Конституция США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Начиная вступительную часть моей работы, я хотел бы сказать, что в сознании многих людей сложился стереотип о том, что США - это страна, в которой демократическая организация общества подкрепляется правильным и справедливым законодательством. На первый взгляд кажется, что в этой стране не происходило никаких стычек, конфликтов, не говоря уже о войнах. Но при более внимательном изучении ее истории мы замечаем, что даже в такой незаурядной державе, как США развитие страны в целом и централизация государственной власти сопровождалось колоссальными трудностями и препятствиями.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Конституция США 1787г.: история создания, общая характеристика..................................................................................................5
Глава 2. Система высших органов государственной власти..........................16
Глава 3. Билль о правах 1791 г. .....................................................................24
Глава 4. Развитие конституционного права США
в XIX – начале XX вв. ..........................................................................................31
Заключение.............................................................................................................35
Список литературы...............................................................................................37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

В 1787 году представители 13 штатов собрались в Филадельфии для того, чтобы пересмотреть статус конфедерации. Результаты работы превысили, однако, первоначальные замыслы устроителей Конвента, заседавшего при закрытых дверях с 14 мая по 17 сентября 1787 г. Филадельфийский Конвент представлял собой небольшую, но внушительную коллегию из 74 делегатов, лишь 55 из которых участвовали в работе3. Ряд из них покинули Конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона. Но персональный состав Конвента был уникален, т.к. в него вошли выдающиеся представители той эпохи: Дж.Вашингтон, Б.Франклин, Дж.Мэдисон, Р.Мэйсон, А.Гамильтон, Д.Дикенсон и др. Председателем Конвента был избран Дж.Вашингтон, секретарем – В.Джексон.

На обсуждение Конвента было предложено несколько проектов будущей Конституции. Основные различия касались степени  централизации государственной власти, прав и свобод граждан, способов формирования представительного органа – Конгресса. Центральная проблема – формирование двухпалатного Конгресса на основе представительства. По этому вопросу и разгорелись наиболее жаркие споры. Большая часть работы была проделана комитетом из 12 человек, руководимым Дж.Мэдисоном, которого по праву называли "отцом" и "философом" американской конституции.

План Конституции Мэдисона (Вирджинский план) был нацелен на уменьшение роли штатов до подчиненного положения при образовании сильной центральной власти, состоящей в соответствии с идеями французского просветителя Ш.Монтескье из трех ветвей – законодательной (должна состоять из двух звеньев), исполнительной и судебной. Глава исполнительной власти – президент, избираемый законодательным органом. Судебная власть состоит из одного или более Верховных Судов и судов нижестоящих инстанций. Двухпалатная структура Конгресса была призвана, по замыслу Мэдисона, овеществлять "смешение" принципов пропорционального представительства свободного населения (палата представителей) и равного представительства отдельных штатов (Сенат). Палата представителей формируется на основе пропорционального представительства населения штатов. План был основан на принципах взаимозависимости и взаимоограничения трёх ветвей власти. Данный план имел противников, т.к. многие были против усиления центральной власти и ограничения независимости штатов, приобретенной с оружием в руках.

План Гамильтона предусматривал ослабление или уничтожение штатов, установление британской формы правления как самой совершенной в мире. На президента, избираемого пожизненно, возлагался широкий круг обязанностей и ответственности. Большая часть власти должна быть сосредоточена в руках центрального правительства. Этот план был отклонен практически единогласно.

План Паттерсона (план Нью-Джерси) был разработан с целью защитить интересы малых штатов в Конгрессе, требовал усовершенствования Статей Конфедерации. Конгресс получал новые, более расширенные полномочия. У каждого штата в Конгрессе один голос. Федеральная власть распределена между её законодательным, исполнительным и судебным звеньями. Все множество штатов было представлено одним коллегиальным органом исполнительной власти, избираемым Конгрессом на один срок. В ходе обсуждений этот план был отвергнут, и Конвент вернулся к обсуждению плана Вирджинии.

При обсуждении проекта Конституции  Конвент зашел в тупик при  голосовании по вопросу о равном представительстве штатов в верхней  палате Конгресса. Был создан специальный комитет по выработке компромиссного решения. Компромисс был достигнут, т.к. все делегаты признавали необходимость создания сильной государственной власти. Он вошел в историю под названием "Великий", "Коннектикутский"4 компромисс: в Сенат все штаты направляли по два депутата, выбираемых специально уполномоченными органами штатов, каждый сенатор получает право голосовать самостоятельно; в палате представителей места должны быть распределены в соответствии с численностью населения штатов. Таким образом, "Коннектикутский" компромисс закреплял гарантии малых штатов, что позволяло перейти к дальнейшему более спокойному обсуждению проекта Конституции.

В промежутке между октябрем 1787 и  маем 1788 г.г. три активных участника составления проекта Конституции (А.Гамильтон, Дж.Мэдисон, Дж.Джей) под псевдонимами выступили в массовой печати в защиту Конституции. За восемь месяцев они написали 85 статей, которые в 1788 г. были изданы отдельным сборником под названием "Федералист". "Федералист" признан классическим изложением принципов конституции, "библия" американских политологов, он до сих пор служит руководством для судей, президентов и дипломатов. Один из американских историков пишет: "Федералист" имеет репутацию первого и до сих пор самого авторитетного комментария по Конституции США"5.

В результате план Мэдисона, предусматривающий  систему "сдержек и противовесов", благодаря умелой пропаганде и своей  рациональности, научной обоснованности был в основной своей части принят в качестве проекта Конституции.

Принятая 17 сентября 1787 года Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями Конвента.

Конституция была ратифицирована конвентами, избранными в каждом штате. Первым одобрившим ее 7 декабря 1787 года был штат Делавэр; девятым штатом, благодаря ратификации которого 21 июня 1788 г. этот документ вступил в силу, стал Нью-Гемпшир.

При ратификации в большинстве  штатов была значительная оппозиция  Конституции; только конвенты в Делавэре, Нью-Джерси и Джорджии приняли ее единогласно. Остальные четыре штата  ратифицировали Конституцию позднее; последним был штат Род-Айленд (29 мая 1790 г.). Шесть штатов — Пенсильвания, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Северная Каролина, Вирджиния и Нью-Йорк — при ратификации в той или иной форме требовали включения в нее Билля о правах.

Конституция вступила в силу 4 марта 1789 года, до этого штаты были объединены только конфедеративной связью.

С принятием Конституции США  конституциональное развитие пошло  по двум линиям: федерации и штатов, которые корректировали, взаимообогащали  и дополняли друг друга, образуя  целостную систему конституционного строя.

§3. Общая характеристика Конституции США.

 

Целью Конституции было создание системы  органов государственной власти федерального государства, вследствие чего в ней поначалу отсутствовало  закрепление прав и свобод граждан.

Изначально Конституция состояла из Преамбулы и 7 статей, со временем к ним добавились 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) — исполнительной, статья III (3 раздела) — судебной, статья IV (4 раздела) — основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции.

Преамбула Конституции указывает  на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы.6 Она не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана.

Конституция США — "жесткий", трудноизменяемый документ, но в то же время она сформулирована так  гибко, что необходимость внесения изменений в его текст была реализована только 27 раз. На этом основании можно сделать вывод о том, что институты Конституции США являются достаточно продуманными и устойчивыми. Хотя ряд авторов придерживается иной точки зрения.7,8 Они видят причину стабильности Конституции не только в сложности внесения в неё поправок, но и в лаконичности, абстрактности, "туманности" её формулировок. Правовой язык Конституции отражает особенности и несовершенство законодательной техники. Многие вопросы остаются за её пределами, "умалчиваются" (о структуре исполнительной власти и др.).

Однако именно эти недостатки обернулись долголетием Конституции. На разных исторических этапах она наполнялась различным содержанием при незначительных изменениях первоначального текста. Приспособление текста к меняющимся условиям жизни в основном происходит благодаря широкому толкованию Конституции Верховным судом США, что оправдывается распространенной в литературе концепцией "живой конституции". Судья верховного суда США Л.Брандейс пишет: "Конституция – это живой организм, и как таковой он способен развиваться и адаптироваться к новым условиям".9

Для изменения Конституции необходимо выполнить сложную процедуру. Во-первых, предложение о внесении поправок выдвигается, если это сочтут необходимым две трети от общего числа членов обеих палат Конгресса либо созванный по требованию законодательных собраний двух третей штатов специальный Конвент (ст. V).10 Во-вторых, для ратификации поправок установлен еще более сложный порядок — они утверждаются законодательными собраниями трех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс. После принятия поправки XVIII11 (1919 г.) Конгресс стал устанавливать срок для ратификации. Если за установленный срок поправка не ратифицирована, то она считается отвергнутой. Впрочем, Конгресс может продлить время ратификации.

Таким образом, устойчивость и стабильность американской Конституции объясняется следующими её особенностями:

  1. Конституция представляет собой весьма краткий и прагматичный документ, в котором положения или декларации идеологического характера сведены до минимума. Конституция определила лишь основные параметры организации федеральной власти и важнейшие принципиальные положения, на которых базируется американский федерализм. В ней нет ни перечня штатов, ни деталей организации федеральной власти, а, следовательно, и нет лишних поводов для внесения поправок в текст Конституции при изменениях полномочий органов федеральной власти или вхождении в состав США новых штатов.
  2. В Конституции был закреплен по предложению Дж.Мэдисона американский вариант принципа разделения властей, базирующийся на идеях Дж. Локка и Ш. Монтескьё, но в большей мере на собственном американском опыте.
  3. Конституция США относится к числу "жестких" конституций. Однако жесткость американской Конституции сочетается с возможностью федеральной власти гибко и динамично реагировать на меняющуюся ситуацию, в том числе и создавать новые правительственные структуры, перераспределять полномочия федерального центра и штатов, регулировать права личности и решать другие вопросы, касающиеся конституционных проблем, не путем внесения поправок в Конституцию, а при помощи текущего законодательства. Другая возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию без внесения поправок в Конституцию — использование судебного конституционного контроля.

Таким образом, Конституция США  представляет собой юридический  документ, определяющий организацию  федеральной власти, устанавливающий основы американского федерализма и определяющий судебный механизм защиты основных прав и свобод личности от посягательств со стороны правительственных органов как федеральных, так и на уровне штатов.

 

Глава 2. Система высших органов государственной власти.

§1. Общая характеристика государственного строя США.

При разработке государственно-политической системы “более совершенного союза” учредители Конституции руководствовались  определенными политико-правовыми  принципами и идеалами, которые в  тогдашней американской системе ценностей считались основополагающими.

Учредители Конституции испытывали неприязнь к монархической форме  правления, которая ассоциировалась  у них с британским колониальным гнетом и тиранией в том смысле, который вкладывало в это слово американское общественное мнение последней четверти XVIII века.

“Отцы-основатели”, однако, не отождествляли  понятия “республика” и “демократия”. Идеи народоправства им были чужды. Они  считали, что править в государстве  могут лишь образованные люди, собственники, добившиеся высокого положения в обществе своим трудом, а не в силу аристократического происхождения.

Под республиканской формой правления  они подразумевали ответственное  правительство, сменяемое в установленные  сроки. При этом они были единодушны в убеждении, что массы не должны принимать непосредственного участия в государственных делах. По замыслу авторов Конституции, массы могли принимать участие в выборах правительства, но возможности влиять на его деятельность они фактически лишались.

Если воззрения “творцов Конституции” изложить языком современной политологии, то их идеалом была элитная республика, при которой относительно широкая выборность органов власти и наличие формально провозглашенных прав и свобод отнюдь не исключили, а предполагали раскол общества на правящих и управляемых. По форме правления США являются президентской республикой, по форме государственного устройства — федерацией.

В США за основу построения системы  государственной власти был  взят принцип разделения властей. В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной, представленными соответственно Конгрессом, Президентом и Верховным судом. Все три ветви власти организуются и функционируют на основе несовпадающих правил и принципов и, как следствие, обладают неодинаковыми властными возможностями в определенных Конституцией пределах.

Информация о работе Конституция США