Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:43, контрольная работа
СССР унаследовал большую часть территории и многонациональную структуру Российской империи. В 1917—1921 годах Финляндия и Польша получили независимость, были провозглашены Литва, Латвия, Эстония и Тува. Некоторые территории в 1939—1946 годах были присоединены к СССР (Западная Украина и Западная Белоруссия, Прибалтика, Бессарабия и Северная Буковина, Тувинская Народная Республика, Закарпатье).
Отечественная и зарубежная историография о причинах
содержании и последствиях распада СССР 4
Влияние монголо-татарского ига на развитие России 7
Эволюция Российской империи с начала XVIII века до 1917 г. 10
Особенности советского строя, созданного большевиками и просуществовавшего до начала 1990-х гг.
Но всё же Россия отстала. Она отстала от Европы, в частности, в судебном деле. «Русская Правда» перестала выполнять свои функции судебника, и судили «по совести» либо выясняли отношения в поединке. Такие «судебные» разбирательства были характерны для Европы 10 в..
Отстала Россия и в военном искусстве. Европа развивала и совершенствовала тактику боя, а Россию спасали исключительно талантливые полководцы.
Однако были и положительные стороны. Открылись новые торговые пути взамен древнего пути «из варяг в греки»: с Востоком через Орду, с Константинополем и Западом через Дон - Азов.
Великие московские князья сумели покончить с уделами и создать политически сплоченное Русское государство, несмотря на то, что отдельные его области, «земли», продолжали еще в течение двух веков жить самодовлеющей, обособленной одна от другой экономической жизнью.
Можно отметить три главные особенности формирования русской государственности. Это, во-первых, боевой строй государства. Вторую особенность составлял неправовой характер внутреннего управления и общественного состава. Централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.
Третьей особенностью московского государственного порядка была неограниченная верховная власть с неопределенным пространством действия. Византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти. Основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство.
Заключение
Итак, степень влияния монгольского нашествия и ордынского ига на русскую историю, безусловно, велика, на неравномерна в отношении различных аспектов жизни страны.
Самый главный
результат монгольского
После татаро-монгольского ига промежуточное положение Древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется ориентацией на Восток. Золотая Орда повлияла на дуализм русской государственности.
Но были и положительные результаты пребывания на Руси ига. Например, преемственность культурная. В то же время установление ордынской власти прекратило борьбу за киевский, новгородский и Галицкий столы, более того, мелкие удельные княжества были закреплены за определенными династиями и была пресечена возможность передвигаться от младшего стола к старшему.
Монголо-татарское завоевание
также искусственно задерживало
распространение товарно-
Итак, татаро-монгольское иго Золотой Орды сыграло огромную роль в истории нашей страны. Нашествие нанесло страшный удар по экономике, системе управления и социальной жизни русских княжеств, по их людским ресурсам. И трудно даже представить, как дорого обошлись человечеству походы монгольских ханов и сколько еще несчастий, убийств и разрушений они смогли бы причинить, если бы не героическое сопротивление русского народа, измотавшего силы противника и остановившего его на границах Центральной Европы.
Такова традиционная точка зрения на такое событие в русской истории, как иго Золотой Орды. Но современные нам историки до сих пор не могут прийти к согласию и определить, чем же было иго для Руси: бедствием или благом.
3. Эволюция
Российской империи с начала XVIII
века до 1917 г. (органы власти, социальная
структура, экономика,
При Александре I по поручению молодого императора трудами выдающегося
государственного деятеля М.М. Сперанского
были разработаны предложения по созданию
двухпалатного законосовещательного
представительного органа, который должен
был состоять из Государственной думы
и Государственного совета.
Учрежденный в 1801 году
Государственный совет стал в 1810 году
высшим законосовещательным учреждением
Российской империи. Все законы, законодательные
акты перед утверждением императором
должны были обязательно обсуждаться
в Государственном совете.
При Александре II
создание представительных учреждений
перешло в практическую плоскость, но
не на общенациональном, а на местном и
региональном уровнях. Были созданы уездные
и губернские земские собрания. В последние
годы жизни царя идея двухпалатного общегосударственного
законосовещательного органа едва не
воплотились в жизнь. Проект конституционного
акта был в принципе одобрен императором
за несколько дней до своей гибели от рук
народовольцев.
Убийство царя-реформатора
и последовавшие за ним контрреформы Александра
III задержали движение России по пути создания
парламента, но сам вектор этого движения
был задан.
В первые годы двадцатого
века требование создать в России общегосударственный
представительный и законодательный орган
стало всеобщим. Оно было реализовано
царскими манифестами и указами осенью
1905 - зимой 1906 годов. Законодательная функция
возлагалась на учреждаемую для этой цели
Государственную Думу и реформируемый
Государственный совет, действовавший
к тому времени уже более 100 лет.
Манифестом от 20 февраля 1906 года император
установил, что «со времени созыва Государственного
совета и Государственной Думы, закон
не может воспринять силы без одобрения
Совета и Думы». Государственный совет
и Государственная Дума должны были ежегодно
созываться и распускаться императорскими
указами. Обе палаты наделялись правом
самостоятельно проверять полномочия
своих членов. Одно и то же лицо не могло
одновременно быть членом Государственного
совета и Государственной Думы.
По общему правилу
законодательные предположения рассматривались
в Государственной Думе и по одобрению
поступали в Государственный совет. Но
законодательные инициативы Государственного
совета должны были рассматриваться и
одобряться сначала им и лишь после этого
поступать в Государственную думу. После
одобрения обеими палатами законопроекты
поступали на усмотрение императора. Государственный
совет и Государственная Дума получали
также определенные контрольные полномочия:
в установленном законом порядке они могли
обращаться к министрам и руководителям
государственных ведомств с запросами
по поводу решений и действий этих ведомств
и их чиновников в случае, если их законность
вызывала сомнения.
Сопоставление этой конструкции
с европейскими стандартами того времени
позволяет заключить, что в целом российский
парламент вполне соответствовал им.
Представляет интерес
порядок формирования Государственного
совета и Государственной Думы.
Порядок выборов в
первую Думу определялся в законе о выборах,
изданном в декабре 1905 года. Согласно ему
учреждались четыре избирательные курии:
землевладельческая, городская, крестьянская
и рабочая. По рабочей курии к выборам
допускались лишь те пролетарии, которые
были заняты на предприятиях с числом
работающих не менее 50. В результате сразу
же избирательного права лишались 2 миллиона
мужчин-рабочих. Сами выборы были не всеобщими
(исключались женщины, молодежь до 25 лет,
военнослужащие, ряд национальных меньшинств),
не равными (один выборщик приходился
в землевладельческой курии на 2 тысячи
избирателей, в городской - на 4 тысячи,
в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90 тысяч),
не прямыми -двухстепенными, а для рабочих
и крестьян трех- и четырёхступенными.
Общее число избранных депутатов Думы
в разное время колебалось от 480 до 525 человек.
Государственный
совет - вторая палата первого российского
парламента - формировался по смешанному
принципу. Половина его членов назначалась
царем. Другая половина избиралась частично
по территориальному (по одному члену
Государственного совета от каждого губернского
земского собрания), частично по сословно-корпоративному
принципу (шесть членов от духовенства
Русской православной церкви, восемнадцать
от губернских дворянских обществ, шесть
членов от Академии наук и университетов,
по шесть от промышленных и торговых корпораций).
Таким образом, в порядке формирования
избираемой части Государственного совета
сочеталась модель, характерная для германских
государств первой половины и середины
века (посословное избрание членов верхней
палаты) и модель третьей Французской
республики (выборы от территориальных
представительных органов). Для выборных
членов Государственного совета устанавливался
возрастной ценз в сорок лет. Срок их полномочий
составлял девять лет с обновлением одной
трети каждого разряда каждые три года.Первому
русскому двухпалатному парламенту был
отмерен недолгий век - чуть больше десяти
лет.В ходе Февральской и Октябрьской
революций 1917 года сложилась новая система
представительной власти. Ею стали Советы
.
Образование
Уpoвeнь oбpaзoвaния тoлькo
20% poccийcкoгo нaceлeния cooтвeтcтвoвaл oбщeeвpoпeйcким
cтaндapтaм элeмeнтapнoй
B тo жe вpeмя нaблюдaлacь
B 1908 г. в Mocквe нa cpeдcтвa и пo
инициaтивe либepaльнoгo
B тo жe вpeмя pacшиpилacь ceть тpaдициoнныx выcшиx yчeбныx зaвeдeний: нoвыe тexничecкиe вyзы пoявилиcь в Пeтepбypre, Hoвoчepкaccкe, Toмcкe. B Capaтoвe был oткpыт yнивepcитeт. Для oбecпeчeния нaмeчeннoй peфopмы нaчaльнoй шкoлы были oткpыты пeдaгoгичecкиe инcтитyты в Mocквe и Пeтepбypre, a тaкжe cвышe 30 выcшиx жeнcкиx кypcoв, пoлoжившиx нaчaлo мaccoвoмy дocтyпy женщин к выcшeмy oбpaзoвaнию. K 1914 г. в Poccии нacчитывaлocь oкoлo 100 выcшиx yчeбныx зaвeдeний, в кoтopыx oбyчaлocь пpимepнo 130 тыc. чeлoвeк.
Почетное место в мировой науке занимали российские ученые благодаря открытиям А. С. Попова (беспроволочный телеграф), Д. И. Менделеева (основы современной химической науки), И. П. Павлова (учение о высшей нервной деятельности), В. В. Докучаева (почвоведение), А. Н. Крылова (теория судостроения), К. Э. Циолковского (теория реактивного движения), Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина (аэродинамика), Е. С. Федорова (кристаллография), В. И. Вернадского (минералогия, геохимия), В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева (философская наука).
Экономика
Переходный характер
экономики, сохранение в ней значительных
пережитков феодализма обусловливали
ее многоукладность. В начале века в ней
сосуществовали натурально-патриархальный,
полукрепостнический, мелкотоварный,
частнокапиталистический, монополистический,
а несколько позже — государственно-
б) Роль государства в экономике России. Одной из особенностей экономического развития России было наличие огромного государственного сектора экономики. Его ядро составляли так называемые казенные заводы, которые удовлетворяли, прежде всего, военные нужды государства. В начале ХХ в. около 30 крупнейших заводов принадлежали различным ведомствам и финансировались государством. Среди них — Тульский, Ижевский, Сестрорецкий, Обуховский, Ижорский и др.
Все эти предприятия были исключены из сферы рыночной экономики, из стихии свободной конкуренции. Единственным заказчиком и покупателем продукции казенных заводов являлось государство, а управлялись они государственными чиновниками. Возникновение таких предприятий было связано не с какими-то новейшими явлениями, обусловленными индустриализацией, а с традиционными экономическими отношениями, идущими от государственных мануфактур Петра 1.
Кроме того, государству принадлежало свыше двух третей железнодорожной сети, огромная площадь земельных и лесных угодий.
Государственное хозяйство быстро росло: в 1900 г. доходы от него вместе с винной монополией составляли 0,8 млрд. руб., а в 1913 г.— 2 млрд., что составляло соответственно 47% и 60% доходов государственного бюджета.
Государство активно вмешивалось во все сферы хозяйственной деятельности частных предприятий, стимулировало железнодорожное строительство, развитие черной металлургии, угольной промышленности. Правительство принудительно регулировало цены, обеспечивало защиту молодой российской промышленности от конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин. Государство раздавало частным компаниям и фирмам казенные заказы, предоставляло им кредиты через Государственный банк.
В начале ХХ в. государство
взяло на себя также функцию создания
благоприятных условий для
1897 г. финансовая реформа,
которая ввела золотое
Внешняя политика России 18-20 веков
Оценив ситуацию в Европе, где назревала война за “испанское наследство”, Петр I отказался от борьбы за южные моря и решил бороться за выход в Балтийское море. Однако Россия не могла проводить активную политику на севере без обеспечения безопасности своих южных границ. Поэтому в августе 1700 г. она пошла на заключение 30-летнего перемирия с Османской империей.
После этого Петр объявил Швеции войну. Она вошла в историю как Северная война (ей мы посвятим отдельный урок). Уступка Азова по Прутскому миру 1711 г. в ходе русско-турецкой войны 1710-1713 г.г. , спровоцированной обеспокоенными усилением России Англией и Францией, стала ценой победы России в Северной войне.
После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики.
Цель заключалась в захвате транзитных путей торговли Индии и Китая. Поход на Кавказ и Иран (Каспийский поход) начался в июле 1722 г. Успех похода закрепил, подписанный в 1723 г. договор, по которому к России отошли прикаспийские провинции Ирана с несколькими городами, в том числе с Дербентом ( Западное и Южное Прикаспие).
Внешние планы Петра заходили очень далеко – вплоть до захвата Индии и Мадагаскара.
При всех больших успехах во внешней политике Екатерины II наблюдался реакционный поворот. Внешнеполитическая деятельность “просвещенной” императрицы сопровождалась большими успехами. В результате двух войн с Турцией (1768-1774 и 1787 -1781 г. г. ) весь северный берег Черного моря, Крым и новороссийские степи отошли к России. Была решена и польская проблема – по первым двум разделам Польши (1773 и 1793 г. г. ) с Россией воссоединились Правобережная Украина и Восточная Белоруссия. Однако на почве ненависти к французской революции (в 1793 г. Россия разрывает дипломатические отношения с Францией и участвует в коалиционных войнах) и развернувшейся под ее влиянием освободительной борьбы поляков Екатерина II в 1793 г. согласилась на отторжение от Речи Посполитой и польских земель – к Пруссии отошла значительная часть Великой Польши. В 1794 г. в Польше вспыхнуло восстание – борьбу за освобождение родины возглавил генерал Т. Костюшко. Екатерина 2 поспешила сурово расправиться с повстанцами. В Польшу были введены русские войска, которыми командовал А. В. Суворов. Разгром мятежных поляков завершился в 1795 г. третьим разделом страны. Речь Посполитая перестала существовать. К России на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и западная часть Волыни. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией. (Решение проблемы).
Отсутствие преемственности и последовательности политике Павла I (по сравнению с периодом царствования Екатерины II) отрицательно сказалось на внешней политике России. К примеру, если Екатерина в августе 1796 г. снарядила корпус в помощь Австрии для борьбы с Францией, то Павел 1 после смерти Екатерины отказался от отправки корпуса, заявив своим союзникам, что Россия истощена предшествующими войнами. Кроме того, Павел I, вступив на престол, внес ряд новых положений в организацию, управление и боевую подготовку русской армии и закрепил их законодательно. Историками и военными и сегодня критикуются введенные императором устаревшие положения линейной тактики, новые уставы, составленные на прусский манер и др. Все это, как считают, мешало делу совершенствования армии, отрицательно сказывалось на дальнейшем развитии русского военного искусства.