Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Подготовительные меры к генеральному межеванию: набор землемеров и инструментов, открытие межевых контор, публикации и пр.; открытие генерального межевания, межевые партии; распространение межевания по губерниям, его продолжительность, число споров, число обмежеванных дач, стоимость межевания; затруднения на окраинах; общий порядок межевания; его результаты; следствия основных начал межевания - полюбовный развод и межевания по дачам.

Содержание работы

1.Открытие, ход и результаты генерального межевания
2. Подготовка и проведение реформы 1861 года. Суть реформы. Ее историческое значение для развития капитализма

Файлы: 1 файл

межевание.docx

— 47.55 Кб (Скачать файл)

При существовании поверки  прав на владение земли межевались не только в отношении их границ и размеров, но и в отношении  их принадлежности.

Напротив того, при способе  полюбовного развода, производимого  только наличными владельцами и  безо всякого рассмотрения их крепостей, земли только примеживаются к  названиям селений и пустошей, но не к именам их владельцев. В первом случае, т.е. при поверке прав на владение, межевание является д5ействием, служащим к определению не только границ, пространства, состава и местоположения межуемых земель, но и к укреплению прав собственности на земли. Здесь  его документы являются столько  же межевыми, сколько и крепостными. Во втором случае, т.е. при полюбовном межевании, земли определяются только в смысле размеров и пределов тех  территориальных единиц, которая характеризуется названием дачи или названием селений и пустошей, но не в смысле принадлежности этих селений и пустошей тем владельцам, которые были при межевании.

Отсюда вытекает то важное положение межевой инструкции, что  планы и межевые книги генерального межевания не служат доказательством  принадлежности спорного селения или  пустоши тому владельцу, за которым  по межеванию они написаны; они  доказывают несомненно и непоколебимо только границы, пространство и местоположение всех тех земель, урочищ и угодий, «к какому селению или пустоши были примежеваны»

Что касается следствий второго  основного начала генерального межевания  – межевания по дачам, то предварительно надо заметить, что по межевой инструкции под дачами понимались земли одного или многих владельцев, составляющих неразобщенный округ селения  или пустоши определенного названия. Кроме того, понятие о даче выводилось также из исторических условий ее происхождения. В этом смысле под дачею понималось то пространство земли, которое первоначально было пожаловано или иначе приобретались на основании письменных документов – жалованных грамот и крепостей разных наименований, да кроме того при прежних писцовых межеваниях они описывались в писцовых, отказных, межевых и других книгах, то, следовательно, каждая дача определялась еще и письменными документами, в которых ее размеры, положение, составы и границы были описаны с большей или меньшей точностью и подробностью.

Однако при генеральном  межевании для определения первоначальных размеров межуемых дач приходилось  прибегать к писцовым книгам и  крепостям лишь в том случае, когда  владельцы дач спорили о их пределах и не могли одинаково указывать их размеры и границы. В остальных же наиболее многочисленных случаях, т.е. при наличности полюбовного развода , размеры и границы межуемых дач определялись исключительно по полюбовному разводу, сколько бы земель и под какими бы их названиями владельцы не отводили в состав дач. В силу этого могло случиться так, что вместо границы первоначальной дачи оказывались утвержденными не только совершенно новые, измененные через мену, окружая ее границы, но и вся она могла оказаться раздробленной на участки, принадлежащие разным ее владельцам, как показанным, так и непоказанным в прежн6их писцовых и иных документов. Одним словом, при одновременном приложении к генеральному межеванию начала полюбовного развода и начала межевания по дачам нередко выходило так, что не размеры и пределы дач подводились под содержание определяющих их документов, а сами документы переделывались сообразно действительному состоянию владений.

Отсюда следует, во что  документы генерального межевания  во многих случаях уже не могли  быть сходны с прежними писцовыми  межевыми документами на дачи и во 2х что дачи, принадлежащие нескольким владельцам, как например, дачи общая  через полосная, после генерального межевания могли одинаково оказаться как раздробленными на отдельные участки, так и не раздробленными, смотря по спорам и по желанию их владельцев. И то и другое обстоятельство было предусмотрено межевой инструкцией и разрешалось в ней следующие положения: по 1)что планы и межевые книги генерального межевания отменяют и погашают документы прежних межеваний, т.е. писцовые книги, и во 2) что разно поместные владельцы, дачи которых будут обведены только окружными межами, остаются в прежних поземельных отношениях, сообразно их правами и писцовых документам, впредь до будущих специальных межеваний, производимых по просьбе и на счете самих владельцев.

2. Подготовка и проведение реформы 1861 года. Суть реформы. Ее историческое значение для развития капитализма.

 

После поражения  в  Крымской  войне,  проигранной  России несмотря на героизм народных масс и показавшей  с предельной ясностью, что крепостной строй является тормозом экономического развития страны, царское правительство было вынуждено приступить к подготовке крестьянской реформы. Отношение царизма к

реформе было исчерпывающе отражено в выступлении царя Александра II весной 1856 года перед представителями дворянства  московской губернии: лучше отменить крепостное право сверху,  нежели дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу.

Подготовка реформы  сначала велась тайно. Затем к  ней были привлечены широкие круги  дворянства: в 1858 году во  всех  губерниях (кроме Архангельской, где не было крепостных крестьян)

были созданы  выборные дворянские комитеты для составления  проектов реформы.  Центральное  руководство  подготовкой  реформы  сосредоточилось в созданном  в 1858 году  Главном  комитете  по крестьянскому делу. Для сведения воедино материалов губернских

комитетов при  Главном комитете были созданы  редакционные  комиссии.

Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к подготовке реформы не были допущены. А  готовившие  реформу дворяне  стремились главным образом к  тому, чтобы обеспечить собственные  интересы.

Центральным вопросом  реформы,  по  которому  шла  борьба внутри помещичьего  класса,  был  вопрос  о  том,  освобождать  крестьян с землей или без земли. По этому  вопросу  шли  споры  между группами крепостников и либералов. К  крепостникам  принадлежала феодально-бюрократическая знать, а также помещики,

хозяйство которых в основном базировалось на отработанной  ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы при этом хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совершенно без земли было невозможно. Но помещики черноземных губерний, где земля высоко ценилась,  стремились освободить крестьян с минимальным наделом и  за  выкуп. Такое "освобождение" сохраняло в  руках  помещиков  почти  всю землю и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземных губерний, где земля не представляла такой  ценности, считали возможным освобождение крестьянина с землей, но за высокий денежный выкуп; в этом случае помещики получали  капитал для ведения капиталистического хозяйства на  оставшейся  у них земле. Существовала также классовая борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских комитетах и  комиссиях  не  представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась  не  между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством  с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы. Несмотря на жесткую цензуру, в своих выступлениях они призывали к полной ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения, к передаче  всей  земли крестьянам без всякого выкупа. Борьба  революционных демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство отказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было  принято

компромиссное, примирившее  всех помещиков  решение  освободить крестьян с минимальным наделом  земли за выкуп. такое  освобождение обеспечивало помещиков как рабочими руками, так и  капиталом. Закон об отмене крепостного права - "Положение о  крестьянах вышедших из крепостной зависимости" - был подписан  Александром II 19 февраля 1861 года. Этот закон состоял из отдельных "Положений", касавшихся трех основных групп вопросов:

 

1. Упразднение  личной зависимости крестьян  от помещиков.

2. Наделения крестьян  землей и определения крестьянских

повинностей.

3. Выкупа крестьянских  наделов.

 

Основные положения  реформы отмены крепостного права  в России

 

1. Упразднение  личной зависимости.

Реформа предоставила крестьянам личную  свободу  и  право распоряжаться своим имуществом, покупать  и  продавать  движимость и недвижимость, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Однако, освободив крестьян от крепостной  зависимости, реформа  сделала их зависимыми от сельской общины. Землею наделялась община, которая  распределяла ее между  отдельными  хозяйствами, производя периодические  переделы; без согласия  общины крестьянин не имел права продать или передать свою  землю, уйти из деревни. Через  общину в определенной степени сохранилась  и  власть помещика над крестьянством. Помещик имел  также  право  отвода неугодных ему старост  и других выборных лиц в общине, без  его

согласия нельзя было изменить севооборот  или  распахать  пустырь. Община несла круговую поруку за  уплату  податей  каждым крестьянином. Существование общины было выгодно  помещикам, которых  община обеспечивала рабочей силой, и государству,  которому  она гарантировала поступление  налогов. Для крестьян  община  стала серьезным ограничителем  юридической свободы.

2. Наделы и  повинности крестьян.

При определении  норм наделов формально исходили из степени плодородия земли в  различных районах страны, а фактически только из интересов помещиков. Были определены  нормы  наделов для  губерний великороссийских, юго-западных - малороссийских и западных. Великороссийские губернии по нормам наделов  делились в свою очередь на три группы, в зависимости  от  того,  в  какой полосе они находились: в черноземной, нечерноземной или степной. Наделялись землей только мужчины. Размеры душевых наделов колебались в зависимости от плодородия  почвы и хозяйственных особенностей различных регионов. В черноземной и не-

черноземной полосах  соотношение высшей и низшей  нормы  надела составляло 1:3, в степной  полосе  была  установлена  единая  и сравнительно высока норма наделов, что  объяснялось  нехваткой здесь  рабочих рук и заинтересованностью  помещиков в  привлечении в  этот район крестьян. В большинстве случаев до реформы у крестьян  было  больше земли, чем это предусматривалось высшей нормой надела по  "Положению". Разницу помещики  получили  право отрезать  в  свою

пользу. Если после наделения крестьян землей у помещика ее оставалось менее 1/3 в черноземной или нечерноземной полосе  или 1/2 в степной, то он имел право уменьшить крестьянские наделы, даже если они не превышали нормы. Отрезанная в результате реформы 1861 года земля получила название отрезков. Отнюдь не все бывшие крепостные получили землю в результате реформы. Совершенно лишились прав на надел дворовые слуги и "месячники". Беззастенчивое ограбление крестьян выразилось и в том, что при наделении их землей помещики захватывали лучшие земли. Помещики вгоняли свои земли "клином"  в  крестьянские,

что создавало  затруднения для крестьянских хозяйств и вынуждало крестьян арендовать помещичью землю по  ростовщическим  ценам. До выкупа земли у помещика крестьяне оставались  "временно-обязанными" и должны были по-прежнему  выполнять  барщину  и платить денежный оброк. Величина оброка была большей,  чем  до реформы, и колебалась в зависимости  от  местности.  Средством ограбления крестьян была также  установленная  при  исчислении оброка так называемая градация при наделах менее 4 десятин. Ее суть состояла в том, что за первые  десятины  надела  вносился больший  оброк, чем за последующие. В частности, на первую  десятину приходилось 50-65% всей суммы оброка.  Таким образом, меньший надел обходился крестьянину дороже. Отработочные повинности временно-обязанных за высший надел в барщинных имениях нечерноземной полосы устанавливались в объеме 40 мужских и 30 женских дней в год, из них 3/5 нужно было отрабатывать  летом. В результате малоземелья и отработочной  системы крестьянское

хозяйство было обречено на зависимость от крупного землевладения.

3. Выкуп крестьянских  наделов.

По специальному "Положению о выкупе"  выкуп  усадьбы  был обязательным, а выкуп  надела зависел от желания помещика.  Величина выкупа определялась размером капитализированного оброка из расчета 6% годовых, т.е. должна была быть  равной  капиталу, приносящему при 6% годовых, которые в то время выплачивали банки, доход в размере прежней суммы оброка.  Так,  при размере крестьянского оброка в 10 руб. выкупная  сумма равнялась 166 руб. 66 коп. Положив эту сумму в банк при 6% годовых, помещик получал бы ежегодно 10 руб., т.е. сумму прежнего оброка. Поскольку выкупная цена была значительно выше, чем рыночные цены на землю, то она включала в себя фактически выкуп не только земли, но и личности  крестьянина.  Сущность  выкупной операции заключалась в неслыханно наглом  ограблении  огромной массы крестьянства России. Крестьяне в основной массе не могли сразу внести выкупную сумму, поэтому государство взяло на себя роль посредника в выкупной операции. Царская казна выплатила помещикам 80% выкупной суммы, остальные 20% выкупа выплачивали крестьяне. Поэтому помещики получили необходимый капитал сразу, без всякой рассрочки. Сумма, выплаченная государством  помещикам, была объявлена крестьянским  долгом  казне,  который

нужно было погасить в течении 49 лет при 6% годовых.  Выкупные платежи крестьян прекратились только к 1906 году,  когда была внесена сумма, что втрое превышало рыночную  цену  надельной земли перед реформой. Выкупная операция проходила с неодинаковой  быстротой в разных районах страны. В тех районах, где товарно-денежные отношения были развиты слабее и господствовала  барщинная форма эксплуатации, крестьяне не имели средств для  выкупа  наделов, нередко и помещики не были заинтересованы в выкупе, считая для себя более выгодным использовать повинности  временно-обязанных крестьян. Кроме того, за многими помещичьими  имениями  числились огромные долги кредитным учреждениям  и,  получив  выкуп, помещики должны были бы немедленно рассчитаться с долгами,  что зачастую означало разорение.

----------------

Реформа изменила положение не только помещичьих, но и государственных и удельных крестьян, а также рабочих  посессионных и вотчинных мануфактур.

Согласно  специальному  положению  1863  года,   удельные крестьяне в течении двух лет должны были выкупить свои  наделы и перейти в разряд  крестьян-собственников.  Государственные крестьяне могли выкупить свои земельные участки,  внося капитализированную, с учетом процентов, сумму оброка, однако  это

было под силу весьма немногим. Большинство сохранило  свои  наделы и выплачивало за них оброчную подать.  Рабочие  вотчинных мануфактур наделялись землей, если они пользовались ею до 1861 года. Посессионные рабочие, которые пользовались землей до реформы, получали надел.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"