Контрольная работа по дисциплине "История"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2015 в 06:38, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?
Задание 2. Объясните, чем были вызваны реформы Петра I? Как Вы оцениваете результаты этих реформ?
Задание 3. Объясните содержание двух первых декретов советской власти («О мире», «О земле») и их историческое значение
Задание 4. Дайте характеристику НЭПу, покажите, какие задачи были решены в результате проведения этой политики, какие проблемы возникли при её реализации
Задание 5. Перечислите основные источники победы СССР в Великой Отечественной войне

Файлы: 1 файл

история.docx

— 29.16 Кб (Скачать файл)

Изначально рамки нэповских преобразований определились руководством партии тем, в какой мере реформы укрепляли ее монополию на власть. Основные меры, проведенные в рамках НЭПа: продразверстка заменена продовольственным налогом, затем последовали новые меры, призванные заинтересовать широкие социальные слои в результатах своей хозяйственной деятельности. Легализовалась свободная торговля, частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до ста. Мелкие национализированные предприятия возвращались прежним владельцам. В 1922 было признано право на аренду земли и использование наемного труда; отменена система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций. Натуральная оплата труда заменена денежной, был учрежден новый государственный банк и восстановлена система банков.

Все эти изменения правящая партия проводила, не отказываясь от своих идеологических воззрений и командных методов руководства социально-политическими и экономическими процессами. «Военный коммунизм» сдавал свои позиции постепенно.

Для своего развития НЭП нуждался в децентрализации хозяйственного управления, и в августе 1921 Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление реорганизовать главкистскую систему, при которой все предприятия одной отрасти промышленности подчинялись единому центральному органу управления - главному комитету (главку). Было сокращено количество отраслевых главков, в руках государства оставались только крупная промышленность и базовые отрасли хозяйства.

Частичное разгосударствление собственности, приватизация многих ранее национализированных предприятий, система ведения экономики на основе хозяйственного расчета, конкуренции, внедрение аренды совместных предприятий - все это характерные черты НЭПа. В то же время, эти «капиталистические» экономические элементы сочетались с мерами принуждения, усвоенными в годы «военного коммунизма».

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Однако уже на раннем этапе НЭПа (1921-1923) признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма Лебедева В. Г. Судьбы массовой культуры России. Вторая половина XIX - первая треть XX века. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007, с. 210-226. У многих большевиков сохранялись «военно-коммунистические» иллюзии о том, что уничтожение частной собственности, торговли, денег, равенство в распределении материальных благ ведут к коммунизму, а НЭП есть измена коммунизму. По сути своей, НЭП был рассчитан на то, чтобы продолжая курс на социализм, путем лавирования, социального компромисса с большинством населения двигать страну к цели партии - социализму, хотя и более медленно и с меньшим риском. Считалось, что и в рыночных отношениях роль государства прежняя, как и при «военном коммунизме», а экономическую реформу оно должно проводить в рамках «социалистичности». Все это учитывалось в принятых в 1922 законах и в последующих законодательных актах.

Задание 5. Перечислите основные источники победы СССР в Великой Отечественной войне

война экономический политика декрет советский

1) Советский патриотизм. Решающую роль в победе сыграл  патриотизм народа, имеющий глубокие  исторические корни. Многовековая  борьба за независимость выработала  сознание её наивысшей ценности, ради чего можно идти на  любые жертвы. Бесчеловечная политика  гитлеровцев на оккупированных  территориях подкрепила это сознание: речь шла о выживании народа. Официальная пропаганда использовала  национальные традиции, повторяя  имена героев разных времён, прославившихся  защитой Отечества, и подчёркивала  героические корни русского народа.

Патриотизм народа и централизованное руководство сполна проявились в партизанском движении. Начавшееся в первые месяцы войны, оно с мая 1942 г. направлялось Центральным и местными штабами. Действия партизан координировались с операциями фронтов, обеспечивая их разведывательными данными и разрушая коммуникации противника. В партизанском движении участвовало свыше 1 млн. человек, партизаны вывели из строя свыше 1 млн. солдат противника, взорвали более 20 тыс. эшелонов и 1600 мостов.

2) Крепость общественного  строя. Официальная советская пропаганда  утверждала, что в войне победил  тогдашний общественный и политический  строй. Сейчас утверждают (нередко  те же самые пропагандисты), что  народ победил вопреки этому  строю. Думается, что это неправильно. Надо признать, что советская  политическая система того времени  продемонстрировала свою стойкость  к внешним ударам. Единственная  в стране партия - Коммунистическая, организованная по-военному и  пронизывающая своими организациями  все звенья государственного  и военного руководства, все предприятия  и общественные организации, обеспечивала  единство воли и исполнения, столь  необходимые на фронте. Свыше  половины коммунистов находились  на фронте.

3) Искусство командиров. За годы войны выросло искусство  военачальников. Истребление командных  кадров, атмосфера подозрительности  и стратегические просчёты первых  месяцев войны стоили тяжких  поражений. Но одновременно выдвинулись  и окрепли новые кадры.

4) Дружба народов. Как  бы сейчас ни издевались над  лозунгом "дружбы народов", в  той экстремальной ситуации она  была реальностью. Все народы  СССР участвовали в защите  общей Родины, все они дали  героев и все понесли жертвы.

Но в национальных элитах некоторых народов нашлись предатели, пошедшие на службу к Гитлеру. За горстку предателей расплачивались малые народы Кавказа и Крыма, целиком высланные в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.

5) Помощь тыла. Огромен  вклад советского тыла. Он сумел  снабдить армию всем необходимым, часто отрывая от себя последнее. Учёные и конструкторы создали лучшие образцы военной техники: реактивные миномёты ("катюши"), танки "Т-34", "КВ" и "ИС", самолеты Ильюшина, Лавочкина, Микояна, Петлякова, Туполева, Яковлева, автоматы ППШ, пушки Грабина и многое другое. Советское оружие отличалось простотой конструкции, надёжностью, технологичностью, позволявшей малоквалифицированным рабочим, в том числе женщинам и подросткам, пришедшим на производство, освоить его изготовление.

6) Вклад дипломатов. Отказавшись  на время от идеологических  стереотипов, советское руководство  сумело наладить политическое, экономическое  и военное сотрудничество с  союзниками. Не оправдались надежды  Гитлера на развал антигитлеровской  коалиции, хотя наши союзники, преследуя  собственные интересы, далеко не  всегда спешили на помощь в  трудные минуты. Есть заслуга  дипломатов и в отходе бывших  сателлитов Гитлера от военного  союза с ним и даже участии  в войне на стороне антигитлеровской  коалиции на заключительном этапе  войны.

Список используемой литературы

Вторая мировая война: Итоги и уроки. Издательство: Воениздат, 1985

Поляков Ю. А., Переход к нэпу и советское крестьянство, М., 1967

"Россия при царевне  Софье и Петре I: записки русских  людей"/сост. А. П. Богданов. - М.: Современник, 1990.

Лебедева В. Г. Судьбы массовой культуры России. Вторая половина XIX - первая треть XX века. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007, с. 210-226

В.И. Буганов "Петр Великий и его время" - М.: Наука, 1989.

Амелина В.В. , Юрьева В.Н., Михайлов Д.А. История: Учебное пособие. - Новосибирск; СибАГС. 2011

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "История"