Конституция Речи Посполитой 3 мая 1791 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:06, реферат

Описание работы

Конституция 3 мая 1791 года (польск. Konstytucja 3 maja) была принята Четырёхлетним сеймом, сословно-представительным органом Речи Посполитой — личной унии Королевства Польского и Великого княжества Литовского.
Работа по составлению конституционного акта началась 6 октября 1788 года и продолжалась 32 месяца; документ, призванный ликвидировать недостатки политической системы страны, был принят под названием «Правительственный акт» (польск. Ustawarządowa, «Устава Жондова») .

Файлы: 1 файл

Конституция 3 мая 1791.docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Сообщение на тему

«Конституция Речи Посполитой 3 мая 1791 г.»

 

 

 

 

 

 

Выполнил курсант 1 «А» курса уч.гр.4102

 

Кишко Максим

Конституция 3 мая 1791 года (польск. Konstytucja 3 maja) была принята Четырёхлетним сеймом, сословно-представительным органом Речи Посполитой — личной унии Королевства Польского и Великого княжества Литовского.

Работа по составлению конституционного акта началась 6 октября 1788 года и продолжалась 32 месяца; документ, призванный ликвидировать недостатки политической системы страны, был принят под названием «Правительственный акт» (польск. Ustawa rządowa, «Устава Жондова») .

Действовавшие ранее принципы Золотой вольности или «Шляхетской демократии» наделяли шляхту особыми правами, что со временем нарушило работоспособность политических институтов. Принятию Конституции предшествовал период агитации и частичного внедрения реформ, начавшийся с деятельности конвокационного сейма 1764 года и выборов Станислава Августа Понятовского — как выяснилось позже, последнего монарха Речи Посполитой.

Конституция должна была урегулировать политический кризис, вызванный злоупотреблением шляхетскими привилегиями и поддерживавшийся некоторыми магнатами, и заменить их демократическими принципами конституционной монархии. Акт уравнял в некоторых политических правах дворян и горожан, а также провозгласил опеку государства над крестьянами, смягчив тем самым гнёт крепостничества. Конституция налагала запрет на действие некоторых парламентских институтов, подрывавших работу законодателей. Так, было упразднено право liberum veto, позволявшее любому депутату завершить обсуждение вопроса в сейме и работу сейма вообще, выразив несогласие. Соседи Речи Посполитой восприняли принятие Конституции с враждебностью. Прусский король Фридрих Вильгельм II расторг соглашение об альянсе с польско-литовским государством, после чего Речь Посполитая оказалась в состоянии войны с Российской империей Екатерины II и Тарговицкой конфедерацией, объединявшей выступавших против Конституции магнатов и безземельных дворян. В итоге король, ставший главным соавтором акта, потерпел поражение и капитулировал.

Сближение шляхты с буржуазией способствовало возникновению в политической борьбе единого блока прогрессивной части шляхты и буржуазии . Этот блок в исторической литературе получил название "патриотическая партия". Его деятельность особенно активно проявилась в 1790-1794 гг . Свою деятельность "патриотическая партия" начала на четырехлетнем сейме 1788-1792 гг. Сейм состоял из 177 депутатов , из них 69 относились к приверженцам шляхтецко-буржуазного блока и придерживались реформаторских взглядов. Этот сейм объявил себя конфедерацией , поэтому его решение принимались большинством голосов и не могло применяться свободное вето. После окончания своих полномочий в 1790 г. сейм принял постановление о продолжении своих полномочий еще на два года и проведении новых выборов депутатов . Дополнительно было выбрано еще 182 депутата из которых 112 были приверженцами проведения реформ . Таким образом из 359 депутатов сейма 181 были представителями шляхецко-буржуазного блока и приветствовали реформы. На активизацию депутатов реформаторов значительное влияние оказали события в революционной Франции . Сейм второго созыва также объявил себя конфедерацией для того чтобы принимать решения большинством голосов.

 

В 1791 г. сейм принял "Кардинальные права". В них объявлялось доминирование католической религии в стране , переход из католической веры в другую рассматривался как уголовное преступление. Одновременно и гражданам , которые придерживаются других вероисповеданий обеспечивалось свобода и безопасность в исполнении религиозных культов. Также декларировалось вечная уния Польши и Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой и ее суверенные права. Речь Посполитая объявлялась правовой державой , в которой властвует закон принятый сеймом. Особенно важное значение имел параграф 11 , в котором объявлялась свобода слова и печати , за исключением вопросов, которые касались католической веры, в интересах которой могла быть установлена цензура.

Реформы проводились по классовому принципу , что характерно для буржуазного выборного права.

Для жителей городов и деревень большое значение имел закон "Города наши королевские свободные в странах Речи Посполитой". Этим законом мещане получили такое же право личной неприкосновенности , которым пользовалась белорусско-литовская шляхта по Статуту 1588 г.

 

Закон о городах создал благоприятные условия для развития городов и сближения мещан со шляхтой , что позволило укрепить политические позиции шляхецко-буржуазного блока и еще энергичнее продолжить реформы государственного строя.

Консолидация патриотических сил в сейме позволила 3 Мая 1791 г. принять Закон о власти, который принято называть Конституцией Речи Посполитой 3 мая. Приверженцы реформ , боясь, что сейм в полном составе не примет эту Конституцию ,решились нарушить порядок и начали сессию сейма , когда значительная часть реакционных депутатов и сенаторов не вернулась каникул. На сессии присутствовало только 182 депутата и сенатора , что составляло чуть больше чем 1/3 общего состава сейма . 3 мая к королевскому замку в Варшаве где заседал сейм , были выставлены войсковые части , которые поддерживали реформаторов , а на улицы вышли горожане. В зал заседаний прибыли представители мещан , тем самым показывая поддержку Конституции.

Конституция 3 мая состояла из преамбулы и 11 разделов. В преамбуле на имя короля Станислава Августа говорилось , что учитывая недостатки управления в Речи Посполитой и желая исправить положение в котором находится Европа , стремясь достигнуть внешней независимости и внутренней свободы народа , для всеобщего благосостояния и сохранения страны и ее границ утверждается эта Конституция .

Основное содержание Конституции 3 мая: 
 
- провозглашение католицизма государственной религией, запрет перехода из католицизма в иную веру, свобода отправления религиозных обрядов для других конфессий; 
 
- равенство шляхты, подтверждение "шляхетских вольностей"; 
 
- подтверждение прав мещан; 
 
- ограничение самовольства феодалов по отношению к крестьянам, признание над ними опеки со стороны государства; 
 
- признание народного суверенитета и разделения трёх ветвей власти, унитарности Речи Посполитой; 
 
- высший законодательный орган — двухпалатный Сейм в составе Сената и Палаты депутатов; 
 
- отмена права либерум вето, запрет конфедераций, пересмотр Конституции мог осуществиться не ранее чем через 25 лет; 
 
- высший исполнительный орган — Страж законов в составе короля Речи Посполитой, примаса (главы католической церкви) и 5-ти министров (полиции, внутренних дел, иностранных дел, военных дел, финансов); 
 
- отмена выборности короля, значительное ограничение королевской власти (все королевские акты должны быть подписаны у соответствующего министра); 
 
- принцип осуществления правосудия только через суд; 
 
- назначение регента в случае болезни, плена или несовершеннолетия короля; 
 
- порядок обучения детей короля; 
 
- создание регулярной армии на основе рекрутского набора.

Конституция находилась в действии чуть больше года, после чего была низвержена российскими войсками вместе со шляхтой в ходе Русско-польской войны 1792 года (альтернативное название — «Война в защиту Конституции»). Завершив войны с Турцией и со Швецией, императрица Всероссийская Екатерина II обратила внимание на Речь Посполитую. Конституция привела её в ярость, поскольку она видела в ней угрозу российскому влиянию в стране. Российская сторона рассматривала польско-литовское государства как протекторат de facto. Узнав о принятии Правительственного акта, один из ведущих творцов российской внешней политики Александр Андреевич Безбородко сказал: «Худшие из возможных новостей прибыли из Варшавы: польский король стал почти суверенным». Связи польских реформистов с французской революционной Национальной ассамблеей рассматривались соседями Польши как доказательство революционного заговора и угроза абсолютизмуСтрахи европейских консерваторов выразил прусский государственный деятель Эвальд фон Герцберг: «Проголосовав за Конституцию, поляки нанесли прусской монархии coup de grâce». Он подразумевал, что усилившаяся Речь Посполитая, вероятно, потребует от Пруссии вернуть те земли, которые были отторгнуты ею в ходе Первого раздела

18—19 мая 1792 года российская  армия вошла в пределы Речи Посполитой. Сейм проголосовал за увеличение численности армии до 100 тысяч солдат. Тем не менее, государство не обладало достаточным количеством средств и времени, поэтому данное невыполнимое решение парламента было вскоре отмененоКороль и реформисты могли выставить лишь 37 тысяч военных, многие из которых были неопытными рекрутами.Эта армия под командованием Юзефа Понятовского и Тадеуша Костюшко достигала локальных успехов, однако её общее поражение было неизбежным.Несмотря на запросы поляков, Пруссия отказалась выполнить обязательства союзникаПопытки Станислава II Августа вступить с Россией в переговоры были тщетны.Линия фронта продолжала смещаться на запад, и уже в июле 1792 года Варшава была доступна российской армии для осады. Понимая, что победа над более многочисленной армией неприятеля невозможна, польский король решил, что капитуляция может быть единственной альтернативой полному поражению.Получив от российского посла Якова Ивановича Булгакова гарантии территориальной целостности своего государства, король вынес вопрос о капитуляции на заседание Блюстителей законов; кабинет поддержал решение (8:4). 24 июля того же года король присоединился к Тарговицкой конфедерации по требованию императрицы Всероссийской.

 

Многие лидеры реформистов, веря, что изменения ещё возможны, отправились в добровольное изгнание. Некоторые надеялись, что Станислав II Август сможет найти удобный для страны компромисс с Россией, поскольку ему удавалось это в прошлом. Впрочем, сохранить государство не удалось ни королю, ни конфедерации, которая управляла Речью Посполитой на протяжении некоторого времени. К удивлению польских патриотов, Гродненский сейм, подкупленный или запуганный российскими войсками, принял акт о Втором разделе государства.23 ноября 1793 года находившийся под принуждением сейм отменил действие Конституции и присоединился к соглашениям о Втором разделе. Россия получила 250 тыс. км² территории, Пруссии же достались 58 тыс. км². Польско-литовское государство теперь располагалось на менее, чем 215 тыс. км². По сути, Речи Посполитая стала маленьким буферным государством с марионеточным королём, российские гарнизоны теперь контролировали сокращённую в численности польскую армию.

 

На протяжении полутора лет польские патриоты выжидали удобный момент, одновременно планируя сценарий восстания. 24 марта 1794 года Тадеуш Костюшко сделал официальное заявление в Кракове, положившее начало восстанию, названному впоследствии его именем. 7 мая он выпустил Поланецкий универсал, в котором гарантировалась свобода крестьян и право на землю для всех тех, кто принял бы участие в восстании. Революционные трибуналы осуществляли упрощённое судопроизводство в отношении тех, кто считался предателем государства. После первых успехов — победы в битве под Рацлавицами (4 апреля), захвата Варшавы (18 апреля) и восстания в Вильно (22 апреля) — восстание Костюшко было разгромлено общими усилиями российской, австрийской и прусской армий. Историки считают поражение восстания предрешённым, поскольку все три страны-противника обладали большими войсками и ресурсами. В 1795 году состоялся Третий и последний раздел Речи Посполитой.

 

Таким образом, Конституция имела юридическую силу менее 19 месяцев. 23 ноября 1793 года её действие аннулировал Гродненский сейм. К 1795 году Речь Посполитая, претерпевшая Второй и Третий разделы, прекратила существование как независимое государство. На протяжении следующих 123 лет сторонники Конституции видели в ней образец успешных внутренних реформ и надежду на восстановление независимой Польши. По словам двух соавторов акта, Игнацы Потоцкого и Гуго Коллонтая, Конституция была «последней волей и завещанием угасающей Отчизны». Британский историк Норман Дэвис назвал документ «первой конституцией такого рода в Европе». Другие специалисты отмечают, что акт стал второй в истории кодифицированной национальной конституцией после Конституции США.

В разделе 1 главенствующей религией объявлялось " святая римская католическая " религия со всеми ее правами. Переход из католической веры в другую воспрещался. Для всех других конфессий гарантировалась свобода исполнения религиозных обрядов.

В разделе 2 подтверждались все права и привилегии , данные шляхте Польши и Великого Княжества Литовского. Вся шляхта признавалась равной между собой и в одинаковой степени могла пользоваться всеми правами и привилегиями , особенно личной безопасности и свободы. Шляхта признавалась наиглавнейшим защитником свободы и данной Конституции.

В разделе 3 подтверждался закон о городах и объявлялся частью Конституции.

Раздел 4 содержал новые нормы о крестьянах . В нем говорилось "крестьяне , из рук которых течет огромный родник богатств страны , которые составляют в народе самую многочисленную часть населения и, значит, являются самой действенной силой страны , по спроведливости , из чувства человечности и христианского долга , а также учитывая наш понятый интерес , мы берем под охрану права и нашего правительства, устанавливая , что с этого момента любые пожалования или договоры , заключенные между землевладельцами и крестьянами , независимо от того , кем они были сделаны" .Крестьяне не были удовлетворены этим разделом Конституции , и поэтому не считали необходимым ее защищать.

В разделе 5 содержалось прогрессивное положение о том , что" всякая власть в человеческом обществе берет свое начало в воле народа " и должна складываться " из трех властей : законодательной , исполнительной и судебной".

В разделе 6 указывалось структура и полномочия сейма , который состоял из двух палат : палата депутатов , палата сенаторов под руководством короля .Палата депутатов объявлялась святыней законодательства. В нее должны были входить 204 депутата, обязанностью которых было обсуждение всех законопроектов. Сенат который состоял из католических епископов , воевод и министров под руководством короля насчитывал 132 человека. Закон принятый в палате депутатов ,передавался в сенат который мог его одобрить или отложить до повторного заседания сейма. В этом случае обе палаты собирались вместе и решение принималось большинством голосов , отменялось свободное вето , запрещались всякие конфедерации. Устанавливалось ,что конституция подлежит пересмотру через 25 лет.

По новому решался в конституции вопрос-вопрос о исполнительной власти-о правительстве , строй и компетенция которой обозначались в разделе 7. Высшим исполнительным органом - правительством - объявлялось "Защита законов ."В правительство входили король, как глава , руководитель католической церкви , как глава комиссии народного образования и 5 министров : полиции, министр внутренних дел , министр иностранных дел ,военный министр , министр финансов. Назначались 2 секретаря , один из которых вел делопроизводство "Зашита законов ", второй - иностранные дела . Министров назначал король.

К наиболее важным изменениям относилась отмена избрания королей и установление наследования трона . Наследник короля , достигнув совершеннолетия и принеся присягу ,мог присутствовать на всех заседаниях правительства без права решающего голоса . Король был наделен широкими полномочиями . Он признавался высшим руководителем всех вооруженных сил в стране , назначал и снимал генералов и офицеров , государственных чиновников ,сенаторов , епископов. Все акты короля должны быть подписаны соответствующим министром , который отвечал перед сеймом за данный акт , т.к. в Конституции было записано " особа короля является священной и в безопасности от всего . Ничего один сам не принимает , ни за что в ответе перед народом быть не может . "В случае если ни один из министров не подписывал решение , король отступал от этого решения , а если он настаивал то вопрос переносился на рассмотрение сейма .

 

Предусматривалось создание постоянных комиссий при правительстве. 4 комиссии - просвещения , полиции, военная и финансов выбирали сеймом , а раньше созданные комиссии порядка подлежали правительственному надзору .

Информация о работе Конституция Речи Посполитой 3 мая 1791 г