Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 04:47, контрольная работа

Описание работы

Охарактеризуйте политическую, социальную, демографическую, экономическую ситуацию в СССР после окончания Великой Отечественной войны. Какие задачи были сформулированы на 1946–1950 годы в четвертом пятилетнем плане? В чем заключалась суть так называемого «Сталинского плана преобразования природы»?

Файлы: 1 файл

Задание по истории (корректирую).docx

— 82.53 Кб (Скачать файл)
  1. Зачем, по вашему мнению, в стране были проведены идеологические кампании против журналов «Звезда», «Ленинград», «Исторического журнала»?

Ответ: «Борьба с космополитизмом» — идеологическая кампания , проводившаяся в СССР в 1948—1953 годах, и направленная против отдельной прослойки советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций.

Многие исследователи, описывающие данную кампанию, считают её антисемитской по характеру[1]. Действительно, кампания сопровождалась обвинениями советских евреев в «безродном космополитизме» и враждебности к патриотическим чувствам советских граждан, а также их увольнениями со многих постов и должностей и арестами[2][3]. Сопровождалась также борьбой за русские и советские приоритеты в области науки и изобретений[4], критикой ряда научных направлений, административными мерами против лиц, заподозренных в космополитизме и «низкопоклонстве перед Западом»

В 1946—1948-м, были приняты партийные постановления, означавшие резкое ужесточение политики в области идеологии и культуры. Первым из них сталопостановление «О журналах „ Звезда “ и „ Ленинград “» (14 августа 1946 года). Оно обличало напечатанные в журналах «произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада», «по отношению ко всему иностранному». Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа 1946 г.) требовало запретить постановки театрами пьес буржуазных авторов, открыто проповедующих буржуазную идеологию и мораль, «сосредоточить внимание на создании современного советского репертуара». Постановления «О кинофильме „Большая жизнь“» (4 сентября 1946 г.), «Об опере „Великая дружба“» (10 февраля 1948 года) давали уничижительные оценки творчеству ряда режиссёров, которым вменялись в вину безыдейность творчества, искажение советской действительности, заискивание перед Западом, отсутствие патриотизма.

С окончанием Отечественной и началом холодной войны в СССР началось ужесточение и увеличение строгости идеологического режима. В Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах « Звезда » и « Ленинград » (14 августа 1946 года) обличались «произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада»

  1. Попробуйте объяснить причины, побудившие высшее руководство партии организовать разгром генетики и генетиков, поддержав безответственные обещания «корифея» мичуринской школы академика Т.Д. Лысенко.

Ответ:

Лысе́нковщина — политическая кампания по преследованию и шельмованию группы генетиков , отрицанию генетики  (вейсманизма-морганизма) и временному запрету генетических исследований в СССР (при том, чтоИнститут  генетики  продолжал своё существование). Получила своё популярное название по имени Т .  Д .  Лысенко , ставшего символом кампании. Кампания развёртывалась в научных биологических кругах примерно с середины 1930-х до первой половины 1960-х годов. Её организаторами были партийные и государственные деятели, в том числе сам  И . В. Сталин, представители марксистско-ленинской философии, деятели в области биологии (видную роль, кроме  Т .  Д .  Лысенко , сыграл  И .  И . Презент) и другие.

В переносном смысле термин лысенковщина может использоваться для обозначения любого административного преследования учёных за их «политически некорректные» научные взгляды

В истории советской биологии самые черные страницы связаны с деятельностью Т . Д . Лысенко и его сторонников, добившихся в 30…60 гг. монопольного положения в биологической науке нашей страны. Насильственное распространение идей Лысенко и его практических рекомендаций нанесло науке и сельскохозяйственной практике нашей страны ущерб, исчисляемый миллиардами рублей. Однако, по существу, этот ущерб значительно больше, так как лженаучные идеи Лысенко были внедрены в преподавание биологии в средней и высшей школе , и несколько поколений советских людей были лишены возможности получить правильные представления об основных законах биологии. Фактически у них целенаправленно формировалось искаженное, антиматериалистическое мировоззрение, результатом чего стала научно-методологическая неподготовленность многих тысяч специалистов, которая с огромным трудом ликвидируется сейчас. Многие трудно исчислимые потери, которые до сих пор несут сельскохозяйственная практика, селекционное и племенное дело, экология, лесное хозяйство нашей страны, обусловлены этими вторичными эффектами деятельности Лысенко

В  поднятой  в  прессе  кампании  против генетиков , возглавляемой Лысенко и Презентом,  сначала изображали генетиков научными противниками « мичуринской биологии», позднее – как носителей буржуазной идеологии, и наконец – как «врагов народа», политических противников советского строя. Острие этих атак было направлено против Н. И . Вавилова.

Призывы Н. И . Вавилова проверить правоту дискутирующих сторон опытом не устраивали Лысенко . Тем более, что успехи генетики привели к тому, что ряд биологов-марксистов, убедившись в правоте генетиков , отошли от ламаркизма (С.Г. Левит, И . И . Агол, В.Н. Слепков и другие). Критическая проверка взглядов Лысенко могла привести к ситуации, когда ему пришлось бы «платить по векселям».

 

  1. Чем было вызвано проведение денежной реформы 1947 г.? В чем заключалась ее суть?

Ответ: По окончании войны перед государством встала задача изъятия из обращения излишних денег как обязательного условия отмены введенной во время войны карточной системы снабжения и перехода к торговле по единым государственным ценам. Успешное проведение реформы требовало накопления в руках государства достаточных товарных запасов для расширения товарного предложения, адекватного совокупной обращающейся денежной массе. Были также предприняты меры по ликвидации диспаритета цен на товары, распределяемые через систему пайков и коммерческой торговли.

14 декабря 1947 г . вышло постановление Совета Министров СССР «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».  Реформа  заключалась в обмене находившихся в обращении денег на вновь выпущенные денежные знаки и переоценке денежных накоплений в форме займов и вкладов в сберегательных кассах.

Реформа полностью сохранила структуру денежной системы СССР и механизм эмиссионного регулирования. Отличие состояло в том, что банковские билеты стали выпускать в рублях, а не в червонцах. Реформа была проведена в рамках жесткого централизованного планирования и представляла собой деноминацию наличных денег и крупных вкладов. При проведении этой денежной реформы не требовалось коренной перестройки денежной системы, характер выпуска денег и их обращения не изменился. Вместе с тем в результате переоценки денег население неизбежно понесло известные потери.

  1. Некоторые историки утверждают, что голод 1946–1947 гг. не был следствием природно–климатических факторов и демографических процессов, а был организован сталинским руководством страны. Проанализируйте исторические публикации по этой теме и попытайтесь сформулировать свое мнение по этому поводу.

Ответ:

Послевоенный голод был следствием сочетания ряда факторов :

развала  сельского  хозяйства страны ,  из-за последствий войны (недостаток рабочих рук, техники и лошадей, уничтожение многих сел на Украине и в Черноземье и т. д.). Так, численность трудоспособного мужского сельского населения после войны откатилась к уровню 1931 года, поставки сельхозтехники в годы войны фактически не велись, поголовье лошадей составляло около 45 % от довоенного, валовая продукция сельского хозяйства за годы войны сократилась на 40 %, поголовье скота сократилось в сравнении с концом 1930-х годов;

засухи 1946 года, которая привела к существенному, но не катастрофическому снижению урожая. Сбор зерна в 1946 году составил 39,6 млн тонн — на 16 % ниже, чем годом раньше и в 2,4 раза ниже, чем в 1940 г.[2]

политики советских властей: экспорта зерна за рубеж в том числе для достижения политических целей; создания стратегического зернового резерва на случай новой войны, несмотря на крайне неудовлетворительное обеспечение граждан СССР продовольствием; увеличения налоговой нагрузки на население параллельно со снижением оплаты труда и ростом цен.

приводятся доводы в пользу точки зрения, по которой одной из главных причин голода стала политика советских властей:

Голода 1946 — 1947 гг . в СССР могло не быть , поскольку государство располагало достаточными запасами зерна. Одна его часть, не самая крупная, экспортировалась. В течение 1946—1948 гг . экспорт составлял 5,7 млн т. зерна, что на 2,1 млн т. больше экспорта трех предвоенных лет. Другая, основная часть запасов никак не использовалась. На неприспособленных для хранения складах зерно портилось настолько, что не годилось к употреблению. По неполным подсчетам за 1946—1948 гг . в целом по СССР было начисто загублено около 1 млн т. зерна, которого могло хватить многим голодающим.

Имеются данные о 4,43 млн тонн экспорта [2] за 1946—1948 годы, причем из 1,23 млн тонн, экспортированных в 1946 году, по меньшей мере 500 тыс. т было экспортировано во Францию в первой половине года — то есть до начала голода, а в 1948 году (после его окончания) было поставлено на экспорт 2,59 млн. Таким образом, непосредственно во время голода за рубеж было вывезено до 1,4 млн тонн зерна.

 

  1. Какие причины, по мнению советских, российских и зарубежных историков, привели к началу «холодной войны»? Кто конкретно виноват в ее развязывании?

Ответ: Годы с 1946 – 1991 принято называть периодом « Холодной войны».

-Что означает этот  термин?

Один влиятельный американский журналист назвал конфликты между великими державами « холодной войной». Пресса подхватила это словосочетание, и оно быстро вошло в обиход.

« Холодная война» - система международных отношений, основанных на политическом, идеологическом противостоянии двух мировых сверхдержав США и СССР и их союзников, балансировавших на грани настоящей войны.

Холодная война - страшный период в мировой истории - период накопления ядерного оружия, политических интриг и невероятных идей, шпионских разоблачений и невероятного напряжения в политической жизни мира. Биполярный мир, противоборствующими сторонами в котором были приверженцы диаметрально противоположных взглядов, сделал историю того периода чередой конференций и споров, интриг и уступок. Это было время, когда судьбу всего человечества решали, по большому счету, несколько государств, еще не до конца осознавая, какая на них лежит ответственность.

Период не был однообразен. Периоды оттепелей и примирений, сменяли периоды напряжения и накала такой силы, что мир стоял на пороге мировой войны. Страны разрабатывали планы ядерных атак с невероятным количеством бомб, намечали цели бомбардировок, создавали целые подземные города, для жизни в условиях ядерной войны, просвещали население. И если бы хоть 1 из этих планов был бы реализован, мир бы погрузился в следующий период - период ядерной зимы

Причины , цели, инициаторы и события, относящиеся к ее началу , достаточно полно отработаны российскими учеными. Авторы пишут, что российские ученые «значительно переосмыслили роль советской дипломатии и политики США в происхождении “ холодной войны”, выработали более конкретные представления о соотношении между советской внутренней и внешней политикой, о роли военно-промышленного комплекса и новых программ вооружений, о значении появления атомного оружия» [20]. Подводя общий итог развития российской историографии по вопросу об ответственности за возникновение “ холодной войны”, В. М. Зубок и В. О. Печатнов отмечают, что «если в советский период вся вина за это возлагалась на США и их союзников, а в начале 1990-х гг. стали доминировать противоположные оценки, то для сегодняшней отечественной историографии характерен более взвешенный и неоднозначный подход. Переход к “ холодной войне” все чаще рассматривается как сложный и противоречивый процесс взаимодействия двух систем, в который свой вклад внесли обе стороны, хотя конкретное соотношение этих вкладов остается предметом дискуссий»

Виноват в каком то роде Сталин, его амбиции и цели американской власти были отнюдь не сопоставимые. То есть скорее инициатива принадлежала Сталину, впрочем, определенную роль сыграла и американская сторона.

Избежать холодной войны было невозможно, потому что цели были разными, да и позиции СССР и США в мире после войны были такими мощными, что, по моему мнению, холодная война была неизбежной. Сталин хотел вернуть границы СССР до пределов бывшей империи — царской России, и он это сделал, после войны этой цели были достигнуты. Но он также предпочел бы избежать второй войны, однако не хотел, чтобы страна была полностью разрушена и превратилась в сожженную атомными бомбами пустыню. Именно поэтому он хотел избежать новой бойни, однако при этом пытался защищать интересы СССР так, как он их себе представлял.

 

  1. Часть историков и политиков утверждает, что, разгромив немецко–фашистские войска, СССР на освобожденной территории европейских стран установил свой оккупационный режим, назвав это просоветское образование мировым лагерем социализма. Ваши аргументы.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"