Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:42, контрольная работа
В Древней Руси выражение: «Дождаться старшинства» означало дождаться своей очереди на занятие великокняжеского стола в Киеве. Эта система получила название «лестничное право». В Древней Руси князь, занимая тот или иной княжеский стол, обладал всей полнотой политической, административной, военной, финансовой и полицейской власти. Однако он не являлся собственником земли, которой управлял. Русь, согласно этому порядку, считалась общим владением всего рода Рюриковичей, киевский престол должен был занимать старший в роду князь, причем престол передавался не от отца к сыну, а от брата к брату, после смерти последнего из братьев - к старшему племяннику.
1. Что в Киевской Руси означало выражение «дождаться старшинства»? Как этот принцип повлиял на политическую жизнь страны? 3
2. Какое направление реформаторства Петра I было наиболее удачным с Вашей точки зрения? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. 4
3. Составьте таблицу: «Реформы Ивана IV и Избранной Рады» 7
4. Укажите достоинства и недостатки земской реформы 1864 г. 11
5. Составь таблицу: «Политические партии в России в начале ХХ в.» 14
6. Каковы причины победы большевиков в борьбе за власть в 1917 г.? 21
7. Почему в годы нэпа РКП (б) смогла сохранить контроль за всеми сферами жизни, несмотря на допущение несоциалистических форм хозяйствования? 23
8. Какова роль СССР в развитии II Мировой войны на ее первом этапе (1 сентября 1939 г. – 22 июня 1941 г.)? Приведите конкретно-исторические примеры. 26
9. Какие события периода перестройки можно определить как сделавшие ее необратимой? 30
10. Дайте определение терминам: вотчина, поместье, сословие, индустриализация, просвещенный абсолютизм, местничество, западничество, восточный вопрос, контрибуция, выкупные платежи, синдикат, политика умиротворения агрессора. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………………………………………...37
Министерство образования
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра психолого-педагогического образования
Контрольная работа
История
Вариант 1
Исполнитель: студентка 1 курса | |
заочного отделения | |
группы БС-13z | |
Ковальская А.С. | |
Научный руководитель: | |
доцент кафедры | |
Отечественной истории УрГПУ | |
Елисафенко М.К.
|
Екатеринбург, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Что в Киевской Руси означало выражение «дождаться старшинства»? Как этот принцип повлиял на политическую жизнь страны? 3
2. Какое направление реформаторства Петра I было наиболее удачным с Вашей точки зрения? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. 4
3. Составьте таблицу: «Реформы Ивана IV и Избранной Рады» 7
4. Укажите достоинства и недостатки земской реформы 1864 г. 11
5. Составь таблицу: «Политические партии в России в начале ХХ в.» 14
6. Каковы причины победы большевиков в борьбе за власть в 1917 г.? 21
7. Почему в годы нэпа РКП (б) смогла сохранить контроль за всеми сферами жизни, несмотря на допущение несоциалистических форм хозяйствования? 23
8. Какова роль СССР в развитии II Мировой войны на ее первом этапе (1 сентября 1939 г. – 22 июня 1941 г.)? Приведите конкретно-исторические примеры. 26
9. Какие события периода перестройки можно определить как сделавшие ее необратимой? 30
10. Дайте определение терминам: вотчина, поместье, сословие, индустриализация, просвещенный абсолютизм, местничество, западничество, восточный вопрос, контрибуция, выкупные платежи, синдикат, политика умиротворения агрессора. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………
В Древней Руси выражение: «Дождаться старшинства» означало дождаться своей очереди на занятие великокняжеского стола в Киеве. Эта система получила название «лестничное право». В Древней Руси князь, занимая тот или иной княжеский стол, обладал всей полнотой политической, административной, военной, финансовой и полицейской власти. Однако он не являлся собственником земли, которой управлял. Русь, согласно этому порядку, считалась общим владением всего рода Рюриковичей, киевский престол должен был занимать старший в роду князь, причем престол передавался не от отца к сыну, а от брата к брату, после смерти последнего из братьев - к старшему племяннику. Смена одного великого князя другим должна была сопровождаться перемещением всех удельных князей с менее значимого на более значимый стол в княжеской иерархии по очереди старшинства.
Такой принцип замещения
Петровские преобразования, затронувшие практически все сферы жизни Российского государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране. В правление Петра I наше государство совершило огромный скачок вперед в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу.
Наиболее удачными реформами Петра I были военные реформы. Они важны не только сами по себе. Они оказывали большое, подчас определяющее влияние на преобразования в других областях. «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы», – писал выдающийся российский историк Василий Осипович Ключевский. Именно задачи создания современной, боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем.
Главным
шагом Петра было уничтожение
стрельцов. Сущность военной реформы
состояла в ликвидации дворянских ополчений
и организации постоянной боеспособной
армии с единообразной
Исходным пунктом реформ послужили Азовские походы (1695-1696 гг.). Было принято решение организовать Кумпанства, которые и занимались бы строительством кораблей. Единое Кумпанство, которое составляли купцы и посадские люди, было обязано построить 14 кораблей; Адмиралтейство — 16 кораблей; по одному кораблю — обязательство с каждых 10 тысяч помещичьих крестьян и 8 тысяч монастырских. Флот строился на реке Воронеж у впадения ее в Дон. В 1696 г. русские морские силы одержали первую победу — Азов был взят.
Военно-морской
флот создавался в процессе войн с
Турцией и Швецией. С помощью
российского флота Россия утвердилась
на берегах Балтики, что подняло
международный престиж и
В 1708 г. был спущен первый 28- пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов. Для обучения морскому делу составлялись инструкции: “Артикул корабельный”, “Инструкции и артикулы военные Российскому флоту” и др.
В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Тогда же была создана морская пехота. Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.
С формированием
флота был создан и его устав.
Зачатками морского устава являются
15 статей, составленные Петром I во время
его плавания на галерах к Азову
в 1696 г. В 1715 г. Петр приступил к составлению
более полного морского устава, который
был издан в 1720г. - «Книга устав
морской, о всем, что касается доброму
управлению в бытность флота в
море». Морской устав Петра отличался
оригинальностью и являлся
Петром I была радикально изменена и система военного управления. Вместо многочисленных приказов (Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал - комиссара, Приказ артиллерии и др), между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр I для руководства соответственно армией и военно-морским флотом учредил Военную и Адмиралтейскую коллегии, строго централизовав тем самым военное управление.
Таким образом, реформы в области организации вооруженных сил были наиболее успешными, его главным детищем был военно-морской флот, ранее отсутствовавший в России, а также регулярная армия, великолепно обученная и столь же хорошо вооруженная. При Петре и под его командованием они навеки прославили русское оружие, сокрушив первоклассную шведскую армию. В результате Россия стала могущественной в военном отношении государством, с которым приходилось считаться всему миру.
Таблица «Реформы Ивана IV и Избранной Рады» | ||||||||||||
Дата |
Название реформы |
Область применения реформы |
Оценка реформы | |||||||||
Положительные результаты |
Недостатки реформы | |||||||||||
1550 г. |
Создание нового правового кодекса – Судебника. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом. |
Судебная реформа - вопросы управления и суда, вопросы землевладения. |
Усиление центральной власти. Обеспечение землей служилых людей – дворян. Ограничение права наместников волостей. Наказание за взяточничество. Ограничение по порабощению детей холопов. |
Подтверждение права перехода крестьян в Юрьев день. Увеличение платы за "пожилое". Усиление зависимости крестьян от господина. | ||||||||
1550 г. |
Введение единой для всего государства единицы взимания налогов — большая соха. Денежная реформа, по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Реформа податного обложения. |
Экономическая реформа |
Размер налоговых выплат стал зависеть от характера землевладения и качества используемой земли. Вновь основываемые феодалами слободы в городах лишались податных и судебных льгот. |
Светские феодалы, помещики и вотчинники получили большие льготы по сравнению с духовенством и государственными крестьянами. | ||||||||
1 октября 1550 г. |
Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. |
Судебная реформа
|
Ее появление ознаменовало начало нового этапа в формировании высшей сословной группы, господствовавшей в России, — московского дворянства. Оперативное назначение на командные должности наиболее близких к царю княжат и дворян. |
Не был осуществлен в полной мере, так как у правительства не хватило необходимого фонда свободных земель под Москвой. | ||||||||
1550 г. |
Создание постоянного стрелецко |
Военная реформа |
Значительный шаг на пути создания регулярной армии. Усиление артиллерии. Оно может считаться первым постоянным войском на Руси. |
Несмотря на то, что стрельцы представляли собой грозную силу, тем не менее, бездоспешные, вооруженные слишком медленно стреляющими фитильными пищалями (в лучшем случае стрелец мог сделать один выстрел в минуту), они не могли действовать против конницы с большими шансами на успех. | ||||||||
1550г. |
Отмена местничества (порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности) |
Военная реформа |
Значительное укрепление дисцип |
Большое сопротивление со стороны родовой знати | ||||||||
1550 г. |
Совершенствование приказной системы. |
Судебная реформа |
Число приказов - центральных государственных учреждений - постоянно растет в связи с усложнением функций управления (к концу XVI века - 30 приказов). |
Недостатков нет | ||||||||
январь-февраль 1551 г. |
Стоглавый собор - был собран церковный собор, на котором были зачитаны царские вопросы, составленные. Ответы на них составили сто глав приговора собора. Централизация государства |
Церковная реформа. Реформа центрального управления.
|
Упорядочивание и |
Лишение монастырей постоянного дохода. | ||||||||
11 мая 1551 г. 1551-1552 г.г. |
Перераспределение земель между землевладельцами. Запрет покупки монастырями вотчинных земель "без доклада" царю. У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда в малолетство Ивана (с 1533 г.). |
Земская реформа |
Тем самым был установлен контроль царской власти над движением церковных земельных фондов, хотя сами по себе владения остались в руках у церкви. |
Ущемление интересов церкви, зато в
привилегированном положении | ||||||||
1551-1552 г.г. |
Губная реформа.
Реорганизация системы местного управления. |
Реформа местного |
Привела к появлению выборных земских губных старост, которые стали ведать судом и сбором податей. Они подчинялись Разбойному приказу. Местное население стало решать свои местные вопросы самостоятельно. |
Суд по важнейшим уголовным делам на местах был изъят из рук наместников и волостей. | ||||||||
1552 г. |
Создание «Дворовой тетради» - список членов Государева двора (около 4 тыс. человек). |
Судебная реформа |
Из нее черпались основные кадры для формирования командного состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д. Дворцовая тетрадь отвечала интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить проект о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели массовых земельных пожалований. |
Недостатков нет | ||||||||
1555-1556 г.г. |
Отмена кормлений - наместничье управление отменялось в общегосударственном масштабе. Его место занимало местное управление, проделавшее долгий и нелегкий путь. |
Судебная реформа |
Вместо них – жалование. Сложился
аппарат государственной власти
в форме сословно- |
Должность губного или земского старосты
не оплачивалась. Поэтому губные старосты
выполняли свою работу неохотно. Такой
тип местной власти не характерен
для централизованного | ||||||||
1556 г. |
«Уложение о службе» - регулирование службы, она переходила по наследству и начиналась с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. |
Военная реформа |
Эта категория служилых людей формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин земли в трех полях и от 4 до 7 руб. в год. |
Фактически же у государства не было ни таких денег, ни столько свободных земель. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина «конно и оружно», в случае недодачи налагался штраф. |
Земская
реформа - положение 1864года о губернски
Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. Противоречия в статьях закона о земских учреждениях, из которых одна исключала другую. В них преобладают те, которые направлены против самоуправления, и что в результате осуществления закона земские учреждения не смогут действовать самостоятельно. Практически нерезультативными были экономические мероприятия земства – они были бессистемны. Нехватка земских средств. Отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладал принцип бюрократизма и централизма, не учитывающий нужд местного населения. Данная земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. В ходе ее реализации не было создано органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств.
Реформа не создала также и низшего звена, которое могло бы замкнуть систему земских учреждений - волостного земства. Попытки многих земских собраний на своих первых сессиях поставить этот вопрос были пресечены правительством. Не решившись сделать земства исключительно дворянским учреждением, правительство законодательным путем все же внедрило в руководство земств представителей этого сословия: председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного дворянства.
Отсутствие достаточных материальных средств и собственного исполнительного аппарата усиливало зависимость земств от правительственных органов.
Достоинства. Эта реформа имела серьезное значение. Важен был сам факт появления в России, системы самоуправления, в корне отличной от господствующей бюрократической системы. Выборность земских органов, их относительная независимость от бюрократических структур позволяли рассчитывать на то, что эти органы, при всех своих недостатках, будут исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу. Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры. С появлением земства стало меняться соотношение сил в провинции. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. Дальнейшие шаги в коренном переустройстве государственного строя России. Школа будущего представительного управления. За уравнение прав крестьян и помещиков». Земства сыграли выдающуюся роль в поднятии культурного уровня русской деревни в распространении грамотности среди крестьян. Не менее велика и роль земства в развитии здравоохранения в Европейской России. Земские больницы были открыты для всех слоев крестьянства, до этого, практически лишенного какой бы то ни было медицинской помощи.
Все же земствам удалось внести значительный вклад в развитие местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического общественных направлений, и явила собой положительный опыт согласования позиций в то время уже политически неоднородного правившего сословия. В результате была разработана довольно гибкая и эффективная избирательная система, которая способствовала реализаторской стратегии Александра II, направленной на эволюционную по своим методам социально - экономическую трансформацию российского общества.
Таблица «Политические партии в России в начале
ХХ в.» | ||||||
Название партии |
Дата создания |
Лидеры партии |
Программные требования |
Пути достижения | ||
политические |
экономические |
социальные | ||||
Кадеты (70 тысяч человек) |
октябрь 1905 г. |
П. Н. Милюков, А. И. Шингарёв, В. Д. Набоков |
Программа партии предусматривала превращение России в конституционную монархию, провозглашала политические свободы и всеобщее избирательное право, 8-часовой рабочий день, социальное страхование, автономию для Польши и Финляндии. |
Легальные методы, парламентская борьба.
- ликвидация самодержавного режима; - Россия – конституционная и парламентская монархия; - разделение властей на
законодательную, - создание правительства,
ответственного перед - введение всеобщего - равенство всех перед законом; - широкие демократические свободы: свобода совести, слова, печати, собраний, союзов и т.д.; - Россия – унитарное
государство с правом |
По рабочему вопросу они выступали за принятие социального законодательства и 8-часовой рабочий день. |
Программа кадетов по аграрному вопросу (составил бывший министр земледелия Н. Н. Кутлер) предусматривала обязательную продажу сдаваемой помещиками в аренду земли и формирование специального фонда из казенных и удельных земель для передачи малоземельным крестьянам. Кадеты стояли за упразднение общины и передачу земли крестьянам в собственность. |
Союз русского народа (Черносотенцы) (400 тысяч человек) |
1905 г. |
В.М. Пуришкевич |
Черносотенцы считали |
Террор
В целях борьбы с революцией собственники ратовали за введение военного положения и применение военно-полевых судов, сокращение срока следствий, увеличение численности сельской полиции, защиту имений военной силой, возмещение убытков, понесенных помещиками. Сохранение самодержавной формы правления как исконной и единственно возможной в России; Критика бюрократических порядков в стране как компрометирующих самодержавие. |
Запрещение евреям иметь собственность и выезжать за пределы «черты оседлости», а также выселение в будущем всех российских евреев в Палестину. Сохранение единой и неделимой России: по мнению монархистов, федерализм мог привести только к расколу и гибели страны; Отстаивание интересов единственного «государственного» народа – великороссов; |
Предоставление крестьянам права приобретать землю в частную собственность при сохранении общинных порядков; |
Октябристы (50 тысяч человек) |
ноябрь 1905 г. |
А.Ф. Гучков |
Программа партии предполагала введение всеобщего избирательного права, независимый суд, уравнение всех сословий, постепенное улучшение положения рабочих, государственное страхование. |
Легальные методы, парламентская борьба.
Центральное место в программе Союза 17 октября занимал вопрос о характере и структуре государственной власти в России. Октябристы заявляли о себе как о противниках идеи сохранения неограниченной власти монарха.
Выступая за упразднение неограниченного самодержавия, октябристы вместе с тем категорически возражали против введения в России парламентского строя.
Согласно выработанной октябристами
схеме, в структуру высшей государственной
власти России должны были войти монарх,
царствующий и управляющий
В распределении прав между народным представительством и монархом октябристы делали явное предпочтение в пользу последнего. Без императорской санкции не мог вступить в силу или быть отменен ни один закон; царю же принадлежало право назначения и смещения министров, которые, правда, в своей деятельности теоретически несли равную ответственность перед ним и народным представительством.
|
Второй раздел октябристской программы был посвящен требованиям в области гражданских прав. Здесь содержался обычный для либеральной партии перечень положений, включавший свободу совести и вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, собраний, союзов, передвижения и т.д.
Что касается национального вопроса вообще, то октябристы исходили из необходимости сохранения «единой и неделимой» России. Исключение было сделано только для Финляндии, которой предполагалось предоставить «право на известное автономное государственное устройство» при условии «государственной связи с империей». Формулируя права национальных меньшинств, октябристы высказывали готовность удовлетворять и защищать их культурные, но не политические «нужды». |
Большое внимание в программе Союза 17 октября было уделено социальным вопросам. Среди которых, на первом месте стоял аграрный, названный «самым острым, самым больным вопросом на пространстве всей почти великой России». Удовлетворить их октябристы предполагали, во-первых, за счет государства в результате раздачи крестьянам через особые земельные комитеты пустующих казенных, удельных, кабинетских земель и, во-вторых, путем «содействия покупки крестьянами земель у частных владельцев» при посредстве Крестьянского банка.
Основной акцент в октябристской аграрной программе, однако, был сделан не на земельном, а на хозяйственно-правовых вопросах. Октябристы считали необходимым уравнять крестьян в правах с остальными гражданами путем отмены всех законов, юридически принижавших податные сословия, а главное – административной опеки над ними; ликвидировать общину и осуществить ряд мер для улучшения экономического положения крестьян (развитие сельскохозяйственного кредита, широкое внедрение агрономических знаний, распространение кустарных промыслов и т.д.).
|
Социал-демократы РСДРП (30-35 человек) |
на II съезде РСДРП в 1903 г. |
В.И.Ленин, Ю.О.Мартов, Г.В.Плеханов, А.Н.Потресов |
Программа партии предусматривала свержение самодержавия, установление избирательного права для трудового народа, выборность чиновников, политические свободы, право наций на самоопределение, введение 8-часового рабочего дня, рабочего контроля, государственного страхования. |
Стачка, восстание, буржуазно-демократическая революция.
Политические требования – свержение самодержавия, установление демократической республики;
Общедемократические – равное и всеобщее избирательное право, свобода совести, слова, печати, собраний и объединений, широкое местное самоуправлении, неприкосновенность личности и жилища, выборности судей, отделение церкви от государства, полное равноправие всех граждан, уничтожение сословий.
Важным являлось положение о праве наций на самоопределение, праве населения получать образование на родном языке, праве каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях, введение родного языка, наравне с государственным, во всех учреждениях; |
Экономические требования:
8-часовой рабочий день,
государственное страхование
В целях устранения остатков крепостничества и в интересах свободного развития классовой борьбы программа выдвигала отмену выкупных и сборочных платежей, учреждение крестьянских комитетов для возвращения сельским обществам земель, отрезанных у крестьян при уничтожении крепостного права. |
Осуществление социалистической революции;
Установление диктатуры пролетариата. Диктатура пролетариата определялась как «завоевание пролетариатом политической власти»;
Социалистическое переустройство общества. |
Партия социалистов- (50-65 человек) |
1901-1902 г.г. |
В.М. Чернов А.Ф. Керенский Е.Ф. Азеф |
Целью партии было уничтожение самодержавия, установление всеобщего избирательного права, политические свободы, выбор чиновников, введение 8-часового рабочего дня, государственного страхования, повышение зарплаты. Эсеры выступали за социализацию земли, что означало отмену частной собственности на нее, изъятие из торгового оборота и распределение между всеми, кто хочет ее обрабатывать. Партия эсеров активно применяла тактику индивидуального террора. |
Террор, государственный переворот, революция.
Был созыв Учредительного собрания на демократических началах. Оно должно было ликвидировать самодержавный режим и установить свободное народное правление, обеспечивающее необходимые личные свободы и защиту интересов людей труда.
Политическую свободу
и демократию эсеры считали предпосылкой
для социализма и органической формой
его существования. Предусматривалось
установление демократической республики,
политических и гражданских свобод,
пропорционального |
В вопросе о государственном
Центральным пунктом хозяйственно-
Целями эсеровской программы-минимум провозглашались также охрана духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне, увеличение его способности к дальнейшей борьбе за социализм. |
Экспроприация капиталистической собственности и реорганизация производства и всего общественного строя на социалистических началах при полной победе рабочего класса, организованного в социально-революционную партию. Оригинальность эсеровской модели социализма заключалась не столько в представлениях о самом социалистическом обществе, сколько в том, каков должен быть путь России к этому обществу. |