Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:51, контрольная работа
1. Русская Правда как источник права. Редакции, списки, источники, время
составления. Правда Краткая и Пространная.
2. Отражение в законодательстве государственного устройства Древней Ру-
си. Раннефеодальная монархия. Институты государственной власти. Сис-
темы местного управления. Вассалитет-сюзеренитет.
3. Правовое положение населения: князья, бояре, княжьи мужи, тиуны, сво-
бодное население сёл и городов, полузависимое население, холопы.
дарственного комитета обороны от 22 октября 1941 г. «О переселении нем-
цев из Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР».
2. Административно-правовой режим спецпоселений.
Ключевые слова и понятия: ГКО, Ставка Верховного Главнокомандования,
военный комиссар, военное положение, СМЕРШ, орден Победы, орден Сла-
вы, Мать-героиня, Международный военный трибунал, Советская Армия,
Генеральный прокурор, КГБ, трудовой договор, личная собственность, Закон
«О государственных пенсиях» 1956 г., отмена смертной казни, отпуск по бе-
ременности и родам, уголовная ответственность за государственные и воин-
ские преступления.
Тема 16. Конституция СССР 1977 г. (4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Причины подготовки новой Конституции СССР. Постановление Верхов-
ного Совета от 25 апреля 1962 г. «О выработке проекта новой Конституции
СССР». Работа Конституционной комиссии.
2. Положения о роли КПСС
как руководящей и
ского общества, о нерушимом союзе рабочих, крестьян и интеллигенции как
социальной основы СССР.
3. Расширение демократических
прав и свобод советских
4. Констатация вступления страны в период развитого социализма и превра-
щения Советского государства в общенародное социалистическое государст-
во.
5. Советы народных депутатов
как средство консолидации
листического общества. Пути совершенствования их работы.
Ключевые слова и понятия:
административно-командная
Хрущев, культ личности, материально-техническая база коммунизма, руко-
водящая и направляющая роль КПСС, теневая экономика, арендный договор
на землю, Л. И. Брежнев, арбитражные суды, народный контроль, народная
дружина, обязательный общественно-полезный труд.
Тема 17. «Перестройка» в СССР под руководством М.С. Горбачёва
глазами современника (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность перестройки.
30
2. Изменения в государственно-
3. Хозрасчёт на предприятии.
4. Начало разрушения СССР.
Ключевые слова и понятия: гласность, ускорение, Съезд народных депута-
тов СССР, президент СССР, Совет безопасности СССР, индивидуальная тру-
довая деятельность, фермерство.
Тема 18. Разрушение СССР и его внешние последствия для России
(4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие децентрализации
в СССР, национального и
паратизма.
2. Борьба за независимость
национал-демократических сил
веренизация РСФСР.
3. Противоборство Б.Н. Ельцина и М.С. Горбачёва. ГКЧП. Создание СНГ.
Ключевые слова и понятия: события в Прибалтике, 12 июня 1990 г. Феде-
ративный договор, Беловежская встреча, Сессия Верховного Совета РСФСР
25 декабря 1991 г.
Тема 19. Политика президента РФ Б.Н. Ельцина в области
государственного
Вопросы для обсуждения:
1. Победа президента Ельцина.
Обновление конституционного
ва.
2. Борьба с сепаратизмом внутри РФ.
6 Основные тенденции в развития права.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса
Культурология представляет собой один из важных интегративных курсов,
нацеленных на развитие широкой
компетенции в сфере
современных теорий культуры, и в сфере изучения важнейших аспектов бытия
и функционирования культуры. Целью курса «Культурология» является
формирование у студентов целостной картины мира, включающей в себя
деятельность человека и человечества, его материальные и духовные ценности,
преемственную связь поколений, единство культуры личности и культуры
общества.
2. Задачи курса
Задачами курса «Культурология»
историей мировой культуры, развитие у студентов представления о роли, месте
и значении культуры для общества, для формирования общечеловеческих
ценностных ориентаций личности, необходимых для подготовки ее к
профессиональной деятельности.
3. Перечень компетенций,
формируемых при изучении дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО
дисциплина «Культурология» направлена на формирование следующих
общекультурных и
По завершении изучения дисциплины «Культурология» бакалавр
юриспруденции:
– знает и понимает законы развития культуры, общества и мышления, а
также умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;
– способен анализировать социально значимые проблемы и процессы,
происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем;
– способен осуществлять профессиональную деятельность на основе
развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
– способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и
защищать права и свободы человека и гражданина;
– способен управлять самостоятельной работой обучающихся;
– способен эффективно осуществлять правовое воспитание.
4. Место курса в системе гуманитарных знаний
Дисциплина «Культурология» является базовой дисциплиной
гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин федерального
4
государственного
образования по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат).
Культурология тесно связана с философией, религиоведением, историей,
социологией и правоведением, которые изучают основные социальные нормы и
принципы, восходящие к социокультурным формам.
Связи с дисциплинами осуществляются на основе общих понятий и
категорий, и различаются глубиной уровня познания и связями с другими
категориями в контексте конкретной дисциплины. Освоение данной
дисциплины является необходимой основой для завершения изучения
дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.
5. Требования к результатам освоения дисциплины
В процессе изучения культурологии студент должен овладеть основными
знаниями в области теории и истории культуры; понимать особенности образа
жизни, традиций и обычаев представителей различных культурных регионов,
религиозных, моральных, художественно-эстетических взглядов, сложившихся
в системе локально-исторических культур. Он должен иметь представление о
культурных ценностях и языке культуры, взаимосвязи профессиональной
культуры с общей культурой личности и общества. Студент, овладевший
полной программой курса, должен быть не просто носителем
культурологических знаний, но и осуществлять свою деятельность в любой
сфере общественной жизни, в том числе и в правовой сфере, как культурную,
созидательную.
В результате освоения дисциплины студент должен:
· знать значение основных культурологических понятий и категорий,
знать важнейшие концепции и труды зарубежных и отечественных теоретиков
культуры, сделавших наиболее заметный вклад в развитие культурологии,
понимать смысл основных культурологических проблем, закономерности
развития культуры;
· уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные
законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
применять методы и средства познания для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
анализировать процессы и явления, происходящие в культуре;
интерпретировать
(первоисточники и
интерпретацию как письменно, так и в устной форме;
· иметь навыки культурологического анализа для выработки
системного, целостного взгляда на проблемы культуры; грамотно выражать и
аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и
интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, уметь
прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями.
5
II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(МОДУЛЯ)
Темы и их краткое содержание
Раздел I. Культурология в системе научного знания
Тема 1. Предмет культурологии
Предмет культурологии. Культура человечества как объект
теоретического анализа. Культурология и другие науки (философия,
социология культуры, культурная антропология). Культурология и всемирная
история. Культурология и частные исторические науки (этнография, история
науки, техники, морали, религии, искусства). Культурология и философия
культуры. Культурология и этика. Культурология и эстетика. Культурология и
психология. Культурология и история культуры.
Структура и состав современного культурологического знания.
Теоретическая и прикладная культурология. Теоретическое и практическое
значение культурологии. Субъект культуры. Социальные институты культуры.
Методы культурологических исследований. Изучение мифологических,
религиозных, научных, философских, художественно-эстетических
представлений как наиболее активных носителей культурных менталитетов
(работы Тэйлора, Лосева, Лотмана, Бахтина). Изучение мировоззренческих
«текстов» вербального и невербального поля культуры (миф, рукопись, книга,
искусство, архитектура, театр и другое). Многомерная реконструкция культуры
– построение культурной модели.
Тема 2. История культурологии
Истоки культурологического знания. Понимание культуры в античном
обществе. Теоцентризм. Эпоха Возрождения: социально-исторические
предпосылки становления культурологической мысли. Принципы гуманизма,
антропоцентризма и историзма.
Идеи прогресса и культуры в эпоху Просвещения. Европоцентризм.
Кризис рационализма и критика классического образа культуры.
Иррационалистические
Понимание культуры К. Марсом.
Экзистенциалистские концепции культуры (Н. А. Бердяев, Ж.-П. Сартр,
А. Камю). Концепция «осевого времени» К. Ясперса. Культурная
антропология. Эволюционистская концепция Л. Уайта. Социологическая школа
в культурологи (М. Вебер, П. Сорокин). Психоаналитические концепции
культуры. Культура и бессознательное. Культурные архетипы (К. Юнг).
Культура как совокупность знаковых систем (К. Леви-Строс, М. Фуко). Теория
6
культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский,
О. Шпенглер, А. Тойнби). Культурологические взгляды А. Швейцера.
Проблемы культурологии в работах российских исследователей (А. Ф. Лосев,
Д. С. Лихачев).
Раздел II. Основные понятия культурологии
Тема 1. Морфология и функции культуры
Культура как исходное понятие культурологии. Понимание культуры как
«второй природы» (И. Гете, Г. Гегель, А. Горький). Культура как совокупность
материальных и духовных ценностей (аксиологическое определение культуры).
Ценность – основа, ядро культуры, культурные ценности и нормы.
Нормативное определение культуры. Морфология культуры. Культура как
способ деятельности человека. Культура как знаковая система. Культура как
образ жизни. Культура как способ освоения человеком своего бытия, язык и
символы культуры.
Культурные элементы и комплексы. Основные элементы
интеллектуальной культуры: мировоззрение, логическая культура.
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Мудрость как
проявление интеллектуальной культуры личности. Культура мышления.
Культура речи.
Субкультуры и контркультуры. Духовная жизнь общества, ее основания
и структура. Функции культуры как элемента общественной системы.
Полифункциональность культуры. Адаптивная функция. Информационно-
познавательная функция. Регулятивная функция. Коммуникативная функция.
Функция передачи социального опыта. Гуманистическая функция.
Тема 2. Культура и цивилизация
Культура и цивилизация: единство и различие. Термин «цивилизация» и
его основные значения. Цивилизация как форма общественной организации.
О. Шпенглер о культуре как живом организме и цивилизации как фазе
умирания культуры. Сравнительная характеристика культуры и цивилизации и
изменение роли человека в финале культуры. Марксистская концепция
цивилизации, ее укоренённость в европейской духовной традиции XIX века
(культурология К. Маркса как завершение атеистического гуманизма
классической философии).
Тема 3. Культурогенез и динамика культуры
Концепции возникновения культуры: орудийно-трудовая концепция,
психоаналитическая концепция Фрейда, игровая концепция. Динамика
культуры, типы изменений. Влияние внешних и внутренних факторов на
развитие культуры. Единство стабильности и изменчивости в развитии
культуры. Преемственность в развитии культуры. Единство и многообразие
культур. Проявление неравномерности в развитии культур народов мира.
7
Неравномерность в развитии отдельных элементов культуры. Роль культурного
наследия в развитии культуры.
Тема 4. Культурные коды, нормы, ценности
Язык и символы культуры. Семиотика культуры. Знак в культуре.
Знаковые системы. Явная культура (overt culture) & неявная культура (covert
culture). Культура – знаковая система. Смысл и образ в культуре.