Конституция ФРГ 1949.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:25, реферат

Описание работы

По Конституции 1949 г. ФРГ провозглашалось демократическим, правовым и социальным государством. В ней значительное место было уделено правам и свободам граждан (таким, как свобода и неприкосновенность личности, равенство перед законом, свобода печати, собраний и т.д.). Конституция ФРГ была построена на федерализме и разделении властей.

Файлы: 1 файл

Конституция ФРГ 1949 г.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

Конституция ФРГ 1949 г.

 

По Конституции 1949 г. ФРГ провозглашалось  демократическим, правовым и социальным государством. В ней значительное место было уделено правам и свободам граждан (таким, как свобода и  неприкосновенность личности, равенство  перед законом, свобода печати, собраний и т.д.). Конституция ФРГ была построена на федерализме и разделении властей.

Первый  раздел Конституции 1949 г. посвящен правам человека. Это как бы подчеркивает их приоритет перед другими положениями. В этом разделе больше, чем в каком-либо другом, можно увидеть отрицание порядков «Третьего рейха», в тексте прямо прослеживается осуждение прошлого.

Этой Конституцией был закреплен специальный механизм, который являлся гарантом незыблемости ее положений. Например, отдельные лица могли быть лишены конституционных прав, некоторые партии могли быть запрещены из-за своей «антиконституционности». Кроме того, пересмотр основных статей Конституции не допускался.

Основными органами государственного управления по Конституции стали: бундестаг, бундесрат, федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.

Бундестаг – это высший законодательный орган власти, который избирается на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием, по смешанной избирательной системе. Существовал 5% избирательный барьер, что позволяло «отсеивать» наиболее радикально направленные группировки. Кроме того, бундестаг утверждал бюджет, формировал и контролировал деятельность правительства (но – существовало правило «конструктивного вотума», когда отставка правительства была возможна только при утверждении ими нового канцлера).

Бундесрат – этот орган представлял интересы земель. Бундесрат участвовал в принятии бюджета, его согласие требовалось для принятия законов, которые вносили бы изменения в Конституцию, границы и территории земель, структуру земельных органов.

Федеральный президент – это глава правительства, которого на 5 лет избирает федеральное собрание. Его полномочия ограничены: он представлял на утверждение главу правительства, увольнял и назначал федеральных судей и чиновников, представлял страну на международной арене.

Реальное  руководство страной осуществляло федеральное правительство во главе с канцлером. Как правило, канцлер – это глава партии, которая победила на выборах. Он утверждался бундестагом. Канцлер формировал кабинет, занимался внутренней и внешней политикой государства и нес ответственность перед бундестагом.

Конституционный суд – осуществлял контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривал споры о правах и обязанностях высших органов власти федерации, отдельных земель, выносил решение о запрете политических «антиконституционных» партий. Судьи конституционного суда назначались пожизненно, 50% утверждались бундестагом, 50% - бундесратом.

Судебная система:

Судебная  система была построена на принципе полисистемности и включала в  себя: конституционные суды, суды общей  юрисдикции, административные, финансовые, трудовые суды и суды по социальным вопросам.

1. В ФРГ было два уровня конституционной юстиции. Это Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель. По Конституции каждая земля была вправе создавать собственный конституционный суд, который являлся совершенно самостоятельным органом. Федеральный конституционный суд не стоял во главе системы конституционных судов земель и не контролировал производство в этих судах.

2. Суды общей юрисдикции рассматривали уголовные и гражданские дела, их система состояла из четырех инстанций: участковые суды, суды земель, Верховные суды земель и Федеральная судебная палата.

- участковые суды были низшей инстанцией. Они рассматривали гражданские дела, если сумма иска не превышала определенной суммы (10 тысяч марок), а также споры, которые можно было отнести к защите прав потребителей. Кроме того, в компетенцию участковых судов входили споры, вытекающие из семейных правоотношений (кроме установления отцовства). Также участковые суды могли рассматривать уголовные дела, если наказание не превышало четырех лет лишения свободы, но если же наказание превышало два года заключения, то дела рассматривались с участием судебных заседателей (шеффенов). Основная же масса дел рассматривалась судьей единолично.

- Земельные суды. Они рассматривали дела по гражданско-правовым спорам суммой свыше 10 тысяч марок, дела по установлению отцовства и некоторые категории исков, которые предъявлялись к казне, судьям и государственным служащим в связи с превышением их полномочий. Большинство дел решалось коллегией их трех судей, некоторые, особо сложные дела, могли решаться судьей единолично. Земельные суды могли рассматривать также уголовные дела, где наказание превышало четыре года. Подобные дела рассматривались судебными коллегиями, в которых были два-три профессиональных судьи и два шеффена. Кроме того, земельные суды выступали в качестве апелляционной инстанции на решения участковых судов по гражданским и уголовным делам.

- Высшие суды земель. Они не являлись Верховным судом определенной земли. Все земли ФРГ были разделены на судебные округа, во главе которых и стояли Высшие суды земель. Этот суд являлся апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам на решения и приговоры судов земель, также могли рассматривать жалобы как кассационная инстанция на решения и определения участковых судов, которые не подлежали апелляции, а также приговоры, которые выносили шеффены (но только в том случае, если кассационная жалоба касалась нарушения законодательства земли, а не федерального законодательства). Кроме того, Высшие суды могли рассматривать дела нижестоящих судов, если те были признаны особо сложными.

Во главе системы судов общей  юрисдикции находился Верховный  федеральный суд. С 1969 г. Верховный  федеральный суд не рассматривает  дела в качестве суда первой инстанции, и его основной компетенцией было рассмотрение кассационных жалоб по уголовным и гражданским делам. Также был возможен пересмотр дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

3. Административные суды рассматривали жалобы физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, споры между органами местного самоуправления. В системе административных судов три инстанции.

- низшая ступень – это суды, которые рассматривают споры, предполагающие административно-правовой порядок рассмотрения.

- Высшие административные суды земель, которые рассматривают жалобы на решения административных судов, а также занимаются некоторыми категориями дел в качестве суда первой инстанции.

- систему административной юстиции возглавляет Федеральный административный суд, который решает публично-правовые споры и жалобы на решения высших административных судов земель.

4. В системе судов по трудовым  спорам также было три инстанции.

- Трудовые суды, только они могли выступать в качестве суда первой инстанции. Трудовые суды занимались разрешением гражданско-правовых споров между работниками и работодателями (споры между сторонами коллективного договора, разрешение или запрет забастовок, о создании союзов и объединений и их праве осуществления своей деятельности). Судебные споры рассматривала коллегия их трех судей: председателя (профессиональный судья) и двух «почетных судей», один из которых являлся представителем работодателя, другой – наемных работников.

- Земельные трудовые суды, которые занимались рассмотрением апелляционных жалоб на решения и судебные приказы трудовых судов.

- во главе системы судов по трудовым спорам находился Федеральный трудовой суд, рассматривающий жалобы в кассационном порядке на решения нижестоящих судов.

5. Социальные суды ведали делами, которые были связаны с вопросами  социального страхования – по безработице, по болезни, пострадавших от несчастного случая, оказания бесплатной или льготной медицинской помощи, пенсионного обеспечения и т.д.  Здесь также три инстанции.

- социальные суды – низшая  инстанция, которая рассматривает дела по первой инстанции.

- Земельные  социальные суды – апелляционная  инстанция.

- Федеральный  социальный суд – рассматривал  кассационные жалобы на решения нижестоящих судов.

6. Финансовые  суды рассматривали споры, которые  были связаны с уплатой налогов и таможенных сборов. Компетенция финансовых судов не распространялась на уголовное производство и производство о возмещении денежного ущерба. Суды имели двухступенчатую систему.

- финансовые  суды – низшая инстанция, дела  первой инстанции.

- Федеральный финансовый суд – рассматривал жалобы в кассационном порядке.

В целях  единства правосудия высшие суды ФРГ  образуют Объединенный сенат, который  был создан в 1968 г. Сенат принимал дело к производству, если один из федеральных  высших судов расходится в своем решении по вопросам права с другим высшим федеральным судом или Объединенным сенатом. Заключение Сената по делу – обязательно.

 

 


Информация о работе Конституция ФРГ 1949.