Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

1. Избранная Рада 1549г.
2. Реформа органов центрального управления.
3. Уложение о службе 1555—1556 г.

Файлы: 1 файл

администр. реформа.docx

— 25.43 Кб (Скачать файл)

В 1549г. Создается Избранная Рада – совет близких к Ивану IV людей.

Туда вошли Алексе́й Фёдорович Ада́шев, князь Курлятов, А. Курбский, Михаил Воротынский, московский митрополит Макарий, духовник царя священник благовещенского собора Кремля Силльвестр, дьяк посольского приказа висковатый. Избранная Рада просуществовала до 1560г.

Административная реформа Избранной Рады

1)Была увеличена в три раза Боярская Дума – законо-совещательный орган при князе, для того чтобы ослабить влияние старой аристократии.

2) В 1549 году Иван IV созвал «Собор примирения»; впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освященным»). На этом соборе было принято решение составить новый судебник(1550)

Считалось, что Земские соборы олицетворял собой "всю землю". На самом деле на Земских соборах было представлено далеко не все население России (то же самое наблюдалось в западноевропейских представительных учреждениях).В земских соборах принимали участие:

Боярская дума 
(в полном составе) 

Освященный собор 
(высшие церковные иерархи)

Выборные от служилых людей "по отечеству" 
(дворян московских, приказной администрации, городового дворянства)

Выборные от служилых людей "по прибору" 
(стрельцов, пушкарей, казаков и т.д.)

Выборные от гостиной и суконной сотни

Выборные от посадского населения 
(черных сотен и слобод)


Подавляющее большинство населения, то есть крестьяне была лишена права сословного представительства. Это свидетельствовало о создании сословно-представительного учреждения и превращения России в сословно-представительную монархию. На Земском соборе обсуждались вопросы внешней политики и финансов, а также избрание новых царей. Земские соборы имели совещательный характер и не ограничивали власти царя, но, безусловно, благодаря им политические мероприятия верховной власти проводились на местах в жизнь. Однако земские соборы в России проводились только по необходимости, т.е. нерегулярно.

3) Реформа  органов центрального управления.

Реформы включали создание новой системы центральных органов управления – приказов, В середине XVI в. в России действовало около 20 приказов, каждый из которых ведал определенными делами. Так, Посольский приказ регулировал отношения с зарубежными странами, дьяк Иван Висковатый

Пушкарский приказ – артиллерией

Разбойный – делами об охране феодальной собственности

Финансовые дела находились в компетенции Большого прихода и Четвертей (Четей)

 

Ямской – почтовой связью и почтовыми станциями (ямами).

Поместный – государственными землями, раздаваемыми дворянам.

Челобитенный, в котором принимались жалобы на имя царя и проводилось расследование по ним. Во главе этого, по сути высшего органа контроля, стоял А.Адашев. 

Разрядный - обеспечивал сбор дворянского ополчения и назначал воевод, руководил дьяк И.Г.Выродков, 

Холопий

Во главе приказа стоял знатный боярин – крупный государственный чиновник, ему подчинялись дьяки и подьячие. Действовали приказы, ведавшие определенными территориями, – Приказ Сибирского дворца, Приказ Казанского дворца.

4) Губная реформа — реформа в Московском государстве в части местного управления, произведённая в XVI веке (во время правления Ивана IV). Дворяне должны были избирать в каждом уезде, где было введено губное управление(много вотчин и поместий), из своей среды губных старост Им поручили борьбу с наиболее опасными для государства преступлениями — «разбоями». В соответствии с положениями губной реформы дела о «лихих людях» изымались из ведения наместников и волостелей и передавались в ведение губных старост, которых выбирало провинциальное дворянство, а в черных землях — земских старост «(излюбленных голов)», избиравшихся черносошным крестьянством.

Также была отменена система кормлений.

Кормле́ние — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Изменения в положении служилых людей тесно связаны также с отменой наместничьего управления (кормлений). Вместо "кормленичего дохода", шедшего в основном в руки наместников и волостелей, вводился общегосударственный налог "кормленый откуп". Этот налог поступал в государственную казну, откуда раздавался служилым людям в качестве жалования - "помоги". Денежную "помогу" давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше нормы. Зато тот, кто вывел меньше людей, платил денежный штраф, а неявка могла повлечь конфискацию владений и телесное наказание.

5) Уложение о службе 1555—1556 г. — законодательный акт, определивший порядок службы в России XVI века. Входит в число реформ «Избранной рады» в первой половине правления Ивана Грозного. Завершает земельное законодательство 1550-х годов.

Уложение о службе, часть единого «Приговора царского о кормлениях и о службе», завершает выработку правовых основ поместного землевладения и вместе с тем является завершением процесса перестройки армии Русского государства. На месте старых военных дружин времен феодальной раздробленности создается единая армия нового типа — «дворянское войско», центральной фигурой которой является дворянин, «служилый человек». В качестве царского «пожалования» «служивым людям» предоставлялись поместья за счет уравнительного «землемерия» и излишков земли у «вельмож, оскудевших службой», то есть тех, «кто землю держит, а службы с неё не платит».

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Истории"