Кочевая цивилизация – «резерв» человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:27, реферат

Описание работы

Этот вопрос задают часто – что они нам дали, что они нам могут дать? Дали довольно много… В своё время – многие предметы обихода: сёдла, стремена, луки и прочее. Но самое главное – их трепетное отношение к миру, к тому, что тебя окружает. Когда, например, старик- ханты, прежде чем срубить дерево, просит разрешения у него. Когда монголы-старики (мы это наблюдали Монголии в этом году в экспедиции), выкопав дикий лук, сеют на том же месте новые семена. Нельзя убить лишнего зверя, лишнюю птицу. Нельзя что-то брать просто так, не отдавая. Кочевники же, можно сказать, полностью дети этого мира – по сути, верхнее звено биоценоза. Они очень подвержены воздействию климата. До сих пор у них погибают стада. Например, этой зимой в Монголии был джут, четверть поголовья пало.

Файлы: 1 файл

Кочевая цивилизация.docx

— 156.92 Кб (Скачать файл)

Так воевали и индейцы  Северной Америки. Европейцы не могли  понять их войн. А война шла просто за сокращение численности населения.  И, как только численность сокращалась, прекращалась и война. По сути, война была природным фактором ограничения численности населения.

– У наших северных народов так же?

– Да, разумеется.  Они на боевых нартах ходили, представьте, от Салехарда до Новосибирска – через всю Западную Сибирь. Я вообще не представляю, как сейчас этот путь повторить – через все эти  бесконечные болота и непроходимую тайгу.

Вогулы (манси) регулярно  Русь грабили на своих боевых упряжках. А сейчас этот народ практически  ассимилирован.

– То, что описано  в «Сердце Пармы» Алексея Иванова, соответствует истине?

– Да, это исторически  верно. Сейчас же они смогут найти  себе место в городах. Очень многие – талантливые люди, учатся, уезжают…

Монголия решила этот вопрос. Уже традиционно, последние 100-200 лет, как поступают монголы? Они дают детям право выбора. Кто-то уходит в буддийский монастырь и идёт по духовному пути, кто-то уезжает  в город и становится учёным, служащим или рабочим и помогает родителям  оттуда, а кто-то остаётся в степи. Так что выход есть.

– Мы на Арктическом  форуме задавали подобные вопросы –  о северных народах, их проблемах  и выстраивании отношений между  ними и «цивилизацией» – представителям Аляски, Дании, Финляндии.  Частично им удаётся решать эти проблемы, но они сохраняются и на Западе. А по вашей информации, насколько успешен западный опыт, насколько им удалось решить проблемы северных малочисленных народов? Чем различается ситуация у нас и, например, на Аляске?

– Если честно, нигде эти  проблемы решить не удалось.  То, что происходит в Финляндии и Норвегии, – это неплохой вариант, но там очень мало осталось представителей народа саами. И для них всё сделано. Промышленность выпускает для оленеводов специальные арканы разного цвета для разной погоды, из специального пластика; специальные лёгкие пластиковые чумы и т.д.

Но это искусственное  поддержание этноса саами.  Да, они молодцы, наши ненцы не раз ездили к ним учиться. Но это всё-таки искусственное поддержание культуры,  хотя вариант не самый грустный.Что в Америке произошло – известно, до сих пор там есть резервации, геноцид продолжается… («Америка – страна свободы, это понятно», – саркастически добавляет Константин).

На Аляске и особенно в  Канаде сравнительно неплохо – там  и культура сохранилось, и в целом  всё более мягко. Но это не наша модель.

Ведь нигде так не сохранилась  культура северных народов, как у  нас, в России. Мы имеем уникальную возможность в полном объёме сохранить  культуру некоторых северных народов.  Например, на данный момент ненецкая культура сохранилась на 100% – язык, традиции и всё остальное. Американцы уничтожили всё, а потом стали сохранять. Им вдруг стало стыдно: «ах, first nation; ах, бизонов их перебили!». И именно американцы придумали платить индейцам пособия. И к чему это приводит? Индейцы живут в резервациях, получают большие пособия, но старшее поколение спивается, а молодое, кто ещё не успел спиться, пополняет банды в крупных городах. Это и есть «бархатный геноцид». Для них всё делается, но итог только хуже.

Правитель и мудрец, государство и географы

– Константин, а  вы, как специалист в этих проблемах, могли бы выступить, например, в качестве консультанта наших государственных  структур для выработки грамотной  национальной политики?

– Да, конечно, я готов  это сделать, и я это уже  делаю.  Как представитель этих народов, как их «голос» на «большой земле». Они мне это доверили.  Мы писали открытое письмо Медведеву (оно публиковалось в «Независимой газете»), освещали эти проблемы. Мой телефон есть у многих рыбаков, оленеводов, они мне звонят, и мы пытаемся из Москвы решать их проблемы. Потому что местная пресса и местное руководство проблемы коренных народов замалчивают, показывая центральной власти красивые картинки.

Проблему может увидеть  только учёный или путешественник, который живёт вместе с ними, знает  их. Местные жители не всякому русскому расскажут о своих проблемах. Они часто боятся наказания со стороны властей и не доверяют первому встречному.

– К вам прислушиваются в органах власти? Я бы хотел  даже поставить вопрос шире. По вашему опыту, насколько налажено взаимодействие между специалистами – географами, этнографами, и представителями  власти, принимающими управленческие решения?

– Я вспоминаю историю. Когда Чингисхан в начале XIII века захватил столицу империи Цинь, в  плен к нему попал юноша по имени  Елюй Чуцай. Он был буддийским монахом  с прекрасным образованием. И он сказал Чингисхану: «Великий хан! Можно  завоевать империю, сидя на коне. Но с седла управлять империей нельзя!». И после этих слов Чингисхан прислушивался  к советам разных людей – учёных, мудрецов, священников разных религий  и поступал, исходя из их советов.

Я думаю, что наше правительство  должно поступать так же. Конечно, президент не может знать всё  и ему нужны хорошие независимые  специалисты, которые от чистого  сердца помогут своей стране. Допустим, обычный географ, который занимается своей научной работой. Во-первых, правительство должно знать, что  есть такие специалисты. Нужно, вероятно, сделать соответствующую электронную  базу.

Чтобы, допустим, у президента была возможность увидеть, кто чем  занимается, вызвать нужного ему  человека и спросить его: «Иван Иванович, а что вы думаете по этому вопросу?»  Это было бы идеальным вариантом. А пока наша власть далека от народа. Надо быть ближе, и здесь может  помочь как раз учёный «в потёртом пиджачке», работающий в своём НИИ  над своей проблемой и досконально  разбирающийся в ней.  Он независим и реально может дать дельный совет.  Можно собрать совет из нескольких учёных, чтобы они могли вынести коллегиальное решение.  А иначе – зачем вообще учёные? Писать диссертации?

Беседовали Кирилл Дегтярёв, Ольга Царёва, Ярослав  Никитин, Русское географическое общество.


Информация о работе Кочевая цивилизация – «резерв» человечества