Концепции происхождения государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Теологическая теория возникновения государства, XIII век, Рим, Представители: Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), Жак Маритен, Мерсье и др.)

Файлы: 1 файл

Концепции происхождения государства.docx

— 31.02 Кб (Скачать файл)

Концепции происхождения государства

Название концепции

Когда и где возникла

Представители

Основная суть

Плюсы

Минусы

Теологическая теория возникновения  государства

XIII век, Рим

Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в.,

 Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), Жак Маритен, Мерсье и др.)

Теологическая теория призывает:

   • принять государство  и власть как данность, полученную  свыше;

   • признать власть  монархов святой и происходящей  от Бога (Папа Римский – представитель  Бога на Земле, монархи - представители  Папы и через него Бога в  своих государствах);

   • полностью и  во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной  и земной, являющейся представительницей  небесной на Земле, - то есть  монархам и государству;  не  пытаться изменить установленный  Богом порядок.

  • способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

 

  • препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти и собственности.
  • Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

Патриархальная теория

384-322 до н. э, Древняя Греция

Аристотель, Конфуций, Р.Филмер,

Н.Михайловский

Государство возникает по модели семьи.

     Согласно патриархальной  теории:

   - монарх является отцом всего народа;

   - благосостояние  общества невозможно без королевской  (отцовской) заботы;

   - король действует  во благо подданных, охраняет  и защищает их (как отец членов  семьи);

   - власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

   - подданные обязаны  чтить короля и подчиняться  ему, как члены семьи отцу.

  • способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;

 

  • культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
  • Существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.

Договорная теория

XVII - XVIII вв.,

Древняя Греция, Древний  Рим

Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо, А. Радищев и др.

  • Согласно этой теории государство возникает в результате договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в естественном состоянии.
  • Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение, образования государства в целях надежного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия.
  • В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека.
  • В случае нарушения условий общественного договора народ имел право свергнуть власть, совершив революцию.

1) Авторы отметили особенности  человека (страх, инстинкт, самосохранение);

2) Носит демократический  характер;

3) Опровергает существование  религиозного начала в сущности  государства;

4) Опирается на общественную  практику;

1) Согласно теории человек не  подчиняется ни кому и никого  не подчиняет себе;

2) Чтобы сознательно создать  государство, нужно о нем иметь  хоть какое-то представление;

3) Договор – это воля  людей, значит он может быть расторгнут;

4) Договор не обладает  юридической силой, т.к. появился раньше государства.

Материалистическая теория

Середина ХIХ в.,

Германия

К. Маркс,

 Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

Государство возникло, в силу экономических  причин: обществ. разделения труда, появления прибавочного продукта и части собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

1) Материальные условия общества  играют в нем очень большую  роль;

2) Изменение форм трудовой  деятельности, ведение хозяйства,  собственности влияет на возникновение  государства;

3) При переходе от присваивающей к производящей экономике идет дифференциация людей по существенному признаку;

1) На образование государства влияет  не только экономика, но политические  и социальные факторы;

2) Недооценивается роль  государства в регулировании  экономических процессов;

3) Происхождение государства  в мире идет не по одной  схеме.

Психологическая теория

Конец XIX в., Германия, Польша

Л.И.Петражицкий,

З. Фрейд.

Согласно мнению сторонников психологической  теории государство возникло благодаря  особым свойствам психики человека.

     Под этими  свойствами подразумеваются: 

   • желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

   • желание сильных  индивидуумов общества повелевать  над другими людьми;

   • способность  сильных личностей оказать психологическое  воздействие на массы и подчинить  их своей воле;

  • желание отдельных  членов общества не подчиняться  обществу и бросить ему вызов  - сопротивляться власти, совершать  преступления и т. д. - и необходимость  их обуздания.

  • Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Конечно психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, - важный фактор, но в то же время роль психологических  свойств личности не следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться  лишь как моменты государственного образования, так как сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных условий.

Теория насилия

Шан Ян

(390-338 до н. э.) Китай

Основатели теории внешнего насилия: Гумплович, Каутский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основатель теории внутреннего  насилия: Дюринг.

Теория насилия состоит из двух частей:

1. Теория внешнего насилия;

2. Теория внутреннего  насилия (смотреть страницу 4).

 

Суть теории внешнего насилия  – государство - результат завоевания одного племени другим

 

 

 

 

 

Суть теории внутреннего  насилия: государство это результат  насилия одной части общества над другой.

Плюсы теории внешнего насилия:

1) Основана на многих исторических фактах;

2) Результат завоевания  отражается во всех сторонах  жизни вновь возникшего общества;

3) Государственный аппарат  состоит из завоевателей.

 

 

 

 

 

 

Плюсы теории внутреннего насилия:

1) У людей имеются разные  интересы;

2) Имеет место насилие  в обществе;

3) Государство в осуществлении  своих функций использует насильственные  методы.

Минусы теории внеш. насилия:

1) По отношению к процессу происхождения государства завоевания носят вторичный характер;

2) Есть примеры, когда не само завоевание, а угроза завоевания послужила возникновению государства;

3) Кроме насильственного пути возникновения, есть мирный путь.

 

 

 

Минусы теории внутреннего насилия:

1) Отстаивание интересов  может привести к саморазрушению  общества и государства;

2) Люди не могут быть  равны биологически;

3) Государство не всегда  выражает интересы общества;

4) Если можно создать  государство насильственным способом, то его можно и разрушить.




 

 

 


Информация о работе Концепции происхождения государств