Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

Объединение русских земель вокруг Москвы и становление централизованного Российского государства в XIV – XV в. в. Отношения с Западом. В развитии этих отношений можно выделить несколько этапов.

Файлы: 1 файл

Объединение русских земель вокруг Москвы и становление централизованного Российского государства в XIV.docx

— 25.96 Кб (Скачать файл)
  1. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление централизованного Российского государства в XIV – XV в. в.

Восстановление  экономики   страны  и ее дальнейшее развитие  создали предпосылки для объединения  русских земель. Решался вопрос – вокруг  какого центра объединятся русские земли. В начале XIV в. стремительно возвышается Московское княжество. Москва занимает географически важное положение:  с юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанские княжества, с севера-запада – Тверское княжество и Великий Новгород. Леса вокруг Москвы были непроходимы для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва стала центром развитого ремесла,  сельско - хозяйственого  производства  и торговли. Она оказалась важным центром сухопутных и водных торговых путей. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону другие княжества и церковь.  Основателем династии московских князей  был младший сын Александра Невского – Даниил. При нем быстро росла территория  Московского княжества. В 1301 г. вошла Коломны, в 1302 г. земли переяславльского князя по завещанию перешли к Москве. В 1303 г. был присоединен Можайск. Таким обр. территория Моск. Княжества увеличилась почти вдвое. Присоединение Москва-реки и плодородных земель северо-востока усилило экономический потенциал Моск.кн-ва. Московский князь Юрий  Данилович вступил в борьбу  за великое княжение Владимирское с Тверью.

 Ярлык на великое  княжение выдавала Орда. И   выдала его Твери, т.к там правил представитель старшей ветви Михаил Ярославович. Юрий Данилович обещал увеличить дань с русских земель и тогда ему передали ярлык на великокняжеский престол.  Михаил начал войну с Юрием, захватил в плен жену Юрия (она была сестрой хана Узбека). Она умерла в плену и Михаила обвинили в ее смерти, вызвали в Орду и казнили.В 1319 г. московский князь получил ярлык на великокняжеское правление. В 1325 г. Юрий был убит сыном Михаила – Дмитрием. Хан Узбек казнил его, а ярлык правления передал его брату. (хан вел политику стравливания русских князей) В 1327г. произошло восстание в Твери против сборщиков налогов. Перебили татар. Восстание было подавлено московским князем Иваном Даниловичем (Второй сын  Данилы Александровича) и монголо-татарским войском. Ценой жизни населением другой русской земли он способствовал возвышению собственного княжества. Но в то же время разгром Твери отвел удар от остальных русских земель. Иван Калита прозвище Ив.Даниловича  получил ярлык на  княжение и почти постоянно он оставался в руках московских князей. При Ив.калите усилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Он добился передышки от одынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. Не прибегая к оружию он расширил свои владения. Подчинились район Кострома, Углич, Вологда. При сыновьях Калиты в московское княжество вошли Дмитровское, Костромское княжества, Стародубские земли и район Калуги. Младший сын - Дмитрий Донской, был талантливым полководцем. Он разгромил орду на Куликовском поле. Битва показала мощь и силу Москвы как политического так и экономического центра  в борьбе за свержение ига и объединения русского народа. Перед смертью Донской передал великое княжение Владимирское своему сыну Владимиру, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Великого княжества Владимирского и Московского. Феодальная война XV в., т.е распри между наследниками Дмитрия Донского за власть закончилась победой сил централизации. Василии II отказался признать союз между католической и православной  церквями под главенством папы. Митрополитом был выбран рязанский епископ . Этим было положено начало независимости русской церкви от константинопольского патриарха. Православная церковь активно поддержала борьбу за единство русских земель. Русская церковь стала независимой.  В 1458 церковь разделилась на Киевскую и Московскую. Появились еретики. Они отрицали власть священников  и требовали равенства всех людей.. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

К концу 14 в. в состав Московского  княжества вошли Муром, Нижний Новгород, земли на окраинах Руси. Территория увеличилась почти в 30 раз по сравнению  с началом века. Завершение окончательного объединения  русских земель вокруг Москвы в централизованное государство  приходится на годы правления Ивана  Ш. Ярославское княжество. Пермь, половина Ростовского княжества, Тверь окруженная московскими землями наконец-то перешла к Москве, затем Вятская  земля -важная в промысловом отношении. Новгород присоединился в 1478 г. после похода  Ивана Ш.

 ИВАН III- первый принял титул – государь всея Руси, двуглавый орел стал гербом нашего государства, был возведен из красного кирпича Кремль, было свергнуто татаро-монгольское иго, был создан первый судебник, стали формироваться органы управления, принимал зарубежных послов в Грановитой  палате. Ввел  термин “РОССИЯ”.

Главной особенностью образования  российского централизованного  государства является преобладание политических причин над экономическими. В России процесс централизации был значительно ускорен необходимостью борьбы с внешней опасностью: с Золотой Ордой прежде всего, но также и с угрозами со стороны Литвы и Ливонского ордена. Важными предпосылками этого процесса были синхронность в развитии княжеств, существование близких правовых норм, восходящих к “Русской Правде”, сохранение в народе общерусского национального самосознания.

 

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Россия в системе  современных международных отношений.

    Распад СССР  имел серьезные геополитические  последствия. Двухполярная система международных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства — участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.

Россия в этом смысле решала те же задачи, что и другие ведущие  страны. Но масштаб, сложность, характер стоящих перед российской внешней  политикой проблем уникальны.

В 1992 г. Российская Федерация  добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В  рамках созданного в конце 1991 г. Содружества  Независимых Государств (СНГ) Россия заняла соответствующее ее геостратегическому, экономическому, демографическому, военному потенциалу лидирующее положение, заявила  о том, что рассматривает СНГ  как сферу своих жизненных  интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР, ставшими суверенными независимыми государствами) и отношения с ведущими мировыми державами (США, страны Западной Европы, Японией, Китаем и др.).

Отношения со странами ближнего зарубежья. Наиболее острые проблемы связаны  с:

— созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые  позволили бы решать проблемы безопасности, экономического и политического  взаимодействия;

— судьбой огромного военного потенциала распавшегося СССР;

— защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек), оказавшегося вне пределов России;— налаживанием двусторонних политических, экономических, военно-стратегических отношений.

Важными достижениями 1992—1993 гг. были принятие Устава СНГ, подписание договора о коллективной безопасности, начало вывода российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении, участие России в урегулировании приднестровского, осетино-грузинского, грузино-абхазского, таджикского конфликтов.

Опыт первых лет показал, что взаимодействие в рамках СНГ  складывается непросто, возникают серьезные  проблемы и даже кризисы. В частности, не все страны подписали Устав  СНГ и договор о коллективной безопасности, тяжело решались вопросы  экспорта российских энергоносителей  и др. Вместе с тем просьбы руководства  Грузии, Армении, Таджикистана и других стран о создании российских военных  баз на их территории доказывали заинтересованность в сохранении и углублении сотрудничества.

В 1994 г. было принято решение  о создании Межгосударственного  экономического комитета и формировании Таможенного союза. В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях».

Взаимодействие в рамках СНГ дополняется налаживанием двусторонних отношений. Здесь есть свои достижения и трудности.

Отношения со странами Прибалтики омрачаются проблемами статуса и  правового положения русскоязычного населения. Международное сообщество признает дискриминационными законы Эстонии  и Латвии о статусе национальных меньшинств.

Российско-украинские отношения  складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского  флота и статусе Севастополя. В мае 1997г. было подписано соответствующее  соглашение (о параметрах раздела  флота между Россией и Украиной и об аренде Россией Севастопольской  военно-морской базы), что позволило  заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Серьезные разногласия  в двусторонних отношениях на протяжении последних лет вызывает проблема поставок российских энергоносителей  и порядок расчетов за эти поставки.

Успехи в российско-белорусских  отношениях позволили заключить  договор о создании союзного государства  России и Белоруссии (2000), учреждении исполнительных и законодательных  органов этого союза. Интеграция с Белоруссией имеет для обеих  стран важное стратегическое значение.

Позиция современной России в отношениях со странами ближнего зарубежья определяется в первую очередь защитой российских национальных интересов на всем пространстве СНГ.

 

 

Отношения с Западом. В  развитии этих отношений можно выделить несколько этапов.

1991 —1993гг. Позиция России  формировалось под влиянием острой  заинтересованности в политической  и экономической поддержке Западом  преобразований, проводимых руководством  страны. К достижениям этих лет следует отнести: деидеологиза-цию российской внешней политики; признание статуса России как правопреемника СССР; заключение договора с США об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2); соглашение с США о взаимном перенацеливании стратегических ракет и о прекращении разработки в США программы стратегической оборонной инициативы; налаживание тесных контактов с лидерами США, Франции, ФРГ, Великобритании; вступление России в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Негативные последствия данного внешнеполитического курса состояли в угрозе утраты Россией самостоятельной роли на международной арене, ослаблении ее влияния в развивающихся странах и «горячих точках», формировании однополярного мира. 1994—1999 гг. Этот период связан с попытками России выработать самостоятельную позицию на международной арене, четче определить свои национальные интересы, восстановить влияние на ход мировой политики. Была выдвинута доктрина построения многополярного мира.

Россия стала полноправным членом «большой восьмерки» развитых стран мира (с 1997 г.). Ей удалось четко  обозначить свое отношение к планам расширения НАТО на Восток. Вопрос о  принятии в состав НАТО бывших членов Организации Варшавского Договора был поставлен летом 1994 г. Россия заявила о принципиальном несогласии с этими планами, нарушающими  ее безопасность (несмотря на это, в 1999 г. членами НАТО стали Польша, Венгрия  и Чехия). В 1997 г. Россия подписала  с НАТО договор об особом партнерстве. В 1996 г. наша страна стала полноправным членом Совета Европы. В 1994— 1996 гг. российскому  внешнеполитическому ведомству  удалось добиться понимания Западом  военной акции в Чечне как  вынужденной, направленной на сохранение государственной целостности России.

1999—2002 гг. В 1999г. отношения  России с США и странами  Запада обострились. Россия заняла  резко негативную позицию в  связи с военной операцией  НАТО против Республики Югославия  в Косово. Запад, в свою очередь,  осудил Россию за «непропорциональное  применение силы» в рамках  контртеррористической операции  в Чечне, хотя и подтвердил  право России защищать территориальную  целостность страны. В 2000 г. Россия  была временно лишена права  участвовать в полном объеме  в деятельности Совета Европы (в начале 2001 г. было принято решении о восстановлении этих полномочий). В 2000 г. Россия четко заявила о том, что ее внешняя политика определяется российскими национальными интересами. Существенный экономический рост, достигнутый в 1999 и 2000 гг., подкрепляет стремление России к проведению сильной, самостоятельной, конструктивной внешней политики, основанной на приверженности идее многополярного мира.

Важнейшим направлением внешней  политики остается деятельность по активизации  сотрудничества, направленного на борьбу с угрозами, исходящими от мирового терроризма. Россия жестко осудила  террористические акты в США 11 сентября 2001 г., выступила в поддержку политических, экономических, финансовых, военных  мер против терроризма.

Отношения с Японией, Китаем, странамц. Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1990-е гг. Россия не раз заявляла о своем статусе как великой евразийской державы, заинтересованной в тесном сотрудничестве со странами Востока. В 1998—2000 гг. плодотворно развивались российско-японские отношения. Китай стал одним из основных торговых партнеров России. Позитивно складываются отношения с Южной Кореей, странами АСЕАН.

Россия вступает в XXI в. с  осознанием своей ответственности  и с готовностью активно участвовать  в формировании мирового порядка, основанного  на международной безопасности и  сотрудничестве.


Информация о работе Контрольная работа по "Истории"