Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:02, реферат
Тема моего реферата выбрана не случайно. Я выбрала данную тему потому что, по моему мнению, роль женщин в истории Российского государства очень велика. И одной из самых ярких представительниц стала княгиня Ольга, правительница, которая превратила языческую Русь в развитую христианскую страну, ничем не уступающую передовым европейским государствам того периода. Личность этой женщины заинтересовала и поразила меня. Мне захотелось написать о ней, так как она великая женщина, много сделавшая для Руси, она праматерь нашего православия, мудрая правительница, верная жена, любящая мать.
Введение………………………………………………..…………..…………. ….3
Глава 1.
Происхождение княгини Ольги…………………………..……………………...4
Глава 2.
Начало правления. Месть за смерть мужа………………………………….…...6
Глава 3
Внутренняя политика……………………………………………………………12
Глава 4
Внешняя политика. Поездка в Константинополь. Принятие христианства…15
Глава 5
Смерть княгини…………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………….24
Государственное
бюджетное образовательное
среднего профессионального образования
«Краевой политехнический колледж»
Реферат по дисциплине «История»
на тему « Княгиня Ольга»
Чернушка, 2013
Содержание
Введение………………………………………………..……
Глава 1.
Происхождение княгини Ольги…………………………..……………
Глава 2.
Начало правления. Месть за смерть мужа………………………………….…...6
Глава 3
Внутренняя политика……………………………
Глава 4
Внешняя политика. Поездка в Константинополь. Принятие христианства…15
Глава 5
Смерть княгини…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
X век. Древняя Русь. Полулегендарное
время, полусказочные события,
былинные персонажи. Очень
Тема моего реферата выбрана не случайно.
Я выбрала данную тему потому что, по моему
мнению, роль женщин в истории Российского
государства очень велика. И одной из самых
ярких представительниц стала княгиня
Ольга, правительница, которая превратила
языческую Русь в развитую христианскую
страну, ничем не уступающую передовым
европейским государствам того периода.
Личность этой женщины заинтересовала
и поразила меня. Мне захотелось написать
о ней, так как она великая женщина, много
сделавшая для Руси, она праматерь нашего
православия, мудрая правительница, верная
жена, любящая мать. Личность каждого человека
выражается в его деяниях, поступках. В
той памяти, что они оставляют людям, их
деянии, и их след в отечественной истории.
В житиях, проповедях, канонизирующих
Святую Ольгу все события описаны с большим
пафосом. Многое преувеличено. Но из всего
этого напыщенного повествования можно
извлечь много фактов, касающихся моей
темы. Работая над темой, я хотел лучше
узнать историю своей страны, в частности
период правления княгини Ольги, а также
углубиться в историю её жизни, чтобы увидеть
в исторических событиях историю женщины,
сумевшей навести порядок в стране и сделать
так много для Древней Руси. При княгине
Ольге были приняты места сбора дани на
Руси. Я считаю она лучшая из всех князей.
Когда и где родилась Ольга в точности неизвестно. Известно, что она была внучкой Гостомыслу - тому славному мужу, который начальствовал в Великом Новгороде до тех пор, пока по его же совету не был призван от варягов на княжение русское Рюрик с братьями.
Болгарские историки
выдвигали версию о
Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги:
«Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».
Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga3.
Начало самостоятельного
правления княгини Ольги
Ольга унаследовала крайне
трудное государственное
Древляне же составили следующий дерзкий замысел: они хотели Ольгу, слыша о ее красоте и мудрости, взять в жены своему князю Малу, а наследника тайно умертвить. Таким образом древляне думали увеличить власть своего князя. Они немедленно на ладьях отправили к Ольге двадцать нарочитых мужей, чтобы они просили Ольгу сделаться женою их князя; а в случае отказа с ее стороны им было велено угрозами понуждать ее — пусть, хотя и насильно, станет женою их господина. Посланные мужи водным путем достигли Киева и пристали к берегу. Услыхав о прибытии посольства, княгиня Ольга позвала мужей-древлян к себе и спросила их: «С добрым ли намерением прибыли вы, честные гости?» «С добрым», — отвечали они. «Скажите же, — продолжала она, — зачем именно вы прибыли к нам?» Мужи отвечали: «Нас послала к тебе Древлянская земля с такими словами: Не гневайся, что мы убили твоего мужа, ибо он, как волк, расхищал и грабил. А наши князья добрые правители. Нынешний же князь наш без сравнения лучше Игоря: молодой и красивый, он к тому же кроток, любвеобилен и милостив ко всем. Пойдя же за нашего князя, ты будешь нам госпожой и обладательницей Древлянской земли». Княгиня Ольга, скрывая свою печаль и болезнь сердечную по муже, сказала посольству с притворной радостью: «Мне угодны слова ваши, ведь мужа мне уже не воскресить, а оставаться вдовой для меня не беспечально: будучи женщиной, я не в состоянии, как следует, управлять таким княжеством; сын же мой еще малый отрок. Итак, я с охотой пойду за вашего молодого князя; к тому же я еще и сама не стара. Теперь идите, отдохните в ладьях ваших; утром же я позову вас на почетный пир, который устрою для вас, чтобы всем стала известной причина прибытия вашего и мое согласие на ваше предложение; а затем я пойду к князю вашему. Вы же, когда посланные утром придут взять вас на пир, знайте, как вам должно соблюдать при этом честь пославшего вас князя и вашу собственную: вы прибудете на пир таким образом, как прибыли к Киеву, то есть в ладьях, которые понесут киевляне на головах, — пусть все увидят вашу знатность, которой я почитаю вас такой великой честью пред моими людьми». С радостью древляне удалились в свои ладьи. Княгиня же Ольга, мстя за убийство своего мужа, раздумывала, какой бы смертью погубить их. Она приказала той же ночью выкопать глубокую яму во дворе при загородном дворце княжеском, в котором находилась и прекрасная палата, приготовленная для пира. Наутро княгиня послала честных мужей звать сватов на пир. Посадив их в маленькие лодочки по одному, киевляне понесли их, надутых пустой гордостью. Когда принесли древлян на двор княжий, Ольга, смотревшая из палаты, приказала бросить их в глубокую яму, приготовленную для этого. Затем, подошедши сама к яме и нагнувшись, спросила: «Угодна ли вам такая честь?» Они кричали: «О, горе нам! Мы убили Игоря и не только не приобрели через это ничего хорошего, но получили еще более злую смерть». И приказала Ольга засыпать их живыми в той яме.
Сделав это, княгиня Ольга немедленно послала своего гонца к древлянам со словами: «Если вы действительно хотите, чтобы я пошла за вашего князя, то присылайте за мной посольство и более многочисленное, и более знатное, чем первое; пусть оно с честью ведет меня к князю вашему; присылайте же послов как можно скорее, пока меня не удержали киевляне». Древляне с великой радостью и поспешностью послали к Ольге пятьдесят знатнейших мужей, начальнейших старейшин земли Древлянской после князя. Когда они пришли в Киев, Ольга велела приготовить для них баню и послала к ним с просьбой: пусть послы после утомительного пути вымоются в бане, отдохнут, а потом уже придут к ней; они с радостью отправились в баню. Когда древляне начали мыться, то сейчас же нарочно приставленные слуги крепко снаружи заложили затворенные двери, обложили баню соломой с хворостом и подожгли; так с баней сгорели старейшины древлянские вместе со слугами.
И снова Ольга отправила
к древлянам гонца, извещая о
скором своем прибытии на бракосочетание
с их князем и приказывая приготовить
меда и всякого питья и пищи на том месте,
где убит был ее муж, чтобы сотворить прежде
второго своего брака по первому своему
мужу тризну, то есть поминальный пир,
по языческому обычаю. Древляне на
радости приготовили все
в изобилии. Княгиня же Ольга по обещанию
своему отправилась к древлянам со многим
войском, точно приготовлялась к войне,
а не для бракосочетания. Когда Ольга приблизилась
к стольному городу древлян Коростеню,
последние выступили ей навстречу в праздничных
одеждах и приняли ее с ликованием и радостью.
Ольга же прежде всего пошла на могилу
своего мужа и сильно плакала о нем. Совершив
затем по обычаю языческому поминовенную
тризну, она повелела насыпать над могилой
большой курган. «Я уже не скорблю о первом
своем муже, - сказала княгиня, -совершив
над могилой его то, что должно было совершить.
Наступило время с веселием готовиться
ко второму браку с князем вашим». Древляне
же спрашивали Ольгу о первых и вторых
послах своих. «Они идут вслед за нами
по другому пути со всем моим богатством»,
— отвечала она. После этого Ольга, сняв
печальные одежды, облеклась в брачные
светлые, свойственные княгине, показывая
вместе с тем радостный вид. Она повелела
древлянам есть, пить и веселиться, а своим
людям приказала, чтобы они прислуживали
им, едя с ними, но не упивались. Когда же
древляне напились, княгиня велела своим
людям заранее приготовленным оружием
— мечами, ножами и копьями — избивать
их, и убитых пало до пяти тысяч и более.
Так Ольга, смешав веселье древляне с кровью
и отомстивши этим за убийство своего
мужа, возвратилась в Киев.
На другой, 946 год, Ольга,
собравши войско, пошла на древлян
с сыном своим Святославом Игоревичем,
и его привлекая к отмщению за смерть отца.
Древляне вышли им навстречу с немалой
воинской силой; сойдясь вместе, обе стороны
ожесточенно бились, пока киевляне не
одолели древлян, которых и гнали до их
стольного города Коростеня, предавая
смерти. Древляне затворились в городе,
и Ольга целый год неотступно осаждала
его. Видя же, что трудно взять город приступом,
мудрая княгиня придумала такую хитрость.
Она послала сказать древлянам, затворившимся
в городе: «Зачем, безумные, хотите уморить
себя голодом, не желая мне покориться?
Ведь все остальные города ваши мне выразили
покорность: жители их уплачивают дань
и живут спокойно в городах и селах, обрабатывая
свои нивы». «Мы хотели бы тоже, — отвечали
затворившиеся, — покориться тебе, да
боимся, как бы ты не стала снова мстить
за князя своего». Ольга же отправила к
ним второго посла со словами: «Я уже неоднократно
мстила и на старейшинах, и на прочих людях
ваших; и теперь желаю не мести, но требую
от вас дани и покорности». Древляне согласились
уплачивать ей дань, какую она захочет.
Ольга предложила им: «Я знаю, что вы сейчас
обнищали от войны и не можете уплатить
мне дани ни медом, ни воском, ни кожами,
ни другими годными для торговли вещами.
да я и сама не хочу отягощать вас большой
данью. Дайте мне хотя бы какую-нибудь
малую дань в знак вашей покорности, хотя
бы по три голубя и по три воробья от каждого
дома». Древлянам дань эта настолько показалась
ничтожной, что они даже насмехались над
женским разумом Ольги. Однако же они поспешили
собрать от каждого дома по три голубя
и воробья и послали ей с поклоном. Ольга
сказала пришедшим к ней из города мужам:
«Вот, вы теперь покорились мне и сыну
моему, живите же в мире, завтра я отступлю
от города вашего и отправлюсь домой».
С этими словами она отпустила помянутых
мужей; все жители города сильно обрадовались,
услыхав о словах княгини. Ольга же раздала
птиц своим воинам с приказанием, чтобы
поздним вечером каждому голубю и каждому
воробью привязан был лоскут, пропитанный
серой, который следовало зажечь, и пустить
всех птиц на воздух вместе. Воины исполнили
это приказание. И птицы полетели в город,
из которого были взяты: каждый голубь
влетал в свое гнездо и каждый воробей
— в свое место. Тотчас город загорелся
во многих местах, а Ольга в это время отдала
своему войску приказ окружить город со
всех сторон и начать приступ. Население
города, спасаясь от огня, выбегало из-за
стен и попадало в руки неприятеля. Так
взят был Коростень. Много людей из древлян
погибло от меча, другие с женами и детьми
сгорели в огне, а иные утонули в реке,
протекавшей под городом; в это же время
погиб и князь древлянский. Из оставшихся
в живых многие отведены были в плен, а
другие оставлены княгиней на местах их
жительства, причем она наложила на них
тяжкую дань. Так княгиня Ольга отомстила
древлянам за убийство своего мужа, подчинила
себе всю Древлянскую землю, усмирила
страсти и спасла от смерти поставленное
под удар молодое государство, и со славой
и торжеством возвратилась к Киеву.
Некоторых исследователей иногда смущает, на первый взгляд, слишком лютая месть княгини Ольги. Однако не следует забывать, что в то время Ольга была ещё ревностной язычницей и своими действиями, в первую очередь, Ольга исполняла свой священный религиозный долг. Историк Соловьев говорит, оправдывая Ольгу, что «обычай мести был охранительным обычаем, заменявшим правосудие, и тот, кто свято исполняет обязанности мести, является необходимым героем правды» и что «обязанность мести за род человеческий была тогда обязанностью религиозною, обязанностью выражения благочестия».
Став правительницей Киева, Ольга во внутренней политике проводила курс на еще большее подчинение славянских племен власти Киева. В 947 г. вместо полюдья она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты .
Ольга вместе с дружиной
и сыном Святославом долгое время
находилась на территории древлян, устанавливала
«устава и уроки», «становища и
ловища». Смысл нововведений заключался
в нормировании повинностей с
населения и издании правовых
установлений, которыми могли руководствоваться
представители княжеской
Но реформаторская деятельность княгини Ольги вышла и за пределы Древлянской земли.
Речь идет о широком комплексе государственных и домениальных земель, где устанавливались дани и оброки, об охотничьих и рыболовных угодьях, об изменении территориального деления на основе сложившегося обычного права.
Для осуществления всех нововведений Ольги необходимо было произвести размежевание угодий, охрану границ заказников и назначить соответствующую прислугу для их системного использования. Самым интересным в перечне мероприятий княгини является упоминание об организации становищ и погостов. Становища указаны в связи с Древлянской землёй, где и раньше происходило полюдье. Конфликт с местной знатью и “древлянское восстание” и потребовали новых отношений. Древлянское восстание послужило киевским князьям уроком, который они хорошо усвоили и сделали из него должные выводы. Размер дани устанавливался теперь строже. На севере, за пределами большого полюдья, в Новгородской земле княгиня не только отбирает на себя хозяйственные угодья, но и организует сеть погостов. Они являлись финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору великокняжеской власти на местах. Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать первые храмы; со времени крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями (лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ развелось словоупотребление «погост» в смысле кладбище). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).