Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:27, реферат
Этот вопрос задают часто – что они нам дали, что они нам могут дать? Дали довольно много… В своё время – многие предметы обихода: сёдла, стремена, луки и прочее. Но самое главное – их трепетное отношение к миру, к тому, что тебя окружает. Когда, например, старик- ханты, прежде чем срубить дерево, просит разрешения у него. Когда монголы-старики (мы это наблюдали Монголии в этом году в экспедиции), выкопав дикий лук, сеют на том же месте новые семена. Нельзя убить лишнего зверя, лишнюю птицу. Нельзя что-то брать просто так, не отдавая. Кочевники же, можно сказать, полностью дети этого мира – по сути, верхнее звено биоценоза. Они очень подвержены воздействию климата. До сих пор у них погибают стада. Например, этой зимой в Монголии был джут, четверть поголовья пало.
Так воевали и индейцы Северной Америки. Европейцы не могли понять их войн. А война шла просто за сокращение численности населения. И, как только численность сокращалась, прекращалась и война. По сути, война была природным фактором ограничения численности населения.
– У наших северных народов так же?
– Да, разумеется. Они на боевых нартах ходили, представьте, от Салехарда до Новосибирска – через всю Западную Сибирь. Я вообще не представляю, как сейчас этот путь повторить – через все эти бесконечные болота и непроходимую тайгу.
Вогулы (манси) регулярно Русь грабили на своих боевых упряжках. А сейчас этот народ практически ассимилирован.
– То, что описано в «Сердце Пармы» Алексея Иванова, соответствует истине?
– Да, это исторически верно. Сейчас же они смогут найти себе место в городах. Очень многие – талантливые люди, учатся, уезжают…
Монголия решила этот вопрос. Уже традиционно, последние 100-200 лет, как поступают монголы? Они дают детям право выбора. Кто-то уходит в буддийский монастырь и идёт по духовному пути, кто-то уезжает в город и становится учёным, служащим или рабочим и помогает родителям оттуда, а кто-то остаётся в степи. Так что выход есть.
– Мы на Арктическом форуме задавали подобные вопросы – о северных народах, их проблемах и выстраивании отношений между ними и «цивилизацией» – представителям Аляски, Дании, Финляндии. Частично им удаётся решать эти проблемы, но они сохраняются и на Западе. А по вашей информации, насколько успешен западный опыт, насколько им удалось решить проблемы северных малочисленных народов? Чем различается ситуация у нас и, например, на Аляске?
– Если честно, нигде эти проблемы решить не удалось. То, что происходит в Финляндии и Норвегии, – это неплохой вариант, но там очень мало осталось представителей народа саами. И для них всё сделано. Промышленность выпускает для оленеводов специальные арканы разного цвета для разной погоды, из специального пластика; специальные лёгкие пластиковые чумы и т.д.
Но это искусственное поддержание этноса саами. Да, они молодцы, наши ненцы не раз ездили к ним учиться. Но это всё-таки искусственное поддержание культуры, хотя вариант не самый грустный.Что в Америке произошло – известно, до сих пор там есть резервации, геноцид продолжается… («Америка – страна свободы, это понятно», – саркастически добавляет Константин).
На Аляске и особенно в Канаде сравнительно неплохо – там и культура сохранилось, и в целом всё более мягко. Но это не наша модель.
Ведь нигде так не сохранилась культура северных народов, как у нас, в России. Мы имеем уникальную возможность в полном объёме сохранить культуру некоторых северных народов. Например, на данный момент ненецкая культура сохранилась на 100% – язык, традиции и всё остальное. Американцы уничтожили всё, а потом стали сохранять. Им вдруг стало стыдно: «ах, first nation; ах, бизонов их перебили!». И именно американцы придумали платить индейцам пособия. И к чему это приводит? Индейцы живут в резервациях, получают большие пособия, но старшее поколение спивается, а молодое, кто ещё не успел спиться, пополняет банды в крупных городах. Это и есть «бархатный геноцид». Для них всё делается, но итог только хуже.
Правитель и мудрец, государство и географы
– Константин, а вы, как специалист в этих проблемах, могли бы выступить, например, в качестве консультанта наших государственных структур для выработки грамотной национальной политики?
– Да, конечно, я готов это сделать, и я это уже делаю. Как представитель этих народов, как их «голос» на «большой земле». Они мне это доверили. Мы писали открытое письмо Медведеву (оно публиковалось в «Независимой газете»), освещали эти проблемы. Мой телефон есть у многих рыбаков, оленеводов, они мне звонят, и мы пытаемся из Москвы решать их проблемы. Потому что местная пресса и местное руководство проблемы коренных народов замалчивают, показывая центральной власти красивые картинки.
Проблему может увидеть только учёный или путешественник, который живёт вместе с ними, знает их. Местные жители не всякому русскому расскажут о своих проблемах. Они часто боятся наказания со стороны властей и не доверяют первому встречному.
– К вам прислушиваются
в органах власти? Я бы хотел
даже поставить вопрос шире. По вашему
опыту, насколько налажено взаимодействие
между специалистами –
– Я вспоминаю историю. Когда Чингисхан в начале XIII века захватил столицу империи Цинь, в плен к нему попал юноша по имени Елюй Чуцай. Он был буддийским монахом с прекрасным образованием. И он сказал Чингисхану: «Великий хан! Можно завоевать империю, сидя на коне. Но с седла управлять империей нельзя!». И после этих слов Чингисхан прислушивался к советам разных людей – учёных, мудрецов, священников разных религий и поступал, исходя из их советов.
Я думаю, что наше правительство
должно поступать так же. Конечно,
президент не может знать всё
и ему нужны хорошие
Чтобы, допустим, у президента
была возможность увидеть, кто чем
занимается, вызвать нужного ему
человека и спросить его: «Иван Иванович,
а что вы думаете по этому вопросу?»
Это было бы идеальным вариантом.
А пока наша власть далека от народа.
Надо быть ближе, и здесь может
помочь как раз учёный «в потёртом
пиджачке», работающий в своём НИИ
над своей проблемой и
Беседовали Кирилл Дегтярёв, Ольга Царёва, Ярослав Никитин, Русское географическое общество.
Информация о работе Кочевая цивилизация – «резерв» человечества