Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 07:20, контрольная работа
Актуальность настоящей работы определяется необходимостью комплексного изучения процессов, происходящих в быстроразвивающихся государствах, крупнейшими из которых являются Китай и Индия, с целью изучения и возможности использования зарубежного опыта в реформировании экономики России. Особенно важным является изучение процесса модернизации экономических систем Индии и Китая с точки зрения обеспечения экономического прогресса, через структурные преобразования, а также политическими методами осуществления реформ. Китай и Индия в короткие исторические сроки добился значительных успехов в сфере экономики, не затрагивая фундаментальных основ своего политического строя.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КИТАЙ И ИНДИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 6
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В КИТАЕ 8
2.1. Аграрная реформа 13
2.3. Политика «открытых дверей» 15
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ И ПРИЧИНЫ ВЫСОКИХ ТЕМПОВ РАЗВИТИЯ КИТИЯ И ИНДИИИ В ЭПОХУ КРИЗИСА 18
3.1. Китайская модель. Три двигателя: инвестиции, экспорт, конкуренция провинций 18
3.2. Индийская модель: синтез трех миров 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Все эти принципы были включены в конституцию 1982 года и затем, в 1986 году, использовались противниками «буржуазной либерализации» в борьбе с реформаторами. Этими же принципами воспользовался и сам Дэн Сяопин, отдав в 1989 году приказ о разгоне манифестаций на площади Тяньаньмэнь.
В 1983 году Дэн Сяопин сформулировал принципы прагматизма не только в экономической политике, но и во внешней. Во время встречи с известным американским профессором китайского происхождения Уинстоном Янгом Дэн сформулировал идею «одна страна- две системы», которую он намеревался использовать для воссоединения Тайваня и Гонконга с Китаем. Уже в конце 1984 года КНР и Великобритания подписали историческое соглашение о передаче Гонконга под китайский контроль, которая, как и предполагалось, совершилась в июле 1997 года.
Новая стратегия получила и «научное обоснование». В 1984 году профессорами Пекинского университета была предложена концепция, согласно которой рыночные преобразования, проводимые в Китае, вполне уместны, так как страна находится на «первичной стадии построения социализма». Для создания социалистического государства в 1949 году Китай не достиг еще высокого уровня развития капитализма, поэтому сейчас КНР вынуждена использовать институты, обычно связываемые с капитализмом, чтобы подготовиться к построению следующей стадии социализма. Руководители компартии Китая после этого заявили, что страна будет оставаться на «первичной стадии» не менее чем до 2050 года. А до той поры правительство будет поощрять участие частных лиц и госпредприятий в рыночных отношениях и поиски экономической выгоды. В то же время вся политическая власть сохранится как и раньше в руках лидеров компартии.
2.1. Аграрная реформа
Свои аграрные реформы правительство Дэн Сяопина решило в качестве эксперимента начать в одной из провинций, где была ликвидирована коллективная система хозяйства, а земля передана в аренду крестьянам. Так как новая система оказалась высокоэффективной (сборы зерна увеличились на 10%), то ее перенесли и на национальный уровень. Вскоре в КНР была проведена земельная реформа с использованием «политики ответственности крестьянских хозяйств», введено свободное ценообразование для крестьян, которые, по мере того как становились богаче, начали покупать промышленные товары. Впервые с 1949 года в Конституции были закреплены имущественные права граждан, что стало поощрять частную инициативу на селе. В результате с 1981 года 98% сельскохозяйственных земель обрабатывается крестьянскими семьями.
Аграрная реформа доказала свой успех. Если соборы зерна до реформы росли на 2,1% в год, то после реформы - на 4,9%. Согласно расчетам американского экономиста Роберта Мида, три четверти роста производительности труда в сельском хозяйстве Китая с 1978-го по 1984 год были вызваны аграрной реформой и лишь четверть – улучшением методов обработки земли. В 1985 году, впервые за 25 лет, Китай стал экспортером зерна.
Успех реформы в сельском хозяйстве заложил основы для дальнейших преобразований. Из-за политики «сельское хозяйство первым делом» Дэн Сяопин изначально не уделял много внимания промышленному развитию. Первые его реформ в этом секторе касались только пищевых предприятий, расположенных в сельских районах. В 1978 году 100 предприятий в провинции Сычуань получили право не отправлять прибыль в государственную казну, а использовать эти деньги по своему усмотрению. Беря за основу этот опыт, Дэн сформулировал «политику промышленной ответственности», согласно которой каждое предприятие заключало с государством специальный контракт «о прибыли и убытках». Часть прибыли они перечисляли в госбюджет, а часть оставалась на предприятии и использовалась для инвестиций, повышения зарплаты работникам и т.д. Уже в 1980 году по этой схеме работало более 6000 предприятий, а к 1992 году уже все предприятия Китая были переведены на хозрасчет. В начале 1980-х годов в конституцию КНР были внесены поправки, легализовавшие частные промышленные предприятия с количеством занятых менее 100 человек. Всего за пять лет после этого число таких предприятий выросло с 100 тысяч до 5,8 миллиона.
После 1984 года, когда в КНР ликвидировали аграрные коммуны, их активы были переведены в «местные предприятия», которые стали основным двигателем индустриализации сельских районов. За десять лет их доля в промышленном производстве выросла с 10% до 25%; благодаря этим предприятиям было создано 95 миллионов новых рабочих мест. Производительность труда на этих предприятиях росла вдвое быстрее, чем на государственных, в первую очередь благодаря финансовой децентрализации и высвобождению финансовых ресурсов, которые были использованы в качестве инвестиций в новое оборудование.
В 1992 году из-за неплатежеспособности многих государственных предприятий, функционирующих на основе хозрасчета, Госсовет КНР объявил о реформе управления, согласно которой такие функции, как ценообразование, ассортимент, инвестиции, кадры и внешняя торговля, передаются самим предприятиям. Им также было разрешено экспериментировать с корпоративной системой, и многие из этих предприятий стали акционерными обществами и выпустили котируемые на бирже акции. Хотя государство в КНР намерено сохранить контрольные пакеты в крупнейших промышленных компаниях, оно поощряет сегодня реформирование индустриального сектора.
2.2. Политика «открытых дверей»
После изоляции страны в период правления Мао Цзедуна одной из наиболее важных реформ стала политика «открытых дверей», которая оказала воздействие на все стороны жизни Китая. Эта политика прежде всего позволила жителям КНР восстановить контакты с остальным миром. Более 40 тысяч китайских студентов ежегодно отправлялись на учебу в США и около 20 тысяч – в Европу. В конце 80-х почти 9 тысяч китайских ученых работали в американских университетах. В 1999 году Китай посетили 58 миллионов туристов, обеспечив казне 13 миллиардов долларов доходов. Если во времена культурной революции преподавание иностранных языков было крайне ограничено (их преподавание велось по большей части в военных институтах), то сейчас более 200 миллионов молодых китайцев изучают английский язык. Чтобы укрепить свои связи с внешним миром, Китай открыл двери иностранным инвестициям, особенно в свободные экономические зоны (СЭЗ), учрежденные после 1978 года в приморских районах страны. В СЭЗ, куда из китайской глубинки стекалась дешевая рабочая сила, стали поступать иностранные инвестиции из Гонконга Тайваня и стран со значительной китайской диаспорой. Приток инвестиций возрос с 2,3 миллиардов долларов в 1984 году до 43,8 миллиардов в 1998 году. Сейчас в Китае действует около 145 тысяч предприятий с участием иностранных инвестиций, где заняты 19,7 милл. Человек. Шэнчжэнь, самая успешная СЭЗ на границе с Гонконгом, за двадцать лет превратилась из десятитысячной деревни в трехмиллионный город со второй по величине фондовой площадкой страны и сотнями промышленных предприятий.
Кроме того, некогда монопольные
права министерства внешней торговли
и международного сотрудничества были
ликвидированы и любое
Китайская модель реформ — это не только реальность, но и едва ли не самый удачный пример перехода страны с государственной экономикой на рельсы рыночного развития. Перехода эволюционного, поэтапного, планомерного, без разрушения сложившихся в годы социализма производительных сил и, что едва ли не самое главное, при постоянном росте благосостояния населения.
К 2005 г. китайская экономика заняла второе место в мире по объему ВВП (14,4% от мирового по сравнению с 20,42% у США). По внешней торговле (объем экспорта и импорта), а также объему привлеченных прямых иностранных инвестиций китайская экономика также на втором месте в мире. КНР вышла на первое место в мире по величине валютных резервов, которые к началу 2007 г. составили 1066 млрд. долл., или 11% мировых валютных резервов, и, по оценкам, увеличит их до 2 трлн. долл. к концу нынешнего десятилетия. Часть этих средств размещается за рубежом в ценных бумагах казначейства США. В 2006 г. рост ВВП Китая превысил 10%, промышленности — 14,9%, инфляция составила всего 2,1%. Приток прямых иностранных инвестиций в Китай существенно опережает данные показатели в других развивающихся странах. А если представить себе, что произошло «экономическое воссоединение» материкового Китая и Тайваня, то картина окажется еще более впечатляющей.
Отвлекаясь от цифр, следует отметить, что успехи Китая во внешней торговле во многом связаны с агрессивной внешнеторговой политикой. Разные эксперты называют разные факторы роста экспорта. Одни считают, что широкое использование дешевого труда в ряде отраслей пока еще остается конкурентным преимуществом Китая. «Китай в настоящее время — идеальная страна для организации трудоемких экспортных производств любого объема.
Таким образом, среди основных факторов, приведших к столь масштабным позитивным результатам, можно отметить следующие:
Китай сосредоточил силы на созидании нового, а не разрушении и критике прошлого;
реформа с самого начала
оказалась повернута лицом к
человеку, его нуждам. Задачи удовлетворения
основных потребностей населения в
продовольствии и товарах широкого
потребления стали
Главным методом реформирования было признано эволюционное, поэтапное, с экспериментальными проверками продвижение к рынку, а не обвальная либерализация экономики. Этот реформаторский алгоритм по-восточному образно выражен формулой: «переходить реку, нащупывая камни».
Продвигаясь по такому пути, можно не только обеспечить быстрый рост субъектов рынка, но, меняя структуру национального хозяйства по формам собственности, корректировать также структуру инвестиций и производства в сторону приближения их к реальным потребностям экономики и социальной сферы.
Субъекты рынка формировались не через разрушение существующих государственных структур, а в основном заполнением пустующих брешей новыми коммерческими структурами, т.е. с первых шагов реформа работала на уменьшение дефицитности экономики. В этих целях не только мобилизовывались внутренние резервы, но и активно привлекались зарубежные капиталы.
Стимулируя хозяйственную инициативу на микроуровне, руководство страны не выпускало из рук макро контроль над экономикой и в периоды опасного нарастания ее несбалансированности сразу принимало контрмеры.
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ И ПРИЧИНА ВЫСОКИХ ТЕМПОВ РАЗВИТИЯ КИТАЯ И ИНДИИ В ЭПОХУ КРИЗИСА
Последнее время специалистами неоднократно отмечалось, что экономический центр мира начинает неуклонно перемещаться на Восток и в скором времени именно там будут располагаться семь из десяти крупнейших экономических систем. Основной причиной успеха настоящих стран оказывается принцип, положенный в основу модернизации, - создание малочувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры экономики, переход от реформ непосредственно к развитию и вовлечение общества в процесс экономического роста.
К 2020 году, по оценке Всемирного банка, из десяти наиболее мощных экономических систем семь будут располагаться на Востоке. Высокие темпы роста оживили дискуссии об особой эффективности «восточной модели развития». Однако Восток, подобно Западу, не однороден, и здесь работают, по крайней мере, несколько моделей/алгоритмов, по которым живут восточные цивилизации. Помимо китайской (заслуживающей отдельного разговора), это индийская, турецкая и дальневосточная модели экономики и политического развития.
3.1. Китайская модель. Три двигателя: инвестиции, экспорт, конкуренция провинций
Многие аналитики считают, что китайская модель является вариантом восточноазиатской модели экономического развития, которая обеспечивает высокие темпы экономического роста за счет ориентации экономики на экспорт, использования дешевой рабочей силы, привлечения иностранных инвестиций и в целом – высокой доли инвестиций в ВВП. Уникальными и в то же время ключевыми чертами китайской модели развития являются гигантское население и наибольшая из всех стран роль государства при господстве компартии. В Китае именно благодаря огромной роли государства на накопление идет не просто высокая, а сверхвысокая доля ВВП, что позволяет поддерживать высокие темпы роста. Быстрому росту экономики также способствуют дешевая социальная политика и дешевая экология.
В Китае возникла уникальная система движущих сил развития, в которой в отличие от развитых стран главными являются не отечественный частный капитал, а иностранный бизнес, местные власти разных уровней и государственные корпорации.
Роль иностранных инвесторов в КНР очень велика, и именно в секторе, связанном с иностранным капиталом, производится львиная доля экспортных и инновационных товаров. Что касается внутренних факторов, то исключительно эффективным в плане формирования высоких темпов роста стал особый механизм участия государства в развитии производства, а именно – мощная конкуренция на всех провинциальных и местных уровнях за привлечение инвестиций и высокие показатели роста. В то же время положение местного частного бизнеса в ряде отношений невыгодное по сравнению с иностранным и государственным.
Среди основных факторов, приведших к столь масштабным позитивным результатам, можно отметить следующие: