Кодификация русского права в первой половине XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

История Кодификации восходит ко времени падения Римской Империи (V в.), когда стали предприниматься попытки систематизировать огромный правовой материал, накопленный римлянами за несколько столетий. Главным итогом этих усилий стал Свод Юстиниана, подготовленный в Византии в VI в.
Крупные кодификационные работы проводились в Европе в период позднего средневековья и начало Нового времени. Однако характер этих Кодификаций резко отличался от современного. Во-первых, создатели кодификационных актов стремились охватить в них все национальное право, а не его отдельную отрасль; во-вторых, кодексы XII-XVIII вв. отличала казуистичность, крайне слабая систематизация материала, отсутствие обшей части

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3

Национально-государственный вопрос. Общественный строй Российской Империи в начале XIX веке………………………………………………………..5

Кодификация русского права в первой половине XIX века……………………..9

Заключение………………………………………………………………………..13

Список используемой литературы………………………………………………14

Файлы: 1 файл

История государства и права России.docx

— 66.22 Кб (Скачать файл)

Первые  спонтанные преобразования продолжены были более масштабно. В Негласном  комитете обговаривались идеи «прав  человека и конституции». Обсуждались  многочисленные проекты, в том числе  М.М. Сперанского. В 1810 г. был учрежден Государственный совет ( действовал до 1917 г.). Он должен был являть собой аналог западных парламентов, но не мог им быть из-за иных принципов деятельности. Государственный совет подчинялся императору и был перед ним ответственным. Его акты утверждались императором. В состав Государственного совета входили администраторы (министры) и назначаемые царем чиновники и дворяне. Главенствовал на заседаниях император. Состоял Государственный совет из департаментов, занимавшийся экономикой, торговлей, наукой, военными, гражданскими и духовными делами. Вводилась должность государственного секретаря. Совет главенствовал над системой министерств.

В 1811 г. реформа  министерств была продолжена, их деятельность оформлялась «Общим учреждением  министерств».

Восемь созданных  в 1802 г. министерств (в дальнейшем их число увеличилось) строились на принципах отраслевого управления: военное, морское, юстиции, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения. По указу 1811 г. министрам предоставлялась высшая исполнительная власть по своему ведомству, но зачастую они руководствовались указаниями императора. Постепенно сложилась практика постоянных докладов царю (по необходимости – ежедневных ), он был в курсе всех изменений в государстве.

С образованием министерств был создан координирующий орган – Кабинет министров, в  состав которого входили помимо министров  высшие чиновники министерств и  назначаемые императором лица. К  его ведению относился широкий  круг вопросов: от обсуждения законов  до управления страной, но решения утверждались царем. В 1812 г. Комитет министров  был законодательно утвержден, но в  марте 1812 г. М.М. Сперанский, возглавлявший деятельность по проведению реформ, получил отставку и был сослан, а с началом Отечественной войны они практически прекратились.

Разгром Наполеона  предопределил конец прозападных  реформ. Александр I в ходе борьбы с Наполеоном приобрел такой большой авторитет, который давал возможность объективного укрепления самодержавных начал. Его внимание сосредоточилось на внешней политике. Внутренние реформы активно дебатировались, но затихли. В 1815 г. была дана конституция Польше, освободились крестьяне в Прибалтике: ждали перемен и в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кодификация русского права в первой половине XIX века

 

Все изменения  в праве России, в первой половине XIX века производились только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютические порядки. В силу этого, изменения в праве, были невелики.

Стремление  удержать и подкрепить устои шатающегося  феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. В след за Петром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. В одной из резолюций он писал: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность соблюдать их?» Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства, то есть к кодификации.

Если содержание права в данный период изменилось несущественно, то этого нельзя сказать  о его форме. Была проведена грандиозная  работа по систематизации российского законодательства составившая целую эпоху в его истории.

Последним универсальным систематизированным  сборником, охватывающим почти все  отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г.

К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в слухах.

Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе с П.В. Завадовским. Она получила название Комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.

Неудача всех десяти комиссий определяется тем, что они были охвачены серьезными противоречиями, борьбой между новым  и старым, в основе которой лежал  вопрос о существовании крепостного  права, т.е. о существе феодализма. Так  было и с последней, десятой комиссией. «Когда главный исполнитель работ» комиссии Г.А. Розенкампф предложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он наткнулся на резкий отпор Александра I.

Николай I, дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы, император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а бала просто преобразована во II отделение Собственной канцелярии его императорского величества. В последствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий, чтобы проверить тождество Свода существующему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник – соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.

Успеху  работы комиссии способствовал и  субъективный фактор: ее возглавлял М.М. Сперанский – видный юрист и человек удивительной трудоспособности, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг. Причем, Николай I, с большой неохотой привлек Сперанского, прежние либеральные настроения которого, конечно, были известны императору. Сперанский, отрешившись от прежних либеральных иллюзий, вполне принял установки Николая I и действовал на основании их.

Сперанский  решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино  все законы, изданные с момента  принятия Соборного Уложения, затем  привести их в определенную систему  и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке  работа и развернулась.

Сначала преступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного  Уложения до начала царствования Николая  I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. В последствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появилось второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти. Дело в том, что  государственные архивы России находились в скверном состоянии. Ни водном, из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случаях отдельные акты умышленно не вносились в ПСЗ. Речь идет о документах внешнеполитического характера, сохранявших еще оперативную секретность. Не вносились также законы, изданные по обстоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, касающиеся какого-либо лица или содержащие правила внутреннего распорядка для государственных органов. По подсчетам А.Н. Филиппова, в первое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов. В то же время, в Полное собрание вошли акты, по существу, не имевшие характера законов, поскольку само понятие «закон» в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты.

После издания  Полного собрания законов, Сперанский преступил ко второму этапу работы – созданию Свода законов Российской империи. При его составлении  исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась  редакционная обработка текста. Кроме  того, уже при создании ПСЗ Сперанский позволял себе редактировать публикуемые  законы.

При создании Свода законов М.М.Сперанский исходил из того, что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование». Однако, по мнению исследователей Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.

В Своде  законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод – уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно  проведенному.

В основу структуры  Свода было положено деление права  на публичное и частичное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации – римской, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему.

Свод  был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я – уставы о повинностях, 3-я – уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питей-ном сборе и др.), 4-я – законы о сословиях, 5-я – гражданское законодательство, 6-я – уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я – уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я – законы уголовные. С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержания конкретных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т.е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство.

После издания  Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации – к созданию Уложения, которое  должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если ПСЗ и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификационный  метод работы, т.е. не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми. Однако именно этого-то и не хотел  император.

Планируя  создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался колебать устои феодализма. Он просто хотел привести законодательство в соответствие с требованиями жизни. Новеллы в праве должны были, по его замыслу, не подорвать, а укрепить феодальный строй и самодержавие, усовершенствовать его. Но, трезво оценивая ситуацию, он понимал, что нужно пойти  на определенные уступки, чтобы не потерять всего.

Однако  эти идеи Сперанского не нашли  поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа издание  в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных  и исправительных – первого настоящего российского уголовного кодекса.

Разработка  Уложения о наказаниях началась сразу  после создания Свода законов  и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты некоторых кодексов.

Проект  Уложения и объяснительная записка  к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После  рассмотрения проекта в Государственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие с 1 мая 1846 г.

Уложение  о наказаниях было громадным законом. Оно содержало более 2 тыс. статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную  структуру. Такая громоздкость закона объяснялась тем, что его авторам  не удалось преодолеть казуальность, свойственную прежним феодальным уголовным  сборникам. Законодатель стремился  предусмотреть все возможные  виды преступлений, не полагаясь на обобщающие формулировки. Отчасти это  объяснялось низким профессиональным уровнем российских судей, которые  не могли бы разобраться в юридических  абстракциях и, которым нужно  было показать состав преступления как  можно проще и нагляднее.

Впервые в российском законодательстве Уложение содержало Общую часть, функции  которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В первом разделе говорилось о  вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность. Военнослужащие не подпадали под  действие Уложения о наказаниях. Для  них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский.

В системе  преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления.

Уложения  предусматривало обширную и сложную  систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все  наказания за преступления и проступки  делились на уголовные и исправительные. К уголовным относилось лишение  всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными наказаниями считались  потеря всех особенных личных и сословных  прав и преимуществ, соединенная  со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест  и некоторые другие. Сохранялся сословный  принцип применения наказаний: все  преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и  привилегий.

Информация о работе Кодификация русского права в первой половине XIX в