Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 17:35, контрольная работа
В XVI-XVIII вв. основная часть населения оставалась аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставило их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники начинается уже в XIX в., который назовут индустриальным, и общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нём будет развиваться техника. Общество XVI-XVIII вв. – это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному.
В эпоху Средневековья в Европе стал складываться новый тип личности – человек Нового времени.
1. Введение ……………………………………………………………... 3.
2. Дискуссии о влиянии монголо-татарского ига на политическое и культурное развитие Руси –России ………………………………… 4.
3. Культура и быт в России в XVI века……………………………………………………………………. 7.
4. Основные черты и тенденции экономического развития России в первой четверти XVIII в. ……………………………………………. 10.
5. Заключение…………………………………………………………… 15.
6. Список использованной литературы………………………………... 17.
Оглавление:
В XVI-XVIII вв. основная часть населения оставалась аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставило их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники начинается уже в XIX в., который назовут индустриальным, и общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нём будет развиваться техника. Общество XVI-XVIII вв. – это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному.
В эпоху Средневековья в Европе стал складываться новый тип личности – человек Нового времени. Такой человек почувствовал в себе силы для самостоятельной деятельности, способность принимать решения и нести за них ответственность. Чаще всего эти люди происходили из незнатных слоёв общества – из среды разбогатевших крестьян, ремесленников, купцов. Были среди них и представители городской верхушки – юристы, банкиры, а также небогатые дворяне. Всех их, столь разных по происхождению, объединяло одно – желание разбогатеть. Они говорили: «Богатство должно сделать нас свободными и независимыми, оно должно служить тому, чтобы привлечь к нам друзей, сделать нас уважаемыми и знаменитыми». Для достижения этой цели следовало проявить активность, предпринять что-то самому: заняться торговлей, предпринимательством, поступить на государственную службу, в армию – одним словом, принять решение и добиться его осуществления. Такие люди обладали предпринимательским духом: они ориентировались в сложной рыночной обстановке, не боялись рисковать.
Жизнь людей этого времени уже можно изучать не только по данным археологических раскопок и древним летописям, но и по сохранившимся памятникам материальной и художественной культуры, окружающим нас в повседневной жизни.
1. Дискуссии о влиянии монголо-татарского ига на политическое и культурное развитие Руси – России.
Среди историков, изучающих
монголо-татарское нашествие, нет единого
мнения по поводу двух основных проблем:
1) было ли монголо-татарское иго; 2) какое
влияние оно оказало на русские земли.
В целом, по этим вопросам сложилось три
противоположные точки зрения:
а) Историк Н.М. Карамзин считал, что монголо-татарское
иго было, но оценивал положительно влияние
власти хана на политическое развитие
Руси, т.к. междоусобные войны пошли на
спад, и верховная власть сосредоточилась
в одних руках.
б) Л.Н. Гумилев считал, что монголо-татарского
ига на Руси не было. Нашествия Батыя были
лишь военным рейдом, и последующие события
не имеют к нему непосредственного отношения.
Он утверждал, что Великое княжество Владимирское
в лице Александра Невского добилось выгодного
союза с Золотой Ордой.
Пока существовала сильная Византия, ни
католический, ни мусульманский мир не
были страшны русским землям. Но в 1204 г.
Византия была разрушена крестоносцами.
Такая же судьба ждала и Русь.
Своеобразие русско-ордынских отношений
можно понять только в русле того исторического
времени, когда удельная Русь подвергалась
двойной агрессии – с Востока и с Запада.
При этом западная экспансия несла более
тяжелые последствия для Руси: целью крестоносцев
были территориальные захваты и уничтожение
православия, в то время как ордынцы после
первоначального удара отошли обратно
в степь, а в отношении православия проявили
не только терпимость, но даже гарантировали
неприкосновенность православной веры,
храмов и церковного имущества. Выбор
внешнеполитической стратегии, осуществленной
А. Невским, был связан с защитой «исторического
смысла своеобразия русской культуры
– Православия». «Союз с Ордой – не иго
Орды, а военный союз с нею – предопределил
особый путь Руси» – считает историк Л
И. Гумилев.
Союз помог сохранить «золотой пояс» древних
городов вокруг Москвы и основы русской
культуры.
А в южных русских землях, которые вошли
в состав Великого княжества Литовского,
даже следов русской культуры не осталось.
Те русские земли, где отказались от союза
с монголо-татарами и выбрали в качестве
союзников католический Запад, потеряли
все.
в) Большинство русских как
дореволюцонных (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский,
так и современных историков (в частности
Б.А. Рыбаков, отвергают точку зрения Л.Н.
Гумилева. Они утверждают, что монголо-татарское
иго на Руси было и оказало самое отрицательное
влияние на ее развитие.) В качестве доказательства
приводятся следующие аргументы:
Была создана система зависимости Руси
от Золотой Орды
1) Русские князья, попали в политическую
- вассальную зависимость к монгольским
ханам, так как должны были получать ярлык
- ханскую грамоту на правление. Ярлык
давал право на политическую и военную
поддержку со стороны Орды. Сама процедура
получения ярлыка была унизительной. Многие
русские князья, особенно в первые годы
зависимости, не могли с этим смириться
и погибали в Орде.
При такой системе в политическом отношении
русские княжества сохраняли автономию
и администрацию. Князья, как и прежде,
управляли подвластным населением, но
были вынуждены уплачивать подати и подчинятся
представителям хана. Монгольские ханы
осуществляли жесткий контроль за деятельностью
русских князей, не позволяя им консолидироваться;
2) Экономическая зависимость русских
земель выражалась в том, что ежегодно
русские люди должны были выплачивать
дань. Экономическое принуждения осуществлялось
при помощи четкой системы налогов. В сельской
местности был введен поземельный налог
– харадж (поплужное - подать с плуга),
в городах – тамга (торговая пошлина) и
т.д. Для упорядочения сбора налогов монголы
трижды проводили переписи платежеспособного
населения, для чего в Русскую землю посылались
численники. Дань с Руси, отправляемая
хану, получила название ордынского выхода.
3) Кроме дани, русские князья должны были
поставлять рекрутов для ханского войска
(1 от каждых 10 дворов). Русские воины должны
были участвовать в военных походах монголов.
Последствия монголо-татарского ига для
русских земель:
1) Восточные политические традиции монголо-татар
оказали значительное влияние на форму
правления централизованного русского
государства. Самодержавная власть, утвердившаяся
впоследствии на Руси, во многом унаследовала
тиранические, восточные черты.
2) Ордынское иго привело к затяжному экономическому
упадку и как следствие - к закрепощению
крестьян, которые бежали от феодального
гнета на окраины страны. В итоге замедлилось
развитие феодализма.
3) Русь на 250 лет оказалась отделена от
Европы, европейской культуры и торговли.
4) В основе системы ордынского
владычества на Руси лежало насилие. Для
этого в русские земли посылались военные
отряды, возглавляемые баскаками, которые
следили за князьями и сборами выхода,
и подавляли всякие попытки сопротивления.
Поэтому Ордынская политика - политика
террора. Постоянные военные вторжения
ордынских ратей (в последней четверти
XIII в. - 15 раз) были губительны для страны.
Из 74 русских городов 49 были разрушены,
в 14 из них жизнь не возобновилась, 15 стали
селами.
5) Стремясь укрепить власть хана, ордынцы
постоянно ссорили и стравливали русских
князей, т.е. междоусобицы продолжались.
Монгольское завоевание законсервировало
политическую раздробленность.
В целом, ордынское иго отрицательно сказалось
на историческом развитии Руси.
2. Культура и быт в России в XVI века.
К началу 16 века определяющую
роль в влиянии на культуру и быт русского
народа играло христианство. Оно сыграло
положительную роль в преодолении суровых
нравов, невежества и диких обычаев древнерусского
общества. В частности, нормы христианской
морали оказывали огромное влияние на
семейную жизнь, брак, воспитание детей.
Правда. богословие придерживалось тогда
дуалистического воззрения на разделение
полов - на два противоположных начала
- "доброе" и "злое". Последнее
олицетворялось в женщине, определяя ее
положение в обществе и семье.
У российских народов долгое время бытовало
большая семья, объединявшая родственников
по прямой и боковым линиям. Отличительными
чертами большой крестьянской семьи являлось
коллективное хозяйство и потребление,
общее владение имуществом двумя и более
самостоятельными брачными парами. У городского
(посадского) населения семьи были меньше
и состояли, обычно, из двух поколений
родителей и детей. Семьи феодалов были,
как правило, малыми, так сын феодала, достигнув
15 лет, должен был служить государеву службу
и мог получить как свой собственный отдельный
поместный оклад, так и пожалованную вотчину.
Это способствовало ранним бракам и выделению
самостоятельных малых семей.
С введением христианства браки стали
оформляться через обряд церковного венчания.
Но традиционный христианский свадебный
обряд ("веселие") сохранялся на Руси
еще примерно в течении шести-семи веков.
Церковные правила не оговаривали препятствий
для вступления в брак, кроме одного: "бесноватость"
жениха или невесты. Но в реальной жизни
ограничения были довольно жесткими, прежде
всего в социальном отношении, которые
регулировались обычаями. Закон формально
не запрещал феодалу жениться на крестьянке,
но фактически это случалось очень редко,
так как класс феодалов представлял собой
замкнутую корпорацию, где браки поощрялись
не просто с лицами своего круга, а с ровней.
Вольный человек мог жениться на крепостной,
но должен был получить разрешение у барина
и уплатить определенную сумму по договоренности.
Таким образом, и в древне, и в городе браки,
в основном, могли совершаться только
внутри одного класса-сословия.
Расторжение брака было весьма затруднительным.
Уже в раннем средневековье развод ("распуст")
разрешался лишь в исключительных случаях.
При этом права супругов были неравны.
Муж мог развестись с женой в случае ее
измены, причем к измене приравнивалось
общение с чужими людьми вне дома без разрешения
супруга. В позднем средневековье (с 16
века) развод разрешался с условием пострижения
в монахи одного из супругов.
Православная церковь
разрешала одному лицу вступать в брак
не более трех раз. Торжественный обряд
венчания совершался, обычно, лишь при
первом браке. Четвертый брак категорически
запрещался.
Новорожденного ребенка надлежало крестить
в церкви на восьмой день после крещения
именем святого этого дня. Обряд крещения
считался церковью основным, жизненно
важным обрядом. Некрещеный не имел никаких
прав, даже права на погребение. Ребенка,
умершего не крещенным, церковь запрещала
хоронить на кладбище. Следующий обряд
- "постриги" - проводился год спустя
после крещения. В этот день кум или кума
(крестные родители) выстригали у ребенка
прядь волос и дарили рубль. После пострижек
праздновали именины, то есть день того
святого, в честь которого был назван человек
(позже стал называться "днем ангела"),
а день рождения. Царские именины считались
официальным государственным праздником.
Все источники свидетельствуют, что в
эпоху средневековья чрезвычайно велика
была роль ее главы. Он представлял семью
в целом во всех ее внешних функциях. Только
он имел право голоса на сходках жителей,
в городском вече, позже - в собраниях кончанских
и слободских организаций. Внутри семьи
власть главы была практически неограниченной.
Он распоряжался имущества и судьбами
каждого из его членов. Это касалось даже
личной жизни детей, которых он мог выдать
замуж или женить против воли. Церковь
порицала его только в том случае, если
он доводил их при этом до самоубийства.
Распоряжения главы семьи должны были
выполняться беспрекословно. Он мог применять
любые наказания, вплоть до физических.
"Домострой" - энциклопедия русского
быта 16 века - прямо указывал, что хозяину
следует бить в воспитательных целях жену
и детей. За неповиновение родителям церковь
грозила отлучением.
Внутри усадебный семейный быт был долгое
время сравнительно замкнутым. Однако
простые женщины - крестьянки, посадские
- вовсе не вели затворнический образ жизни.
Свидетельства иностранцев о теремном
затворничестве русских женщин относится,
как правило, к быту феодальной знати и
именитого купечества. Их редко выпускали
даже в церковь.
Сведений о распорядке дня людей в средневековье
осталось немного. Трудовой день в семье
начинался рано. Обязательных трапез у
простых людей было две - обед и ужин. В
полдень производственная деятельность
прерывалась. После обеда по старой русской
привычке следовал длительный отдых, сон
(что весьма поражало иностранцев). затем
вновь начиналась работа до ужина. Вместе
с окончанием светового дня все отходили
ко сну.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "История Отечества"