Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 11:43, контрольная работа
Задание 1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?
Исторический факт – это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/ асинхронности).
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Кафедра ______________________________
История
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов дистанционного обучения
Студент Голубева М.А. | |
Группа 14408 | |
Дата 02.01.2015 г. | |
Преподаватель Демидов В.В. | |
Новосибирск 2015 г.
Задание 1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?
Исторический факт – это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/ асинхронности). Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций. Историческое пространство представлено совокупностью природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Историческое движение отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию.
Методология истории выделяет три типа исторического факта:
- Факты исторической действительности. Эти факты объективны и по отношению к творцам исторических источников, и по отношению к источнику. В них проявляется все многообразие человеческой деятельности и тех отношений, в которых она осуществлялась.
- Факты исторического источника. Это субъективные факты, которые являются итогом отражения фактов действительности создателем источника.
- Научно-исторический факт. Это отражение ученым фактов первого типа на основе фактов второго типа, что усиливает его субъективность.
Факт, как таковой, вне связи с другими, может быть интересен или не очень, но сам по себе он не имеет большого значения. Только интерпретация его с историком в связи с рядом других событий и фактов, придает ему ту значимость, которую можно использовать для выяснения истины.
Исторические факты чрезвычайно многообразны по пространственно-временной протяженности (факты простые и сложные), по предметной содержательности (факты экономической, социальной, политической, культурно-идеологической жизни и т.д.) и по системе присущих им взаимосвязей. Любой исторический факт всегда находится в системе других фактов и взаимодействует с ними. Поэтому при инвариантности каждого отдельного выражения исторического факта система этих выражений является поливариантной, т.е. многозначной. Это служит объективной основой для разного «видения» исторических фактов познающимся субъектом- историком. Но от историка зависит лишь выбор угла зрения на факт, но не его реальное содержание, которое объективно.
Многообразие и сложность даже простых исторических фактов состоит в том, что они выражают историческую реальность и стороны ее объективного содержания, т.е. ее коренной сущности, и со стороны ее субъективных восприятий современниками, т.е. со стороны ее видимости. Таким образом, истинный смысл исторических фактов и их понимание и оценка современниками очень часто не совпадают. Но какими бы не были иллюзии современников о своей эпохе, они являются реальными историческими фактами, с которыми приходится иметь дело историку. Поэтому возникает важная задача выявления и преодоления заблуждений современников.
Тем самым историческое познание в своей коренной сути – раскрытии закономерностей объективного хода общественно-исторического процесса – сходно с научно-естественным познанием.
Задание 2. Объясните, чем были вызваны реформы Петра I? Как Вы оцениваете результаты этих реформ?
Реформы Петра I были вызваны неотложными государственными нуждами. Задачи реформирования государства стояли и перед предшественниками Петра. Надо отметить такую особенность в процессе реформирования, осуществляемого Петром: все время его царствования сопровождалось войнами. Победа под Полтавой (1707г.) выводила Петра на большую европейскую дорогу. Для того, чтобы быть могущественной державой, нужны немалые средства. Источники государственных доходов истощались. Необходимо было разыскивать новые источники государственных доходов. Их можно было найти только путем лучшей организации народного труда и государственного хозяйства. Реформа захватила все части государственного строя, коснулась самых разнообразных сторон народной жизни. Цели реформы были ясны, а план реформы неуловим: она касалась то одних, то других сторон жизни нашего государства, возвращалась к решению некоторых проблем. Непоследовательность реформ обусловлена войной. На первой очереди стояло преобразование военных сил страны. Поддержание регулярной армии требовало немалых финансовых средств. Меры, направленные на обеспечение и содержание армии изменяли положение и взаимные отношения сословий, требовали повышения производительности труда. Для успешного проведения реформ требовалась перестройка управления всей государственной машины. Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители, достаточно подготовленные к делу, обладающие нужными для того знаниями. Также необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающее его сущность и цели. Отсюда, усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных технических школ.
Реформы
Петра 1 предполагали: военную реформу;
перемены в положении дворянства, направленные
к поддержанию его служебной годности;
меры по увеличению государственных доходов
посредством улучшения качества труда;
финансовые нововведения; преобразование
управления и устройство учебных заведений.
Реформы Петра I оставили
большой след в истории России. Петр создал
регулярную армию, флот, промышленность.
Для промышленности требовались образованные
кадры – он заводит в столице академии,
училища, в губерниях – школы. То, что сделано
Петром, при медленном развитии могло
бы быть достигнуто лишь через 100 лет. В
старой Руси народ почитал государя, Петр
повелел почитать государство. Петр сближался
с Европой только для того, чтобы учиться
у нее, но не раболепствовать перед ней.
С помощью иностранцев Петр учредил новое
центральное управление. Петр ввел в хозяйственный
оборот огромное количество производительного
труда. Но все плоды этого труда ушли не
на обогащение народа, а, к сожалению, на
войну. Результаты реформ были обращены
к будущему.
Задание 3. Объясните содержание двух первых декретов советской власти («О мире»,«О земле») и их историческое значение.
Декрет о мире - первый декрет Советской власти, принятый Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 26 октября (8 ноября) 1917. Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 136-138. 203.12. Проект декрета был подготовлен В. И. Лениным и представлен им съезду в докладе о мире. Великая Октябрьская социалистическая революция победила в обстановке мировой империалистической войны. Вопрос о выходе из войны был наиболее важным для сотен миллионов людей. В Декрете содержалось предложение всем народам и правительствам открыть немедленно переговоры о заключении всеобщего мира на условиях отказа от аннексий и контрибуций. На период мирных переговоров Декрет предлагал заключить перемирие сроком на 3 месяца. Декрет о мире явился важнейшим программным внешнеполитическим документом Советской власти, исходившим из возможности длительного мирного сосуществования с капиталистическими странами. Впервые в истории были провозглашены новые принципы международной политики мира и мирного сотрудничества, пролетарского интернационализма, признания полного равноправия всех народов, уважения их национальной и государственной независимости, невмешательства во внутренние дела др. стран. Впервые в истории верховный орган власти признал законность и справедливость освободительной борьбы угнетённых народов.
Правящие круги империалистических стран Антанты враждебно встретили советское мирное предложение. Они призывали к организации вооружённой интервенции в Советскую Россию. Декрет о мире восторженно встретили народы России и зарубежных стран. 9(22) ноября 1917 Ленин обратился по радио к солдатам и матросам с призывом выбирать уполномоченных и вступать в переговоры с неприятелем о перемирии.
На фронтах стали заключаться «солдатские миры». В Великобритании, Франции, США прокатилась волна демонстраций, митингов с требованием мира, поддержки Советской России. После отклонения советских мирных предложений правительствами стран Антанты Советское правительство вынуждено было начать мирные переговоры с Германией.
Декрет о земле - второй декрет Советской власти, принятый Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов в 2 часа ночи с 26 октября (8 ноября) на 27 октября (9 ноября) 1917. Проект декрета был подготовлен В. И. Лениным и представлен им съезду в докладе о земле. При написании Декрет о земле. Ленин использовал «Примерный наказ, составленный на основании 242 наказов, доставленных местными депутатами на 1-й Всероссийском съезд крестьянских депутатов в Петрограде в 1917 году», раздел которого «О земле» целиком вошёл в текст декрета (ст. 4).
Декрет отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарём и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возлагалось принятие мер для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений. Декрет устанавливал также, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. Декрет определил новые принципы землевладения и землепользования: право частной собственности на землю отменялось, запрещались продажа, аренда и залог земли, вся земля объявлялась всенародным достоянием, т. е. переходила в исключительную собственность государства (что означало национализацию земли); земельные участки с высококультурными хозяйствами, питомники, конные заводы и прочее, а также весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель передавались в исключительное пользование государства или общин; право пользования землёй получили все граждане при условии обработки её своим трудом, семьёй или в товариществе без наёмного труда, на основе уравнительного землепользования при свободном выборе форм землепользования, в том числе и артельной. По декрету крестьяне России получили бесплатно 150 млн. десятин земли, они были освобождены от уплаты 700 млн. рублей золотом ежегодно за аренду земли и от долгов за землю, достигших к этому времени 3 млрд. рублей. Основные положения Декрета были развиты и конкретизированы в ряде законодательных актов Советского государства, в том числе в законе «О социализации земли» 1918, в Земельном кодексе РСФСР 1922 и др. Осуществление Декрета о земле и других актов аграрного законодательства Октябрьской социалистической революции обеспечило поддержку Советской власти со стороны трудового крестьянства, ликвидацию помещичьего землевладения и класса помещиков и создало «... земельный строй, наиболее гибкий в смысле перехода к социализму» Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 37, с. 326..
Задание 4. Дайте характеристику НЭПу, покажите, какие задачи были решены в результате проведения этой политики, какие проблемы возникли при её реализации.
Новая экономическая политика (НЭП) – экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. НЭП рассматривался как временная политика, направленная на создание условий для социализма.
Главная политическая цель НЭПа – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян.
Экономическая цель – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.
Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причем, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров ( экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной множества ошибок.
Значительные темпы роста экономики были достигнуты лишь за счет возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926-1927 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было не способно только из своих средств производить долгосрочные капиталоемкие инвестиции. В 20-е г. удалось восстановить народное хозяйство и даже превзойти довоенный уровень, исключительно за счет внутренних резервов. Успехи в возрождении сельского хозяйства позволили накормить население страны в 1927-1928 гг. СССР обогнал дореволюционную Россию по уровню потребления пищевых продуктов. С другой стороны, осуществление НЭПа проходило трудно и сопровождалось целым рядом негативных моментов. Главный из них связан с непропорциональным развитием основных отраслей народного хозяйства. В деревне шла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что приводило к росту напряженности.
Однако главное противоречие лежало не в сфере экономики, а между экономикой и политической системой, рассчитанной на использование административно-командных методах управления. Это противоречие стало непримиримым в конце 20-х гг., и политическая система разрешила его путем свертывания новой экономической политики.