Конституционное право зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право как отрасль права– система внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), которые содержатся в различных правовых актах – конституциях, законах, декретах президента – и регулируют определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).

Файлы: 1 файл

Контрольная работа-зарубежные страны.docx

— 66.38 Кб (Скачать файл)

Города выделены из графств  и имеют свою систему самоуправления. В США существуют 3 системы городского самоуправления. В большинстве городов применяется система «совет – управляющий». Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист – чиновник-менеджер.

Графства подразделяются на тауны и ауншипы (иногда таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами – группу примерно однородных поселков). В мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет (совет из 3–5 человек). В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитета собрания граждан выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля – ответственного за общественный порядок.

В административно-территориальных  единицах, городах населением или  городским советом избираются также  различные советы и комитеты по разным вопросам (школьные советы, опекунские советы по делам о помощи нуждающимся, библиотечные советы и др.).

Местное самоуправление играет большую роль в США. На службе в  его органах занято более половины работников управленческого труда, доходы муниципальных бюджетов в  совокупности равны приблизительно 40 % федерального бюджета, хотя в местные бюджеты отчисляются налоги со статей, дающих небольшие доходы. Полномочия местных органов расширяются по той же причине, что и полномочия штатов: им передаются социальные вопросы, отягощающие федеральный бюджет и бюджет штата.

Кроме административно-территориальных  единиц, в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. В таких округах население избирает либо комитеты, либо должностных лиц, либо орган, создавший округ, назначает сюда чиновников. Но ведают эти органы только вопросами, относящимися к профилю округа.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Конституция 1958 г. упоминает лишь об отдельных правах (равноправие, избирательные права, коллективное право народов на самоопределение), а также содержит общие положения, из которых можно сделать выводы о характере прав личности во Франции, – положения о светском, социальном, демократическом государстве. Более детально об этом говорится в Декларации 1789 г. (хотя ее некоторые формулировки в современных условиях выглядят своеобразными) и в преамбуле Конституции 1946 г. Отдельные права и свободы личности закреплены в более ранних законах, на которые в общей форме даны ссылки в преамбуле Конституции 1946 г. (свобода труда и предпринимательства, равенство хозяина и работника по Конституции 1848 г., несколько законов о свободе печати и собраний 1881 г., о свободе ассоциаций 1901 г., о свободе совести 1907 г. и др.).

Конституционные акты признают равенство перед законом, равноправие  мужчины и женщины, равноправие  независимо от расы и национальности, равное право на труд независимо от происхождения, взглядов или вероисповедания, равный доступ к образованию, культуре, приобретению профессии.

К числу социально-экономических  прав относятся: право на собственность  и ее неприкосновенность, право на равное налогообложение в соответствии с состоянием граждан и контроль за его необходимостью, профсоюзные  свободы и право на забастовку, право трудящихся участвовать через  делегатов в коллективном определении  условий труда и в руководстве  предприятиями. Эти права закреплены в основном в преамбуле Конституции 1946 г.

К числу политических прав, которые названы в основном в  Декларации 1789 г., в преамбуле Конституции 1946 г. и в законах, входящих в «конституционный блок», относятся: свобода объединения, слова, печати, собраний, митингов, демонстраций.

Конституционные документы  закрепляют личные права исходя из концепции естественных прав человека (неприкосновенность личности, свобода  совести, право на публичные должности, право убежища для иностранцев). В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. записаны также и некоторые общие принципы осуществления этих прав: свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому, ее границы устанавливаются только законом; никого нельзя принуждать к тому, что не предписано законом.

В конституционном праве  Франции закреплены обязанности  личности: трудиться, платить налоги для общественных нужд. В качестве обязанностей государства провозглашаются  бесплатное и светское образование  на всех ступенях, помощь неимущим.

Защита конституционных  прав и свобод во Франции осуществляется не только общими и административными  судами, но и специальными органами, о которых говорилось выше, – Конституционным советом и Государственным советом.

Существует также особый орган – парламентский посредник (омбудсмен), но его полномочия ограничены. Обращаться к нему с жалобами на нарушения конституционных прав можно только через членов Парламента; он не может вести собственное  расследование, а лишь обращает внимание органов государства на нарушения.

КОНСТИТУЦИЯ И  КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ФРГ

Основной закон ФРГ  был принят 8 мая 1949 г. и вступил в силу для западных земель 23 мая 1949 г.

В каждой из земель ФРГ имеется  собственная Конституция.

Основной закон состоит  из Преамбулы (имеющей данное название) и формально по нумерации 9, а фактически 13 разделов, охватывающих 185 статей (но последняя по номеру статья 146, это  связано с тем, что многие статьи имеют один и тот же номер, но разные буквенные обозначения).

Преамбула содержит формулу  общего характера о целях конституционного регулирования («стремление служить  делу мира во всем мире в качестве равноправного  союзника в объединенной Европе») и  перечень всех земель.

Раздел I «Основные права» устанавливает «неприкосновенные  и неотчуждаемые права человека» (свободу вероисповедания, совести, мировоззрения, свободу мнений, защиту брака и семьи, свободу союзов, собраний, право собственности и  др.).

Раздел II «Федерация и земли», помимо разграничения предметов  ведения и полномочий между федерацией и землями, включает вопросы, связанные  с участием ФРГ в Европейском  Союзе.

В разделе III «Бундестаг»  говорится о порядке формирования этого органа.

Раздел IV «Бундесрат» посвящен статусу данного органа.

Раздел IV-а «Объединенный  комитет» состоит из 1 статьи (53-а) и  посвящен органу, формируемому из состава  Бундестага и Бундесрата.

Раздел V «Федеральный Президент» включает ста-

Хтьи о порядке выборов  Федерального Президента, требования к кандидатам и полномочия.

Раздел XI «Состояние обороны».

Раздел VI «Федеральное правительство».

Раздел VII «Законодательство  Федерации» – о разграничении  предметов ведения и полномочий Федерации и земель.

Раздел VIII «Исполнение федеральных  законов и федеральная администрация».

Раздел VIII-а «Общие задачи Федерации и земель» включает положения об участии Федерации  в выполнении государственных задач  землями.

Раздел IX «Правосудие» содержит основы статуса органов судебной ветви власти.

Раздел Х «Финансы»  устанавливает принципы и порядок  финансового обеспечения расходов по осуществлению государственных  задач.

Раздел Х-а «Состояние обороны» посвящен вопросам режима данной разновидности чрезвычайного положения.

Раздел XI «Переходные и  заключительные положения», помимо положений  временного и переходного характера, содержит ряд правовых дефиниций (например, гражданства) и разъяснения отдельных  положений Основного закона.

По порядку изменения  Основной закон относится к числу  жестких. Согласно ст. 79 он может быть изменен только законом, который  специально изменяет или дополняет  текст Основного закона. Кроме  того, имеются некоторые ограничения  в отношении международных договоров; не допускаются изменения, касающиеся разделении Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве и принципы, выраженные в характеристике государства как демократического и социального.

Закон об изменении или  дополнении Основного закона принимается  большинством голосов в 2/3 голосов  Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата.

 

Конститутиционные права и свободы Германии

В конституции установлено, что каждый имеет право на всестороннее развитие личности, использование прав и свобод, поскольку он не нарушает прав других и не посягает на свободный  демократический (конституционный) строй, не создает угрозы существованию  Федерации и земель, не нарушает законы нравственности. В противном  случае, а также при злоупотреблении  свободой слова, собраний, объединения, правом собственности, другими правами  лицо или объединение может быть лишено определенных прав Федеральным  конституционным судом. Возможно также  ограничение конституционных прав законом (в том числе законом  об обороне, о чрезвычайном положении), который должен иметь общий характер, а не относиться к отдельному лицу или объединению. Допускается ограничение  конституционных прав военнослужащих (во время службы).

Регулируя правовой статус личности, конституция уделяет особое внимание политическим и личным свободам, однако закрепляет и социально-экономические права в том варианте, который был возможен в ситуации, сложившейся в Германии к 1949 г. (не говорится о праве на труд и др.). Конституционные принципы, относящиеся к социально-экономическим правам, были существенно развиты и дополнены в дальнейшем современным законодательством.

Среди социально-экономических  и социально-культурных прав Конституция называет свободу выбора профессии, места работы (ограничения возможны только по приговору суда), свободу объединения для охраны и улучшения условий труда (прежде всего это профсоюзные свободы), право собственности и ее наследования (с тем ограничением, что собственность должна служить общему благу), свободу искусства, науки, образования, свободу преподавания, но при условии соблюдения Конституции (свобода преподавания относится в основном к высшей школе).

В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний, право на объединение и др. Предусматривается право индивидов или коллективов обращаться в государственные органы с жалобами и просьбами.

Среди личных прав и свобод Конституция называет: право на жизнь и физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища (без разрешения хозяина и постановления судьи проникновение в жилище возможно лишь в случае опасности для общества и лица, для предотвращения нарушений общественной безопасности и порядка), на тайну переписки, на свободу совести и др.

Об обязанностях граждан  в конституции содержатся лишь краткие  положения: об обязанности родителей  заботиться о детях, закреплена обязанность  воинской службы.

В Конституции предусмотрены  юридические гарантии прав и выполнения обязанностей. В частности, государство  или ведомство, на службе которого состоят  лица, нарушившие свои служебные обязанности  в отношении третьих лиц (физических и юридических), несут ответственность  за действия своего служащего. Права  военнослужащих обязан защищать уполномоченный Бундестага (омбудсмен) по обороне.

 

Политические  партии Германии

Правовое положение политических партий регулируется Конституцией Германии более детально, чем во Франции. Кроме  того, в Германии есть специальный  закон о политических партиях 1967 г., неоднократно пересматривавшийся (последняя редакция – в 1994 г.).

Согласно ст. 21 Конституции  ФРГ партии могут создаваться  свободно (явочным порядком), для  этого не требуется разрешения или  уведомления; их назначение – содействовать  формированию политической воли народа; внутренняя организация партий определяется ими самими, но должна соответствовать  демократическим принципам; партии должны представлять публичный отчет (публиковать данные) о своем имуществе, фондах и источниках средств; партии являются антиконституционными, если стремятся причинить ущерб основам  свободного демократического строя, поставить  под угрозу существование ФРГ (по решению Федерального конституционного суда).

Партия (согласно определению  в Законе о политических партиях) – это объединение граждан, длительное время оказывающее влияние на формирование политической воли народа, выдвигающее кандидатов в представительные органы Федерации или земли. Партии рассматриваются как необходимая составная часть основ свободного демократического строя; они могут использовать разные способы для формирования политической воли народа.

Партия утрачивает права  партии, если в течение 6 лет не выдвигает  кандидатов в Бундестаг или местные  ландтаги. Для финансирования партий в Германии существует особый налог  – 5 марок в год.

В Германии действуют десятки  партий, в том числе на уровне отдельных земель (на выборах в  Бун

дестаг в 1998 г. участвовали 40 партий). Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5–6 партиям (в 1998 г. пятипроцентный заградительный барьер преодолели 6).

На правом фланге – национально-демократическая партия (15 тыс. членов), возникшая на базе запрещенной в 1952 г. националистической партии, Германский народный союз (около 20 тыс. членов), республиканская партия (23 тыс. членов). Эти партии не оказывают заметного влияния в обществе, не имеют представительства в Бундестаге, так как не преодолевают пятипроцентного барьера.

Партия правого центра – Христианско-демо-кратический союз (ХДС) – около 670 тыс. членов. Идеология этой партии исходит из религиозных заповедей, толкуемых, с одной стороны, с позиций ответственности человека перед Богом, а с другой – с социальных позиций христианского учения.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран