Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:02, контрольная работа
XX век занимает в истории России особое место. Эта эпоха стала самой сложной и противоречивой, отразив тенденции различных политических процессов, стремления различных групп людей в разное время добиться своих целей. Глядя на колоссальные потрясения, которые, к сожалению, довелось пережить нашей стране в XX веке, можно твердо сказать, что Россия сыграла особую, исключительную роль в развитии человечества и всего мира, для которого этот век стал во многом поворотным и особым. Опыт Российской империи, СССР, а затем Российской Федерации имеет в этом смысле уникальное значение. Выбор одного руководящего центра определяет судьбу многих народов.
1. Введение
2. Реформы С.Ю. Витте и их итоги
3. Реформы П.А. Столыпина и их итоги
4. Реформы Витте и Столыпина в сравнении. Заключение
5. Список использованных источников и литературы
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Московский
государственный университет
Нижегородский филиал
Контрольная работа
по дисциплине <<История>>
Выполнил студент 1 курса
Шифр:1260ЭЖс 1166
Ф.И.О студента: Мухина Ю.С
Проверил:
Н.Новгород 2012
Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпинa
1. Введение
XX век занимает в
истории России особое место.
Эта эпоха стала самой сложной
и противоречивой, отразив тенденции
различных политических процесс
В этой связи небезынтересно будет обратиться к началу XX века в России и рассмотреть различные политические и, что особенно важно, экономические процессы, происходившие в России в это время. Главным объектом исследования здесь, очевидно, нужно считать реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Эти реформы, по которым Россия не смогла выбраться из затяжного кризиса в экономике, что стало ядром революций 1905-06 гг. и 1917 г.
2 Экономические реформы С.Ю. Витте и их итоги
Сергей Юльевич Витте был одним из главных сторонников модернизационной политики России на рубеже веков. Имея блестящее образование, Витте около 20 лет своей жизни довелось работать с железными дорогами, где приобрел немалый опыт. Поэтому назначение его на пост министра путей сообщения в 1892 году не вызвало удивления. В том же году состоялось назначение Витте на пост министра финансов.
Промышленная модернизация требовала огромных расходов. Поэтому Министерству финансов во главе с Витте приходилось проявлять недюжинную изобретательность. Косвенные налоги (т.е. налогообложение на сахар, спички, табак, керосин, оформление любых документов и пр.) возросли на 42,7%.
По инициативе Витте в 1895 году была введена винная монополия. Основная масса производимого и продаваемого спирта и спиртной продукции сосредотачивалась в руках государства. Регламентировалось время и место торговли спиртным (палатки-«казенки»). Впрочем, частные лица также могли заниматься винокуренным делом и производством водки, но только по заказу государства и под наблюдением акцизного надзора. Государственная монополия не распространялась на изготовление пива, браги и виноградного вина.
Благодаря этой реформе
в казну стали поступать
Следующим этапом деятельности Витте в бытность министром финансов стала денежная реформа. Бумажный рубль деноминировали на треть, но зато теперь его можно было обменять на золото. По закону 1895 года все сделки должны были оплачиваться либо золотом, либо бумажными рублями по их курсу к золоту на день платежа. Старые золотые монеты обменивались по курсу в соотношении 10 старых рублей = 15 новых и 5 старых=7,5 новых. Завершающим этапом реформы стал закон 1897 года, по которому Госбанк имел право на эмиссию денежной массы в размере не более 300 млн. рублей. Таким образом, девальвация рубля на 1/3 и ограничение денежной эмиссии обеспечили все имевшиеся в обращении бумажные банкноты золотым запасом страны. Россия получила стабильную устойчивую валюту европейского уровня. Это вызвало настоящий взлет банковского дела. Введение золотого стандарта способствовало притоку иностранного капитала, способствовавших развитию промышленности. За пять уходящих лет девятнадцатого века сумма иностранного капитала в России возросла с 200 до 900 млн. рублей. За их счет было покрыто около 40% вложений в промышленность, а сам рубль превратился в конвертируемую валюту. С.Ю. Витте получил славу защитника российского рубля.
Благодаря деятельности Витте велось активное железнодорожное строительство. Министерством финансов применялся такой метод привлечения средств на строительство железных дорог и предприятий соответствующих отраслей, как государственные займы у банков и населения. Получение доходов от этого гарантировалось государством. Протяженность железных дорог при Витте увеличилась с 29 до 59 тысяч верст.
Также Витте проводил политику протекционизма. Таможенные пошлины защищали отечественных производителей, поощряя здоровую конкуренцию и конкурентоспособность российских производителей. Вводя поощрительные премии на экспорт продукции, изменяя ставки таможенных пошлин и создавая благоприятные условия в различных отраслях производства, государство добивалось активного торгового баланса.
Большую пользу казне принесло повышение цен на товары массового спроса. А в 1898 был утвержден закон, по которому размер налогообложения определялся по производственной мощности предприятия, а не по принадлежности его владельца к той или иной гильдии. В это же время Россия берет крупные заграничные займы, становясь страной-должником. Задолженность перед Западными государствами достигла более, чем 1 миллиарда рублей.
Благодаря деятельности Витте произошел резкий скачок в промышленности, начался промышленный подъем, а российский рынок постепенно интегрировался в общемировой. Однако экономический кризис 1900-1903 гг., тесно связанный с европейским денежным кризисом 1899 года, сильно снизил темпы промышленного роста. Кризис выразился в падении цен на основные виды производимой продукции, из-за чего потеряло рентабельность и было закрыто 4 тыс. предприятий, а десятки и сотни тысяч рабочих оказались на улице. Витте был обвинен в разрушении российских хозяйственных устоев и распродаже России иностранным банкам, а затем отправлен в отставку в августе 1903 года.
Каковы же итоги проведенных Витте реформ? Их следует разделить на положительные и отрицательные.
К положительным следует отнести в первую очередь огромный промышленный и конкурентоспособный (за счет политики протекционизма) потенциал, который получила Россия. Благодаря нему Россия превращалась в огромную промышленную державу, где сельское хозяйство переставало играть свою основополагающую роль. Возникали новые и современные отрасли производства. Важнейшим положительным достижением было и железнодорожное строительство. Кроме того, Россия наконец-то сумела получить стабильную валюту европейского класса благодаря денежной реформе, что сделало ее привлекательной для иностранных инвестиций. Нельзя не отметить и положительный итог введенной винной монополии, дававшей казне много денег.
Но вместе с тем все эти реформы имели и оборотную сторону. Отрицательные последствия здесь следующие.
Если взять введенную винную монополию, то из-за нее началось массовое спаивание населения. Государство было заинтересовано в больших доходах от продажи спиртных напитков, а потому палатки-«казенки» работали без выходных и праздников с 7 утра до 10 вечера. И цены в них были относительно доступными.
Если взять стремление Витте поддержать российскую модернизацию, то надо помнить и о том внешнем долге, который получила Россия. Кроме того, интегрирование России в мировой рынок в итоге стало одной из причин затяжного кризиса 1900-1903 гг.
Отрицательным последствием стала
и некоторая зависимость
Кроме того, на вновь открывающихся предприятиях применялся труд многочисленных рабочих, до которых не было дела ни государству, ни владельцам предприятий. Низкая зарплата, ужасные жилищные условия, высокая смертность и травматизм, система штрафов и прочее – все это вело к их недовольству, усиливало революционные настроения и озлобленность против хозяев. А любой кризис мог привести к закрытию предприятия и как следствие к увольнению рабочих, из-за чего запросто могло вспыхнуть «пламя революционного движения». Но государству вместо экономических методов борьбы с трудным положением рабочих было проще применять свои старые методы: бюрократическую волокиту и вооруженное подавление забастовок и стачек. А потому быстро приближались революции 1905-1906 гг. и 1917 г.
И все же главный итог реформ Витте – это сильная промышленность с развитой отраслевой инфраструктурой. Именно в период Витте Россия получила мощную промышленную базу. И этот вывод впоследствии подтвердило время: те последующие министры финансов (Э.Д. Плеске и В.Н. Коковцов), сменившие Витте, уже не думали о каком бы то ни было дальнейшем промышленном развитии России, а целиком сосредоточились на финансировании русско-японской войны и предотвращении финансовой катастрофы.
3 Реформы П.А. Столыпина и их итоги
Столыпин пользовался репутацией решительного человека и сторонника монархии. Программа реформ Столыпина была альтернативой новой революции в России. До своего назначения на пост Совета министров Столыпин занимал должность губернатора Саратовской области – едва ли не самой революционной российской губернии – и должность министра внутренних дел. Поэтому важнейшую задачу Столыпин видел в подавлении революционного движения. По всей стране стали учреждаться военно-полевые суды, которые в упрощенном порядке, без адвокатов, рассматривали и выносили (как правило смертные) приговоры по делам о терроризме. В России вновь появилась смертная казнь через повешение («столыпинские галстуки»).
Нарастало мощное репрессивное движение власти против политических оппонентов, а также террористов и боевиков. За 1907-1909 гг. по политическим мотивам к смертной казни, каторге и лишению свободы всего было приговорено около 30 тысяч человек. За различными организациями и обществами устанавливался строгий контроль полиции. В политические партии, кружки и боевые организации тайно внедрялись агенты охранных отделений. За счет этих мер, существенные потери понесли все революционные организации.
Но Столыпин понимал, что революционное движение невозможно подавить без устранения вызвавших его причин. В этой связи ядром всех преобразований Столыпина должна была стать знаменитая аграрная реформа, представлявшая собой систему определенных мероприятий правительства в сфере аграрных отношений.
27 августа 1906 года был
принят указ о передачи
Важным этапом аграрной реформы стал указ императора от 9 ноября 1906 года, который в 1910 приобрел статус закона. По этому указу прекращалось взимание выкупных платежей с крестьян и, что самое главное, крестьянам предоставлялось право свободно выйти из общины, если те пожелают, с правом требовать от общины сведения всех своих наделов в одно место без переноса (отруб) или с переносом усадьбы (хутор). Обрабатываемые общинные земли, таким образом, передавались уходящим из нее крестьянам в частную собственность. Далее в 1911 году был принят закон «О землеустройстве», ликвидировавший чересполосицу.
Неотъемлемой частью аграрной реформы стало проведение переселенческой политики. Был принят ряд законов, согласно которым малоземельные крестьяне могли безвозмездно получить землю в незаселенных районах Сибири, Средней Азии и Казахстана. Желающим переселиться государство предоставляло различные льготы: беспроцентные ссуды, освобождение от воинской обязанности, отмена всех недоимок и пр. Кроме того, государство брало на себя все расходы на переселение, а также выдавало деньги на первое время для обустройства. За несколько лет около 3,1 млн. человек уехало на освоение новых земель. В то же время назад из них вернулось около 17%.
Помимо этого правительство занималось и рабочим вопросом. Предполагалось легализовать деятельность профсоюзов и стачки рабочих. Также предполагалось ввести государственное страхование, которое, однако, носило ограниченный характер и охватило лишь около 15% рабочих России.
Итоги столыпинских реформ носили неоднозначный характер и имели неоднозначное отношение в обществе. Если рассматривать аграрную реформу то здесь надо отметить прежде всего то, что она не вызвала у большинства крестьян ни понимания, ни сочувствия. Из общины уходили в основном крепкие крестьяне и самые бедные, уходившие в город, что в сумме равнялось 26 % крестьян и 22% изъятых у общины земель.
Возникли проблемы и с переселением крестьян в Сибирь. Чиновники оказались не в состоянии полностью справиться с этой задачей, из-за чего назад вернулось 17% уехавших крестьян. В то же время, однако, переселенческая политика несколько смягчила социальные противоречия в Центральных районах России.
Вообще же аграрная реформа
поначалу вызвала серьезное