Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:29, лекция
1) Национальный вопрос:
В Китае не отдают предпочтения какой-либо национальности, даже титульной, при условии подчинения общей идеологии проекта “Китай”. Вместе с тем, позволяют сохранять идентичность, например, диалекты никуда не деваются, а нацменам можно рожать детей сколько угодно, в отличие от “титульной” нации.
1) Национальный вопрос:
В Китае не отдают
предпочтения какой-либо национальности,
даже титульной, при условии подчинения
общей идеологии проекта “
Представители разных национальностей
на сессиях ВСНП. Источник.
2) Отсутствие разногласий на религиозной почве:
У меня в шаговой доступности есть даосский храм, христианская церковь и мечеть. Официальной религии в Китае нет. Конфуцианство – это система правил и ценностей, не подразумевающая веры в некие божества и силы. Давая обществу свод правил поведения, данная система оставляет место для и Бога, и для политеистических культов. Китаец может вести себя основываясь на конфуцианской этике и одновременно делать подношения хранителю очага и по праздникам кланяться Будде в храме.
Религия, прежде всего, позволяет создать основу общественных отношений, даёт морально-этический кодекс, на основании которого общество уже создаёт свои законы. С этой задачей прекрасно справляется Конфуцианство. Духовно-мистическая часть отдана на откуп непосредственно религиям. Именно поэтому даже не верующие ни в какие сверхъестественные силы и во Всевышнего китайцы не оказываются в морально-этическом вакууме: правила поведения есть, они скурпулёзно записаны, общество худо-бедно старается им следовать. Есть у китайцев и свое, несколько специфическое и отличное от западного чувство справедливости. Принимая решения, арбитр спора будет, скорее всего, отталкиваться не столько от требований законов и нормативных актов, сколько от этого передаваемого веками, основанного, прежде всего на уважении прав собственника и владельца, неписанного кодекса. Арбитр может признать сделку незаконной, если посчитает, что одна из сторон поступает аморально, даже если прямого нарушения закона нет.
Причастие в Покровском храме города
Харбина. Источник.
Можно сказать, что китайцы обхитрили весь мир. Им удалось построить действительно светское государство но имеющее некий свод правил в качестве стержня.
3) Прагматичность в вопросах экономики, пренебрежение к идеологическим требованиями экономических теорий:
Экономика Китая прекрасно сочетает в себе элементы плановой экономики и государственного контроля с полной (даже зачастую чересчур) свободой мелкого частного предпринимательства и рыночными отношениями. Китайское правительство стоит над спором между социализмом и либерализмом, руководствуясь здравым смыслом, принимает прагматичные решения. Если для поддержки собственной автомобильной промышленности нужно будет сделать ввозные пошлины 100% и проспонсировать предприятия – это будет сделано. Более того, для создания конкурентной среды будут приглашены западные игроки. А, например, контролировать весь оборот экономики города Иу вокруг самого крупного в мире оптового рынка – слишком сложная задача. Люди могут работать, как им удобно, никто не будет их кошмарить.
На пороге кризис? Не проблема. Начинаем строить скоростные железные дороги и развивать наукоёмкие производства. Экономика в итоге работает и без экспортных заказов. Постоянный рост экономики способствует повышению благосостояния населения, что обеспечивает комфорт участникам и даже соучастникам проекта. Разумеется, всегда найдется копеечка для армии и, в силу большого населения, всегда найдутся желающие в этой армии служить, так как для выходца из отдалённой бедной деревушки служба в армии – путёвка в жизнь.
4) Сохранение традиций:
В целом, мало что изменилось со времён Конфуция. Семья – важнейшая ценность. Коллектив – это семья, страна – очень большой коллектив. Семья патриархальная, старшего члена, главу, необходимо слушаться. Старикам оказывают почёт и уважение. Были как-то на именинах старушки. Все несколько сотен гостей выходили и кланялись ей, стоя на коленях. Как родственники, так и просто гости. В жилых районах в погожий денёк можно увидеть, как дети катают своих престарелых родителях в инвалидных креслах. Так, люди, чья возможность передвигаться самостоятельно ограничена, могут побыть на улице, на тёплом солнышке.
Сыновья поздравляют мать со столетним
юбилеем. Источник.
Уважение к старшим членам семьи проецируется на уважение к государству, как главе большой семьи дружных детей-народов. Разумеется, у отца есть ремень, есть пряники, но уважают его не за силу и не за то, что кормит, а потому что это – отец, это старший, потому что он уважал своего отца, а тот своего. Само собой разумеется, что и интересы семьи, клана, всегда будут стоять выше интересов отдельного члена семьи.
Что же даёт семья своим членам? Прежде всего – финансовую поддержку. Каждый китаец обязан скопить сыну на дом, чтобы обеспечить продолжение своего рода. В случае, если кто-то из членов клана попадает в беду, весь клан скинется, потянет за ниточки связей и сделает всё, чтобы вызволить пострадавшего. Так главы семей клана получают возможность через влиять на младших членов, навязывать свои стереотипы и модели поведения, подкрепляя свои слова финансовой помощью. Часто кланы можно наблюдать на частных предприятиях, когда отдельные подразделения или предприятия отдаются в управление родственникам. Более состоятельный член клана зачастую помогает своим родственникам деньгами, чтобы они могли открыть нужные ему производства, а он занимался сбытом продукции. При этом, кто-то из членов клана может быть членом партии и работать в местной администрации.
Зачастую кланы сотрудничают по принципу землячеств. Так, одной из причин успешности выходцев из самого богатого региона Китая – Вэньчжоу провинции Чжэцзян – считается то, что, нащупав “золотую жилу” где-либо они сообщают об этом своим землякам и соплеменникам, которые присоединяются к ним на ниве освоения, занимают сопутствующие ниши. А, как мы видим, это означает финансовую поддержку, сотрудничество и взаимопомощь.
Такое общественное устройство не нуждается в банках, как источниках средств для молодых людей: необходимые для жизни предметы, вроде дома, обеспечивают старшие. Не нуждается в страховых компаниях: помощь всегда придёт от членов клана. Такое общество является полной противоположностью западному образу жизни, проповедующему отрицание опыта прошлых поколений, бунтарство, жизнь на взятый в банке кредит, индивидуализм и гедонизм.
Пока государство обеспечивает защиту от внешних посягательств, клан бьёт по невидимой руке рынка и помогает участвовать в социальной конкуренции.
Итак, мы видим, что китайский цивилизационный проект обладает всем, что необходимо для успешной конкуренции с другими проектами, роста и развития. Однако, пока китайская цивилизация ограничена своей территорией и закрыта для чужаков, желающих присоединиться. Китай почти не осуществляет экспансию и экспорт своего цивилизационного проекта, в Китае практически не реально получить гражданство иностранцу – случаи единичны. Возможно, Китай считает себя не достаточно сильным, чтобы начинать экспорт своей цивилизации, может быть, слишком высок языковой барьер, а может быть китайцы не хотят делиться с другими национальностями своим “ноу хау”, боятся пагубного внешнего влияния.
Разумеется, это не будет продолжаться вечно. Рано или поздно, Китаю нужно будет начать экспансию во внешний мир, как минимум – за ресурсами. Пока современный гегемон довольно успешно отбивает все примитивные посягательства на мировые богатства. Но что же будет, когда владельцы богатств сами захотят поделиться ими с Китаем, заплатив ими за входной билет в процветающий китайский мир?
Парк в Чайнатауне в Мехико, Мексика. Источник.
Есть несколько способов расширения границ своего цивилизационного проекта. Первый – это мирный, через пропаганду, рекламу и умелый маркетинг, постепенную интеграцию и последующее стирание экономических и даже государственных границ. Второй – это военный, через действие грубой силой. Третий – сочетающий в себе два первых: реклама и последующий короткий удар поддых ослабшему конкуренту. Китайцы – очень не агрессивные люди. Китай никогда никого не завоёвывал. Мир и гармония – вот непременные условия хорошей жизни по мнению китайцев. Революции и смута – страшное зло. Поэтому лично я не боюсь второго варианта китайской экспансии и даже третьего: в силу огромного размера, уши этого осла будут торчать слишком очевидно. А вот первый вариант – через сладкие речи, красавиц, шелка и слитки серебра – это уже традиционно китайский способ завоевания и поглощения ближайших соседей.
В вашем городе уже
есть институт Конфуция?
Ваш друг уже живёт в Китае и ему нравится?
Ваш сосед женился на китаянке а одноклассница
замужем за пареньком из Пекина?
Может быть, стоит начать учить китайский?