Контрольная работа по "Истории стран Азии и Африки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

1. Движение сарбадаров в 14 веке
2. Завоевательные походы Тимура
3. Особенности социально-экономического и политического развития Китая в эпоху Юань (1271-1368)
4. Государство Хулагуидов (1261-1353). Реформы Газан-хана (1295-1304)
5. Социально-политическое устройство державы Тимура
6. Социально-политическая организация Монгольской империи в 13 веке

Файлы: 1 файл

вязов.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

Используя местный, в основном иранский, аппарат чиновников, Хулагуиды не могли препятствовать и приобретению последними частных земельных владений. Особенно усилился этот процесс после знаменитых реформ Газан-хана (1295-1304). Реформы Газан-хана, а точнее, его министра Рашид ад-дина были вызваны, в частности, политическими мотивами. Оставаясь язычниками, Хулагуиды были чужды большинству населения государства (мусульманам), в то время как их противники были мусульманские государства, ибо даже золотоордынские владыки еще в 50-60-х годах XIII в. стали последователями Мухаммеда.

Тяжелое экономическое положение, вызванное завоеванием и хищнической  налоговой политикой монгольских  властей, вынудило Газан-хана согласиться на принятие некоторых мер, направленных на ограждение райатов от произвола сборщиков-баскаков. Но зато был утвержден и закон о прикреплении крестьян к земле и о 30-летнем сыске беглых. Введение такого невиданного в мусульманском мире постановления объяснялось тем, что в условиях безудержной и неограниченной эксплуатации со стороны монгольских феодалов крестьяне массами покидали землю, сократилась рождаемость.

Одновременно были урегулированы  размеры налогов (а их было много), установлена единая система мер  и весов, в основу которой были положены меры в столице – Тебризе и т.д.

Монгольское завоевание Ирана, как  и всюду, сопровождалось разорением городов, сокращением ремесла и  другими негативными явлениями. Выше приводился пример Нишапура. Пострадали Исфаган, Рей и другие крупные города. Понимая необходимость возрождения ремесленного производства (для нужд войска и двора), первые Хулагуиды пошли по своеобразному пути: они создавали государственные мастерские – кархане, в которых использовался рабский труд. После реформ Газан-хана и Рашид ад-дина такие рабы стали переводиться на положение полузависимых работников, получавших плату натурой. Реформы Газан-хана временно укрепили державу, но привели к еще большему росту налогов и дальнейшему разорению непосредственных производителей.

Одновременно усилилась военно-кочевая  знать – главная опора государства.

Один из указов ильхана от 1303 г. закрепил право монголов (и тюрок), несших военную службу, получать икта из государственных и ханских фондов. Такие икта на практике становились наследственными, а их владельцы получали еще и права налогового иммунитета. Сокращение фонда государственных и ханских земель вело к уменьшению доходов и, следовательно, ослаблению государства.

  1. Социально-политическое устройство державы Тимура

Во главу своего сильного централизованного  государства Тимур поставил армию. Она, по его мнению, и действиям  должна быть сильно, хорошо обеспеченной и должна полностью подчиняться, то есть не должно быть никакого неповиновения. Надо отметить тот факт что Тимур особое внимание обращал на армию, и как следствие его положения были закреплены в дальнейшем в "Уложениях Тимура".

Структуру своего государства он сохранил таким же, как и во времена Чингисхана считал что разделение на тумены и т. п. наиболее подходит для его типа государства, т. к. возможно было довольно легкое управление и в случае мобилизации можно было легко взять людей для нее. Кроме самоличного административно-территориального деления он также осуществлял различные реформы. Например, он начал раздавать землю в пожизненное владение и наследство (так называемый суюргал). Он раздавал своим приближенным, родственникам и просто людям, которые, по его мнению, заслуживали этого не только провинции, но и целые страны. Но Маверанахр, т. е. управление центром он осуществлял самолично.

Государство управлялось с центра главным Диваном (советом или  канцелярией), в регионах же управление было представлено областными диванами. В их задачи входило - сбор налогов, поддержание порядка, при необходимости  мобилизация населения, строительство  дорог, караван-сараев, бань и других общественных построек. Также они  вели книгу приходов и расходов, она велась на узбекско-тюркском и персо-таджикском языках. Время от времени из центра приезжали на проверку, при этом проверялось абсолютно все.

Согласно "Уложениями Тимура", он разделил население на 12 классов. Это  было: 1. Духовные и религиозные лица, шейхи, потомки Али, ученые, законоведы которые были допущены в его общество. 2. Интеллигенция, опытные люди которые ему давали советы 3. Благочестивые люди, советы и пожелания которых были важны для Тимура. 4. Эмиры, шейхи, офицеры и другие. Т. е. военное руководство с которыми он держал совет. 5.Войско и народ. 6. Советники (достойные люди, обладавшие мудростью). 7. Визири и секретари (государственный аппарат). 8. Врачи, астрологи и архитекторы услугами которых он всегда пользовался. 9. Историки, которые записывали все события, происходящие в то время. 10. Старцы, дервиши, и другие люди удаленные от мира для изучения религии и созерцательной жизни. 11.Мастера и ремесленники. 12. Путешественники, торговцы, посланники и другие люди (Кстати, они и составляли в основном шпионские миссии Тимура в других странах).

Также в его постановления были определены 12 принципов которыми он руководствовался. 1. Правитель должен управлять только от себя. Т.е. никто не должен руководить им. 2. Соблюдение справедливости, а также он (правитель в дальнейшем) должен избрать неподкупного и добродетельного первого министра (визиря). 3. Приказания и запрещения требуют твердости. Нужно самому принимать решения, так чтоб никто не мог изменить их. 4. Он должен быть непоколебим в своих решениях. 5. Какие бы ни было приказания монарха, должно последовать немедленное их исполнение. Ни один подданный не может быть настолько могущественным и смелым чтобы остановить их исполнение, даже если бы казалось эти приказания могут понести тяжелые последствия. 6. Безопасность требует чтобы, правители не полагались на других в государственных делах, и не вверяли бразды правления в чужие руки. 7. Он не должен пренебрегать ничьими советами и пожеланиями. 8. В делах правления, он не должен руководствоваться поведением и речами кого то ни было. 9. Уважение к власти повелителя должно так крепко сидеть в сердцах подданных и войска, чтобы никто не смог ослушаться государя. 10. Все что монарх не сделает, чтобы он сам был непоколебим в приказаниях раз и навсегда отданных, ибо твердость - это самая большая сила для правителя. 11. В управлении, при обнародовании приказов, монарх должен остерегаться признать кого-нибудь сотоварищем и он не должен принимать к себе товарища в управлении. 12. Другая важная предосторожность - это узнать тех, которые окружают его, и быть постоянно настороже в отношении их.

Далее он сформулировал правила  для формирования армии; раздачи  жалованья войску, военному руководству, чиновникам; раздача доходов с  областей, содержание детей и потомков и наказания сыновей, внуков и  других родственников, эмиров и визирей. В государственном аппарате он определил  основные постановления для министров - лиц служащих твердых и верных столпов величия Уложение Тимура. Ташкент, "Чулпон",1992г., с28. В основном для министров он определил 2 критерия - финансы (может провороваться или  использование служебного положения  в личных целях) и предательства. В этих постановлениях, он сформулировал  основы уголовного и гражданского судопроизводства, преступления и наказания за них. В военной сфере Тимур создал правила производств в эмиры  Военачальники и правители; правила  для повышения солдат от самого низшего  до самого высокого рангов; приемы поощрения  солдат и военного руководства; правила  раздачи литавр и знамен; и правила обмундирования и вооружения.

Вспомогательным органом управления для Тимура был Совет (Диван). Он состоял  из четырех визирей (министров): 1-й. Визирь провинции и народа. Он сообщал  о событиях и делах происходящих в администрации, а также о  состоянии народа. Он доставлял в  казну суммы податей и налогов, а также советы о распределении  всей массы сборов, давал точный отчет о количестве населения, его  культуре, о развитии торговли и  положении полицейского надзора. 2-ой. Военные визирь. Его обязанности  состояли в представлении росписей войск и реестров жалования, в  ознакомлении с расположением отрядов  для предупреждения разбросанности и в совете обо всем, что касается военного дела. 3-й. Визирь, охраняющий от расхищения имущество отсутствующих, умерши, дезертировавших и распоряжающийся  им при отсутствии наследников; он же следил за пожертвованиями, и налогами. 4-й Визирь, управляющий делами всей империи. Он следил за деятельностью  и финансами всех учреждений империи, наблюдал за казной вплоть до расходов на содержание лошадей и других вьючных  животных. Можно заметить то что каждый изних наблюдает друг за другом, это говорит об осторожности Тимура и его недоверии к визирям. Помимо них еще существовали три визиря в пограничных областях и внутри государства, для неусыпного надзора за охраной провинции и управлением государственным имуществом. Эти визир также имели сеть агентов-шпионов сообщающих об обстановке внутри империи и за ее пределами. Кроме того, Тимур сам имел своих агентов не подчиняющихся никому. Эти семь визирей были подчинены Диванбеги (начальнику дивана), и, обсудив с ним все дела, касающиеся финансов они доводили их до его сведения. Существовал также азларбеги - начальник прошений, который заботился о том, чтобы эти прошения достигали престола. Духовный судья доносил ему о дела касающихся религии, а гражданский - о делах касавшихся его ведомства. Были и представители духовной власти, докладывающие ему о состоянии пенсионов назначенных потомкам пророка, о жаловании другим духовным лицам, равно как и о распределении других вкладов и фондов, определенных на дела религии. Он имел также секретарей для протоколирования всего что происходило в совете (вопросы распределения войск, назначения эмиров и многое другое) и секретарей аудиенции или записи публичного совета для записи всех основных событий. Последнее - это были постановления о назначении начальников (эмиров) улусов Эмир Улус - прирожденные начальники татарских орд; они подчинялись губернаторам провинций. (История Тимурбека, т. 4, стр. 20), кушун кушун - рота в 100 человек и тумыней тумен (туман) корпус в 10.000 человек, правила отношения руководителя к подчиненному и наоборот и правила обращения с друзьями и врагами. Как видно все эти правила представляют собой опыт жизни своей и других скомпилированный в одном произведении. Этими правилами или уложениями Тимур руководствовался всю жизнь, и некоторые его потомки использовали эти уложения в своем правлении

  1. Социально-политическая организация Монгольской империи в 13 веке

Официально государство Чингис-хана именовалось Ехе Монгол улус — «Великое монгольское государство». По некоторым данным, так именоваться оно стало с 1211 г. Хан обладал двумя видами благодати: силой — кючю и особой харизмой — су. Власть хана полагалась универсальной, универсализм ее состоял в том, что не существовало разницы между властью над реальными подданными его государства и подданными потенциальными. Хан был представителем Неба на земле. Внутри страны концепция универсальности власти хана была ограничена правом сородичей и знати на утверждение хана в должности на курултае. Общий принцип административно-государственного устройства Золотой Орды во всех своих основных чертах копировал систему, введенную в Монголии при Чингисхане, которая базировалась на принятом в монгольской армии десятичном делении. При рассмотрении административного устройства Золотой Орды в XIII — начале XIV в. нельзя не обратить внимание на такой традиционный для монголов обычай, как разделение всей территории государства на два крыла — правое и левое. Появление городов, и в первую очередь столицы, привело к разграничению законодательной и исполнительной власти между кочующей ставкой хана и оседлым центром — Сараем, где сконцентрировался управленческий аппарат. Совещательным органом при хане был диван, в него входили улусные эмиры, ближайшие родственники хана и военачальники. Везир выполнял функции главы правительства и держал под своим контролем государственную казну. Беклерибек заведовал всеми военными делами, руководил темниками, тысячниками и т.д.

Основной единицей любого монгольского племени был патрилинейный род, или «обох»; роды, происходившие от общего предка, считались родственными, и брак между их представителями запрещался. Группа таких родов называлась «ясун» («кость»); роды из разных ясунов обычно договаривались между собой о браке. Внутри самого обоха не все обязательно были родственники, к нему могли причисляться рабы или слуги, захваченные в плен во время войны или при других обстоятельствах. Эти работники назывались «отоле богол» или «джалаху». Различные роды входили в состав племени, которое называлось «ирген», а племена образовывали союз племен, или «улус». Целые роды или племена вместе с вождями и пастбищами могли коллективно подчиняться другим родам или племенам. В таком случае они назывались «унаган богол»; рядовые члены рода подчинялись своим собственным вождям и вождям главного племени, но вожди подчиненного рода могли заключать брак с родом вождей главного племени. Покоренные племена могли становиться унаган богол. Рабы и слуги, не принадлежавшие определенному роду, назывались «богол» или «харачу».

Вожди могли освобождать представителей низших классов, давать им титул «дархан», и те, таким образом, становились младшими представителями знати. В качестве одной из привилегий им дозволялось удерживать за собой добычу, убитую во время великой охоты, которую в мирное время монголы проводили ради тренировки. Выше всех дарханов была собственно знать, или «нойят»; главные военачальники и другие командующие войсками назывались нойонами. И наконец, выше всех стоял хан вместе со своей семьей. Вне зависимости от родственных связей два человека могли стать «андами», или названными братьями. Группа воинов могла объявить себя «нукерами», то есть последователями известного вождя. Нукеры были гораздо более преданными и полезными, чем родичи, особенно для одинокого искателя приключений, только начавшего путь к власти и нуждавшегося в преданных сторонниках.

Положение женщины внутри патриархального  рода не было столь уж плохим, несмотря на обычаи многоженства и тяжелые  обязанности.


Информация о работе Контрольная работа по "Истории стран Азии и Африки"