Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:37, доклад
После окончания Воронежского педагогического института, он устраивается в Казахский Научно-исследовательский институт методистом. В его обязанности входило подготовка методических пособий для учителей истории средних школ. В этой работе на первый взгляд не было ни чего сложного, но в процессе работы он понял, «… что в исторических описаниях, комментариях к ним» столько темных пятен, что ему одному в этом разобраться будет очень сложно. Старшие коллеги не могли ему помочь т.к. опытных специалистов-историков в штате института не было. И обстановка в институте, как и общая обстановка в стране, была тревожной. Директора менялись в год по два раза.
«Когда мечта становится явью» - так называется одна из глав книги Медеу Сарсеке «Бекмаханов». Она вышла в 2010 году в Московском издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей».
О мечте юного Ермухана Бекмаханова, и о том, каким образом мечта претворилась в жизнь и повествуется в книге Медеу Сарсеке.
После окончания Воронежского педагогического института, он устраивается в Казахский Научно-исследовательский институт методистом. В его обязанности входило подготовка методических пособий для учителей истории средних школ. В этой работе на первый взгляд не было ни чего сложного, но в процессе работы он понял, «… что в исторических описаниях, комментариях к ним» столько темных пятен, что ему одному в этом разобраться будет очень сложно. Старшие коллеги не могли ему помочь т.к. опытных специалистов-историков в штате института не было. И обстановка в институте, как и общая обстановка в стране, была тревожной. Директора менялись в год по два раза. Многие, кто уходил в сторону от политики партии карались арестами и получали большие сроки. Так что мало кто мог взять на себя ответственность редактировать учебные издания по истории. Время, проведенное в библиотеках, по большому счету ему ни чего не давало. Литература была мало.
Но бедой для казахских школ обернулся арест автора первой «Истории Казахстана с древнейших времен» Санжара Асфендиярова, объявленного врагом народа и расстрелянного. Его труд, книга была запрещена. Казахские школы остались без учебника. А учителя историки не знали, что можно рассказывать на уроках. Самые смелые отрывали обложку прежнего учебника и вели свой урок по нему.
Понятно, что руководство научного института и Наркомат просвещения понимали, что без учебника и пособий вести урок истории не возможно. И они взвали всю тяжесть и решение проблемы на молодого специалиста Бекмаханова, а он с большим энтузиазмом взялся за ее разрешение.
Собрав все старые учебники, какие мог найти в библиотеках, он принялся за работу: составлял хронологические таблицы, делал выписки из исторических трудов, давал им оценки.
Все вроде бы получалось! Для учителей были составлены не плохие рекомендации, и руководство им было довольно.
В 1938 году Наркома просвещения поменяли, прежнего арестовали. А на его место пришел некий Мухамеджан Абдыкалыков сыгравший немало важную роль в исполнении мечты главного героя книги. Он был первым редактором «Истории Казахской ССР»
По словам Медеу Сарсеке на момент знакомства возраст Мухамеджана Абдикалыкова перевалил за 90 лет, но чувствовал он себя бодро, обладая крепкой памятью, мог спокойно вспоминать дела давно минувших дней.
Самое важное на мой взгляд, это то что М.Абдикалыков знал о необходимости в создании научных трудов и учебных пособий по истории, Истории Казахстана!
Абдикалыков высоко оценив старание и способности Ермухана Бекмаханова, он назначил молодого историка директором Научно-исследовательского Института. На тот момент Ермухану Бекмаханову было всего двадцать три года. Поразительный карьерный рост, за пятнадцать месяцев от рядового сотрудника до директора института!
И везение и не везение, я не знаю, чего здесь было больше.
В июне 1941 года началась Великая
Отечественная Война, а к
А прибыли в Алма-Ату десять квалифицированных московских историков, во главе с академиком Анной Михайловной Панкратовой.
В этот момент у Ермухана Бекмаханова и появилась идея о написании «Истории Казахской ССР».
«Ведь сама судьба подбросила их к нам, классных специалистов по истории» - так он обращался к секретарю ЦК партии Абдикалыкову, ранее занимавшего должность Наркома просвещения. В беседе с автором книги М.Абдикалыков вспоминает «Речь шла о жизни и смерти государства, и мы в Казахстане, хотя и были далеки от фронта, так же несли на своих плечах ее тяжесть. Разумеется, было не до учебника истории, который можно было и не писать, но школы- то работали. Зная об этом, Ермухан пришел ко мне с таким фантастическим предложением». Первоначально Абдикалыков пытался отговорить Бекмаханова от этой идеи. На что Бекмаханов ответил- «… я говорю не только об учебнике… эти ученые напишут нам «Историю Казахстана». Настоящую историю республики! А мы сами еще не скоро дорастем до того, нет у нас таких специалистов и не скоро будут.»
Но не довольный Мухамеджан ага ответил – «Эх, дорогой мой, смогут ли московские ученые написать историю казахов с древнейших времен до наших дней? Ведь они знатоки другой истории!»
Бекмаханов же проявив осведомленность, охарактеризовал каждого предполагаемого автора. Мухамеджан Абдикалыков предложил, что лучше будет, если такое предложение внесут признанные, авторитетные ученые! Уладив пару формальностей получив разрешение сверху, они принялись за «историю». В ходе работы они сталкивались с рядом сложностей: с националистическими мыслями ряда исследователей, поменявших свое мнение в результате общения с Ермуханом Бекмахановым . Команда Бекмаханова (в числе которых были Алкей Маргулан,Сабит Муканов и Каныш Сатпаев) столкнулась с вопросами касавшимися древности, ведь не вдруг и не случайно кочующие номады появились на этих бескрайних просторах, о которых в народном эпосе сказано «Пока достигнешь от одной границы до другой собьются копыта скакуна!»
Именно Ермухан Бекмаханов реабилитировал в глазах московских исследователей, историков Санжара Асфендиярова. Они понимали, что Санжар Жагупарулы просто жертва невежественных завистников и власти, не разобравшейся в сути происходящего! Они не раз пользовались его книгой, в ходе написания Истории Казахского народа!
Было еще множество вопросов, проблем и интриг в написании труда, над которыми авторам пришлось не раз ломать головы. Особенные разногласия возникли при написании 14 главы, посвященной освободительной борьбе казахов Среднего жуза под предводительством Кенесары Касымова. Бекмаханов выполняя поручение коллег. У него уже были кое-какие заготовки, которые он сделал для будущей диссертации.
Во время учебы в Воронеже у Ермухана сложились теплые, дружеские отношения с профессором Яном Яковлевичем Зутисом. В своих беседах он часто говорил о том, что у казахов « до сих пор нет своей систематически изложенной истории, даже жалкого учебника. Казахов не тысяча, а несколько миллионов… Наверное, у вас ещё не родился летописец своего народа, от зарождения до сегодняшнего дня..». Профессор Я.Зутис возлагал большие надежды на юного Ермухана Бекмаханова. Для меня стало очевидным то, что он не ошибся. В книге автор приводит отрывок из 38 слова назидания Абая Кунанбаева «… народ стоял стеной за своего, предводителей отдав им в руки бразды правления и помагая им во всем…. (…) богатство народа было богатством вождей а люди были их братьями…» Учитывая такое единство народа и их предводителя К.Касымова Ермухан Бекмаханов охарактеризовал это восстание как национально-освободительное.
Так писалась история! Так мечта стала явью!