
В 978 г. в Византии вспыхнуло серьезное восстание против императора Василия II. Византийский престол, и без того находившийся в тяжелом положении из-за поражений от болгар, недовольства грузин и армян, глухого брожения среди греческого населения страны, закачался. В таком критическом положении Василий II обращается за помощью к киевскому князю Владимиру. Последний согласился предоставить военную помощь, но, разумеется, не даром, а за определенные уступки со стороны Византии. Владимир потребовал себе в жены Багрянородную принцессу, сестру императора - Анну, которая должна была стать своеобразным гарантом выполнения условий византийской стороной. Как бы то ни было, русский князь выполнил взятые на себя обязательства: в первой половине 988 г. русский 6-тысячный отряд прибыл в Константинополь и вскоре принял участие в военных действиях. Отряд, составленный из отборных воинов, прекрасно обученных и вооруженных, обеспечил перевес императорским войскам, и мятеж был подавлен. Укрепившись на троне, Василий II начал всячески откладывать выполнение своих обязательств. Тогда Владимир предпринимает решительный шаг: он наносит удар по Херсону.
Началась осада Херсона, город не сдавался. Но случилось непредвиденное, возле лагеря упала стрела, прилетевшая из крепости. К ней был привязан клочок пергамента с надписью: «За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам через подземные трубы; вы можете отнять ее». Прочтя записку, князь, по преданию, взглянул на небо и дал слово: «Если сбудется — крещусь!»
Князь велел дружинникам
копать в указанном месте. Старались
не напрасно: труба была разрушена.
После этого византийцы приуныли,
а русы разразились радостными криками.
Если верить "Повести временных
лет", изнемогшие от жажды херсонцы
сами открыли ворота города. Историки
считают, что осада Херсона киевским
князем продолжалась в течение 9 месяцев.
Русы заняли город, но князь не спешил
креститься, хоть и слушал рассказы
о православии своего нового друга
- херсонцкого священника Анастаса.
Как выяснилось, это он послал в
стан главы Киевской державы стрелу
с запиской. Летописец повествует,
что после занятия византийской
крепости Владимир направил в Царьград
послов, которые там заявили
На Пасху 988 года в Церкви
Святого Апостола Иакова епископ
Херсонский возложил руки на погружаемого
в купель князя и произнес: "Крещается
раб Божий Василий!" (по имени
его крестного отца-императора)
Из Византии на Русь проникло христианство. Христианская религия, господствовавшая тогда в Европе, укрепляла власть феодалов. Поэтому христианство было воспринято в первую очередь князем и его окружением. Первая церковь была построена в Киеве, по-видимому, еще в IX в. Современница Константина Багрянородного — русская княгиня Ольга приняла новую религию. А ее внук Владимир Святославич в 988 — 989 гг. приступил к крещению Руси. В Киеве были снесены идолы Перуна и других языческих богов и вместо них воздвигнуты христианские храмы.
Новая религия вводилась насильственным путем. Одна летопись рассказывает, что, когда некие Добрыня и Путята пришли крестить новгородцев, те под руководством жреца Богомила оказали сопротивление, и новая вера была водворена после злой сечи; и потом люди говорили, что Путята крестил огнем, а Добрыня — мечом.
Со временем христианство было введено по всей Руси, и христианское духовенство стало сильнейшей опорой господствующего класса. После крещения Руси экономические и культурные связи между Византией и Русью еще более окрепли.
Из Византии в Киев и
Тмутаракань (Таманский полуостров)
греческие купцы привозили
Постоянное общение с
византийцами обогащало русскую
культуру. Из греческого языка были
заимствованы некоторые слова (например,
«тетрадь», «лампа»), русским людям
давали греческие имена (Андрей, Александр,
Георгий, Софья и др.). На Русь проникали
греческие книги, многие из которых
переводились на русский язык. Были
среди них сочинения о «
К середине XI в. на Руси наряду
с переводными книгами
На Руси же книги сразу стали писать на родном славянском языке. Это было большим достижением самобытной русской культуры. Наряду с летописями в XII в. было создано одно из величайших произведений русской и мировой литературы — «Слово о полку Игореве».
Византийское влияние сказалось и на русской архитектуре и живописи. Но и здесь русские не были лишь учениками греков, они вносили в свои произведения много подлинно русского, оригинального. Об этом свидетельствует Софийский собор в Киеве, построенный в XI в. при князе Ярославе Мудром.
В этом великолепном сооружении византийские приемы зодчества были творчески переработаны русскими мастерами на основе местных традиций: множество куполов собора — явление чисто русское, воспринятое от древнерусского деревянного зодчества.
Экономическое и политическое общение с Византией обогащало русскую культуру, но во многих областях она шла своим путем, независящим от византийских влияний.