Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

1. Русская Правда как источник права. Редакции, списки, источники, время
составления. Правда Краткая и Пространная.
2. Отражение в законодательстве государственного устройства Древней Ру-
си. Раннефеодальная монархия. Институты государственной власти. Сис-
темы местного управления. Вассалитет-сюзеренитет.
3. Правовое положение населения: князья, бояре, княжьи мужи, тиуны, сво-
бодное население сёл и городов, полузависимое население, холопы.

Файлы: 1 файл

Семинары по Культуре и ИОГП.docx

— 63.12 Кб (Скачать файл)

дарственного комитета обороны  от 22 октября 1941 г. «О переселении нем-

цев из Дагестанской и Чечено-Ингушской  АССР».

2. Административно-правовой  режим спецпоселений.

Ключевые слова и понятия: ГКО, Ставка Верховного Главнокомандования,

военный комиссар, военное  положение, СМЕРШ, орден Победы, орден  Сла-

вы, Мать-героиня, Международный  военный трибунал, Советская Армия,

Генеральный прокурор, КГБ, трудовой договор, личная собственность, Закон

«О государственных пенсиях» 1956 г., отмена смертной казни, отпуск по бе-

ременности и родам, уголовная  ответственность за государственные  и воин-

ские преступления.

Тема 16. Конституция СССР 1977 г. (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Причины подготовки новой  Конституции СССР. Постановление  Верхов-

ного Совета от 25 апреля 1962 г. «О выработке проекта новой  Конституции

СССР». Работа Конституционной  комиссии.

2. Положения о роли КПСС  как руководящей и направляющей  силы совет-

ского общества, о нерушимом  союзе рабочих, крестьян и интеллигенции  как

социальной основы СССР.

3. Расширение демократических  прав и свобод советских граждан,

4. Констатация вступления  страны в период развитого  социализма и превра-

щения Советского государства  в общенародное социалистическое государст-

во.

5. Советы народных депутатов  как средство консолидации советского  социа-

листического общества. Пути совершенствования их работы.

Ключевые слова и понятия: административно-командная система, Н. С.

Хрущев, культ личности, материально-техническая  база коммунизма, руко-

водящая и направляющая роль КПСС, теневая экономика, арендный договор

на землю, Л. И. Брежнев, арбитражные  суды, народный контроль, народная

дружина, обязательный общественно-полезный труд.

Тема 17. «Перестройка» в  СССР под руководством М.С. Горбачёва

глазами современника (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность перестройки.

30

2. Изменения в государственно-политической  системе.

3. Хозрасчёт на предприятии.

4. Начало разрушения СССР.

Ключевые слова и понятия: гласность, ускорение, Съезд народных депута-

тов СССР, президент СССР, Совет безопасности СССР, индивидуальная тру-

довая деятельность, фермерство.

Тема 18. Разрушение СССР и  его внешние последствия для  России

(4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие децентрализации  в СССР, национального и территориального  се-

паратизма.

2. Борьба за независимость  национал-демократических сил весной 1990 г. Су-

веренизация РСФСР.

3. Противоборство Б.Н. Ельцина  и М.С. Горбачёва. ГКЧП. Создание  СНГ.

Ключевые слова и понятия: события в Прибалтике, 12 июня 1990 г. Феде-

ративный договор, Беловежская  встреча, Сессия Верховного Совета РСФСР

25 декабря 1991 г.

Тема 19. Политика президента РФ Б.Н. Ельцина в области

государственного строительства  и права (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Победа президента Ельцина.  Обновление конституционного законодательст-

ва.

2. Борьба с сепаратизмом  внутри РФ.

6 Основные тенденции в  развития права.

 

 

 

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ  РАЗДЕЛ

1. Цель курса

Культурология представляет собой один из важных интегративных  курсов,

нацеленных на развитие широкой  компетенции в сфере классических и

современных теорий культуры, и в сфере изучения важнейших  аспектов бытия

и функционирования культуры. Целью курса «Культурология»  является

формирование у студентов  целостной картины мира, включающей в себя

деятельность человека и  человечества, его материальные и  духовные ценности,

преемственную связь поколений, единство культуры личности и культуры

общества.

2. Задачи курса

Задачами курса «Культурология»  являются знакомство с теорией и

историей мировой культуры, развитие у студентов представления  о роли, месте

и значении культуры для общества, для формирования общечеловеческих

ценностных ориентаций личности, необходимых для подготовки ее к

профессиональной деятельности.

3. Перечень компетенций,

формируемых при изучении дисциплины

В совокупности с другими  дисциплинами базовой части ФГОС ВПО

дисциплина «Культурология»  направлена на формирование следующих

общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции.

По завершении изучения дисциплины «Культурология» бакалавр

юриспруденции:

– знает и понимает законы развития культуры, общества и мышления, а

также умеет оперировать  этими знаниями в профессиональной деятельности;

– способен анализировать  социально значимые проблемы и процессы,

происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем;

– способен осуществлять профессиональную деятельность на основе

развитого правосознания, правового  мышления и правовой культуры;

– способен уважать честь  и достоинство личности, соблюдать  и

защищать права и свободы  человека и гражданина;

– способен управлять самостоятельной  работой обучающихся;

– способен эффективно осуществлять правовое воспитание.

4. Место курса в системе  гуманитарных знаний

Дисциплина «Культурология»  является базовой дисциплиной

гуманитарного, социального  и экономического цикла дисциплин  федерального

4

государственного образовательного стандарта высшего профессионального

образования по направлению  «Юриспруденция» (бакалавриат).

Культурология тесно связана  с философией, религиоведением, историей,

социологией и правоведением, которые изучают основные социальные нормы и

принципы, восходящие к социокультурным  формам.

Связи с дисциплинами осуществляются на основе общих понятий и

категорий, и различаются  глубиной уровня познания и связями  с другими

категориями в контексте  конкретной дисциплины. Освоение данной

дисциплины является необходимой  основой для завершения изучения

дисциплин гуманитарного, социального  и экономического цикла.

5. Требования к результатам  освоения дисциплины

В процессе изучения культурологии  студент должен овладеть основными

знаниями в области  теории и истории культуры; понимать особенности образа

жизни, традиций и обычаев  представителей различных культурных регионов,

религиозных, моральных, художественно-эстетических взглядов, сложившихся

в системе локально-исторических культур. Он должен иметь представление  о

культурных ценностях  и языке культуры, взаимосвязи  профессиональной

культуры с общей культурой  личности и общества. Студент, овладевший

полной программой курса, должен быть не просто носителем

культурологических знаний, но и осуществлять свою деятельность в любой

сфере общественной жизни, в  том числе и в правовой сфере, как культурную,

созидательную.

В результате освоения дисциплины студент должен:

· знать значение основных культурологических понятий и категорий,

знать важнейшие концепции  и труды зарубежных и отечественных  теоретиков

культуры, сделавших наиболее заметный вклад в развитие культурологии,

понимать смысл основных культурологических проблем, закономерности

развития культуры;

· уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные

законы гуманитарных и  социальных наук в профессиональной деятельности;

применять методы и средства познания для интеллектуального  развития,

повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

анализировать процессы и  явления, происходящие в культуре;

интерпретировать теоретические  и историко-культурные тексты

(первоисточники и комментирующую  литературу), а также излагать  свою

интерпретацию как письменно, так и в устной форме;

· иметь навыки культурологического анализа для выработки

системного, целостного взгляда  на проблемы культуры; грамотно выражать и

аргументировать свою точку  зрения (устно и письменно) при  заимствовании и

интерпретации тех или  иных из усвоенных идей и понятий, уметь

прослеживать взаимосвязи  между различными традициями и течениями.

5

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

(МОДУЛЯ)

Темы и их краткое содержание

Раздел I. Культурология в  системе научного знания

Тема 1. Предмет культурологии

Предмет культурологии. Культура человечества как объект

теоретического анализа. Культурология и другие науки (философия,

социология культуры, культурная антропология). Культурология и всемирная

история. Культурология и  частные исторические науки (этнография, история

науки, техники, морали, религии, искусства). Культурология и философия

культуры. Культурология  и этика. Культурология и эстетика. Культурология и

психология. Культурология  и история культуры.

Структура и состав современного культурологического знания.

Теоретическая и прикладная культурология. Теоретическое и  практическое

значение культурологии. Субъект культуры. Социальные институты  культуры.

Методы культурологических исследований. Изучение мифологических,

религиозных, научных, философских, художественно-эстетических

представлений как наиболее активных носителей культурных менталитетов

(работы Тэйлора, Лосева, Лотмана, Бахтина). Изучение мировоззренческих

«текстов» вербального и  невербального поля культуры (миф, рукопись, книга,

искусство, архитектура, театр  и другое). Многомерная реконструкция  культуры

– построение культурной модели.

Тема 2. История культурологии

Истоки культурологического  знания. Понимание культуры в античном

обществе. Теоцентризм. Эпоха  Возрождения: социально-исторические

предпосылки становления  культурологической мысли. Принципы гуманизма,

антропоцентризма и историзма.

Идеи прогресса и культуры в эпоху Просвещения. Европоцентризм.

Кризис рационализма и  критика классического образа культуры.

Иррационалистические интерпретации  культуры (А. Шопенгауэр, Р. Вагнер).

Понимание культуры К. Марсом.

Экзистенциалистские концепции  культуры (Н. А. Бердяев, Ж.-П. Сартр,

А. Камю). Концепция «осевого времени» К. Ясперса. Культурная

антропология. Эволюционистская концепция Л. Уайта. Социологическая  школа

в культурологи (М. Вебер, П. Сорокин). Психоаналитические концепции

культуры. Культура и бессознательное. Культурные архетипы (К. Юнг).

Культура как совокупность знаковых систем (К. Леви-Строс, М. Фуко). Теория

6

культурно-исторических типов  и локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский,

О. Шпенглер, А. Тойнби). Культурологические взгляды А. Швейцера.

Проблемы культурологии  в работах российских исследователей (А. Ф. Лосев,

Д. С. Лихачев).

Раздел II. Основные понятия  культурологии

Тема 1. Морфология и функции  культуры

Культура как исходное понятие культурологии. Понимание  культуры как

«второй природы» (И. Гете, Г. Гегель, А. Горький). Культура как совокупность

материальных и духовных ценностей (аксиологическое определение  культуры).

Ценность – основа, ядро культуры, культурные ценности и нормы.

Нормативное определение  культуры. Морфология культуры. Культура как

способ деятельности человека. Культура как знаковая система. Культура как

образ жизни. Культура как  способ освоения человеком своего бытия, язык и

символы культуры.

Культурные элементы и  комплексы. Основные элементы

интеллектуальной культуры: мировоззрение, логическая культура.

Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Мудрость как

проявление интеллектуальной культуры личности. Культура мышления.

Культура речи.

Субкультуры и контркультуры. Духовная жизнь общества, ее основания

и структура. Функции культуры как элемента общественной системы.

Полифункциональность культуры. Адаптивная функция. Информационно-

познавательная функция. Регулятивная функция. Коммуникативная  функция.

Функция передачи социального  опыта. Гуманистическая функция.

Тема 2. Культура и цивилизация

Культура и цивилизация: единство и различие. Термин «цивилизация»  и

его основные значения. Цивилизация  как форма общественной организации.

О. Шпенглер о культуре как  живом организме и цивилизации  как фазе

умирания культуры. Сравнительная  характеристика культуры и цивилизации  и

изменение роли человека в  финале культуры. Марксистская концепция

цивилизации, ее укоренённость  в европейской духовной традиции XIX века

(культурология К. Маркса  как завершение атеистического  гуманизма

классической философии).

Тема 3. Культурогенез и  динамика культуры

Концепции возникновения  культуры: орудийно-трудовая концепция,

психоаналитическая концепция  Фрейда, игровая концепция. Динамика

культуры, типы изменений. Влияние  внешних и внутренних факторов на

развитие культуры. Единство стабильности и изменчивости в развитии

культуры. Преемственность  в развитии культуры. Единство и  многообразие

культур. Проявление неравномерности  в развитии культур народов мира.

7

Неравномерность в развитии отдельных элементов культуры. Роль культурного

наследия в развитии культуры.

Тема 4. Культурные коды, нормы, ценности

Язык и символы культуры. Семиотика культуры. Знак в культуре.

Знаковые системы. Явная  культура (overt culture) & неявная культура (covert

culture). Культура – знаковая  система. Смысл и образ в  культуре.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"