Кодекс Юстиана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Император Юстиниан известен как человек, который во время своего правления свел в кодекс законы Римской империи. Юстиниан родился около 483 года в Торесиме, ныне территория Югославии. В 528 году, только вступив на трон, он организовал комиссию по созданию кодекса имперских законов. Работа была впервые издана в 529 году, затем дополнена и сделалась законом в 534 году. В то же время все эдикты и уставы, не вошедшие в кодекс, были отменены. Юстиниан, как исключительно энергичный человек, также приложил много усилий в области административных реформ, включая частично успешную кампанию против правительственной коррупции.

Содержание работы

Введение
1. Предпосылки создания.
2. Особенности работы над Кодексом.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

кодекс юстиана 1.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Предпосылки создания.

  1. Особенности работы над Кодексом.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Император Юстиниан известен как человек, который во время  своего правления свел в кодекс законы Римской империи. Юстиниан родился около 483 года в Торесиме, ныне территория Югославии. В 528 году, только вступив на трон, он организовал комиссию по созданию кодекса имперских законов. Работа была впервые издана в 529 году, затем дополнена и сделалась законом в 534 году. В то же время все эдикты и уставы, не вошедшие в кодекс, были отменены. Юстиниан, как исключительно энергичный человек, также приложил много усилий в области административных реформ, включая частично успешную кампанию против правительственной коррупции. Он поддерживал торговлю, промышленность, принял участие в создании крупной программы строительства. При нем было построено или реконструировано множество фортов, монастырей и церквей (включая знаменитый Айя-София — Храм Софии — в Константинополе).

Кодекс законов, изданный при Юстиане, стал авторитетным выражением римского права. Он был очень важен для Византийской империи в течение многих веков. На Западе Кодекс был забыт на целых пятьсот лет. Но около 1100 года изучение римских законов возродилось, особенно в университетах Италии. В конце Средних веков Кодекс стал главной основой развития законодательной системы континентальной Европы. Поскольку многие неевропейские страны в конце концов тоже частично приняли гражданское право, значение Кодекса огромно. Сегодня правовая система в большинстве стран имеет относительно малое сходство с Кодексом Юстиниана.

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки создания.

Кодекс Юстиниана (от лат. Codex Iustiniani) — часть законодательной  компиляции Юстиниана содержит в  себе императорские конституции, вошедшие в кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизменённые согласно потребностям времени.

 

Необходимость в подготовке Кодекса была связана с большим  числом старых предписаний, потерявших всякую практическую цену, но включённых в старые Кодексы.

С учреждением имперских  порядков после республиканского периода  возвысилось значение императорского законодательства. Отныне все законы и конституции предшествующих веков  были объявлены старым правом (ius vetus), и текущее императорское законотворчество стало именоваться термином законы (leges). Вышли из употребления императорские конституции в виде мандатов, декретов и рескриптов, преобладающей и нормальной формой общего императорского указа (constitutio generalis) стали эдикты. В тех случаях когда императорский указ даровал какие-либо привилегии лицу или корпорации, он стал называться прагматической санкцией. Это было одним из важных последствий возвышения власти принцепса (первого лица) до власти доминуса (господина) всего римского народа. Римский император, начиная с правления Диоклетиана, приобрел власть господина (domini potestas), которая формально сопоставима и отчасти выводима из власти владыки римского семейства (patria potestas).

 

Перечисленные перемены в области иерархии законов и  власти получили закрепление в кодификаторской  деятельности римских императоров - Диоклетиана (частные кодификации  Грегориана и Гермогиана), а затем  Феодосия ЙЙ (Кодекс Феодосия, собравший  императорские конституции с 311 по 437 г.). Законы, изданные этими императорами и не вошедшие в кодексы, собирались отдельно и получили название «новеллы». Кодификации времен Диоклетиана и Феодосия были затем использованы в кодификациях варварских королевств в конце V - начале VI в.: вестготские - Кодекс Эрика и Бревиарий Алариха II, бургундский - Римский закон Гундобада и остготский - Эдикт Теодориха.

Явственно намечается тенденция  превратить все право в писаный  закон, а в условиях усиления неограниченной власти монарха -- в закон императора.

Все это привело к  первым, еще несовершенным, попыткам кодификации права и к созданию трех самостоятельных кодексов римских  законов, предшествовавших законодательной  реформе Юстиниана. Кодификационные  работы начинаются с систематизации и унификации императорских конституций, изданных по самым разнообразным правовым вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности работы над Кодексом.

 

 

Свод Юстиниана стал со временем основным источником для изучения римского права. В XII в. он получил сохранившееся доныне название Corpus juris civilis - Свод гражданского права. Он состоит из четырех основных частей:

1) Codex - собрание императорских установлений (конституций) в 12 книгах со  времени Андриана до времени  составления кодекса, 529 г. (первое  издание), 534 г. (второе издание).

2) Institutiones - Институции - в четырех  книгах опубликованы в 533 г.  с приданием им специальным  указом императора силы, равной  всем другим частям свода.

3) Digesta (Pandectae) - Дигесты, или пандекты, в составе: 7 частей и 50 книг, 432 титулов 9123 фрагментов; изданы в 533 г.

4) Novellae (leges) - 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй  редакции Кодекса в 535 - 565 гг. Работа  по составлению Свода велась  по поручению императора под  руководством Трибониана, «квестора дворцового ведомства», фактически главного министра, ведавшего законодательными работами и председательствовавшего в консистории (Совете при императоре).

Император Юстиан учредил комиссию из 16 человек под председательством  Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и практиков известные профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых школ

Комиссия, должна была выработать новый Кодекс, имея в виду лишь современные ей практические нужды. Комиссии было предоставлено право не только делать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т. д.) в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отменённое позднейшими узаконениями; не только исправлять текст, но и уточнять его, изменять и дополнять, соединять многие конституции в одну и т. д.

Юстиниан не ограничился  тем, что уполномочил комиссию выбрасывать  устарелое и устранять противоречия. Еще до начала и во время деятельности комиссии он сам издал целый ряд конституций, которые имели целью отменить силу некоторых древних институтов.

Работа комиссии продолжалась около 14 месяцев. В случае возникновения спорных вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, который издавал соответствующие конституции, составившие «50 решений». Дигесты, учитывая масштабность использованного в них материала, были подготовлены исключительно за короткий срок. Сборник должен был вступить в силу и заменить собой все прежде бывшие в употреблении сочинения юристов. Юстиниан запретил ссылаться в судах на эти сочинения или на основании их делать в Дигестах или других его сборниках (Кодексе и Институциях) какие-нибудь поправки. Мало того: он запретил даже писать какие-нибудь толкования (commentarii, interpretationes) к этим сборникам. Во всех сомнительных случаях единственным толкователем законов мог быть только император, к которому судья и должен был обращаться за разъяснением.

 

С изданием Дигест возникла необходимость в переработке  кодекса, которая была совершена Феофилом, Трибонианом и тремя адвокатами высшего суда. Итогом работы стало издание нового кодекса, названного Codex repetitae praelectionis («Кодекс второго издания»).

 

Кодекс состоит из 12 книг, книги, в свою очередь, состоят  из титулов, титулы разделяются на отдельные императорские постановления (лат. leges или constitutiones), которые делятся на параграфы.

В Кодексе было зафиксировано  правило, которое не разрешало применять  силу для восстановления нарушенного  права, а её применение рассматривалось, как самоуправство, влекущее неблагоприятные последствия. Так кредитор, захвативший имущество должника для удовлетворения своих требований, обязан был имущество вернуть. При этом он утрачивал право требования. Собственник, утративший владение своей вещью, а затем самоуправно отнявший её у фактического владельца, обязан был её вернуть фактическому владельцу, при этом он утрачивал право собственности на эту вещь. Эта норма закона, зафиксированная в Дигестах, была призвана сделать невыгодным решение споров в обход суда.

 

Римские юристы, считали, в некоторых случаях правоспособность может возникнуть и до рождения ребенка. Юрист Павел писал: «Кто находится  во чреве, охраняется, как если бы он находился среди людей, поскольку  дело идет о выгодах самого плода». Следовательно, если отец еще не родившегося ребенка умирает, то при разделе наследства учитывалась доля не родившегося.

Юстиниан, издавая Дигесты, вместе с тем в особой конституции  определил характер и порядок  преподавания в юридических школах. Преподавание права дозволено было только в двух школах в Константинополе и Берите (в Малой Азии), Существовавшие прежде юридические школы в Александрии, Цезаре и других местах были закрыты.

Основные особенности  юстиниановского законодательства исследователи видят в том, что в нем были осуществлены последовательный отбор законов, их систематизация, переработка, устранение противоречий, приспособление старых законов в новой обстановке. В литературе политика Юстиниана в отличие от политики предшествующих императоров рассматривается как особенно последовательная, программная, что было связано с нарастающим кризисом ранневизантийского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Кодекс Юстиниана сохранился не в полном оригинальном виде. Веронский  палимпсест начала VII века, содержавший в себе полный текст Кодекса, сохранился не целиком. Остальные древнейшие рукописи Кодекса представляют собой извлечения, передающие в сокращении только первые 9 книг Кодекса. В конце XII века появились рукописи и последних 3 книг. Но и после этого кодексом считались только первые 9 книг.

В своей работе я пришла к выводу, что свод законов Юстиниана является в основном компиляцией из уже существовавших до этого источников права, но многократно преобразованных, обобщенных и переделанных. Данная кодификация отличается большим масштабом работы, научной и творческой мысли. В ней находится более объемная и широкая основа различных источников, а также обильное их использование, но с тем же и более тщательная обработка данных текстов, что очень сложно для данного времени.

 

Кодекс Юстиниана внес огромный вклад в развитие Римского Права, и стал основой права практически во всем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Институции Юстиниана./ Перевод Д. Росснера. СПб., 2000г.

 

2. Дигесты Юстиниана./ Перевод Д. Росснера. СПб., 2000г.

 

3. Дигесты Юстиниана:  Очерки по истории составления  и общая характеристика. М., 2001г.

 

4. Всеобщая история государства  и права./ Учебник для вузов  под ред. Графского. М., 2007г 

 

5. Хрестоматия по истории государства  и права зарубежных стран. Т.I. Древний мир и Средние века/ главный редактор Н. А. Крашенникова. М., НОРМА, 2005г


Информация о работе Кодекс Юстиана