Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

1. Проблема периодизации исторического развития человеческого общества.
2. Ведущие факторы и базовые закономерности развития человечества.

Файлы: 1 файл

история вариант 7.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

 

кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина «История»

Вариант 7

 

 

            Выполнила              

Студентка        1 курс, вечер

Специальность       Бакалавр экономики

         № зач. книжки      

Преподаватель               

 

                                                                        Брянск 2012

 

Задание 1

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества.                

Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех или для ведущих стран. 
Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

Одной из первых концепций, которая давала бы общее представление о

качественных различиях экономического роста в индустриальную эпоху,

была предложенная американским экономистом У. У. Ростоу теория стадий

роста. Используя его подход, в основе которого лежит выделение появления

принципиально новых производственных технологий (революции в

производительных силах), в развитии индустриальной экономики можно

выделить пять основных событий:

1. промышленный переворот (по Ростоу, стадия взлета) – первая промышленная революция (переход к машинным технологиям в легкой промышленности после внедрения ткацкого станка);

2. переход к стадии зрелости - вторая промышленная революция (переход к машинным технологиям в тяжелой промышленности после внедрения парового двигателя);

3. электрическая революция (внедрение электроэнергетики);

4. переход к стадии массового потребления (внедрение конвейерных технологий);

5. научно-техническая революция (внедрение компьютерных технологий).

В соответствии с марксистской теорией типология государств в основании имеет общественно-экономические формации. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Поскольку в истории человечества их выделялось пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, был сформулирован в рамках марксизма основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа  государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории».

 Цивилизация, по Тойнби — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:

1) религия и форма её  организации;

2) территориальный признак, степень удалённости от того  места, где данное общество первоначально  возникло.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетская, андская, древнекитайская, минойская,шумерская, майянская, сирийская, индская, хеттская, эллинская,  западная, дальневосточная (в Корее и Японии), православная христианская (основная), православная христианская, дальневосточная (основная) , иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская, вавилонская.         Кроме перечисленных, Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов» — середины II тысячелетия до н. э.), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосы, кочевники Великой степи, османы, спартанцы, полинезийцы). В некоторых случаях сменяющие друг друга цивилизации образуют последовательности. Максимальное число цивилизаций в этих последовательностях не превышает трёх. Последними членами последовательностей являются ныне живущие цивилизации. Таковы последовательности:

минойская — эллинская — западная цивилизации,

минойская — эллинская — православная цивилизация,

минойская — сирийская — исламская цивилизации,

шумерская — индская — индуистская цивилизации.

Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды.

 Тойнби отмечает следующие  типы вызовов:

вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации)

вызов новых земель (минойская цивилизация)

вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация)

вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация)

вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю. 

Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» Ответ на вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат. Правящая элита создаёт универсальное государство, внутренний пролетариат — вселенскую церковь, внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды.

Следующая теория была выдвинута американским социологом и футурологом, одним из авторов концепции постиндустриального общества Элвином Тоффлером. В своих работах он выдвинул тезис о том, что на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая волна, ведущая к созданию постиндустриального общества. "Первая волна", по мнению Тоффлера, соответствует сельскохозяйственной революции, которая играла важнейшую роль в истории человечества на протяжении нескольких тысячелетий. "Вторая волна" возникла в XVII в. и соответствует эпохе индустриальной цивилизации. Тоффлер также утверждает, что именно анализ динамики противодействия сил Второй и Третьей волн, поможет объяснить наиболее важные тенденции развития современного общества.

Наиболее целесообразна цивилизационная теория. Теория цивилизаций подразумевает первичность человеческого разума, который проявляется в познании окружающего мира и самого человека.

 

 

 

 

 

Задание 2

К ведущим факторам и базовым закономерностям развития человечества можно отнести:

- феодализм, пришедший на  смену рабовладельческому или  первобытно - общинному строю;

- религии (мировые или  национальные);

- производительные силы, ремесла, бурный рост городов;

- расцвет науки и культуры, образование становится более доступным для всех слоев общества, создаются университеты;

- формирование средневековых и национальных государств;

- оформление народностей;

- формируются сословия  и классы.

В средневековую эпоху церковь оказывала огромное влияние на мировоззрение людей. Простому человеку внушалось, что вся его жизнь подчинена воле господ и не последнюю роль в этом играла католическая церковь. Похожие процессы происходили и в странах с мусульманской религией. Развитие науки, культуры, ремесел, рост городов готовили почву для перехода от феодального строя к капитализму. Если в последующие эпохи университет обретает аристократические черты, средневековый изначально был «народным», в том смысле, что дети крестьян и ремесленников могли стать студентами.

Заметное место в экономике средневековья занимали вольные города. Они были носителями смешанного феодально-капиталистического уклада. Здесь сильны были феодальная знать и церковь, но в то же время преобладали мелкие ремесленники и торговцы; экономическая сила была за крупными торговцами, руководителями цехов, банкирами; вольнолюбивый дух поддерживался в университетах, а также писателями, художниками, артистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

К глобальным проблемам современности относятся:

Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами. Последние требуют у развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.

Проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых. Ее решение будет во многом зависеть от эффективного использования природных ресурсов, научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства и от уровня государственной поддержки.

Энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас прежде всего за счет замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне мировых цен на энергоресурсы и серьезно влиять на динамику спроса и предложения, а также производства и потребления энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации.

Демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.

Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост продовольствия и поэтому население мира неизбежно беднеет. Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на экономический рост.

Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана — это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.

Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"