Киевская Русь и Византия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

Более тысячи лет назад, в середине X в., византийский император Константин VII Багрянородный написал для своего сына книгу «Об управлении империей», которая должна была преподать наследнику престола основы политической мудрости византийцев. Книга эта сохранилась, и мы узнаем из нее об отношениях между Византийской империей того времени и соседними народами.

Файлы: 1 файл

почти готов.docx

— 22.12 Кб (Скачать файл)

Киевская  Русь и Византия

 

Более тысячи лет назад, в  середине X в., византийский император  Константин VII Багрянородный написал  для своего сына книгу «Об управлении империей», которая должна была преподать  наследнику престола основы политической мудрости византийцев. Книга эта  сохранилась, и мы узнаем из нее об отношениях между Византийской империей того времени и соседними народами.

В X в. Византия была могущественным государством. Под властью императора находились Малая Азия, южная часть  Балканского полуострова, острова  Эгейского моря, некоторые земли  южной Италии, а также Херсонес и окрестные области в Крыму. Крымские владения византийцев подвергались нападениям кочевников-печенегов. В  своем сочинении Константин Багрянородный  советует сыну добиваться, чтобы русские  враждовали с печенегами и тем  самым отвлекали этих кочевников от нападений на византийские земли.

Впервые византийцы познакомились  с Русью еще в начале IX в., когда  русские корабли-однодеревки (лодки, сделанные из цельного дерева) появились  у северных берегов Малой Азии. В 860 г. русские даже держали некоторое  время в осаде столицу империи  Константинополь.

Во времена Константина  Багрянородного русские купцы совершали  регулярные плавания в византийскую столицу. В июне однодеревки выходили из Киева и спускались по Днепру. У днепровских порогов купцам приходилось разгружать лодки и  перетаскивать товары по берегу; в  это время воины следили, не приближаются ли печенеги. Наконец русские добирались до острова св. Георгия в устье  Днепра и здесь под гигантским дубом приносили жертву своим  языческим богам. Затем они выходили из устья Днепра в открытое море и, плывя вдоль болгарских берегов, достигали Константинополя.

Константинополь был большим  городом с населением свыше 200 тыс. человек, недаром его называли «царицей городов» (по-гречески «город» женского рода).

Стены его омывались водами Мраморного моря и залива Золотой  Рог — прекрасной естественной гавани, вход в которую в случае опасности  преграждали железной цепью. Главная  улица, украшенная статуями, крытыми  галереями, колоннами, вела к площади, где находились храм св. Софии, Большой  дворец и ипподром. На площадях и  улицах Константинополя можно было видеть вельмож, одетых в роскошные  шелковые и льняные ткани, арабских купцов в черных плащах и красных  сандалиях, послов из далеких стран.

Но Константинополь был  не только городом дворцов и храмов, ювелиров и торговцев шелком, городом, о роскоши которого ходили легенды. Это был также город невиданной нищеты, со множеством маленьких улочек и переулков, где в жалких лачугах  ютилась беднота и мастерские кожевников распространяли удушливый  запах. В городе не хватало воды. Нередко не хватало и хлеба, и  купцы взвинчивали цены. Это вызывало волнения голодной городской бедноты. Зимой, когда дул холодный северный ветер, бедняки мерзли в убогих жилищах, а у многих не было и такого крова  — они ночевали на улицах.

В 907 г. в поход против Византии выступил князь Олег. Он собрал огромное войско. В походе участвовало около 2 тыс. судов. Когда флот Олега появился у Константинополя, византийцы преградили ему доступ в гавань, а сами укрылись за мощными стенами. Тогда русские воины начали опустошать окрестности города. Предание гласит, что Олег повелел вытащить на берег суда и поставить их на колёса, после чего его флот при попутном ветре двинулся под парусами к стенам Константинополя. Византийцы были вынуждены вступить в переговоры. Олег потребовал, чтобы впредь русским купцам было предоставлено право беспошлинной торговли во владениях Византии, чтобы им выдавались бесплатно продовольствие и все необходимое для жизни в Константинополе в течение шести месяцев, а также припасы на обратный путь. Византийцам ничего не оставалось делать, как принять эти требования. Между киевским князем и византийским императором был заключен соответствующий договор. По преданию, воины Олега прибили свои щиты к воротам константинопольских стен, отметив так свой успех. Олег вернулся в родные края победителем. Он привез с собой много золота, драгоценностей и различных товаров. Через четыре года, в 911 г., послы князя Олега вновь побывали в Константинополе и заключили новый договор, который подтвердил все прежние льготы. Император щедро одарил послов золотом, дорогими тканями и богатыми одеяниями.

Преемник Олега, князь  Игорь, предпринял новый военный  поход против Византии. В 941 г. огромный флот направился к берегам византийской столицы. В походе, по преданию, участвовало  около 10 тыс. ладей. Император выслал навстречу флоту Игоря свои корабли. И вновь «греческий огонь» избавил  столицу от грозной опасности: византийцы уничтожили большинство русских  ладей. Тогда воины Игоря начали разорять поселения на берегах Босфора. Однако и здесь их постигла неудача  в сражении с византийцами.

В 944 г. киевский князь предпринял еще один поход на Константинополь. На этот раз его силы двинулись  к столице Византии двумя путями — морем и сушей. Император  предложил покончить дело миром. Вскоре в стане русского князя, на берегу Дуная, был заключен новый  договор между Византией и  Киевской Русью. Ой подтвердил условия  прежних соглашений. Однако по договору 944 г. русские купцы были вновь  вынуждены уплачивать торговые пошлины. Игорь принял на себя обязательство  защищать владения Византии в Крыму, а император дал обещание оказывать  в случае необходимости военную  помощь киевскому князю.

И все же отношения между  Киевской Русью и Византией продолжали оставаться напряженными. Стремясь их улучшить, княгиня Ольга, правившая  после кончины своего мужа, князя  Игоря, решила побывать в столице  Византии. Поводом для визита стало  ее желание быть обращенной в христианство в Константинополе. Поездка княгини  имела важную государственную цель: Ольга рассчитывала провести переговоры о развитии торговых и политических отношений между двумя государствами. Княгине была устроена торжественная  встреча. Крестил Ольгу патриарх Полиевкт, а восприемником от купели в обряде крещения был сам император  Константин VII Багрянородный. Пышный прием  ожидал Ольгу в императорском  дворце. Однако добиться каких-либо новых  в сравнении с договором 944 г. преимуществ  для Киевской Руси княгине так  и не удалось.

В 968 г. войско русского князя  Святослава перешло Дунай и вступило на территорию Болгарии. Казалось уже, что пределы Русского государства  будут расширены до границ Византийской империи. Лишь после упорной борьбы тяжеловооруженной коннице византийцев  удалось одержать верх над сильно поредевшим отрядом русских. Печенеги, подкупленные греческими дипломатами, неожиданно напали на Святослава у  днепровских порогов, когда он возвращался  в Киев, и князь пал в битве. Но уже сын Святослава — Владимир взял в 989 г. Херсонес — основной оплот  Византийской империи в Крыму.

 В 978 г. в Византии вспыхнуло серьезное восстание против императора Василия II. Византийский престол, и без того находившийся в тяжелом положении из-за поражений от болгар, недовольства грузин и армян, глухого брожения среди греческого населения страны, закачался. В таком критическом положении Василий II обращается за помощью к киевскому князю Владимиру. Последний согласился предоставить военную помощь, но, разумеется, не даром, а за определенные уступки со стороны Византии. Владимир потребовал себе в жены Багрянородную принцессу, сестру императора - Анну, которая должна была стать своеобразным гарантом выполнения условий византийской стороной. Как бы то ни было, русский князь выполнил взятые на себя обязательства: в первой половине 988 г. русский 6-тысячный отряд прибыл в Константинополь и вскоре принял участие в военных действиях. Отряд, составленный из отборных воинов, прекрасно обученных и вооруженных, обеспечил перевес императорским войскам, и мятеж был подавлен. Укрепившись на троне, Василий II начал всячески откладывать выполнение своих обязательств. Тогда Владимир предпринимает решительный шаг: он наносит удар по Херсону.

Началась осада Херсона, город не сдавался. Но случилось  непредвиденное, возле лагеря упала  стрела, прилетевшая из крепости. К  ней был привязан клочок пергамента с надписью: «За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам  через подземные трубы; вы можете отнять ее». Прочтя записку, князь, по преданию, взглянул на небо и дал слово: «Если  сбудется — крещусь!»

Князь велел дружинникам  копать в указанном месте. Старались  не напрасно: труба была разрушена. После этого византийцы приуныли, а русы разразились радостными криками. Если верить "Повести временных  лет", изнемогшие от жажды херсонцы сами открыли ворота города. Историки считают, что осада Херсона киевским князем продолжалась в течение 9 месяцев. Русы заняли город, но князь не спешил креститься, хоть и слушал рассказы о православии своего нового друга - херсонцкого священника Анастаса. Как выяснилось, это он послал в  стан главы Киевской державы стрелу с запиской. Летописец повествует, что после занятия византийской крепости Владимир направил в Царьград послов, которые там заявили императору, что их князь ждёт царевну Анну, желая взять её в жены. В случае отказа Владимир угрожал Василию II немедленным походом своей дружины  на Царьград. Киевский князь собрался жениться на сестре византийского императора, несмотря на то, что уже был женат.

На Пасху 988 года в Церкви Святого Апостола Иакова епископ  Херсонский возложил руки на погружаемого в купель князя и произнес: "Крещается  раб Божий Василий!" (по имени  его крестного отца-императора).

Из Византии на Русь проникло христианство. Христианская религия, господствовавшая тогда в Европе, укрепляла власть феодалов. Поэтому христианство было воспринято в первую очередь князем и его окружением. Первая церковь была построена в Киеве, по-видимому, еще в IX в. Современница Константина Багрянородного — русская княгиня Ольга приняла новую религию. А ее внук Владимир Святославич в 988 — 989 гг. приступил к крещению Руси. В Киеве были снесены идолы Перуна и других языческих богов и вместо них воздвигнуты христианские храмы.

Новая религия вводилась  насильственным путем. Одна летопись рассказывает, что, когда некие Добрыня и  Путята пришли крестить новгородцев, те под руководством жреца Богомила оказали сопротивление, и новая  вера была водворена после злой сечи; и потом люди говорили, что Путята крестил огнем, а Добрыня —  мечом.

Со временем христианство было введено по всей Руси, и христианское духовенство стало сильнейшей опорой господствующего класса. После крещения Руси экономические и культурные связи между Византией и Русью  еще более окрепли.

Из Византии в Киев и  Тмутаракань (Таманский полуостров) греческие купцы привозили вина, пряности, шелковые ткани. Отсюда на юг увозили меха, рыбу, икру. Русские  купцы по-прежнему ездили в Константинополь, где у них был теперь свой квартал. Из Византии на Русь приезжали священники и строители, ювелиры и художники, но и многие русские отправлялись в Византию. На Афоне — гористом и лесистом полуострове — был  в то время построен русский монастырь. Русские ремесленники трудились  в византийских городах; изделия  русской резьбы из моржовой кости  приводили в восхищение греков; образованные византийцы XII в. гордились тем, что  могут сказать хотя бы несколько  слов по-русски.

Постоянное общение с  византийцами обогащало русскую  культуру. Из греческого языка были заимствованы некоторые слова (например, «тетрадь», «лампа»), русским людям  давали греческие имена (Андрей, Александр, Георгий, Софья и др.). На Русь проникали  греческие книги, многие из которых  переводились на русский язык. Были среди них сочинения о «сотворении  мира», о библейских героях, о римских  полководцах, «жития», в которых  описывались вымышленные чудеса и подвиги «святых мужей». Были и произведения нерелигиозного содержания, например рассказ о смелом воине  Дигенисе Акрите, названном в русском  пересказе Девгением: о его победах  над разбойниками, о сопротивлении  самому императору и сватовстве к  прекрасной девушке — дочери богатого правителя.

К середине XI в. на Руси наряду с переводными книгами появляются и оригинальные сочинения, в том  числе первые русские летописи. В  то время в Западной Европе исторические хроники, церковные и другие книги  писали на непонятном народу латинском  языке.

На Руси же книги сразу  стали писать на родном славянском языке. Это было большим достижением  самобытной русской культуры. Наряду с летописями в XII в. было создано  одно из величайших произведений русской  и мировой литературы — «Слово о полку Игореве».

Византийское влияние  сказалось и на русской архитектуре  и живописи. Но и здесь русские  не были лишь учениками греков, они  вносили в свои произведения много  подлинно русского, оригинального. Об этом свидетельствует Софийский  собор в Киеве, построенный в XI в. при князе Ярославе Мудром.

В этом великолепном сооружении византийские приемы зодчества были творчески переработаны русскими мастерами  на основе местных традиций: множество  куполов собора — явление чисто  русское, воспринятое от древнерусского деревянного зодчества.

Экономическое и политическое общение с Византией обогащало русскую культуру, но во многих областях она шла своим путем, независящим от византийских влияний.

 


Информация о работе Киевская Русь и Византия