Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:07, реферат
Испания обладает богатыми и сложными конституционными традициями. Первая конституция в этой стране была выработана в 1812 году Кортесами, вынужденными заседать в Кадисе во время сопротивления французской оккупации. Испанская история богата революционными событиями: лишь в XIX веке было пять революций, порождавших какие-либо акты конституционного уровня. С государственно-правовой точки зрения Испания всегда тяготела к монархической форме правления.
Институт экономики, финансов и права (г. Москва)
(ИЭФП)
Зачетная книжка № 10-047
Реферат
по
дисциплине «Конституционное право зарубежных
стран» на тему:
«Конституция
Испании»
Научный руководитель:
Фамилия: Романченко
Имя: Валерий
Отчество:
Васильевич
Москва 2011
Конституция Испании.
Испания
обладает богатыми и сложными конституционными
традициями. Первая конституция в
этой стране была выработана в 1812 году
Кортесами, вынужденными заседать в
Кадисе во время сопротивления
В
результате этого события в стране
не образовался вакуум власти, потому
что продолжали существовать институты
прежнего авторитарного режима. Военно-фашистская
диктатура в Испании была установлена
в результате мятежа и войны против
республики, начавшейся в июле 1936 года.
Конституционная легализация
Растянутое на десятилетия конституционное оформление политического режима объяснялось совсем не «темпераментом» его основателя Ф. Франко, а внутри — и внешнеполитическими причинами: желанием сбить недовольство внутри страны, стремлением придать видимость демократического государства в условиях внешнеполитической изоляции.
Франкистская конституция отличалась заметной оригинальностью; составляющие ее основные законы относились к основным только потому, что об этом указывалось в самом тексте закона. Закон о наследовании поста главы государства в статье 10 называл основным самим себя и четыре предыдущих; о том же говорили статья 30 Закона о принципах Национального движения, второе заключительное положение Органического закона 1967 г. Конституция могла дополняться или изменяться такими же законами. Сами основные законы не отличались «жесткостью» при изменении, хотя некоторые из них и поправки к ним принимались на референдуме.
Специальный
декрет Ф. Франко, изданный после принятия
на референдуме Органического
Смерть
диктатора не повлекла каких-либо немедленных
изменений в государственном
строе, но двумя последовательно
существовавшими
Закон
о политической реформе учредил
на переходный период некоторые демократические
институты. В частности, первая статья
этого акта гласила: «Демократия
в испанском государстве
Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы приступили к разработке конституции. Выработанный основной закон явился результатом консенсуса политических партий, представленных в парламенте, отражением компромисса между ними и совсем не свидетельствовал об отсутствии борьбы при подготовке проекта. В каждой из палат Кортесов было внесено более чем по тысяче поправок в законопроект, подготовленный комиссией из представителей различных политических партий. Конституция с самого начала разрабатывалась парламентским путем, а не была продолжением, развитием какого-либо проекта правительства, комитета экспертов или иного текста, подготовленного вне стен парламента. В результате такого способа выработки основной закон в наибольшей мере отразил соотношение политических сил, борьбу партий в Кортесах. О характере консенсуса говорят результаты голосования: во втором чтении 31 октября 1978 г. В Конгрессе депутатов из общего числа членов в 350 в голосовании приняли участие 345, из них 325 — отдали свои голоса за проект, 14 депутатов воздержалось и лишь 6 —были против проекта. В Сенате голосовало 239 членов, из которых за проект — 226, 8 — воздержалось и 5 — «против». Немаловажно и то обстоятельство, что за проект голосовали все парламентарии основных политических партий страны. 6 декабря 1978 г. конституция была одобрена на референдуме: 87,6% голосовавших высказалось «за» и только 7,8% — «против». В урнах оказалось 3,5% незаполненных бюллетеней и 0,74% — недействительных. Значительный процент воздержавшихся от голосования говорил либо об индифферентности избирателей, либо о неприятии нового демократического режима.
Основной закон 1978 г. отразил как испанские традиции, так и впитал в себя зарубежный конституционный опыт — нормативный и доктринальный. Если первый из них выражался в заимствовании конкретных юридических норм, то второй — в форме включения в акт идей общего характера и во влиянии на законодателя при обсуждении и принятии основного закона Можно указать на влияние конституций ФРГ 1949 г. и Италии 1947 г. на разработку положений об автономии; соответствующих статей итальянской конституции на статус Конституционного суда; положений основных законов ФРГ, Италии, Португалии — на формулировку ряда прав и свобод граждан;
скандинавского конституционного опыта — на создание института омбудсмана («Народного защитника»); французской конституции 1958 г. — на порядок образования правительства;
французской конституции 1946 г. и германской 1949 г. — на институт ответственности правительства перед Конгрессом депутатов; шведской конституции 1975 г. — на значительное число элементов статуса главы государства.
Конституция
1978 г. в преамбуле и в первых
статьях закрепила
Другими словами, Основные принципы претендовали на бесконечное существование. Вот некоторые из этих принципов.
«Статья V. В качестве основы национальное содружество имеет человека, как носителя вечных ценностей, и семью, являющуюся основой социальной жизни; личные и коллективные интересы всегда должны быть подчинены общему благу Нации, созданными прошлыми и живущими поколениями. В равной мере закон защищает права всех испанцев.
Статья
VI. Естественные ассоциации общества —
семья, коммуна и профсоюз — базовые
структуры национального
Статья VIL Испанский народ, объединенный в юридическую организацию, создаваемую постулатами власти, свободы и служения, образует национальное государство. В рамках незыблемых принципов Национального движения и всех принципов, сформулированных в Законе о наследовании и в других основных законах, политической формой этого государства является традиционная католическая, социальная и. представительная монархия.
Статья VIII. Представительный характер политической организации является фундаментальным принципом наших политических институтов. Народ участвует в выполнении задач законодательного характера и в осуществлении других функций, имеющих общий интерес, через посредство семьи, коммуны, профсоюзов и различных объединений, признаваемых законом для этих целей. Любая другая политическая организация, находящаяся вне этой представительной системы, будет незаконной.
Все испанцы будут иметь доступ к государственным постам и должностям в соответствии с их заслугами и способностями».
В
отличие от французской 1958 г. и германской
1949 г. конституций, преамбулы которых
являются их составными частями, испанская
юридическая доктрина не рассматривает
эту часть основного закона как
имеющую обязательную юридическую
силу. На преамбулы нельзя ссылаться
при обращении в
Если франкистская концепция говорила об участии народа в управлении государством через семью, муниципалитеты, «вертикальные профсоюзы» и другие «органические единицы», то конституция 1978 г. закрепила в качестве основополагающего принцип национального суверенитета, принадлежащего испанскому народу. Провозглашение такого суверенитета соответствует испанской конституционной традиции, поскольку основные законы 1812, 1837, 1856, 1869 гг. закрепляли такой же. Обобщающий термин «испанская нация» (ст. 2) подчеркивает единство, историческую, культурную и человеческую общность народа. Такое единство, однако, не препятствует созданию национальной автономии. Реализация принципа национального суверенитета осуществляется через участие испанских граждан в политической жизни. Участие имеет различные формы и может быть непосредственным, т. е. путем голосования на референдумах (конституционных и консультативных на национальном уровне — ст. 92, 167 и 168 основного закона) и при реализации права народной инициативы (ст. 87). Все же возможность граждан участвовать непосредственно на национальном уровне имеет ограниченное применение.