Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Согласно показаниям римских писателей, история возникновения кодекса, известного под названием Законов XII таблиц такова.
Древнейшее поселение Рима жило родами, управляемыми старейшинами. Первоначально род представлял собой сплоченный коллектив, связанный общей собственностью на землю, общим происхождением.

Содержание работы

1. Законы XII таблиц в Древнем Риме.
2. Государственный строй V Республики во Франции.
3. Задача 7.
4. Задача 8.

Файлы: 1 файл

контрольная 2.docx

— 63.53 Кб (Скачать файл)

 Все другие вещи, даже  драгоценные, переходили посредством  простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.        

 Старый раб, как  и старая лошадь, требовал при  переходе из рук в руки манципации, а драгоценная ваза – традиции. Дело в том, что первые две  вещи относятся к разряду орудий  и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности. [2, 265]        

  Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, т. е. самозаклад должника – долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Если таковых не находилось, должник предавался смерти или продавался за границу. Только в конце IV в. до н.э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство было отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества. [4, 396]        

 Помимо обязательств  из договоров, Законы XII таблиц  знают и такие, которые возникают  из причинения вреда и противоправных  действий вообще (воровство, потрава  и пр.). Например, вора, захваченного  с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба». [4, 387]        

 Как видно уже из  приведенного перечня общего  содержания, Законы XII таблиц касались  почти исключительно гражданского  права и процесса; из других  областей (права государственного  или уголовного) есть только несколько  совершенно разрозненных постановлений  вроде запрещения привилегий  и некоторые другие. [1, 329]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный  строй V Республики во Франции.

 

В 1958 принята конституция Пятой республики, расширившая права исполнительной власти. Президентом Республики был избран Шарль де Голль, Генерал Освобождения, герой Первой и Второй мировых войн. [3] Авторы Конституции 1958 г., которую считали "скроенной точно по мерке для де Голля", исходили из необходимости коренного пересмотра принципов, лежавших в основе государственного строя Третьей и Четвертой республик. Прежде всего, предполагалось стабилизировать политическую систему путем "большей сбалансированности" всех видов власти и усиления независимости исполнительной власти от политических маневров различных партий. Исполнительная и законодательная власти должны были быть четко разделены, имея своим источником только "мандат народа" (т.е. выборы). Однако еще более эффективным средством укрепления системы властвования должен был стать институт главы государства. Возвышаясь над всеми властями и не навязывая себя в качестве повседневного главы правительства и лидера парламентского большинства, президент должен был выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного значения. Таким образом, одной из важнейших задач этого органа было гарантировать стабильность исполнительной власти в неблагоприятных политических и экономических условиях.

Конституция 1958 г. отказалась от прежней политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные  выборы президента были заменены прямыми.[12, 329]

К 1960 в обстановке распада колониальной системы большая часть французских колоний в Африке завоевала независимость. [3]

В 1958 г. в связи с принятием  Конституции Пятой республики правительство  де Голля провело в "заморских  территориях" референдум по вопросу  о том, одобряют ли их жители проект конституции и хотят ли они  остаться вместе с Францией в составе  Сообщества/ Население Гвинеи (бывшей французской колонии в Западной Африке) заявило, что оно отвергает проект конституции и желает выйти из Сообщества. С 1 октября 1958 г. Гвинея стала независимой страной, и французское правительство порвало с ней все связи. Остальные французские колониальные владения одобрили Конституцию 1958 г. и получили статус государств - членов Сообщества. В соответствии с Конституцией 1958 г. они пользовались внутренней автономией, но французское правительство сохраняло контроль над их внешней, оборонной и финансовой политикой. Такое половинчатое решение не удовлетворило народы колониальных стран, и через несколько лет они добились полной независимости.1 января 1960 г. получил независимость Камерун, официально считавшийся подмандатной территорией Франции. Следом за ним - подмандатная территория Того и другие государства, ранее входившие в состав Французской Экваториальной и Французской Западной Африки. Всего в течение 1960 года, названного "годом Африки", получили независимость 14 бывших французских колоний в Африке. В 1960-1963 гг. почти все они заключили с Францией соглашения о военной, экономической и технической помощи.[6, 312]

 В 1962 после кровопролитной войны обрёл независимость Алжир. Профранцузские алжирцы переселились во Францию, где составили стремительно растущее мусульманское меньшинство.[3]

Основной тенденцией развития политической системы Пятой республики в первые десятилетия ее существования  явилось дальнейшее усиление президентской  власти ее персонализация. Президент  стал на практике не только главой государства, но и главой правительства, одновременно ослаблялось и какое-либо противодействие  законодательной власти. [8, 298]

Значительную роль в такой  эволюции президентской власти сыграли  конституционная реформа 1962 г., осуществленная де Голлем посредством референдума, которая изменила порядок выборов  президента. Отныне избрание президента должно было происходить с помощью  всеобщего голосования.

Действительный смысл  реформы заключался в противопоставлении главы государства как непосредственного  и единственного избранника народа избираемому таким же способом Национальному  собранию.

Вместе с тем отмечались определенные сдвиги и в укреплении гарантий прав личности. В 1971 г. Конституционный  совет признал преамбулу к  Конституции 1958 г. (со ссылками на права  человека в Декларации 1789 г. и Конституции 1946 г.) составной частью "конституционного блока" и обязал органы государственной  власти уважать положения этой преамбулы как конституционные принципы. Кроме того, начиная с 1971 г., Конституционный совет декларировал целый ряд положений, определяющих принципы правового статуса личности (так называемая Судебная хартия прав человека). [14, 165]

Массовые волнения молодёжи и студентов (майские события во Франции 1968), вызванные обострением экономических и социальных противоречий, а также всеобщая забастовка привели к острому политическому кризису; президент Шарль де Голль, основатель Пятой республики, ушёл в отставку (1969) и 9 ноября 1970 года, спустя год, умер. [3]

В целом, послевоенное развитие Франции характеризовалось форсированным  развитием промышленности и сельского  хозяйства, поощрением национального  капитала, экономической и социально-культурной экспансией в бывшие африканские  и азиатские колонии, активной интеграцией  в рамках Евросоюза, развитием науки и культуры, усилением мер социальной поддержки, противодействием «американизации» культуры. [9, 109]

Вторым президентом Пятой  республики был в 1969 избран голлист Жорж Помпиду, в 1962—1968 гг. занимавший пост премьер-министра.

В 1974 г. после смерти Помпиду его сменил Валери Жискар д’Эстен, политик либеральных и проевропейских взглядов, основатель центристской партии «Союз за французскую демократию». [3]

Серьезные изменения в  расстановке социально-политических сил во Франции проявились в период 1973-1976 гг., когда голлистская партия утратила абсолютное большинство мест в парламенте и уступила важнейшие государственные посты представителям других правых и центристских группировок. Одновременно с изменением социальной базы и падением голлистской партии усилилось влияние левых сил. В 1972 г. реформированная Социалистическая партия (ФСП) и Французская коммунистическая партия подписали совместную Программу демократического Правительства народного единства. Программа предусматривала проведение в стране социально-экономических и политических преобразований, восстановление роли и престижа парламента и др. Противостояние двух партийных блоков - коалиции левых сил, с одной стороны, и правоцентристской коалиции (ОПР-СФД) - с другой, получило название "биполяризации" политической жизни, став определяющей чертой развития политической системы Франции.

"Биполяризация" открыла непосредственную возможность прихода к власти левого блока, а также изменений во взаимоотношениях властей. Президент и правительство могли отныне стать представителями противостоящих группировок, и их фактическая роль прямо зависела от связи с партийно-парламентским большинством. [13, 205]

С 1981 по 1995 президентский пост занимал социалист Франсуа Миттеран. [3]

В 1981 году Социалистической партии удалось завоевать пост президента, получив абсолютное большинство  мест в парламенте, и сформировать правительство. Сохранив основные положения  Конституции 1958 г., касающиеся центрального аппарата Пятой республики, правительство  социалистов вместе с тем приняло  закон о децентрализации местного управления, упразднив традиционную должность префекта (потом восстановленную), ввело, хотя и в урезанном виде, пропорциональную избирательную систему. Местные органы власти получили большую  самостоятельность в финансовых и других вопросах управления. В  соответствии с законами 1983 г. подчинение нижестоящих органов самоуправления вышестоящим было ограничено определенными  направлениями деятельности (образование, здравоохранение и т.п.), несколько  смягчен был административный контроль центра над местными органами самоуправления. Право избирать представительные органы (самоуправления) было предоставлено  регионам. [6, 352]

Период 1986-1988 гг. стал уникальным в том отношении, что помимо определенной переоценки роли государства, Пятая  республика впервые испытала новацию "раздельного правления" - сосуществования  президента-социалиста и правоцентристского правительства, опирающихся на оппозиционные друг другу политические блоки. Второй такой период "сосуществования" продолжался с 1993 по 1995 г., а с 1997 г., напротив, социалистическое правительство "сосуществует" с президентом-голлистом. [10,331]

Политические события 80-90-х  гг. показали, что, несмотря на все сложности  и перипетии партийного соперничества, примат президентской власти во всех областях государственной жизни  и ныне остался неизменным. Не случайно наиболее распространенными оценками Пятой республики являются такие характеристики, как "суперпрезидентская республика" или "ультрапрезидентский режим". [8, 169] Вместе с тем парламент - арена партийного соперничества, и в условиях политической поляризации глава государства еще больше, чем прежде, заинтересован в поддержке парламентского большинства, а для наиболее эффективного проведения в жизнь своей политики партия или блок партий должны выиграть не только президентские, но и парламентские выборы. Если же говорить об осуществлении парламентом своей главной функции - законодательной, то здесь он по-прежнему выступает в основном в роли "регистрационной палаты", поскольку, по Конституции 1958 г., его собственная сфера законодательных полномочий значительно ограничена, а повседневный парламентский контроль (вопросы министрам) вместе с ответственностью правительства перед парламентом не играют во Франции большой практической роли. [14, 247]

C 17 мая 1995 по 16 мая 2007 президентом являлся Жак Ширак, переизбранный в 2002 году. Он является политиком неоголлистского направления. При нём, в 2000 г., был проведен референдум по вопросу сокращения срока полномочий президента в стране с 7 до 5 лет. Несмотря на очень низкую явку (около 30 % населения), большинство в итоге все же высказалось за уменьшение срока (73 %).

В связи с ростом числа  выходцев из стран Африки во Франции  обострилась проблема мигрантов, многие из которых являются мусульманами: 10 % населения Франции составляют некоренные мусульмане (в большинстве выходцы из Алжира). С одной стороны, это вызывает рост популярности ультраправых (ксенофобских) организаций у коренных французов, с другой стороны, Франция становится ареной беспорядков и терактов. Североафриканская иммиграция берёт своё начало в конце XIX — начале XX в. Замедление темпов естественного прироста населения и нехватка рабочей силы во Франции на фоне экономического подъёма вызвали необходимость привлечения иностранной рабочей силы. Главными сферами применения труда иммигрантов являются строительство (20 %), отрасли промышленности с применением поточно-конвейерного производства (29 %) и сфера обслуживания и торговли (48,8 %). Из-за низкой профессиональной подготовки выходцы из Северной Африки часто становятся безработными. В 1996 г. средний уровень безработицы среди иностранцев — выходцев из стран Магриба достигал 32 %. В настоящее время иммигранты из стран Магриба составляют более 2 % населения Франции и размещаются в основном в трёх районах страны с центрами в Париже, Лионе и Марселе.

16 мая 2007 президентом Франции стал кандидат от партии «Союз за народное движение» Николя Саркози, выходец из еврейской семьи, эмигрировавшей во Францию из Венгрии.

21 июля 2008 г. парламент Франции с незначительным перевесом поддержал проект конституционной реформы, предложенный президентом Саркози. Нынешняя реформа конституции стала самой существенной за все время существования Пятой республики, внеся поправки в 47 из 89 статей документа 1958 г. Законопроект включил в себя три части: усиление роли парламента, обновление института исполнительной власти и предоставление гражданам новых прав.

Наиболее важные изменения:

  • президент может находиться на посту не более двух сроков подряд;
  • парламент приобретает право вето на некоторые решения президента;
  • ограничивается контроль правительства над деятельностью парламентских комитетов;
  • при этом президент получает право ежегодно выступать перед парламентом (это было запрещено с 1875 г. в целях соблюдения разделения между двумя властями);
  • предусмотрено проведение референдума по вопросу вступления в ЕС новых членов.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"