Конституционный суд РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:13, доклад

Описание работы

Институт конституционного правосудия существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого является Конституция, требует наличия конституционного контроля.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, а также его цели, задачи и функции определяются Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и другими актами законодательства.

Файлы: 1 файл

доклад. основы права.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Институт конституционного правосудия существует в абсолютном большинстве современных демократических  государств. Реализация идеи правового  государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого является Конституция, требует  наличия конституционного контроля.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, а также его  цели, задачи и функции определяются Конституцией Республики Беларусь и  Законом Республики Беларусь «О Конституционном  Суде Республики Беларусь», Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и другими актами законодательства.

Конституционный Суд Республики Беларусь учрежден на основе Конституции Республики Беларусь в 1994 году. Задачами Конституционного Суда являются обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории государства, соответствия нормативных правовых актов государственных органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», основными принципами деятельности Конституционного Суда являются такие принципы, как законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон:

Принцип законности. Данный принцип означает, что Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами.При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.

Принцип независимости. Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

Коллегиальность, как принцип, означает, что рассмотрение дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально. Решения принимаются только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Принцип гласности свидетельствует о том, что дела разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Также решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично.

Принцип устности означает, что разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы.

Принцип равноправия и состязательности сторон, как принцип, означает, что при рассмотрении дел Конституционным Судом стороны пользуются равными правами. Также конституционное судопроизводство строится на началах состязательности сторон.

Статьей 116 Конституции предусмотрено, что Конституционный Суд формируется  в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, остальные шесть — избираются Советом Республики Национального  собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей — 11 лет, но допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Предельный возраст судей Конституционного Суда − 70 лет.

Участниками заседания Конституционного Суда являются стороны, представители  сторон, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, которые в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» наделены правами и обязанностями.

После рассмотрения дела в заседании  Конституционным Судом в закрытом совещании принимается итоговое решение (в случаях, предусмотренных  законодательством, решения Конституционного Суда принимаются в виде заключения), которое вступает в силу со дня его принятия, если в нем не установлен иной срок и подлежит безотлагательному исполнению. Решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании.

Конституционный Суд по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров дает заключения:

о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных  договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой  Беларусь;

о соответствии актов  межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента;

о соответствии постановлений  Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента;

о соответствии актов  любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента.

В случаях, предусмотренных  Конституцией, Конституционный Суд  по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

В 2008 году на законодательном  уровне компетенция Конституционного Суда расширена. Конституционный Суд  осуществляет обязательный предварительный  контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции, – до подписания данных законов Президентом. Реализация Конституционным Судом полномочия по обязательному предварительному контролю конституционности законов не препятствует проверке конституционности этих законов в порядке последующего контроля после вступления их в силу.

Конституционный Суд  по предложению Президента излагает позицию о конституционности  международных договоров – до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов  о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров.

По поручению Президента Конституционный Суд дает официальное  толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан.

По предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Конституционный Суд принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства.

Конституционный Суд  по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания, Совета Министров излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

По поручению Президента судьи Конституционного Суда проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений  нормотворческой деятельности и  правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.

Кодексом о судоустройстве и статусе судей предусмотрено, что государственные органы, общественные объединения, другие организации, а  также граждане имеют право обращаться с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта.

Конституционный Суд  вправе вносить Президенту, в палаты Национального собрания, Совет Министров, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов, то есть принимать решения, направленые на устранение имеющихся в законодательстве конституционно-правовых пробелов.

Из всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что Конституционный  Суд Республики Беларусь - это судебный орган, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь, который создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных законодательством.


Информация о работе Конституционный суд РБ