Контрольная работа по "Истории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:53, контрольная работа

Описание работы

Прочтите приведенные ниже документы и выполните задания к ним.
Документ 1
Из Судебника 1497 года
«57. О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет и он весь двор платит».

Содержание работы

Рабочий лист 1______________________________________________________________3
Рабочий лист 2_____________________________________________________________12
Рабочий лист 3_____________________________________________________________14
Рабочий лист 4_____________________________________________________________15
Рабочий лист 5_____________________________________________________________18

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ.docx

— 127.61 Кб (Скачать файл)

Пользуясь сим поземельным  наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности.  
В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они  могут приобретать в собственность  полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в  собственность определенного количества земли крестьяне освободятся  от обязанностей к помещикам по выкупленной  земле и вступят в решительное  состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении  двухлетнего срока от дня издания  сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.

На сих главных началах  составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного  крестьянского управления и указываются  подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые  на них обязанности в отношении  к правительству и к помещикам.

Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к  местным хозяйственным потребно     потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.

Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых  оным перемен, не может быть произведено  вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок  должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

  1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.
  2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.
  3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.
  4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.
  5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.
  6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.
  7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.

Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России.

Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от нас и от всего Отечества заслуженной  признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных повинностей.

Имеющиеся в виду примеры  щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.

Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между  владельцами и крестьянами, по которым  сии будут приобретать в собственность  вместе с усадьбами и полевые  угодья, от правительства будут оказаны  пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих  на имениях долгов.

Полагаемся на здравый  смысл нашего народа. Когда мысль  правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся  для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.

Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию.

Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского  быта и самого введения в cиe устройство употребят бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность.

Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с  нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего  благополучия и блага общественного. Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый  день февраля, в лето от рождества  Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствования же нашего в седьмое.

  1. О каких шагах на пути по отмене крепостного права, совершенных в предшествующие царствования, идет речь в документе?
  2. Какие этапы реформы 1861 г. описываются в Манифесте?
  3. Какие органы и должностные лица должны были контролировать процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости?
  4. Какие элементы выкупной сделки приведены в Манифесте?

 

1 Шаги на пути по отмене крепостного права, совершенные в предшествующие царствования.

 

Первые шаги к ограничению и  последующей отмене крепостного  права были сделаны Павлом I и  Александром I в 1797 и 1803 годах подписанием  Манифеста о трёхдневной барщине об ограничении подневольного труда и Указа о свободных хлебопашцах, в котором прописано правовое положение отпускаемых на волю крестьян. Согласно данным историков, изучавших этот вопрос, доля помещичьих крепостных крестьян во всём взрослом мужском населении империи достигла своего наибольшего значения к концу царствования Петра I (55 %), в течение последующего периода XVIII в. составляла около 50 % и опять выросла к началу XIX в., достигнув 57-58 % в 1811—1817 гг. Впервые существенное сокращение этого соотношения произошло при Николае I, к концу царствования которого она, по разным оценкам, сократилась до 35-45 %[1][2]. Так, к 10-й ревизии (1858) доля крепостных во всём населении империи упала до 37 %. Согласно переписи населения 1857—1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек убогих (обоих полов) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю темной власти. Из 65 губерний и областей и штатов, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх остзейских губерниях (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия), в Земле Черноморского войска, в Приморской области, Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии (с Прикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в двух губерниях и двух областях (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля помещичьих крепостных в численности населения составляла от 1,17 % (Бессарабская область, в которой вместо крепостных были феодально-зависимые царане) до 69,07 % (Смоленская губерния).

В течение царствования Николая I было создано около десятка различных  комиссий для решения вопроса  об упразднении крепостного права, но все они оказались бесплодными  ввиду противодействия помещиков. Тем не менее, в течение данного  периода произошла существенная трансформация данного института  и резко сократилась численность  крепостных, что облегчало задачу окончательного устранения крепостного  права. К 1850-м гг. сложилась обстановка, в которой оно могло произойти и без согласия помещиков. Как указывал историк В. О. Ключевский, к 1850 году более 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных душ были заложены в обеспечение взятых у государства ссуд. Поэтому освобождение крестьян могло произойти и без единого государственного акта. Для этого государству достаточно было ввести принудительный выкуп заложенных имений — с уплатой помещикам лишь небольшой разницы между стоимостью имения и накопленной недоимкой по просроченной ссуде. В результате такого выкупа большинство имений перешло бы к государству, а крепостные крестьяне перешли бы в разряд государственных (то есть по сути лично свободных) крестьян. Именно такой план и вынашивал     П. Д. Киселев, отвечавший за управление государственным имуществом в правительстве     Николая I.

Однако эти планы вызывали сильное  недовольство помещиков. Как писал  о Киселеве барон М. А. Корф, «известные его замыслы об эмансипации крепостных людей давно уже навлекли на него ненависть помещичьего класса». Кроме того, в 1850-е годы усилились восстания крестьян. Поэтому новое правительство, собранное Александром II, решило ускорить решение крестьянского вопроса. Как сказал сам царь 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства, «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо,— и Вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и Вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Основными причинами реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Крестьяне, к  которым царская власть обратилась за помощью, призывая в ополчение, полагали тем самым, что своей службой  они заслужат себе свободу от крепостной зависимости.

2)Этапы реформы  1861 г. описываются в Манифесте

Реформа состояла из 2-ух частей:

1. Крестьяне  получили гражданские права. 

-личную свободу 

-право распоряжаться  имуществом 

-заниматься  предпринимательской деятельностью 

-переходить  в другие сословия 

-право на  самостоятельную учебу 

-заниматься  торговлей 

2.манифест  регулировал и земельные отношения: 

-Крестьяне  получили землю на опр. условиях(а)размер от 3 до 12 десятин)б)введение временно-обязанного положения крестьян)

-выкупные  платежи

3) Органы и должностные лица, которые должны были контролировать процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости

В начале 1859 г. для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии во главе с Я.И. Ростовцевым. Комиссии стали готовить проект крестьянской реформы. В сентябре 1860 г. выработанный проект реформы был обсуждён депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 г. Положение об освобождении крестьян было рассмотрено и одобрено Государственным советом.

4) Элементы выкупной сделки в Манифесте

Самыми  подходящими и реалистичными  оказались проекты, в которых  предлагалось наделение крестьян землей за выкуп Эта идея и была положена в основу нормативных актов, разработанных редакционными комиссиями: императорского Манифеста и Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эти акты были опубликованы 19 февраля 1861 г. Они предусматривали изменение положения помещичьих крестьян, но несколько позже (в 1863 и 1866 гг.) реформа была распространена и на удельных и государственных крестьян. С момента обнародования манифеста отменялось крепостное право, и крестьяне получили личную свободу. На освобожденных крестьян распространялось действие общих гражданских законов. Крестьяне наделялись полевой и усадебной землей за выкуп. До заключения выкупной сделки бывшие крепостные считались временнообязанными, т. е. продолжали выполнять феодальные повинности.

Выкуп усадебной и полевой земли  осуществлялся по добровольному  соглашению сторон. Поскольку у большинства крестьян не было необходимых денежных средств, правительство уплачивало помещику 80 % выкупной суммы, а крестьяне затем в течение 49 лет погашали свой долг государству. Право свободного распоряжения землей крестьянин получал лишь после выплаты всех выкупных платежей и погашения долговых обязательств перед государством. Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления на двух уровнях – общинном и волостном.

В целом в результате реформы 1861 г. Россия сделала значительный шаг  вперед на пути к цивилизованному  обществу. Крестьяне получили право  вступать в любые гражданские  правоотношения, поступать на службу и отдавать детей в учебные заведения на основании правил о податных сословиях. Крестьянам предоставлялось право собственности на выкупленную землю. Однако во многих регионах России сохранялась общинная собственность на землю, а круговая порука  в рамках общины сдерживала развитие хозяйственной инициативы крестьян. Крестьянское малоземелье, связанное с сохранением крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьянских хозяйств выкупными платежами неизбежно должны были привести в будущем к новому обострению противоречий.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права"