Комсомольск-город легенда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Идея «Города – сада», прекрасного, рационально спланированного «нового», «социалистического» города являлась в 30 - 50-е годы, как представляется, основной идеологемой г.Комсомольска-на-Амуре. В соответствии с ней в общественном сознании сформировалась парадигма Комсомольска как города идеала, города вечной юности ,города на заре.
Тема нашего реферата- «Комсомольск-город легенда».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Модель нового советского города……………………………………...5
Глава2. Генеральные планы строительства г.Комсомольска…………………..7
Глава 3. Типологические особенности Комсомольска-на-Амуре 9
Заключение……………………………………………………………………….11
Библиография………………………………………………..…………………...12

Файлы: 1 файл

Реферат.комсомольск-город легенда.docx

— 43.72 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Модель нового советского города……………………………………...5

Глава2. Генеральные планы  строительства г.Комсомольска…………………..7

Глава 3. Типологические особенности Комсомольска-на-Амуре 9

Заключение……………………………………………………………………….11

Библиография………………………………………………..…………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Введение

 

    Идея  «Города – сада», прекрасного, рационально спланированного  «нового»,  «социалистического» города  являлась в 30 - 50-е годы, как представляется, основной идеологемой г.Комсомольска-на-Амуре. В соответствии с ней  в общественном сознании сформировалась парадигма Комсомольска как города идеала, города вечной юности ,города на заре.

Тема нашего реферата- «Комсомольск-город легенда».

    Актуальность темы. Изучение г.Комсомольска как «нового» города занимает важное место среди научных исследований, но цельных работ по данной теме нет.

Объект: история строительства г.Комсомольска в 30-50г.

     Предмет: Комсомольск-на-Амуре как «новый город».

Цель нашего реферата- показать как за красивым фасадом кроется весьма неприглядная трагическая изнанка  г.Комсомольска-на-Амуре, доказать, что образ Комсомольска как героического города, нового города, города будущего является лишь результатом его идеализации.

 Задачи:

  • Рассмотреть понятие «новый город»
  • Сопоставить генеральные планы города разных лет
  • Показать различия между моделью «нового» советского города и Комсомольска-на-Амуре нашего времени.

Работ, где комплексно исследовалась  бы данная тема нет .Тем не менее, многие отдельные аспекты  нашей проблемы становились темами научных изысканий. Некоторые из них: Н.Ю Костюрина «Новый город как модель советской культуры», В.Н.Савенкова «Архитектурная идея  города. Комсомольск- на- Амуре в 30-50-е годы 20века», М.А.Кузьмина «Комсомольск-на-Амуре: легенды, мифы и реальность».

    Методы исследования: историко-генетический, историко-типологический.

Структура реферата:

  • в первой главе мы рассматриваем концепцию «нового города» Э.Говарда и говорим о том, что идея города-сада была весьма популярна в широких массах и обозначала нечто хорошее, лучшее совершенное. Понятие «новый город» - это город, построенный на девственной земле, лишенный истории с новым социалистическим бытом и новым совершенным (советским) человеком.
  • Во второй главе мы рассматриваем и анализируем генеральные планы строительства г.Комсомольска 1937, 1939, 1954гг, которые были мало чем похожи между с собой, и это не могло ни отразиться негативно на всем строительстве.
  • В последней главе мы рассматриваем типологические особенности города. И говорим о том, что в 30-50гг по численности населения он относился к категории средних, а как город военной индустрии был «закрытым». Его можно считать городом, находящимся под опекой государства, созданным вопреки природе и  не имеющим истории. Это позволяет предположить, что некоторые элементы концепции «нового города» были воплощены в реальность, но по мере исторического развития он удалился от задуманного идеала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Глава 1. модель нового советского города

 

          Концепция «нового города» в отечественном градостроении получила распространение в начале XX века, во многом благодаря популярности в России идей Э. Говарда, в предисловии к русскому изданию 1911 г. своей книги «Города будущего» писавшего о перспективах и пользе строительства новых городов на девственной земле, произведенного без помех, создаваемых традициями и предубеждениями прошлого. Основой создания города-сада (т.е. города-деревни), по Говарду, было изменение характера взаимоотношений между городом и деревней, передача земли в муниципальную собственность, осуществление роста города за счет создания городских агломераций (образования группы городов) и преобладание общинной формы социальной организации.

В результате синтеза ряда градостроительных и социальных идей понятие «новый город», в которое ранее вкладывался практический смысл, получило наполнение, весьма далекое от первоначального.

Популярность идеи города-сада в широких массах обусловила основной пафос образа нового города как идеального, города будущего, а значит хорошего, лучшего, совершенного.

В контексте социальных преобразований понятие «новый город» стало означать:

  • город, построенный на новом (пустом) месте,
  • город, лишенный истории и традиции,
  • город, в основу планировки которого положены новые градостроительные концепции,
  • город, в котором принципиально иной организации всей жизненной среды соответствует (формируется) новый социалистический быт и новые социальные отношения,
  • город, формирующий нового совершенного (советского) человека [8; с.23].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Генеральные планы строительства г. Комсомольска

 

 В 30-50е годы Комсомольск мыслился как будущее Страны Советов, символ нового государства (в нем сосредоточено все самое «новое», «передовое», «советское», его строят «лучшие люди» страны). Комсомольск должен был быть образцом, учебным пособием «новой» культуры.

Комсомольск символизировал ограду и защиту, символика этого  города поддерживалась его названиями: «Форпост обороны на Дальнем Востоке», «Форпост социализма на Тихом океане», «город-крепость»,  «город-бастион».

          Строительство г. Комсомольска долгое время не имело генерального плана, было спонтанным, хаотичным и убыточным, проектирование и застройку осуществляли отдельные предприятия города, зачастую руководствуясь собственными интересами.

         Территория будущего города застраивалась по мере ее освоения, кочервки тайги. Первые предприятия и поселения оказались хаотично разбросанными по амурскому берегу. Разделения строительства на зоны не существовало.

         Первый план города был разработан лишь в 1937г, под руководством архитектора Б.Данчича [8; с,89].

         Особенностью планировки г. Комсомольска можно считать наличие центров города: в Правосилинской (Центральный район) и Левосилинской ( Ленинский район) частях города. (Безусловно, власти было выгоднее запланировать и осуществить на практике традиционный городской центр. Однако градостроительная ситуация первых лет строительства города, которая была не упорядоченной и подчинялась не планированию города в целом, а возведению отдельных заводов и поселков при них, и особенно естественные природные условия не позволили ей осуществить свой замысел на практике).

Генеральный план 1939 г. отражает стремление к симметрии ( это заметно в Правосилинской части города). Возможно ,такая симметрия должна прилагаться ко всей территории города, но этому помешала ,протекающая в центре города река Силинка.

Идеологема  «города-сада», имеющая своими корнями архетипический образ «рая»- «огороженного места» нуждалась в формальном подкреплении- в плане города. Рай как «остров» и был представлен планом симметрии.

В генеральном плане 1939 г. можно наблюдать высшую степень завершенности и порядка, высокую композиционную упорядоченность магистралей города, регулярную «классическую» планировку проспектов, которая выражалась в идеальной симметрии, а также в стройной, строго пропорциональной архитектуре. Однако воплотить в реальность этот план почти не удалось.

Генеральный план города (1954)  предполагал регулировку многочисленных русел р. Силинки с целью образования только двух, которые охватывали Центральный парк культуры и отдыха в ее пойме с двух сторон. Однако в полном значении  этого слова «центрального» парка, который должен был служить объединению разрозненных частей города, создано так и не было.

             Таким образом, планировка городского строительства Комсомольска-на-Амуре менялась в течении ряда лет, и не смогла преодолеть первоначального строительного хаоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Глава 3. Типологические особенности г. Комсомольска-на-Амуре

 

В соответствии с принятой в СССР типологией городов по численности  населения в период 1930-1950-х Комсомольск относился к категории средних, по градообразующему признаку, как большинство городов, построенных советской властью, это промышленный (машиностроение: самолето- и судостроение и металлообработка) город, чем определялось его лицо.

Возникновение Комсомольска в районе пионерского промышленного  освоения на востоке страны, сделало  закономерным последующее укрупнение и концентрацию производства, развитие его как города комплексного промышленного  профиля; с течением времени он становится административным районным центром, самостоятельным  в системе поселений.

Комсомольск, как город военной индустрии, был "закрытым" для въезда и выезда, что, напротив, не предполагало свободного взаимодействия города и мира. Как город полностью подчиненный государству и абсолютно зависящий от него в своей жизнедеятельности, Комсомольск может быть назван городом, находящимся под опекой.

Комсомольск, как любой  новый город, представляется идеальной  моделью вселенной, в проектах осмысливается  как центр земли, точка, из которой  начнется процесс обновления мира, он рассматривается и как святыня  для окружающих земель, место паломничества  рабочих из других стран, т.е. может  быть атрибутирован в соответствии с типологией Ю. Лотмана как концентрический. Структура его тяготеет к замкнутости, выделению из окружения - природной среды, которая оценивается как враждебная. Соответственно этим представлениям складывается и городская мифология генетического плана, он имеет начало, но не имеет конца – это почти "вечный город" – «город юности вечной». Это частично совпадает, а частично противоречит советской концепции новых городов.

Однако географическое положение  континентального Комсомольска - на краю (Дальний Восток - край или начало земли) культурного пространства, в  устье реки, в соответствии с чем он может быть рассмотрен как эксцентрический город, тяготеющий к разомкнутости, открытости и культурным контактам, что также частично совпадает с проективным его осмыслением.

Комсомольск - это город, созданный вопреки природе и  находящийся в борьбе с ней, что  дает возможность интерпретации  города как борьбы стихии и культуры, победы разума и человеческих возможностей над стихиями, что особенно отчетливо  проявляется в художественных текстах, для которых оппозиция искусственное/естественное исключительно актуальна.

Как идеальный искусственный  город, создаваемый в качестве реализации рационалистической утопии, построенный  на новом месте Комсомольск лишен  истории. В силу этого Комсомольск  является не генератором культуры, а лишь ее проекцией, слепком с  нее; это приводит к росту мифологии, вне которой оказывается невозможна история города.

Комсомольск не был способен генерировать новую информацию, постоянно  заново рождать свое прошлое, этим он не противостоит времени, а воплощает  его.

По мере исторического  развития Комсомольск все больше удалялся от задуманного идеала рационалистического  города, организуемого уставами, обрастал историей, усложнялась его топокультурная и социальная структура, разнообразились виды деятельности, но это было делом не одного десятилетия [8; с,88].

 

 

 

 

 

                                                        Заключение

 

          Комсомольск должен был явить собой воплощение мечты человека о совершенном социальном устройстве и рациональной организации жизни, и, формируясь вне целостного культурно-исторического контекста, действительно реализовал  с большой последовательностью многие элементы структуры советской культуры, несмотря на полную противоположность реалий строительства концепции нового города .

У Комсомольска не было истории, вместо нее город обретал мифологию, и этот советский миф органично связан со всем периодом существования города.

Отсутствие исторического  прошлого и разнообразия культурных и поведенческих образцов способствовало формированию в новом городе системы ценностей нового советского государства, основой которой является жертвенный труд во благо будущих поколений.

Если изначально у людей  было сформировано специфическое представление  о городе, зафиксированное в образах «города мечты», «города на заре»,то в по мере исторического развития постепенно Комсомольск стал восприниматься как «город миф», «ГОРОД-ЛЕГЕНДА».

Можно заключить, что образ Комсомольска как героического города, нового города, города будущего был всего лишь результатом его идеализации.

 

Библиография

 

1. Агапова, Т.И. Формирование кадров рабочего класса на социалистических новостройках г. Комсомольска- на- Амуре // Третья научная конференция по истории, археологии, этнографии Дальнего Востока. – Вып.1. Доклады и сообщения по истории Советского Дальнего Востока эпохи социализма и коммунизма (1917–1962). – Владивосток, 1962. – с. 118-130.

2. Герчикова, Л. Это наш город, город на заре / Л. Герчикова. – М., 1982. – с.

3. Говард, Э. Города будущего. – СПб., 1911.

4. Григорьев, А.С. Неизбежное У / ДВК, № 139, 1990.

5.Долгова, И.Л.Социальный характер советской молодежи Дальнего Востока 30-х годов. Дисс... канд. истор. н.- Хабаровск, 2003.

6. Жуков Ю, Измайлова Р. Первостроители. - Комсомольск-на-Амуре, 1982.

Информация о работе Комсомольск-город легенда