Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:47, контрольная работа
Местное самоуправление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, административно-судебную и политическую власть над своими крестьянами. На губернском уровне главным лицом в системе местного управления являлся губернатор. Наказом 1837 года губернаторы наделялись широким кругом полномочий: полицейскими, надзорными, административно-хозяйственными и др.
Предпосылки Земской реформы………………………………………………………..……....3
Формирование всесословного самоуправления ………………………………………………6
Суть реформы, ее основные положения и особенности………………………………………9
Земские сборы и повинности…………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………………………..…15
Содержание
Предпосылки Земской реформы………………………………………
Формирование всесословного самоуправления ………………………………………………6
Суть реформы,
ее основные положения и особенности…………………
Земские сборы
и повинности………………………………………………
Список литературы…………………………………
Местное самоуправление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, административно-судебную и политическую власть над своими крестьянами.
На
губернском уровне главным лицом
в системе местного управления являлся
губернатор. Наказом 1837 года губернаторы
наделялись широким кругом полномочий:
полицейскими, надзорными, административно-хозяйственными
и др. Закон отводил губернатору
место непосредственного
Следующее
по назначению место после губернатора
занимал губернский предводитель дворянства,
исполнявший разнообразные
Личный состав чиновников, на которых лежало управление, был ниже всякой критики. В историческом обзоре деятельности комитета министров сообщается множество случаев жалоб населения на губернаторов, на злоупотребления чиновников, на медленное и неправильное, течение дел. Во всех губерниях лежали груды бумаг с нерешенными вопросами. Состав губернаторов не улучшился и в царствование Александра II.
Дореформенное уездное и губернское хозяйство и управление находилось в 40-60-х годах XIX века в совершенно расстроенном состоянии. Урожайность была низкой и не обнаруживала тенденция к подъему. Магазины почти везде были пусты, а продовольственные капиталы расхищались помещиками. Дороги и мосты в большинстве случаев были непригодны для езды. Частые и опустошительные пожары разоряли крестьян и приносили громадные убытки состоятельным элементам. Стеснительные формальности и бюрократическая волокита мешали проявлению частной инициативы, заведению торговых и промышленных предприятий, открытию ярмарок и базаров. Обороты ярмарочной торговли были неудовлетворительны. Больницы содержались так, что болезни в них усиливались, а не излечивались. Свирепствовали эпидемии. Смертность в отдельных местах превышала рождаемость. Сельские школы существовали только на бумаге. Начального образования фактически не было1.
Дореформенная система местного управления отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладающие в ее деятельности принципы бюрократизма и централизма не учитывали реальных нужд местного населения, местной промышленности и местного торгового оборота. Картина усугублялась нерасчлененностью административных, судебных и хозяйственных правомочий, возлагавшихся на местную администрацию.
Крестьянская
реформа устраняла главное
Потребность в создании органов местного самоуправления вполне назрела еще до отмены крепостного права. При его сохранении осуществление земской реформы было невозможно. Более 20 миллионов крепостных, лишенных гражданских прав, не могли принимать участие в каких бы то ни было общественных делах, даже непосредственно касающихся их быта. Все государственные, центральные и местные учреждения покоились на основе крепостного права и были проникнуты сословным, крепостническим духом. В тех условиях, в которых жило крепостное население России, даже ограниченное самоуправление было немыслимо.
С отменой
крепостного права разрушался фундамент
старого здания царской администрации.
Третья часть населения России получала
известные гражданские права, могла
более легко вступать в буржуазные
отношения, приобретала непосредственный
интерес к местным
Таким образом, только отмена крепостного права обеспечила возможность проведения земской реформы, и она же определила безотлагательную необходимость этой реформы.
Непосредственная
связь крестьянской реформы с
реформой местного управления сознавалась
и в правительственных кругах.
Но от сознания необходимости преобразования
местного управления до его осуществления,
было ещё далеко. Правительство не
торопилось вводить земское, выборное
от всех сословий самоуправление. На первых
порах оно ограничилось образованием
крестьянских учреждений. Они были
призваны для того, чтобы, создав видимость
самостоятельного сельского управления,
усилить зависимость крестьян от
местной администрации и
Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного управления.
Крестьянская
реформа оказалась
Вопрос
о местном самоуправлении возник
в конце 50-х годов. 27 марта 1859 года
при Министерстве внутренних дел
была создана под председательством
Н.А. Милютина комиссия для разработки
закона "О хозяйственно-
Подъем общественно-демократического движения в стране заставил самодержавие пойти даже дальше тех задач, какие оно ставило ранее перед комиссией Милютина. Валуеву было поручено в связи с реформой земских учреждений подготовить также проект «нового учреждения Государственного совета». По этому проекту предполагалось при Государственном совете учредить «съезд земских гласных» из представителей губернских земств и городов для предварительного обсуждения некоторых законов перед внесением их на обсуждение в Государственный совет. Главные законы начала этой реформы Валуев представил императору в феврале 1862 года. Император в принципе одобрил их и передал на обсуждение на дворянские собрания. Но к этому времени обстановка в стране существенно изменилась. Революционная волна была сбита, и самодержавие отказалось от своего намерения допустить «представителей населения к участию в законодательстве», решив ограничиться лишь учреждением органов местного управления на уровне губернии и уезда. Наряду с этим было решено также отказаться и от проектируемой низшей земской единицы - волостного земства4.
К марту 1863 года проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» был подготовлен. После обсуждения в Государственном совете он был утвержден 1 января 1864 года Александром II и получил силу закона.
2. Формирование всесословного
Проведение
крестьянской реформы требовало
неотложной перестройки системы
местного управления. В ходе этой реформы
правительство стремилось создать
необходимые условия для
Круг
вопросов, решение которых предполагалось
возложить на земские органы, очерчивался
исключительно пределами
Государство должно было осуществлять жесткий контроль за деятельностью земств. Этот контроль носил либо форму общего надзора правительственной власти за законностью, принимавшихся земскими органами решений и постановлений, либо форму прямого специального наблюдения и утверждения конкретных действий земских учреждений. Губернатор в семидневный срок мог наложить вето на любое распоряжение земского органа, для министерства внутренних дел этот срок был значительно увеличен. Сами распоряжения земских учреждений чаще всего могли быть реализованы при посредстве налогово-фискальных органов государства или через полицию, власть которой была значительно укреплена в ходе ее реорганизации.
Создание
земских учреждений тормозилось
попытками правительства
Устроители
земской реформы не решились открыто
провести сословный принцип формирования
новых местных органов. Однако неприемлемым
для них было и всеобщее избирательное
право. Поэтому для выборов земских
учреждений предполагалось разделить
все уездное население на три
части (курии), в каждой из которых, как
отмечала комиссия "преобладает
одно из главных исторически
1. Курии уездных землевладельцев, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз и состоявшей преимущественно из дворян-помещиков. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных.
2. Городской
курии, участники которой
3. Сельской
курии, в которой не был
Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоящий из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы - министром внутренних дел.
Нужно
отметить, что земская реформа
не сформировала стройной и централизованной
системы. В ходе ее реализации не было
создано органа, возглавляющего и
координирующего работу всех земств.
Когда в 1865 г. Санкт-Петербургское
губернское земское собрание поставило
вопрос об образовании такого органа,
оно было попросту закрыто правительством.
Существование земских