Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 00:15, контрольная работа
Кодификация - один из видов законодательной деятельности, состоящей из издания законов, систематизирующих по определенному плану отдельную отрасль или иную часть права государства. В процессе Кодификация отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием.
Понятие Кодификации. Основные характеристики
Разработка и принятие ГК РСФСР 1920г.
Трудовое законодательство
Семейное право
Финансовое право
Трудовое право
Земельное право
Уголовное право
Уголовный процесс
Гражданский процесс
Исправительно-трудовое право
Земельный кодекс РСФСР 1922г.
Литература
Многие из этих положений были решительно перечеркнуты уже КЗоТ от 9 ноября 1922 года. Констатацией поражения ростков диктатуры пролетариата здесь является даже не сужение льгот рабочих, а то, что пролетариат терял - как оказалось, уже навсегда в советскую эпоху - свою неограниченную власть на предприятиях, передавая бразды правления администрации. Поэтому и появились такие разделы, как о коллективных договорах; о профессиональных (производственных) союзах рабочих и служащих и их органах на предприятиях, учреждениях и хозяйствах; об органах по разрешению конфликтов и рассмотрению дел по нарушению законов о труде.
В трудах советской эпохи введение этих разделов объяснялось задачей организации труда, основанного на трудовом договоре. Договорная форма трудовых отношений рассматривалась в качестве основной и важнейшей в определении условий труда. И далее: "предусматривались гарантии осуществления защиты наемных работников от предпринимателей. Трудовая дисциплина отныне должна была регулироваться правилами внутреннего распорядка на предприятиях и учреждениях". Нетрудно догадаться, что необходимость данных разделов появилась именно потому, что рабочий коллектив потерял свою власть (при всевластии Фабрично-заводских комитетов они были бы просто абсурдны) и отныне нуждался в регламентации и защите от произвола администрации и предпринимателей. Возрождалась чистой воды буржуазная система трудовых соглашений между профсоюзом и хозяином. Все это было следствием "новой экономической политики" и вынужденных мер отступления в область товарно-денежных отношений.
Даже советские правоведы вынуждены были констатировать, что в КЗоТ 1922 года "наблюдается отступление от уровня правового регулирования трудовых отношений в первые годы Советской власти". После сворачивания НЭПа эти отступления были не только не ликвидированы, а еще более расширены: вместо большой массы нэпманов возник один огромный нэпман - государственный капитал. Революционный пролетариат в этих условиях, хоть и вынужден был сдавать свои позиции, но сдавал их в упорнейшей и жесточайшей борьбе 1919-21 годов. Вещественное воплощение эта борьба получила в дискуссиях "О коллективных и единоличных формах руководства на производстве" (19-20 гг.) и "О роли профсоюзов" (20-21 гг.), а также в деятельности "Рабочей оппозиции".
Многие вопросы трудового права регламентировались также и Земельным кодексом. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. уделил основное внимание правовому режиму сельскохозяйственных земель. Он подтвердил, что право частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР "отменено навсегда". Запрещалась покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли. Такие сделки признавались недействительными, а виновные наказывались в уголовном порядке.
Право пользования землей из единого государственного земельного фонда предоставлялось: трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства имели все граждане РСФСР, желавшие обрабатывать ее своим трудом. Правда, в 1925 г. бывшие помещики были лишены права землепользования в своих прежних имениях.
Землю крестьяне получали в бессрочное пользование. Допускалась трудовая аренда. В тех случаях, когда трудовое хозяйство по состоянию своей рабочей силы не могло выполнить своевременно сельскохозяйственные работы, допускалось применение наемного труда с соблюдением норм об охране труда в сельском хозяйстве. В апреле 1925 г. было разрешено применение подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах (с подробным определением прав батраков и батрачек).
Без сомнения, первый Кодекс законов о труде в той его части, которая касается защиты прав рядовых тружеников, явился весьма прогрессивным (даже по меркам аналогичного законодательства зарубежных стран) явлением в хозяйственной жизни страны. Этим он выгодно отличался от весьма скоро пришедшего ему на смену «драконовского» предвоенного сталинского трудового законодательства.
Основные черты права: формы собственности, правовое регулирование частнохозяйственных отношений (ГК РСФСР 1920г.)
Уже в первой статье ГК закреплялось одно из важнейших положений о том, что гражданские права охраняются законом за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально- хозяйственным назначением. Пол, раса, национальность, вероисповедание, происхождение не имели никакого влияния на объем гражданской правоспособности. Каждый гражданин РСФСР и союзных республик имел право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать не воспрещенные законом занятия и профессии, приобретать отчуждать имущество с ограничениями, указанными в законе, совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулировавших промышленную и торговую деятельность и охранявших применение труда. Никто не мог быть лишен гражданских прав или ограничен в правах иначе как в случаях и порядке, определенных законом. Правоспособность и дееспособность в полном объеме наступали по достижению 18-летнего возраста.
ГК различал собственность: государственную, кооперативную, частую. Причем земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли быть исключительно собственностью государства. С отменой частной собственности на землю деление имущества на движимое и недвижимое упразднялось. Предметом частной собственности могли быть: не муниципализированные строения, торговые предприятия, предприятия промышленные с числом рабочих выше установленного законом количества, орудия производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода и всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Собственностью кооперативных организаций могли быть предприятия с неограниченным числом работающих на них в отличие от частных предприятий. Собственнику принадлежало в пределах, установленных законом, право владения, пользования и распоряжения имуществом.
В ГК были предусмотрены основания возникновения и прекращения обязательств. Кодекс строго определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения. Эти словия определялись для каждого вида договоров: имущественного найма, мены, купли-продажи, подряда, дарения и др. При этом ограничивались возможности расширения частной собственности. Например, немуниципализированные жилые строения могли быть предметом купли-продажи при обязательном условии, чтобы в руках покупателя (и его супруга и несовершеннолетних детей) не оказалось более одного владения, а продавец и ею семья могли отчуждать не более одного строения в три года. По договору займа взимание процентов допускалось не свыше 6% годовых, а начисление процентов на проценты запрещалось. Признавались недействительными сделки, направленные к явному ущербу для государства. Частнопредпринимательская деятельность разрешалась в строго определенных государством рамках, выход за пределы которых влек за собой применение санкций ГК (недействительность сделок, возврат имущества и т.п.).
ГК знал наследование как по закону, так и по завещанию. Важным положением наследственного права являлось ограничение имущества, передаваемого по наследству, в пределах 10 тыс. золотых рублей. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. ограничение размера наследования было отменено, но имущество облагалось высоким налогом.
После ГК РСФСР 1922 г. было издано в области гражданского права большое количество республиканских и общесоюзных нормативных актов. Назовем важнейшие из них: Положение о трестах 1923 г., Уставы железных дорог 1922 и 1927 гг., постановление ЦИК и СНК 1924 г. о патентах на изобретение, постановление ЦИК и СНК "Об основах авторского права" и т.д.
Семейное право.
ВЦИК в ноябре 1926 г. утвердил Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. Остановимся кратко на том новом, что внес этот Кодекс по сравнению с Кодексом 1918 г. Был узаконен фактический брак. Устанавливались условия для признания фактического брака: совместное проживание, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и других документах. Устанавливался единый минимальный возраст вступающих в брак - 18 лет, т.е. был повышен брачный возраст для женщин с 16 до 18 лет. В 1928 г. по постановлению ВЦИК и СНК было предоставлено местным исполкомам в исключительных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год. Признавалось совместным (общим) имущество супругов, нажитое в браке. Вступающие в брак имели право оставить добрачные фамилии. Кодекс дал право суду выносить решения об отбирании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Подробно регламентировались права и обязанности опекунов н попечителей. Опека устанавливалась над несовершеннолетними до 14 лет и над слабоумными и душевнобольными. Кодекс устанавливал возможность усыновления несовершеннолетних. Подобные кодексы были приняты в других союзных республиках с использованием опыта РСФСР.
Финансовое право.
С развитием товарно-денежных отношений, с началом осуществления нэпа возросла роль финансового права. Необходимо было укрепить финансовую систему государства. В 1921-1923 гг. проводятся мероприятия по упорядочению налогов. Постепенно натуральный налог заменялся денежным. В проведении налоговой политики четко осуществлялся классовый принцип. Кроме прямых налогов государство вводило косвенные. Финансовую систему оздоровил проведенный в 1921-1923 гг. обмен денежных знаков, когда вначале 1 руб. обменивался на 10 тыс. руб., а затем вторично 1 руб. - на 100 руб. Создавались государственные сберегательные кассы. Восстанавливалась и расширялась кредитная система. Наряду с учреждением государственного банка создавались коммерческие, кооперативные, коммунальные банки, учреждения сельскохозяйственного кредита, сельскохозяйственные кредитные товарищества. Государство широко вводило внутренние государственные займы. Образование СССР привело к установлению новой для всех республик денежной и кредитной системы. К компенсации Союза было отнесено установление общесоюзных, республиканце и местных налогов. Устанавливался бюджет СССР. Союзные республики имели свои бюджеты, являвшиеся составными частями общесоюзного бюджета. Кроме РСФСР, бюджеты всех других союзных республик получали дотацию из общесоюзного бюджета. К компетенции юза было отнесено введение внутренних займов. Союзные республики могли с разрешения Союза вводить дополнительные налоги и сборы ;вои бюджеты. Вопросам разграничения бюджетных прав Союза и союзных республик было посвящено принятое в 1927 г. Положение о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик. Оно расширяло бюджетные права республик.
Трудовое право.
Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР 1922 г. состоял из 17 глав и 192 статей. Остановимся на принципиальных отличиях КЗоТ 1922 г. от КЗТ 1918 г. В условиях нэпа, рыночных отношений 1ала необходимость всеобщей трудовой повинности. От методов приведения в регулировании трудовых отношений государство переходит методам свободного найма рабочей силы. Трудовые отношения теперь возникали в результате заключения трудового договора. Трудовой договор являлся соглашением двух или более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение. Трудовой договор заключался как при отсутствии коллективного договора, так и при его наличии. Специалисты считают, что обычно заключению трудового договора предшествовало заключение коллективного договора. КЗоТ проводил принцип добровольности заключения вдового договора. Договор заключался либо на неопределенный срок, 5о на время выполнения определенной работы, либо на определенный ж (не более одного года). Трудовой договор мог быть расторгнут по соглашению сторон, по требованию нанимателя в случаях, установление законом, и желанию работника в любое время, предупредив об этом нанимателя за семь дней. Это касалось трудового договора, заключенного на неопределенный срок. Условия трудового договора определялись соглашением сторон. Недействительными условиями договора являлись условия, ухудшавшие положение трудящегося по сравнению с условиями, установленными законами о труде, условиями коллективного договора и правилами внутреннего распорядка, распространявшимися данное предприятие или учреждение, а также условия, ограничивающие политические и общегражданские права трудящихся. Наниматель мог требовать от нанявшегося выполнения работы, не относящейся к роду занятий, для которых он был нанят, а также работы, сопряженной с явной опасностью для жизни или не соответствующей законам о труде. Кодекс допускал в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) привлечение граждан к труду в порядке трудовой повинности по специальным постановлениям СНК или органа, уполномоченного на то СНК.
В Кодексе 1922 г. появились положения о коллективных договорах. Коллективные договоры являлись соглашением, заключаемым профессиональным союзом как представителем рабочих и служащих и нанимателем, которое устанавливало условия труда и найма для отдельных предприятий, учреждений или группы таковых и определявших содержание будущих личных трудовых договоров найма. Недействительными признавались статьи коллективного договора, ухудшавшие условия труда по сравнению с условиями, установленными КЗоТ и другими нормативными актами о труде. Коллективный договор касался всех работников, в том числе и нечленов профсоюза. Профсоюзы имели право выступать перед различными органами от имени работавших по найму в качестве стороны, заключившей коллективные договоры, а также представительствовать от их имени по всем вопросам труда и быта.
По КЗоТ 1922 г. вместо социального обеспечения вводилось социальное страхование. Социальное страхование распространялось на всех лиц наемного труда. Страховые взносы вносились предприятиями, учреждениями, хозяйствами или лицами, пользовавшимися наемным трудом, без права обложения страхуемого и без вычета их из заработной платы. Социальное страхование охватывало: оказание лечебной помощи, выдачу пособий при временной утрате трудоспособности, выдачу дополнительных пособий (на кормление ребенка, предметы ухода, погребение), выдачу пособий по безработице, инвалидности, членам се трудящихся по найму в случае смерти или безвестного отсутствия их кормильца.
В 1925-1928 гг. появились общесоюзные нормативные акты, регулировавшие трудовые отношения в некоторых отраслях хозяйства, отдельных категорий работников. В 1925 г. отменяется обязательное посредничество бирж труда при найме рабочих и служащих. Манифест СССР от 15 октября 1927 г. объявил о переходе в ближайшие годы с часового рабочего дня к 7-часовому без уменьшения заработной плат Этот переход был осуществлен за 1928-1932 гг.
Земельное право.
Земельный кодекс РСФСР 1922 г. состоял из основных положений (ст. 1-8) и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, землеустройстве и переселении. Основное внимание он уделил новому режиму сельскохозяйственных земель. Как было сказано в Кодексе, право частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР "отменено навсегда". Земля составляла собственность государства. Право непосредственного пользования землями сельскохозяйственного назначения из состава единого государственного земельного фонда на установленных законом основаниях предоставлялось трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства имели все граждане РСФСР без различия пола, вероисповедания, национальности, желавшие обрабатывать ее своим трудом. Это право было бессрочным и могло быть прекращено только на основаниях, указанных в законе. Запрещались покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли. Такие сделки признавались недействительными, а виновные наказывались в уголовном порядке и лишались земли, находившейся в их пользовании. При определенных условиях допускалась трудовая аренда. В тех случаях, когда трудовое земледельческое хозяйство по состоянию своей рабочей силы или инвентаря не могло выполнить своевременно сельскохозяйственные работы, допускалось применение наемного труда с соблюдением норм об охране и нормировании труда в сельском хозяйстве. Допускались различные формы землепользования, но предпочтение отдавалось коллективным формам. Кодекс регулировал правовое положение обществ крестьян-землепользователей, крестьянских дворов, условия и порядок трудового землепользования. В условиях нэпа государство разрешило постановлением СНК СССР от 18 апреля 1925 г. применение подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах, подробно оговорив права батраков и батрачек. В 1925 г. бывшие помещики были лишены права землепользования в своих прежних имениях. 15 декабря 1928 г. ЦИК СССР принял "Общие начала землепользования и землеустройства Союза ССР и союзных республик", которые регулировали принципиальные отношения землепользования, землеустройства, переселения, землепользования совхозов. Особенно большое внимание было уделено коллективным формам землепользования.
Информация о работе Кодификация советского права 1922-1923 г.г