Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:32, реферат
Конституция - многогранный политико-правовой документ, определяющий пути развития государства и общества и методы решения назревших в обществе проблем. Она все более весомо влияет на социально-экономические и политические процессы, на механизм принятия решений на различных уровнях социальной системы. Практика применения ее норм не всегда идет гладко, в том числе и из-за сложной социально-экономической обстановки.
Введение
Конституционное развитие республики Тыва
Конституция - многогранный политико-правовой документ, определяющий пути развития государства и общества и методы решения назревших в обществе проблем. Она все более весомо влияет на социально-экономические и политические процессы, на механизм принятия решений на различных уровнях социальной системы. Практика применения ее норм не всегда идет гладко, в том числе и из-за сложной социально-экономической обстановки.
Об истории конституционного развития
После Октябрьской революции 1917 года в Туве были проведены совещания по вопросам дальнейшей судьбы и национального самоопределения тувинского народа, образования тувинской государственности, в результате чего 14 августа 1921 г. на Всетувинском учредительном Хурале представителей всех кожуунов Тувы была провозглашена независимая Тувинская Народная Республика (далее - ТНР). Учредительный Хурал принял первую Конституцию ТНР, которая закрепила завоевания национально-освободительного движения народа Тувы и образование республики, заложила основы тувинского национального государства, а также определила систему его высших и местных органов государственной власти.
В октябре 1924 г. на II Великом Хурале принимается вторая Конституция ТНР, которая определила постоянный высший законодательный орган республики - Малый Хурал и его Президиум, чего не было в предыдущей Конституции.
Третья Конституция ТНР была принята в ноябре 1926 г. IV Великим Хуралом. В ней развивались и уточнялись отдельные положения, сформулированные во второй Конституции.
VIII Великий Хурал, состоявшийся в октябре 1930 г., принял четвертую Конституцию ТНР, в которой более подробно были определены природа республики и ее полномочия.
По мере развития экономики и государственного строительства ТНР, изменений в социально-экономических отношениях требовалось совершенствование и ее правовой системы. В связи с этим был разработан и опубликован для всенародного обсуждения проект пятой Конституции ТНР, утвержденный в качестве основного Закона X Великим Хуралом 25 июня 1941 г.1 Эта Конституция была более совершенной по сравнению со всеми предыдущими прежде всего потому, что на первом месте в ней стояли вопросы общественно-экономического устройства государства. Тува определялась как независимое государство трудящихся (аратов, рабочих и интеллигенции) с некапиталистическим путем развития, основу государственного механизма которого составляли представительные органы государственной власти - Хуралы. Местные органы власти строились в соответствии с административно-
17 августа 1944 г. VII сессия Малого Хурала ТНР приняла Декларацию "О вхождении Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик" и обратилась в Верховный Совет СССР с ходатайством принять ТНР в состав СССР на правах автономной области РСФСР. Президиум Верховного Совета СССР Указом от 11 октября 1944 г. удовлетворил ходатайство и предложил Верховному Совету РСФСР принять ТНР в состав РСФСР на правах автономной области. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 октября 1944 г. "О принятии Тувинской Народной Республики в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" ТНР была принята в состав РСФСР на правах автономной области.
В 60-х годах на основе развития экономики и культуры завершился процесс формирования республиканских органов, что окончательно было закреплено на внеочередной XIII сессии Малого Хурала тувинской нации. Одним из проявлений национального самосознания было стремление населения области к созданию в Туве автономного государства, а важной предпосылкой к этому было дальнейшее развитие тувинской государственности.
Вопрос о совершенствовании формы государственности был решен путем преобразования Тувинской автономной области в автономную республику Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 октября 1961 г. "О преобразовании Тувинской автономной области в Тувинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику". Этот акт был санкционирован одноименным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1961 г. и окончательно утвержден 8 декабря 1961 г. Законом СССР.
Вновь избранный Верховный Совет Тувинской АССР 10 января 1962 г. на первой сессии сформировал органы государственной власти и государственного управления, принял временные конституционные законы о государственном устройстве, об органах государственной власти и органах государственного управления, об образовании судебных и прокурорских органов, о гербе, флаге и столице Тувинской АССР, которые были утверждены Верховным Советом РСФСР и предназначены действовать впредь до принятия Конституции Тувинской АССР. Временные конституционные законы Тувинской АССР сыграли важную роль в создании тувинского государства в составе Российской Федерации.
С точки зрения общей теории ставится вопрос о том, имеются ли у республик в составе Российской Федерации признаки, которые необходимы для государства и позволяют квалифицировать их как суверенные государства.
К таким признакам можно отнести наличие:
а) самостоятельного законодательного органа;
б) собственной законодательной компетенции;
в) исполнительной власти, ответственной перед законодательным органом;
г) судебной власти;
д) собственной компетенции в управлении;
е) собственных финансовых средств.
О работе Конституционной комиссии
Расхождения в Конституции Тувы с Конституцией Российской Федерации объясняются сложной общественно-политической обстановкой в Российской Федерации и республике, расхождениями между Федеративным Договором и Конституцией Российской Федерации, слабостью усилий Федерального центра по координации конституционного процесса в регионах, неэффективностью национальной и региональной государственной политики в части поддержания депрессивных регионов, отсутствием законодательных актов, четко разграничивающих права и полномочия между федеральными и региональными органами власти.
В связи с необходимостью приведения действующей Конституции Республики Тыва в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством Указом Президента Республики Тыва 8 сентября 2000 г. № 752 "О Конституционной комиссии Республики Тыва" была создана Комиссия.2 Были проанализированы все этапы конституционного строительства Тувы, разногласия между Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Тыва. В результате совместной работы Верховного Хурала, Президента и Конституционной комиссии было принято совместное решение о разработке новой редакции проекта Конституции Тувы, исключая все коллизии в Конституции Республики Тыва (1993 г.).
При разработке проекта Конституции Республики Тыва Комиссия исходила, прежде всего, из необходимости приведения действующей Конституции Республики Тыва в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Действующая Конституция Республики Тыва, по мнению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде России М. Митюкова, содержит более 40 статей, противоречащих федеральному законодательству. Существующие противоречия проектом устраняются.
В своей деятельности Конституционная комиссия руководствовалась положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др. При работе над законопроектом были приняты во внимание положения Конституций республик Алтай, Дагестан, Северная Осетия, Бурятия, Коми, Карелия, уставов Ханты-Мансийского автономного округа, Саратовской области. Учтены были также постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. и его определение от 27 июня 2000 г.
О проекте Конституции республики Тыва
Проект Конституции Республики Тыва состоит из двух разделов, состоящих из 17 глав, разбитых на 145 статей. Главы проекта отражают основные сферы жизнедеятельности общества, государства и включают положения об основах конституционного устройства (глава 1), социальной (глава 5), экономической (глава 6), финансовой (глава 7) и экологической (глава 8) политики. Ключевое значение придается правам, свободам и обязанностям человека и гражданина (глава 2), а также вопросам выборов и референдума (глава 3) - необходимым условиям функционирования гражданского общества. Структуру органов государственной власти республики предлагается установить с учетом исторических, социально-экономических и политических факторов развития Тувы и России (главы 9 и 10). В положениях о судебной власти (глава 11), местном самоуправлении (глава 12), обеспечении правопорядка и безопасности (глава 13), основах государственной и муниципальной службы (глава 14) учтены требования федерального законодателя. Глава 15 (админи-стративно-
Статус республики в статье 1 проекта Конституции устанавливается как демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, имеющее свою Конституцию и законодательство. Таким образом, сохранен статус Республики Тыва как государства, добровольно вошедшего в состав Союза СССР, на протяжении длительного времени имевшего свою государственность и Конституцию. В целях формирования единого правового поля в Российской Федерации, в отличие от действующей Конституции, статья не содержит норм, устанавливающих суверенитет и право на самоопределение. Вместе с тем, в соответствии со статьей 8 проекта на территории Республики Тыва действует Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, проектом не отвергается право народов на самоопределение, свободно устанавливать свой политический статус и обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие, предусмотренные Уставом ООН (Сан-Франциско, 26 июня 1945 года) и Международным пактом от 16 декабря 1966 года "О гражданских и политических правах", Декларацией ООН "О принципах международного права" и иными международными актами.
В законопроекте сформулированы статьи, регулирующие вопросы собственности и свободы экономической деятельности в Республике Тыва, гарантирующие единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. В документе признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В силу значимости вопросов земли и природных ресурсов соответствующие положения выделены в отдельную статью. Являясь основой жизни и деятельности народа Республики Тыва, они регулируются Российской Федерацией и Республикой Тыва с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся форм хозяйствования и использования природных ресурсов в интересах народа Республики Тыва. Право частной собственности на землю определяется законодательством Российской Федерации и референдумом Республики Тыва. При разработке данной формы учтены итоги референдума о земле, проведенного в республике в 1993 году.3
Отдельно предусмотрены проектом Конституции нормы, регулирующие предметы ведения и полномочия, в том числе совместные, Российской Федерации и Республики Тыва. В отличие от действующей Конституции Республики Тыва в проекте отражены предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и Республики Тыва, а также полномочия Республики Тыва по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Тыва, предметы исключительного ведения Республики Тыва, механизм защиты предметов исключительного ведения и полномочий Республики Тыва по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Тыва.
Отдельной статьей выделены предметы исключительного ведения Республики Тыва, направленные на защиту экономических прав республики. Принципиально новые положения предполагают приоритет социально-экономи-ческого развития республики.
В проекте намечается изменить структуру органов государственной власти Республики Тыва, исходя из интересов граждан и общества. Так, единственным законодательным и представительным органом государственной власти предполагается Великий Хурал Республики Тыва - двухпалатный парламент. Необходимо отметить, что в проекте нет Конституционного Собрания - Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва, его полномочия по одобрению Конституции Республики Тыва, принятию поправок в Основной Закон Республики Тыва переходят к Верхней палате парламента - Палате представителей. Кроме того, Палата представителей решает кадровые вопросы, вопросы административно-террито-