Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 08:05, контрольная работа
Актуальность темы.Состоит в том, что после смерти Б.Д. Грекова масштабы изучения Киевской Руси на время сильно сократились. А И.Я. Фроянов предложил нам свою собственную и во многом оригинальную, самостоятельную концепцию основных проблем социально-экономической истории Киевской Руси. Он выбрал одну из самых сложных тем отечественной истории; тему, над которой работали десятки лучших умов, десятки корифеев науки по истории нашей Родины; тему, в которой почти по каждому вопросу имеется огромная историография, где по каждому вопросу есть уже свое решение или несколько решений, где, как еще недавно казалось, уже все решено классиком советской науки Б.Д.Грековым и другими исследователями.
Введение
Глава 1. Черты социально-экономического развития Руси в IX-XII вв.
1.1 Древнерусская семья
1.2 Исторические предпосылки и причины возникновения городов на Руси
Глава 2. Крупное землевладение и хозяйство на Руси в X-XII вв.
2.1 Землевладение и хозяйство князей
2.2 Церковное землевладение и хозяйство
2.3 Место крупного землевладения в экономике Древней Руси и способы его формирования
Глава 3. Зависимое население на Руси X-XII вв.
3.1 О характере рабства в Киевской Руси
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Се аз, великый князь Ярослав, сын Володымеров, по данию отца своего съгадал есмь с митрополитом Ларионом, сложил есми греческый Номоканон, иже не подобаеть сих тяжь судити князю и бояром, дал есми митрополиту и епископом те суды, что писаны в правилех, в Номоканонех, по всем городом и по всей области, где христианьство.
Аще кто умчить девку или насилить: аще боярьская дочка, за сором ей 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота; а менших бояр – гривна золота, а митрополиту гривна золота; а добрых людей – за сором ей 5 гривен серебра, а митрополиту 5 гривен серебра; а на умычницех – по гривне серебра митрополиту, а князь казнит.
Аще кто пошибаеть боярьскую дочку или боярьскую жону, за сором ей 5 гривень золота, а митрополиту 5 гривень золота; а меньших бояр – гривна золота, а митрополиту гривна золота; а нарочитых людий – 3 рубли, а митрополиту 3 рубли; а простой чяди – 15 гривен, а митрополиту 15 гривен, а князь казнить.
Аще пустить бояринь велик жону без вины, за сором ей 5 гривен злата, а митрополиту 5 гривен злата; а нарочитых людий – 3 рубли, а митрополиту 3 рубли; а простой чяди – 15 гривен, а митрополиту 15 гривен.
Аще в отца и в матере дочка девкою детяти добудете, обличив ю, понята в дом церковный; такоже и жонка, а чим ю род окупить.
Аще девку умлъвит кто к собе и дасть втолеку, на умлъвъници митрополиту 3 гривны серебра, а девце за сором 3 гривны, а на толочанех по рублю; а князь казнить.
Аще муж от жоны блядеть, митрополиту у вине.
Аще мужь оженится иною жоною, с старою не роспустився, мужь той митрополиту у вине, а молодую в дом церковный, а с старою жити. Аще же не лихый недуг болит: или слепота, или долгая болезнь,- про тое не пупустити; такоже и жене нелзе пустити мужа.
Аще жена у мужа крадеть, а обличить ю, митрополиту 3 гривны, а муж казнить; про то не разлучити.
Аще клеть покрадет, такоже творят над нею.
Аще девка засядеть: великых бояр – митрополиту 5 гривен золота; а менших бояр – митрополиту гривна золота; а нарочитых людий – 12 гривен серебра, а митрополиту 12 гривен; а простой чяди – гривна серебра, а митрополиту гривна серебра.
Аще поидеть жона от своего мужа за иный мужь, тую жону понята в дом церковный, а новоженя митрополиту у продажи.
Аще кум с кумою блуд сътворить, митрополиту гривъна золота и в опитемьи.
Аще кто зажьжеть двор, или гумно, или что иное, митрополиту 100 гривен, а князь казнит.
Аще кто с сестрою съгрешить, митрополиту 100 гривен, а у в опитемии и в казни по закону.
Аще ближний род поимется, митрополиту 8 гривень, а их разлучити, а опитемью да приимуть.
Аще две жене кто водить, митрополиту 40 гривень; а котораа подълегла, тую понята в дом церковный, а первую дръжати по закону; а иметь лихо водити, казнию казнити его.
Аще муж и с женою по своей воли распустятся, митрополиту 12 гривень; а будут невенчалныи – митрополиту 6 гривень.
Аще жидовин или бесерменин с рускою будеть иноязычници, митрополиту 8 гривень, а руска понята в дом церковный.
Аще кто съблудит с чръноризицею, митрополиту 100 гривень; а с животиною 12 гривень, а в опитемью вложит.
Аще свекорь с снохою съблюдит, митрополиту 100 гривен, а опитемья по закону.
Аще кто с двема сестрами падется, митрополиту 30 гривен.
Аще и с мачехою кто съблудит, митрополиту 40 гривень.
Аще два брата будуть с одиною жонкою, митрополиту 100 гривень; а жонка в домь.
Аще девка не восхочеть замуж, а отец и мати силою дадуть, а что сътворить над собою, отец и мати митрополиту у вине, а исторь има платити; такожь и отрокь.
Аще кто зоветь чюжюю жону блядью: великых бояр – за сором ее 5 гривень золота, а митрополиту 5 гривень, а князь казнит; а будеть менших бояр – за сором ее 3 гривны золота, а митрополиту 3 гривны золота; а будеть городскых людий – за сором ее 3 гривны серебра, а митрополиту 3 гривны серебра; а сельскых людий – за сором ее гривна серебра, а митрополиту гривна серебра.
Аще кто пострижеть голову или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить.
Аще мужь иметь красти конопли, или лень, или всякое жито, митрополиту у вине, с князем на полы; також и жонка, аще иметь то красти.
Аще муж крадет белый порты, или полотна, или портища поневы, також и жонка, митрополиту у вине, с князем на полы.
Аще имет красти свадебное и огородное, бои и убийства, а что учинитися д[у]шегубьство: платять винну, князю с митрополитом на полы.
Аще про девку сыр будеть краань, за сыр гривна; а што стеря заплатять, а митрополиту 6 гривень, а князь казнит.
Аще мужа два бьются женски или вкусить, или одереть, митрополиту 3 гривны.
Аще мужь бьеть чужую жону, за сором ей по закону, а митрополиту 6 гривень, а князь казнит.
Аще сын бьеть отца или матерь, казнить его волостельскою казнию, а митрополиту у вине.
Аще девка въсхощет замуж, а отець и мата не дадуть, а что сътворить, митрополиту у вине отець и мати; такожь и отрок.
Аще чрьнеуь, или чрьница, поп, или попадиа, или проскурница впадут во блуд, тех судить митрополиту опрочь мирянь, во что их осудить волень.
Аще поп или чрънец упиются без времени, митрополиту у вине.
Аще чрънець или чръница рострижется, митрополиту у вине, во что их обрядит.
А что деется в домовьных людех, и в церъковных, и в самех манастырех, а не уступаются княжий волостели в то: да ведають их митрополичьи волостели, а безатщина их митрополиту поидеть.
Аще две жене бьетеся, митрополиту 6 резань на виноватой.
Аще без вины свекорь биеть сноху или деверь ятров, то платять ей по закону, а митрополиту 6 гривень.
Аще что кто поганое ясть у своей воли, или медведину, или иное что поганое, митрополиту у вине и в казни.
...ще поп дитя крестить у чюжем уезде или иное что священическое, разве и нужа, и болезни, митрополиту у вине. С некрещенным, а иноязычьником от нашего языка, с некрещеными ни пяти, ни ести; доколе же крестяться; аще кто ведаа ясть и пиеть, да будеть митрополиту у вине.
Аще кто с отлученым ясть и пиеть, сам отлучен будеть.
Аще кто с бесерменкою или с жидовькою блуд сътворить, а не лишится, от Церкви да отлучится и от христиан, а митрополиту 12 гривень.
А теми винами разлучит мужа с женою:
1 вина. Аще услышить жона от иных людей, что думають на царя или князя, а она мужу своему не скажеть, а опосле объяснится,- разлучити.
2 вина. Аще застанеть мужь свою жону с прелюбодеем или како учинить на нее исправу с добрыми послухы,- разлучити. Аще думаеть жона на своего мужа или зелием, или иными людми, или пакь иметь ведать, что хотят мужа ея убита, а она мужу своему не скажеть, а опосле объяснится,- разлучить.
3 вина. Аще жена без своего мужа иметь ходити, или пити, или ясти, а опрочь своего дому иметь спати, а потом объясниться,- разлучити.
4 вина. Аще иметь жона ходити по игрищом или во дни, или в нощи, а мужь иметь усчювати, а она непослушаеть,- разлучити.
5 вина. Аще ведет жона мужа своего покрасти клеть или товарь, или сама покрадет да иным подасть, или иметь ведати, што хотять церковь покрасти, а она мужу своему не скажеть,- разлучити.
Размещено на Allbest.ru
ТЕРМИНЫ
ВАРЯГИ (др.-сканд. Vaeringjar, греч. Βάραγγοι) — группа в составе населения Древней Руси, этнический, профессиональный либо социальный характер которой вызывает многочисленные дискуссии. Традиционные версии отождествляют варягов с выходцами из Скандинавии - викингами и их обрусевшими потомками, с выходцами с южного побережья Балтийского моря — полабскими славянами, наёмными воинами либо торговцами в Древнерусском государстве (IX—XII вв.) и Византии (XI—XIII вв.).
ПОЛЮДЬЕ — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Характерной чертой полюдья был её ненормированный характер. При этом племенная полития использовалась княжеской властью для организации сбора дани.
НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ (нормани́зм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. В российской и советской историографии норманизму традиционно противопоставляется антинорманизм (концепция, существующая только в России/СССР/постсоветских странах).
ДАТЫ
882год-Олег сделал Киев столицей своего княжества и назвал "матерью городов русских". Перенос столицы вновь образованного восточнославянского государства из северного Новгорода в южный Киев положил фактическое начало истории Киевской Руси как единого государства под властью одного князя.
988год-Военный союз князя Владимира с византийским императором Василием II. Участие русских дружин в подавлении восстания Варды Фоки. Нарушение Василием II условий договора. Поход Владимира на греческую колонию Херсонес (Корсунь) и взятие её. Мирный договор князя Владимира с Византией.
Крещение Владимира и брак с принцессой Анной, сестрой императора Василия II.
Крещение Руси - введение христианства в Древнерусском государстве.
1054год- Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на римско-католическую церковь на Западе и православную — на Востоке с центром в Константинополе.
16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.
ОЛЬГА
Ольга – первая русская княгиня, правившая Киевской Русью после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Рюриковича с 945 по 962 годы. Очень противоречивые сведения имеются у историков относительно рождения Ольги. В одних источниках сказано, что правитель Руси Олег избрал для Игоря супругу, которая была привезена из-под Пскова; по другому летописному источнику – Иоакимовой летописи, которой пользовался знаменитый Татищев, получается, что Ольга родилась в Изборске, маленьком городке рядом с Псковом, что она была внучкой Гостомысла. Но самая интересная легенда в Минеях звучит так: юный князь Игорь как-то охотился в псковских лесах, и однажды судьба его столкнула с прекрасной девушкой, перевозившей его через реку Великую, протекающую у Пскова. Он так безоглядно влюбился в простую девушку некняжеского рода, что женился на ней. Легенда о том, что будущая княгиня некогда гоняла челн с одного берега реки на другой, укоренена в сказаниях псковичей. О том, как много для них значила судьба местной девушки, ставшей женой киевского князя, говорит и тот факт, что много веков псковитяне хранили сани, на которых однажды Ольга, уже будучи княгиней посетила родину. Даже в позднем Средневековье они показывали гостям города свою святыню – обломок этих саней, сани стоят в Пскове, также и существует село Ольгичи…. А по псковской легенде Ольгу до бракосочетания именовали Прекрасной или Преславой. Преславой в те времена называлась и столица Болгарии. Национальность Ольги тоже вызывает сомнение. Ее считали то скандинавкой, то славянкой из Кривичей, но скорее всего она была болгаркой. А в правлении Игоря, когда подвластным ему был Крым (недаром его считали в Византии князем Боспорской Киммерии), взять себе жену он мог только из своего или сопредельного государства. На эти сопредельные государства молодой князь ходил походами, чтобы устрашать и подчинять. Один из таких набегов был направлен на Болгарию. Именно в это короткое княжение Игоря, а затем во времена Святослава между Русью и Болгарией становится возможным сухопутный путь – «Русь» держала разбойников в узде, и ходить из Руси в Болгары стало возможно по земле, до этого приходилось сплавляться. Но тем не менее, Ольга стала значительной фигурой в истории Киевской Руси, женой Великого князя Игоря.
В чем же заключается историческое значение княгини Ольги? Именно на её мудрой голове корона впервые украсилась православным крестом. До Ольги было три более или менее смутного варяжского царствования; все три образуют эпоху не столько мирного управления, сколько постепенного завоевания огромной страны от Балтийского до Черного моря.
Княгиня положила начало каменному строительству. Первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги. (Дворец, точнее его фундамент и остатки стен были найдены и раскопаны в 1971–1972 гг.) Началось строительство храмов - храм Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении Ольги из Царьграда, и освященный 11 мая 960 года.
Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Она передала свою власть сыну, воинственному Святославу, который оказался лишь номинальным правителем и проводил все время в походах, расширяя границы Руси. Но перед смертью завещала открыто похоронить ее по православному обряду. Пресвитер Григорий, который был с нею в 957 году в Константинополе, в точности выполнил ее завещание.
1 Б.Д.Греков. Киевская Русь. М., 1953, стр. 523-525; С.В.Юшков. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М.,, стр. 41–42
2 Повесть временных лет, ч. 1, М.-Л., 1950, стр. 12 (далее – ПВЛ, ч.1).
3 Б.Д.Греков. Киевская Русь, стр. 79.
4 Повесть Временных Лет, ч.1,стр. 56-57.
5 Повесть Временных Лет, ч.1, стр. 27.
6 Л.Морган. Древнее общество, стр. 440.
7 П.Н.Третьяков полагает, что в данном случае летописец изобразил патриархальную общину. (П.Н.Третьяков. Восточнославянские племена. М., 1953, стр. 283).
8 Б.Д.Греков. Киевская Русь, стр. 540.
9 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 21, стр. 164.
10 В.О.Ключевский. Боярская Дума Древней Руси. Пг., 1919, стр. 21 – 22;
11 Д.Я.Самоквасов. Древние города России. СПб., 1873.
12 Б.Д.Греков. Культура Киевской Руси. М.-Л., 1944, стр. 20.
13 Б.А.Рыбаков. Ремесло Древней Руси. Изд. АН СССР, 1948, стр. 97.
14 С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. I. M., 1959
15 Н.А.Рожков. Натуральное хозяйство и формы землевладения в древней России. «Жизнь», 1900, №9, стр. 50.
16 Н.А.Рожков. Обзор русской истории с социологической точки зрения, ч. I. СПб., 1905, стр. 34
17 Н.Огановский. Закономерность аграрной эволюции, ч. II. Очерки по истории земельных отношений в России. Саратов, 1911, стр. 50.