Кодификация советского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:12, реферат

Описание работы

С 1982 г. предпринимался ряд попыток осуществить частные реформы системы. С середины 70-х гг. теневая экономика проникла во все сферы экономической жизни; в 1980 г. ЦК КПСС принял меры, направленные на борьбу с коррупцией, и в 1981-1982 гг. прошли несколько громких судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производительность труда.

Файлы: 1 файл

Кодификация советского законодательства.docx

— 18.42 Кб (Скачать файл)

Кодификация советского законодательства

Введение

С 1982 г. предпринимался ряд  попыток осуществить частные  реформы системы. С середины 70-х  гг. теневая экономика проникла во все сферы экономической жизни; в 1980 г. ЦК КПСС принял меры, направленные на борьбу с коррупцией, и в 1981-1982 гг. прошли несколько громких судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производительность труда.

 

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила  под лозунгами: гласность, ускорение, перестройка. Начавшееся движение было призвано реформировать существенную систему, но привело к ее разрушению. Реформы вышли из-под контроля их инициаторов. Гласность, открывшая  доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г.

 

На фоне этих мер проводилась  кодификация советского законодательства.

 

Цель моей работы – рассмотреть  кодификацию советского законодательства 1970-1980 гг.

 

Задачи работы – определить сущность кодификации советского законодательства, рассмотреть кодификацию Конституции  СССР 1977 г. и других законов.

 

1. Сущность кодификации  советского законодательства

В середине 60-х - середине 80-х  годов продолжалась начатая на рубеже 50-60-х годов работа по новой кодификации  советского законодательства.

 

В основе кодификации лежали, во-первых, социально-экономические  и политические причины: кодификация  должна была привести законодательство в соответствии с задачами Советского государства и общества, поставленными  правящей Коммунистической партией  по «совершенствованию развитого социализма». Во-вторых, надо было привести законодательство в соответствие с принятой в 1977 году новой советской Конституцией. В-третьих, кодификация была обусловлена и  технико-юридическими причинами: накопившийся значительный законодательный материал необходимо было привести в определенную систему для удобства пользования.

 

Жизнь выдвигала настоятельную  необходимость кодификации трудового  права, поскольку до 1970 года в СССР вообще не было единого кодификационного закона о труде. После соответствующей  подготовительной работы Верховный  Совет СССР в 1970 году утвердил Основы законодательства Союза ССР и  союзных республик о труде. В 1971 году был принят Кодекс законов о  труде РСФСР. С определенными  изменениями и дополнениями, внесенными позднее, он действует и в настоящее  время. Заметим, что трудовое законодательство было одной из немногих отраслей права, которое не только закрепляло трудовые права рабочих, но и содержало  гарантии их реализации в конкретных условиях. В отдельную главу были выделены нормы, закреплявшие льготы для  работников, совмещающих работу и  обучением. Важная роль в охране трудовых прав КЗОТом возлагалась на профсоюзы.

 

В условиях развернувшейся во второй половине XX века научно-технической  революции большое значение приобрело  природоресурсное законодательство. Оно регулировало охрану и рациональное использование земли, ее недр, вод и других объектов природы. Так, в декабре 1968 года были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а в 1970 году - республиканские земельные кодексы. В декабре 1970 года Верховный Совет СССР утвердил Основы водного законодательства СССР и союзных республик. В 1972 году был принят водный Кодекс РСФСР, который действовал до 1995 года. Тогда же было кодифицировано законодательство о недрах, лесах. В 1980 году появились законы об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира. На основании вышеизложенного можно сказать, что в данный период сформировалось природоохранное право как самостоятельная отрасль права.

 

В 1984 году произошло важное событие в истории советского законодательства об административной ответственности. 20 июня Верховный  Совет РСФСР принял Кодекс РСФСР  об административных правонарушениях. Тем самым была кодифицирована важнейшая  отрасль государственного принуждения - административная ответственность. В  Кодексе была предпринята попытка  дать определение понятия административного  правонарушения. Это имело большое  практическое значение, так как давало возможность правоохранительным органам  не смешивать административные проступки  с преступными деяниями, что иногда имело место. Административным правонарушением (проступком) признавалась противоправное виновное деяние, за которое законодательством  предусматривалась административная ответственность.

 

30 июля 1969 года был принят  Кодекс о браке и семье РСФСР,  который, с одной стороны, воспринял  значительную часть ранее действовавших  норм, а с другой, освободил семейное  право от устаревших норм, обусловленных  спецификой военного и послевоенного  времени. 1) Ликвидировался прочерк  об отцовстве в свидетельстве о рождении детей, родившихся вне брака. 2) Вводился упрощенный внесудебный порядок развода через органы ЗАГСА для супругов, не имевших несовершеннолетних детей. 3) Кодекс разрешил вступление в брак с иностранцами, запрет на который был введен в 1948 году.

 

Значительным событием в  области гражданского права явилось  принятие Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года Жилищного Кодекса  РСФСР. Благодаря данному нормативному акту в РСФСР впервые на уровне законов получили детальное регулирование  жилищные отношения.

 

Одним из наиболее крупных  событий периода явилась подготовка и издание 11-томного Свода Законов  СССР (издавался в 1981 - 1986 годах) и 9-томного  Свода Законов РСФСР (издавался  в 1983 – 1987 годах). Они охватывали действовавшие  в то время законы.

 

Таким образом, к середине 80-х годов завершились работы по кодификации основных отраслей права, продолжавшиеся более 30 лет.

 

2. Кодификация Конституции  СССР 1977 г.

В 1962 году была сформирована комиссия, призванная выработать проект нового Основного Закона для общества развитого социализма.

 

Работа над Конституцией заняла долгие оды, окончательный проект был подготовлен в мае 1977 года.

 

Новая Конституция СССР была утверждена Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Она была названа  брежневским руководством Конституцией «развитого социализма». Появление  нового понятия «развитой социализм», отсутствовавшего у классиков марксизма-ленинизма, явилось отражением отказа от мифа о скором построение коммунизма. К 1977 году стало ясно, что построить коммунизм к 1980 году, как это предусматривала Программа КПСС, нереально. Чтобы сгладить разрыв между теорией и практикой, теоретики КПСС и решили ввести понятие «развитой социализм». В преамбуле Конституции назывались основные признаки «развитого социализма»:

 

1) на этапе «развитого  социализма» социализм развивается  на своей собственной основе;

 

2) «развитой социализм» - это общество, в котором созданы  многие производительные силы  и складываются все более благоприятные  условия для всестороннего развития  личности;

 

3) это общество зрелых  социалистических общественных  отношений;

 

4) это общество высокой  организованности, идейности и сознательности  трудящихся;

 

5) это общество подлинной  демократии.

 

Конституция состояла из девяти разделов:

 

1.    Основы общественного  строя и политики;

 

2.    Государство и  личность;

 

3.    Национально-государственное  устройство;

 

4.    Советы народных  депутатов и порядок их избрания;

 

5.    Высшие органы  власти и управления;

 

6.    Основы построения  органов государственной власти  и управления в союзных республиках;

 

7.    Правосудие, арбитраж  и прокурорский надзор;

 

8.    Герб, флаг, гимн  и столица;

 

9.    Действие Конституции  и порядок ее применения.

 

Следует обратить внимание на то, что в первом разделе Конституции, посвященном основам общественного  строя СССР, советское государство  по своей сущности характеризовалось  как «социалистическое общенародное государство» (ст. 1). Основным критерием  общенародности государства считалось, во-первых, то что оно выражало волю и интересы всех слоев советского общества - рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, во-вторых, как отмечалось в статье 2, «вся власть в СССР принадлежит народу». В тексте Конституции появилось еще одно новое понятие «советский народ». Понятие «советский народ» рассматривалось как исторически сложившаяся социальная и интернациональная общность советских людей, имеющих общую родину, общую территорию, единую, основанную на общественной собственности экономику, единую по социалистическому содержанию и многообразию по национальным особенностям культуру и общую цель - построение коммунизма.


Информация о работе Кодификация советского законодательства